«системы автоматизированного проектирования», 2008 Дисциплина: «Интеллектуальные подсистемы сапр»




Название«системы автоматизированного проектирования», 2008 Дисциплина: «Интеллектуальные подсистемы сапр»
страница1/36
Дата публикации17.01.2015
Размер2.36 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
ГОУ ВПО «Брянский государственный технический университет»

ВОПРОСЫ
к государственному экзамену по специальности
«СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ», 2008

^

Дисциплина: «Интеллектуальные подсистемы САПР» (Шкаберин В.А.)


  1. Понятие искусственного интеллекта. Модели представления знаний.

  2. Предмет исследования и основные  направления исследований в области искусственного интеллекта.

  3. Представление задач в пространстве состояний. Методы поиска в пространствах состояний.

  4. Продукционные модели представления знаний в интеллектуальных системах.

  5. Фреймовые модели представления знаний в интеллектуальных системах.

  6. Сетевые модели представления знаний в интеллектуальных системах.

  7. Логические модели представления знаний в интеллектуальных системах.

  8. Назначение, функции и структура экспертных систем.

  9. Назначение и структура интеллектуальных подсистем в современных САПР.

 
^

1. Понятие искусственного интеллекта. Модели представления знаний


Искусственный интеллект – это область информатики, которая занимается разработкой интеллектуальных компьютерных систем, т.е. систем, обладающих возможностями, которые мы традиционно связываем с человеческим разумом, - понимание языка, обучение, способность рассуждать, решать проблемы и т.д. (Барр и Файгенбаум, 1981 г.)

^ Искусственный интеллект – это одно из направлений информатики, целью которого является разработка аппаратно-программных средств, позволяющих пользователю-непрограммисту ставить и решать свои, традиционно считающиеся интеллектуальными задачи, общаясь с ЭВМ на ограниченном подмножестве естественного языка.

Существуют два направления в ИИ:

  1. Нейрокибернетика ориентирована на программно-аппаратное моделирование структур, подобных структуре мозга. Усилия сосредоточены на создании элементов, аналогичных нейронам, и их объединении в функционирующие системы. Эти системы называют нейронными сетями или нейросетями.

  2. Кибернетика «черного ящика». Главная ориентация этого направления ИИ – поиски алгоритмов решения интеллектуальных задач на существующих моделях компьютеров.

Знания – это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области.
В информационных системах используют различные модели (способы) представления знаний:

1 Логические модели. В основе моделей такого типа лежит формальная система, задаваемая четверкой вида: M = . Множество T есть множество базовых элементов. P есть множество синтаксических правил. С их помощью из элементов T образуют синтаксически правильные совокупности.В множестве синтаксически правильных совокупностей выделяется некоторое подмножество A. Элементы A называются аксиомами. Множество B есть множество правил вывода.
2 Сетевые модели. В основе моделей этого типа лежит конструкция, названная семантической сетью(иерархическая сеть, в вершинах которой находятся информационные единицы. Дуги семантической сети соответствуют различным связям между информационными единицами). Сетевые модели формально можно задать в виде H = Г>. Здесь I есть множество информационных единиц; C1, C2, ..., Cn - множество типов связей между информационными единицами. Отображение Г задает между информационными единицами, входящими в I, связи из заданного набора типов связей.
Преимущества сетевой модели

  1. большие выразительные возможности;

  2. наглядность системы знаний, представленной графически;

  3. близость структуры сети, представляющей систему знаний, семантической структуре фраз на естественном языке;

  4. соответствие современным представлениям об организации долговременной памяти человека.

Недостатки сетевой модели

  1. Сетевая модель не дает (точнее, не содержит) ясного представления о структуре предметной области, которая ей соответствует, поэтому формирование и модификация такой модели затруднительны.

  2. Сетевые модели представляют собой пассивные структуры, для обработки которых необходим специальный аппарат формального вывода и планирования.

  3. Проблема поиска решения в базе знаний типа семантической сети сводится к задаче поиска фрагмента сети, соответствующего некоторой подсети поставленной задачи. Это, в свою очередь, обусловливает еще один недостаток модели — сложность поиска вывода на семантических сетях.

3 Продукционные модели. В моделях этого типа используются некоторые элементы логических и сетевых моделей. Из логических моделей заимствована идея правил вывода, которые здесь называются продукциями, а из сетевых моделей - описание знаний в виде семантической сети.
Преимущества продукционных моделей

  1. Модульность

  2. Модифицируемость

  3. Доступность чтения

  4. Способность к самообъяснению

  5. Универсальность

  6. Эффективность организации памяти

Недостатки продукционной системы:
При большом числе продукций становится сложной проверка непротиворечивости системы продукций.
Из-за присущей системе недетерминированности (неоднозначного выбора выполняемой продукции из фронта активизированных продукций) возникают принципиальные трудности при  проверке корректности работы системы
4. Фреймовые модели. В отличие от моделей других типов во фреймовых моделях фиксируется жесткая структура информационных единиц, которая называется протофреймом. В общем виде она выглядит следующим образом:
(Имя фрейма:
Имя слота 1(значение слота 1)
Имя слота 2(значение слота 2)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Имя слота К (значение слота К)).
Значением слота может быть практически что угодно (числа или математические соотношения, тексты на естественном языке или программы, правила вывода или ссылки на другие слоты данного фрейма или других фреймов). В качестве значения слота может выступать набор слотов более низкого уровня
Преимущества фреймовой модели
Основное преимущество фреймов как модели представления знаний – эта модель отражает концептуальную основу организации памяти человека, а также ее гибкость и наглядность.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«системы автоматизированного проектирования», 2008 Дисциплина: «Интеллектуальные подсистемы сапр» iconМинистерство образования РФ московский энергетический институт (технический...
Сапр; методы прогнозирования развития средств автоматизированного проектирования. Организация инженерного труда

«системы автоматизированного проектирования», 2008 Дисциплина: «Интеллектуальные подсистемы сапр» iconАвтореферат разослан
Работа выполнена на кафедре "Системы автоматизированного проектирования и поискового конструирования" Волгоградского государственного...

«системы автоматизированного проектирования», 2008 Дисциплина: «Интеллектуальные подсистемы сапр» iconУчебное пособие Санкт-Петербург 2012 Общая информация о курсе Название...
Курс представляет собой руководство по применению системы автоматизированного проектирования Autocad. В книге отражены функциональные...

«системы автоматизированного проектирования», 2008 Дисциплина: «Интеллектуальные подсистемы сапр» iconРабочая программа по курсу «компас-3D»
Программа предназначена для освоения возможностей автоматизации процесса разработки проектной и конструкторской документации в системе...

«системы автоматизированного проектирования», 2008 Дисциплина: «Интеллектуальные подсистемы сапр» iconРабочая программа по курсу «Solid Works»
Программа предназначена для обучения студентов разработке конструкторской и технологической документации в системе автоматизированного...

«системы автоматизированного проектирования», 2008 Дисциплина: «Интеллектуальные подсистемы сапр» iconРабочая программа по курсу «t-flex cad»
Программа предназначена для освоения возможностей автоматизации процесса разработки проектной и конструкторской документации в системе...

«системы автоматизированного проектирования», 2008 Дисциплина: «Интеллектуальные подсистемы сапр» iconПрограмма подготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны...
Программа предназначена для подготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны и Свердловской областной подсистемы единой...

«системы автоматизированного проектирования», 2008 Дисциплина: «Интеллектуальные подсистемы сапр» iconВ семи томах том Интеллектуальные системы (Системы решения проблем)
Интеллсист, их структуры и технологии работы с инструментарием составляют центральную часть тома. Оценка возможностей Интеллсист...

«системы автоматизированного проектирования», 2008 Дисциплина: «Интеллектуальные подсистемы сапр» iconРабочая программа по курсу «компас-автопроект»
Программа предназначена для освоения возможностей автоматизации процесса разработки проектной и технологической документации в системе...

«системы автоматизированного проектирования», 2008 Дисциплина: «Интеллектуальные подсистемы сапр» iconИнтеллектуальные разминки
Они могут использоваться как на уроке, так и во внеклассной работе. Интеллектуальные разминки способствуют повышению интереса школьников...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница