Всемирная Организация Здравоохранения Навыки, Необходимые для Здоровья




НазваниеВсемирная Организация Здравоохранения Навыки, Необходимые для Здоровья
страница1/19
Дата публикации18.01.2015
Размер1.7 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Всемирная Организация Здравоохранения

Навыки, Необходимые для Здоровья
Образование в области здоровья, основанное на привитии жизненных навыков (ООЗОПЖН), -

важный компонент доброжелательной к ребенку/укрепляющей здоровье школы

ВОЗ с благодарностью отмечает великодушный финансовый вклад в оформление и публикацию данного документа следующих организаций:

Отдел здоровья подростков и школьников,

Национальный центр профилактики хронических заболеваний и укрепления здоровья,

^ Центр по контролю и борьбе с заболеваниями, Атланта, Джорджия, США.

Принципы и политика каждого из приведенных выше агентств основаны на важных решениях их органов управления. Каждое агентство проводит меры вмешательства, описанные в данном документе, в соответствии с этими принципами и политикой, а также в рамках своего мандата.
Данный документ был подготовлен при технической поддержке Карле Олдингер и Черил Вин-Витман, Программа развития здоровья и человеческого развития (ЗЧР) в Центре развития образования (ЦРО). ЗЧР/ЦРО является центром, сотрудничающим с ВОЗ, по укреплению здоровья через школу и сообщество.
Амайя Гиллеси из Отдела по образованию ЮНИСЕФ и Джек Т. Джоунс из Отдела профилактики неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья в ШК/ВОЗ осуществляли общее руководство при написании данного документа.
При написании данной публикации использовались различные источники и научная литература, а также проводились консультации с экспертами предыдущей публикации «Подход на основе жизненных навыков к здоровому развитию детей и подростков» (Л. Мангрулкар, Ч. Винс-Витман и М. Познер в журнале Панамериканской организации здравоохранения, 2001). Кроме того, использовались вопросники исследования, представленные многим международным агентствам на глобальном, региональном и национальном уровнях, а также материалы, разработанные ЮНИСЕФ и ВОЗ. Черновой вариант данного документа был предоставлен организациям ЮНЕЙДС, осуществлявшим совместное финансирование, и другим партнерам.
^ Неоценимый вклад в создание и публикацию данного документа также внесли:
Дейвид Кларк, Департамент по международному развитию, Лондон, Великобритания;

Дон Банди и Сьюнг Ли, Всемирный банк, Вашингтон, О.К., США;

Силия Майер, Партнерство во имя развития ребенка, Лондон, Великобритания;

Нейл МакКи и Антье Бекер и коллеги, Университет Джона Хопкинса, Балтимор, МД, США;

Изольде Бердтистл, Сара Гудьянга, Дайан Виддус, Маргарета Кимзеке;

Питер Букланд, Элейн Фурнисс, Ноала Скиннер, Андре Гурреро, Астер Харегот, Онно Купманс, Элейн Кинг, Нурпер Улкер, Анна Обура, Чангу Маннатоко, Пол Вафер, Штаб-квартира ЮНИСЕФ, региональные и страновые офисы;

Франсиска Инфанте, ПАХО, Вашингтон, О.К., США;

Сесилия Мойа, Кент Клиндера «Защитники молодежи», Вашингтон, О.К., США;

Брад Стрикланд и Джоан Вудс, ЮСАИД, Вашингтон, О.К., США;

В. Чандра-Моули «Здоровье детей и подростков», ШК/ВОЗ, Женева, Швейцария;

Чарльз Голлмар, СиДиСи, Атланта, Джорджия, США;

Делиа Барселона, ШК/ЮНФПА, Нью-Йорк, США;

Анна Мария Хоффман, ЮНЕСКО, Париж, Франция.

ПРЕДИСЛОВИЕ
На начало XXI столетия образовательный потенциал значительного числа детей и молодежи в каждой стране мира оказался слабым. Голод, недостаточность питания, дефицит питательных микроэлементов, паразитарные инфекции, злоупотребление наркотиками и алкоголем, насилие и травматизм, ранняя и нежелательная беременность, заражение ВИЧ и другими инфекциями, передающимися половым путем, представляют собой серьезную угрозу здоровью и жизни детей и молодежи (ЮНЕСКО, 2001). И все-таки данную ситуацию можно и нужно изменить к лучшему. Образование в области здоровья, основанное на привитии жизненных навыков, как показывает практика, вносит свой вклад в здоровое развитие детей и подростков, а также положительно сказывается на дальнейшем поведении детей и подростков, что имеет большое значение для здоровья.
На соответствующих уровнях развития - начиная с дошкольного возраста и на протяжении всего периода раннего детства - дети могут участвовать в процессе познания, который поможет им избежать болезней и травм, что, в свою очередь, будет стимулировать здоровые взаимоотношения. Они могут приобрести необходимые им знания и навыки, например, практические навыки соблюдения личной гигиены и санитарии; навыки ведения переговоров и умение сделать выбор в пользу правильного сексуального поведения и репродуктивного здоровья, а также умение слушать и эффективно общаться в процессе формирования взаимоотношений. По мере взросления молодые люди могут стать лидерами создания здоровой среды, возглавив, например, движение за школу и сообщество, свободные от табакокурения.
Школы также должны играть важную роль в обеспечении детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для защиты собственного здоровья. Образование в области здоровья на основе приобретенных навыков - это часть рамки ФРЕШ (Направление ресурсов на обеспечение эффективной охраны здоровья в школе), предложенной и поддерживаемой ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮНФПА и Всемирным банком. Данный документ, опубликованный совместными усилиями агентств, поддерживающих инициативу ФРЕШ, делает акцент на роли школ, однако он будет полезным и для внешкольных учреждений. Его целью является активизация усилий по внедрению качественного образования в области здоровья на основе навыков в национальном масштабе во всех странах мира.
^ Пекка Пуска, Рут Каджия,

Отдел неинфекционных заболеваний, Отдел сети образования и

Профилактики и укрепления здоровья, человеческого развития,

Директор, Директор,

ВОЗ/ШК, Женева. Всемирный банк, Вашингтон, О.К.
^ Крим Райт, Мари Симонен,

Сектор образования, Отдел технической помощи,

Руководитель, ЮНФПА, Нью-Йорк.

ЮНИСЕФ, Нью-Йорк.
Черил Винс-Витман,

Сотрудничающий центр ВОЗ по Мери Джой Пигоцци,

Пропаганде здоровья через школу и Отдел поддержки

Сообщество, качественного образования,

Директор, Директор,

Корпорация Центр развития образования. ЮНЕСКО.


  1. ВВЕДЕНИЕ


Цель: дать обоснование и описать аудиторию, для которой предназначен данный документ; дать определение ключевых понятий и объяснить, каким образом санитарное просвещение на основе полученных навыков, включая и жизненные навыки, отвечает более широкому контексту того, что может сделать школа для улучшения качества образования и здоровья.
Важнейшей частью системы образования является обеспечение здоровья детей и полноценной возможности учиться. Как показывают различные исследования, образование и здоровье неотделимы. Статус питания ребенка оказывает существенное влияние на умственные способности ребенка и влияет на показатели тестирования; длительное отсутствие в школе, пропуски занятий по причине заболеваний, вызванных паразитарными инфекциями, ведут к плохой успеваемости и отсеву (Винс Витман и др., 2001). Структура и условия учебной среды играют такую же важную роль, как и человеческий фактор: качество водоснабжения и плохие санитарные условия в школе могут сказаться на посещаемости девочек; дети не могут посещать школу, не могут концентрировать внимание на учебе, когда они расстроены или боятся насилия, и т.д. С другой стороны, у детей, посещающих школу без пропусков на протяжении ряда лет, состояние здоровья лучше, у них больше возможностей полноценно реализоваться в жизни. Получение знаний, умений и навыков на основе образования подобно вакцинации против болезней, угрожающих здоровью. Образование с целью обеспечения здоровья - важный компонент любого образования, равно как и программы общественного здравоохранения. Такое образование защищает молодых людей как от поведенческих, так и экологических угроз, дополняет и поддерживает политику, услуги и изменения в состоянии окружающей среды.
На протяжении десятилетий санитарное просвещение людей являлось важной стратегий профилактики заболеваний и травматизма. Этот подход в значительной мере основан на практике общественного здравоохранения, социальной науке, коммуникации и образовании. В своем раннем опыте образование в основном строилось на предоставлении информации и фактов. Постепенно образовательные подходы стали больше ориентироваться на развитие жизненных навыков, включая все аспекты здорового образа жизни: физическое, социальное, эмоциональное и психическое благополучие. В процессе воспитания детей и подростков уже с раннего возраста им необходимо прививать навыки здорового образа жизни, что поможет предотвратить риск нежелательных последствий и преждевременную смерть. Для охвата детей и молодежи такого рода образовательными услугами важно использовать не только школу, но и внешкольные учреждения, однако в данном документе акцент делается только на школьной деятельности. Образование во имя здоровья является важным и существенным компонентом эффективной программы школьного санитарного просвещения, его эффективность увеличится еще больше, если оно будет дополнено политикой и услугами в области охраны здоровья, а также здоровой средой.
^ 1.1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ
На Всемирном форуме по образованию, проходившем в Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 года, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и Всемирный банк пришли к соглашению о сотрудничестве в целях внедрения эффективной программы санитарного просвещения в общеобразовательные школы. Их рамка, названная ФРЕШ «Направление ресурсов на обеспечение эффективной охраны здоровья в школе», призывает к одновременному осуществлению четырех ключевых компонентов во всех школах:


  • Школьная политика в области охраны здоровья

  • Обеспечение школ качественной питьевой водой и средствами санитарии и гигиены - важные шаги в обеспечении здоровой учебной среды

  • Санитарное просвещение на основе привития навыков

  • Услуги по охране здоровья и обеспечению полноценного питания в школе.


Эти компоненты следует поддерживать и осуществлять на основе эффективного партнерства между учителями и работниками здравоохранения, а также между сектором образования и здравоохранения; на основе эффективного партнерства сообществ; на основе информирования учащихся и их непосредственного участия в процессе образования (ЮНЕСКО/ЮНИСЕФ, Всемирный банк, 2000).


    1. ^ ПОЧЕМУ БЫЛ ПОДГОТОВЛЕН ДАННЫЙ ДОКУМЕНТ


Данный документ может использоваться вместе с дополнительными Краткими инструкциями, в целях лучшей ориентации работников образования и медицинских работников на улучшение здоровья молодежи посредством санитарного просвещения на основе навыков, включая жизненные навыки. Данный документ предлагается для внедрения ЮНИСЕФ, ВОЗ, Всемирным банком и ЮНФПА, он дополняет другие документы, которые можно найти на веб-сайтах:
http://www/unicef/org/program/lifeskills/,

http:www.who.int/school-youth-health/,

http:www.dchoolsandhealth.org, http:www.unfpa.org.
^ ЮНИСЕФ, ВОЗ, Всемирный банк и ЮНФПА совместно работали над подготовкой данного документа с целью стимулировать большее число учащихся и сообществ к использованию санитарного просвещения на основе навыков, включая жизненные навыки, в качестве метода улучшения здоровья и образования. Все эти агентства привержены делу продвижения школьных программ здоровья, которые будут осуществлять санитарное просвещение на основе жизненных навыков наряду со школьной политикой по охране здоровья, обеспечения здоровой и поддерживающей среды, а также предоставления услуг здравоохранения во всех школах.
Все агентства разделяют приверженность образования в области здоровья в школе на основе привития навыков в качестве важной предпосылки здоровья для каждого ребенка. Они и их партнеры по ФРЕШ считают, что санитарное просвещение в школе на основе выработки жизненных навыков является важным компонентом программы санитарного просвещения в школах.
ФРЕШ поддерживает инициативу «Образование для всех» (ОДВ). Начало данной инициативе было положено в Джомтьене (Таиланд), где в марте 1990 года лидеры стран мира собрались на свою первую Всемирную конференцию по ОДВ, положившую начало обновленной всемирной инициативе, направленной на удовлетворение базовых образовательных потребностей всех детей, молодежи и взрослого населения планеты. Эта приверженность была вновь подтверждена на Всемирном форуме по образованию в Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 года. В принятых на этом форуме Дакарских рамках действий (2000) делается ссылка на воспитание жизненных навыков в цели 3 и в цели 6 («улучшение всех аспектов качественного образования, обеспечение отличного качества образования для всех учащихся, чтобы признанные и оцениваемые результаты обучения были достигнуты всеми, особенно в области грамотности, счета и жизненных навыков»), а также в стратегии 8.

Как видно из рисунка 1, стратегия 8 Дакарских рамок призывает страны к созданию безопасной, здоровой, инклюзивной и в равной степени обеспеченной ресурсами образовательной среды. Такая образовательная среда основана на четырех ключевых принципах ФРЕШ. Дакарские рамки действий (2000) включают следующие компоненты:

- адекватное водоснабжение и санитария;

- доступ или связь по вопросам охраны здоровья и питания поддерживаются школами, содействующими укреплению здоровья, и школами доброжелательного отношения к ребенку, а также связанной с ними сетью во всем мире.

Раздел 5.2.2 главы 5 содержит описание школ, содействующих укреплению здоровья. Характеристика школ доброжелательного отношения к ребенку дается в разделе 5.2.3.


    1. ^ ДЛЯ КОГО ПОДГОТОВЛЕН ДАННЫЙ ДОКУМЕНТ


Данный документ разработан для людей, заинтересованных в пропаганде, инициировании и укреплении санитарного просвещения на основе приобретенных навыков, включая жизненные навыки, в качестве их подхода к санитарному просвещению:
(а) для людей, разрабатывающих национальную политику и принимающих решения, для тех, кто разрабатывает программы и координирует их исполнение на местном, районном, областном и национальном уровнях, особенно для представителей министерств образования, здравоохранения, органов по делам женщин и молодежи, сообществ, для людей, отвечающих за политику в области народонаселения, религии и социального обеспечения;
(б) для членов неправительственных и других организаций, которые отвечают за планирование и осуществление программ, описанных в данном документе, включая персонал, а также местных и международных консультантов по вопросам здравоохранения, образования, занятых в данных программах, агентств по развитию, заинтересованных в укреплении здоровья через школы;
(в) для лидеров сообществ и других членов сообщества, таких как местные жители, религиозные лидеры, представители средств массовой информации, медицинские работники, социальные работники, психотерапевты, специалисты в области развития, члены организованных групп, например, молодежные группы, женские группы, заинтересованные в улучшении здоровья, образования и благополучия в школах и сообществах;
(г) членов школьных сообществ, включая учителей и представительские организации, консультантов, учащихся, администрации, персонал, родителей и работников сферы обслуживания в школах.


    1. ^ ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НА ОСНОВЕ НАВЫКОВ И ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ


Образование в области здоровья, основанное на привитии навыков, представляет собой подход к созданию или внедрению здорового образа жизни и условий на основе знаний, отношений и навыков с использованием познавательного опыта с акцентом на методике совместного участия.
^ Жизненные навыки представляют собой способность к адаптации и практике положительного поведения, что позволяет людям эффективно решать проблемы и преодолевать трудности повседневной жизни (определение ВОЗ). В частности, жизненные навыки включают в себя группу психосоциальных компетенций и навыки межличностного общения, помогающие людям принимать информированное решение, решать проблемы, мыслить критически и творчески, эффективно общаться, строить здоровые взаимоотношения, сопереживать, справляться с жизненными проблемами и вести здоровый и продуктивный образ жизни. Жизненные навыки могут быть направлены на личные действия или действия в отношении других людей, а также на действия по изменению окружающей среды с тем, чтобы сделать ее благоприятной и безопасной для здоровья.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всемирная Организация Здравоохранения Навыки, Необходимые для Здоровья iconКлассный час в начальной школе "Здоровые зубы каждому любы"
Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки...

Всемирная Организация Здравоохранения Навыки, Необходимые для Здоровья iconПротиволаразитарная программа в школе здоровья «надежда человек маленькая...
Меню на 21 день при дегельминтизации, если вы не можете приехать в школу здоровья

Всемирная Организация Здравоохранения Навыки, Необходимые для Здоровья iconПротиволаразитарная программа в школе здоровья «надежда человек маленькая...
Меню на 21 день при дегельминтизации, если вы не можете приехать в школу здоровья

Всемирная Организация Здравоохранения Навыки, Необходимые для Здоровья icon«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Пугачева Саратовской области»
Что такое здоровье? Всемирная ассоциация здравоохранения дала такое определение: «Здоровье — это состояние полного физического, психического...

Всемирная Организация Здравоохранения Навыки, Необходимые для Здоровья iconПрограмма здоровье сбережение учащихся в гбоу сош №1621 " Здоровье это жизнь"
Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания,...

Всемирная Организация Здравоохранения Навыки, Необходимые для Здоровья iconСценарий праздника «День здоровья»
День здоровья, учрежденный Всемирной организацией здравоохранения. В разные годы этот праздник проводился и в форме конференции,...

Всемирная Организация Здравоохранения Навыки, Необходимые для Здоровья iconКонтрольная работа по дисциплине «Деньги, кредит, банки» на тему:...
В ходе обсуждений выясняется исключительная сложность и противоречивость проблемы

Всемирная Организация Здравоохранения Навыки, Необходимые для Здоровья iconМетодическая разработка «Специфика работы концертмейстера с вокалистами...
Способности, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера стр

Всемирная Организация Здравоохранения Навыки, Необходимые для Здоровья iconКурсовая работа по "Сальмонеллез овец" Тема: Организация, планирование...
Все эти знания необходимые для ветеринарных специалистов, включает в себя специальная дисциплина "Организация и экономика ветеринарного...

Всемирная Организация Здравоохранения Навыки, Необходимые для Здоровья iconВсемирная паутина
Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях и бум в развитии Интернета. Часто, говоря об Интернете,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница