Если у вас есть какие-либо предложения, пожелания, вопросы, то обращайтесь по адресу: До востребования, п. Ульяновка, Тосненский район, Ленинградская область, рф, 187010, Кораблеву Дмитрию Владимировичу




НазваниеЕсли у вас есть какие-либо предложения, пожелания, вопросы, то обращайтесь по адресу: До востребования, п. Ульяновка, Тосненский район, Ленинградская область, рф, 187010, Кораблеву Дмитрию Владимировичу
страница1/16
Дата публикации15.06.2013
Размер2.4 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Аннотация: Книга посвящена теории и практике фотосъемки. Автор раскрывает секреты фотоискусства, которые мало зависят от цены на фотоаппарат. Он на примере демонстрирует, как работают законы композиции и освещенности, как влияет на результат работы фотографа умение учитывать психологию восприятия зрителем изображения вообще и поз и жестов в частности, как работает знаковая система снимка.

Это практическое пособие рассчитано на начинающих фотографов-профессионалов и любителей.

---------------------------------------------

Дмитрий Кораблев

Фотосъемка. Универсальный самоучитель


^ ОТ АВТОРА

В наше время стремительного развития фототехники, в том числе и цифровой, сложилась ситуация, когда ощущается острый недостаток информации как для бытового потребителя, так и для профессионала: как ее использовать, в том числе и в творческом плане. Простой фотолюбитель уже сегодня может создавать без особых усилий фотографические шедевры великолепного качества. Всю технологическую часть процесса съемки все больше берет на себя современная техника. Человеку остается лишь творчество.

Современные специализированные издания и периодическая печать для фотографов не дают всей полноты информации и имеют явный уклон в техническую сторону, то есть снабжают сведениями, которые нужны в основном при покупке аппаратуры. А потом действует принцип: лучший аппарат тот, который имеешь, и им надо пользоваться с полной отдачей.

Эта книга посвящена вопросам фотосъемки. Несмотря на все развитие техники, основные принципы фотографии, как и век назад, остаются незыблемыми. И если их знать, то сам процесс фотосъемки значительно облегчится, так как современный технический прогресс только улучшает и автоматизирует эти принципы. Именно им и посвящена эта книга.

В работе над изданием мне помогали десятки людей. Хочется выразить огромную благодарность:

— Владимиру Теселкину (Витову), единственному в России почетному художнику Международной Федерации фотоискусства «Excellence FIAP», участнику более 600 выставок, на которых он завоевал более 200 наград;

— Асе Копосовой, психологу, специалисту по проведению тренингов;

— Владимиру и Ольге Винишским, социологу и психологу;

— Сергею Ольхе, уникальному специалисту по фотооборудованию, фотохимии и фотосъемке;

— профессору Юрию Шелепину, доктору медицинских наук, начальнику лаборатории физиологии зрения института имени И. П. Павлова;

— инженерам Михаилу Молчанову и Игорю Кулакову, полковнику Игорю Усанову, активно помогавшим в создании книги.

Если у вас есть какие-либо предложения, пожелания, вопросы, то обращайтесь по адресу:

До востребования, п. Ульяновка, Тосненский район, Ленинградская область, РФ, 187010, Кораблеву Дмитрию Владимировичу.

E-mail: shipov_d@rambler.ru

Дмитрий Кораблев

ПРЕДИСЛОВИЕ

В чем принципиальное отличие творчества художника от мастерства фотографа?

Художник на чистом холсте воспроизводит тот образ, который он создал в своем воображении, а фотограф должен в реальном мире при помощи фотоаппарата найти соотношения пространственных форм, линий, света и цвета, отвечающие его замыслу. При этом инструменты и методы работы фотографа и художника настолько различны, что можно говорить о двух различных видах искусства, пересекающихся лишь в одном — в законах композиции.

Творчество художника заключается, помимо создания композиции на холсте, в подборе тех линий и красок, или других методик, которые позволят ему воплотить свой замысел, Фотограф же должен в реальной жизни найти то неповторимое, что создает образ, при этом разрешить компромисс между глубиной резкости и величиной диафрагмы, между контрастом снимаемого сюжета и прорисовкой мелких деталей на снимке, между плохим освещением и короткой выдержкой… И все это будучи заключенным в жесткие рамки светочувствительности и широты пленки или матрицы, фокусного расстояния объектива и его светосилы, величиной экспозиции и скоростью движения снимаемого объекта на фоне великолепного пейзажа… Поэтому хороший снимок — это всегда чудо. Чудо человеческого творчества, материализовавшегося в готовую фотографию. Тем более что вся современная автоматика делает многие процессы удобнее и быстрее, но не более. Глядящего в видоискатель творца техника пока заменить не может.

В наше время фотография — это самый демократичный и доступный вид искусства. Это связано с широким распространением так называемых «мыльниц» — портативных автоматических бытовых пленочных и цифровых фотоаппаратов, которые становятся с каждым днем все более доступными по цене и все менее уступающими профессиональным по своим техническим характеристикам. Практически каждый человек сегодня сам становится фотографом, способным получить более или менее приличные снимки с художественной точки зрения, не говоря уже о качестве.

Универсальность этой книги в том, что в ней рассказано о тех глобальных законах фотографического съемочного процесса, композиции, физиологии восприятия изображения, которые применимы при любых видах съемки любой общедоступной фототехникой, Некоторые функции фотоаппарата автоматизированы, но при съемке надо знать суть этой автоматизации, чтобы в результате не попасть впросак. Прочитать книгу лучше повторно, так как в некоторых главах даны понятия, подробно о которых рассказано далее.

Итак, берите в руки свой фотоаппарат, открывайте книгу, и не говорите потом, что у вас неправильный фотоаппарат, заряженный неправильной пленкой. Это просто нервы…

ГЛАВА 1

^ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФОТОГРАФИИ

За полуторавековую историю фотография развилась очень сильно, пережив несколько технических революций.

Но если абстрагироваться от технических особенностей того или иного фотографического оборудования, то можно увидеть, что сущность процесса принципиально не изменилась, несмотря на все усовершенствования, внедрение автоматики и даже применение других физических основ материализации изображения (ПЗС-матрица).

Если знаешь, как и по каким законам (которые остаются неизменными десятки лет) работает фотоаппаратура, можно снимать любой фотокамерой, будь то старая «Лейка» или «ФЭД» или современная цифровая камера. Технические особенности аппаратуры можно узнать и в инструкции по эксплуатации, и в многочисленной литературе, и непосредственно у производителей. Но нужно помнить, что все нововведения — это лишь усовершенствование и автоматизация тех процессов, которые сто лет назад делались вручную на примитивном оборудовании. Процесс фотосъемки, по существу, остался неизменным: объектив проецирует в фотоаппарате оптическое изображение снимаемого объекта, которое запечатлевается на светочувствительной пленке или ПЗС-матрице, при этом количество света, попавшее на светочувствительный слой, строго дозируется при помощи диафрагмы и затвора. А теперь поговорим об этом подробнее.
^ ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО АППАРАТА
Фотографический аппарат состоит из следующих основных узлов:

— сама камера (body) с затвором, механизмом перемотки, видоискателем, индикатором механизма наводки на резкость;

— объектив со встроенной диафрагмой и механизмом наводки на резкость.
ФОТОКАМЕРА
Сама фотокамера представляет собой светонепроницаемый корпус, в который вмонтированы гнездо для крепления объектива, затвор, механизм перемотки пленки (или ПЗС-матрица с устройством записи информации), видоискатель, гнездо для крепления фотовспышки («горячий башмак»). В некоторых аппаратах также имеются встроенные экспонометры, электронные средства автоматизации процесса съемки.

Камеры, в которых все параметры фотосъемки устанавливаются вручную, называются механическими. Они пользуются большой популярностью у профессиональных фотографов, так как универсальны и независимы от источников питания. Но работа с ними предполагает наличие знаний, навыков и опыта. Поэтому тем, кто хочет стать фотографом-профессионалом, лучше начать именно с такой камеры.

Камеры, в которых те или иные процессы автоматизированы, называются полуавтоматическими или автоматическими.

Современные профессиональные камеры, оснащенные всяческой автоматизацией и электроникой, также могут работать в ручном режиме. Но наибольшее распространение получили фотоаппараты класса P amp;S (Point amp;Shoot: навел-и-снял), еще называемые за характерную форму «мыльницами». Они обычно сделаны из пластмассы, включая и простейший объектив. Многие имеют малый ресурс, как правило, до двадцати пленок. Более серьезные мыльницы имеют стеклянный объектив, высокую степень автоматизации съемки, но при этом их предназначение остается характерным для класса P amp;S. Для серьезной фотосъемки они не применяются, так как влияние фотографа на процесс фотосъемки обычно минимально и заключается лишь в том, чтобы навести аппарат на объект съемки и нажать на затвор. Тем более что они являются, по сути, однопрограммными аппаратами, то есть аппаратами, у которых экспонометр устанавливает сразу оба параметра: выдержку и диафрагму. Таким образом, фотограф лишается подавляющего большинства возможностей влиять на результат съемки.

^ ЗАТВОР ФОТОАППАРАТА
Затвор фотоаппарата представляет собой механизм для пропускания светового изображения на светочувствительный слой в течение необходимого промежутка времени (выдержка). Конструкции затворов многочисленны и разнообразны. Наиболее распространен шторный затвор, состоящий из двух тканевых или металлических шторок, которые в момент съемки образуют между собой щель той или иной ширины (в зависимости от величины выдержки), которая «бежит» вдоль кадра, экспонируя его. При применении вспышки выдержка должна быть установлена такой величины, чтобы шторки открывали кадр полностью.

Центральные затворы — это механизмы, которые открывают полностью кадр для экспонирования. Обычно вспышку можно применять с ними при любом значении выдержки.

Выдержка — это время, в течение которого пленка подвергается воздействию света, проходящего через объектив.

Значения выдержки обозначаются следующими числами: 1, 2, 4, 85 15, 30, 60, 125, 250, 500, 1000 и 2000. Эти значения обычно нанесены на регулятор выдержек, расположенный на верхней или передней панели фотоаппарата. Данные цифры обозначают доли секунды («1» — это одна секунда), а именно: 1/2, 1/4, 1/8, 1/15 секунды и так далее. Символ «В» означает, что при нажатии спусковой кнопки затвора его можно как угодно долго держать открытым для света. Как только вы отпустите спусковую кнопку, затвор закроется.
ВИДОИСКАТЕЛЬ
Видоискатель представляет собой оптический прибор для наведения фотоаппарата на объект съемки.

В «мыльницах» видоискатель обычно является автономным, он оптически не связан с объективом камеры и служит лишь для определения границ кадра. Иногда в видоискатель бывают вмонтированы индикаторы, отображающие те или иные функции фотоаппарата.

Наибольшее распространение среди профессионалов и любителей получили так называемые зеркальные камеры, в которых откидывающееся зеркало через пентапризму передает в видоискатель то изображение, которое «видит» объектив. Это позволяет с очень большой точностью компоновать кадр при использовании разнообразных сменных объективов. При нажатии спусковой кнопки затвора зеркало откидывается и освобождает путь свету, проходящему через объектив к светочувствительному слою, после чего зеркало возвращается в исходное положение. В зависимости от модели видоискатели зеркальных фотоаппаратов могут реально отображать как весь кадр, так и немного уменьшенное поле, обрезая кадр со всех сторон.

В видоискатель зеркального фотоаппарата часто выводится огромное количество визуальной информации о режимах работы фотоаппарата, результаты замера экспозиции и так далее. Например, в видоискатель более или менее профессионального фотоаппарата встроен индикатор механизма наводки на резкость.
^ МЕХАНИЗМ ДЛЯ НАВОДКИ НА РЕЗКОСТЬ
Наводка на резкость в разных фотокамерах осуществляется по-разному. Смысл ее состоит в том, что в объективе изменяется расстояние между линзами, что позволяет получать резкое изображение объекта съемки независимо от его расстояний до фотоаппарата.

Недорогие «мыльницы» обычно имеют объективы с так называемым фиксированным фокусом (focus free). Фотоаппараты с такими объективами не требуют наводки на резкость, так как в большинстве случаев резко изображают пространство от полутора метров до бесконечности. Но резкость таких объективов — понятие относительное, так как подходит только для любительской съемки и конечных фотографий маленького формата.

Дальномерные фотоаппараты позволяют осмысленно наводить резкость на тот или иной объект.

Наводка на резкость контролируется через видоискатель, в котором обычно установлены те или иные механизмы контроля наводки на резкость. Обычно в дальномерных фотоаппаратах нужно в центральном кружке видоискателя совместить два изображения объекта. В зеркальных камерах также есть такой кружок для контроля наводки на резкость, имеющий различную конструкцию, но суть остается одной — если в этом кружке изображение резко, то оно будет резко и на фотографии. Наводка на резкость осуществляется путем поворота соответствующего кольца резкости на объективе.

Современные фотоаппараты обладают автоматической наводкой на резкость и называются автофокусными. Как правило, это полностью автоматические или профессиональные камеры. Технология наводки на резкость в таких фотоаппаратах различна и имеет свои тонкости, которые необходимо учитывать, предварительно изучив инструкцию по эксплуатации.
ОБЪЕКТИВ
Самая важная часть фотоаппарата — объектив, который является прибором для образования оптического изображения. Он проецирует на светочувствительный слой световое изображение фотографируемого объекта. Простое увеличительное стекло дает расплывчатое изображение. Поэтому современные объективы, которые сейчас применяются в фотографии, обычно являются сочетанием нескольких (от трех до восьми) линз; вогнутость или выпуклость которых и материал стекла точно вычислены и соблюдены при изготовлении. Соседние линзы разделяются воздушным промежутком или склеиваются.

Объектив монтируется в оправу, соответствующую конструкции фотокамеры, для которой он предназначен. Крепление объектива к фотоаппарату может быть жестким, когда его нельзя сменить, и он представляет с корпусом аппарата единое целое. Сменные объективы крепятся либо при помощи резьбового соединения, либо при помощи разнообразных байонетов, позволяющих быстро менять их и надежно крепить.

На оправе объектива указаны:

— название (иногда марка выпускающего его завода и серийный номер);

— его фокусное расстояние и относительное отверстие (светосила);

— шкала диафрагм;

— шкала расстояний;

— шкала глубины резкости.
^ ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ
Фокусным расстоянием (главным) называется расстояние между оптическим центром объектива и светочувствительным слоем (при резкой наводке на удаленный объект). Другими словами, если объектив сфокусирован так, что находящийся очень далеко объект получается на светочувствительном слое резко (это называется наводкой на бесконечность), то расстояние между плоскостью диафрагмы объектива и светочувствительным слоем будет равно фокусному расстоянию данного объектива. Фокусное расстояние выражается в сантиметрах (или в миллиметрах). От его величины зависят светосила и глубина резко изображаемого пространства, масштаб изображений объектов.

Для малоформатного кадра 24x36 мм нормальным является фокусное расстояние в 50 мм. Объективы с таким фокусным расстоянием называются штатными. Изображение на фотографии, полученное таким объективом, соответствует по пропорциям и размерам тому, что мы видим глазами. Объективы с большим фокусным расстоянием, которые называются длиннофокусными, приближают изображение, одновременно сокращая расстояние между разноудаленными объектами и уменьшая при этом угол зрения. То есть они действуют подобно биноклю. Чтобы узнать примерное увеличение объектива, по аналогии с биноклем, надо фокусное расстояние объектива разделить на фокусное расстояние штатного объектива — 50 мм.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Если у вас есть какие-либо предложения, пожелания, вопросы, то обращайтесь по адресу: До востребования, п. Ульяновка, Тосненский район, Ленинградская область, рф, 187010, Кораблеву Дмитрию Владимировичу iconАукцион на право заключения договора аренды на встроенное нежилое...
Аукцион на право заключения договора аренды на встроенное нежилое помещение площадью 45,2 кв метра по адресу: Ленинградская область,...

Если у вас есть какие-либо предложения, пожелания, вопросы, то обращайтесь по адресу: До востребования, п. Ульяновка, Тосненский район, Ленинградская область, рф, 187010, Кораблеву Дмитрию Владимировичу iconWww vusnet ru Если у Вас возникли вопросы, постараемся на них ответить....
Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл библиотекой ргиу. В вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и статей, более...

Если у вас есть какие-либо предложения, пожелания, вопросы, то обращайтесь по адресу: До востребования, п. Ульяновка, Тосненский район, Ленинградская область, рф, 187010, Кораблеву Дмитрию Владимировичу iconКонкурсной документациИ для проведения открытого конкурса
На выполнение работ на разработку проекта планировки и проекта межевания и подготовку градостроительных планов земельных участков,...

Если у вас есть какие-либо предложения, пожелания, вопросы, то обращайтесь по адресу: До востребования, п. Ульяновка, Тосненский район, Ленинградская область, рф, 187010, Кораблеву Дмитрию Владимировичу icon28. Есть какие-либо вопросы? 有什么问题吗?

Если у вас есть какие-либо предложения, пожелания, вопросы, то обращайтесь по адресу: До востребования, п. Ульяновка, Тосненский район, Ленинградская область, рф, 187010, Кораблеву Дмитрию Владимировичу iconОтчет о результатах самообследования мбдоу «Детский сад №16 комбинированного вида»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 комбинированного вида» расположен по адресу: 188354,...

Если у вас есть какие-либо предложения, пожелания, вопросы, то обращайтесь по адресу: До востребования, п. Ульяновка, Тосненский район, Ленинградская область, рф, 187010, Кораблеву Дмитрию Владимировичу iconМбдоу «детский сад №16 комбинированного вида» Д. Малое верево 2013 год I. Общие сведения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 комбинированного вида» расположено по адресу: 188354,...

Если у вас есть какие-либо предложения, пожелания, вопросы, то обращайтесь по адресу: До востребования, п. Ульяновка, Тосненский район, Ленинградская область, рф, 187010, Кораблеву Дмитрию Владимировичу iconО внесении изменений в муниципальную целевую Программу Развитие культуры...
Тосненский район Ленинградской области от 28. 11. 2008 №183 (с учетом изменений, внесенных решениями совета депутатов от 27. 04....

Если у вас есть какие-либо предложения, пожелания, вопросы, то обращайтесь по адресу: До востребования, п. Ульяновка, Тосненский район, Ленинградская область, рф, 187010, Кораблеву Дмитрию Владимировичу iconСен-жермен серапис бей гелиос архангел михаил крион вопросы и ответы
Мы, потомки, очень иногда любим навестить вас, предков. Поглядеть, как идут дела, и показать вам, какими вы будете Мы, говорит, в...

Если у вас есть какие-либо предложения, пожелания, вопросы, то обращайтесь по адресу: До востребования, п. Ульяновка, Тосненский район, Ленинградская область, рф, 187010, Кораблеву Дмитрию Владимировичу iconО внесении изменений в муниципальную целевую Программу
Совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 27. 04. 2010 №42, от 18. 02. 2011 №76, от 28....

Если у вас есть какие-либо предложения, пожелания, вопросы, то обращайтесь по адресу: До востребования, п. Ульяновка, Тосненский район, Ленинградская область, рф, 187010, Кораблеву Дмитрию Владимировичу iconУчебник «Литературное чтение. 1 класс». Образовательная система «Гармония»
Полное название образовательного учреждения: мбоу «Сиверская гимназия», Ленинградская область, Гатчинский район, п. Сиверский



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница