Методические указания для студентов 3-5 курсов




НазваниеМетодические указания для студентов 3-5 курсов
страница1/14
Дата публикации10.07.2013
Размер0.91 Mb.
ТипМетодические указания
lit-yaz.ru > Информатика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный университет»

Факультет математики и информационных технологий


Н.О. Седова, О.Д. Юрьева, И.А. Перцева


Курсовая и дипломная работа

Методические указания

для студентов 3–5 курсов

факультета математики

и информационных технологий


Ульяновск

2012

УДК 378.2 (075.8)

ББК 74580.252.4я73

С28




Печатается по решению Учёного совета
факультета математики и информационных технологий
Ульяновского государственного университета

Рецензент – декан факультета математики и информационных технологий Ульяновского государственного университета,
д. ф.-м. н., профессор А.С. Андреев

СедованН. О.

С28 Курсовая и дипломная работа : методические указания для студентов 3–5 курсов факультета математики и информационных технологий / Н. О. Седова, О. Д. Юрьева, И. А. Перцева. – Ульяновск : УлГУ, 2012. – 84 с.
В пособии обсуждаются процедуры подготовки, оформления и защиты курсовых и дипломных работ, выполняемых студентами факультета математики и информационных технологий в соответствии с учебным планом на 3–5 курсах.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 010701 «Фундаментальная математика и механика» и по направлению 010400 «Прикладная математика и информатика». Может также использоваться студентами других специальностей при выполнении научных и предусмотренных учебным планом квалификационных работ.
^

УДК 378.2 (075.8)

ББК 74580.252.4я73




© Седова Н.О., Юрьева О.Д., Перцева И.А., 2012

© Ульяновский государственный университет, 2012



Оглавление

Введение 4

Глава 1. Курсовая работа 8
1.1. Выбор научного руководителя и темы 8
1.2. Подбор и изучение литературы 12
1.3. Выполнение работы 21
1.4. Написание текста 24
1.5. Оформление текста в печатном виде 28

1.5.1. Структура работы 28
1.5.2. Редакторы Word и Tex 29
1.5.3. Правила оформления отдельных частей текста 37
1.5.4. Окончательный вид курсовой работы 47

1.6. Применение вычислительных комплексов при проведении
численного эксперимента 48
1.7. Защита и оценка курсовой работы 56
1.8. Взаимодействие с научным руководителем 59

Глава 2. Дипломная работа 61

2.1. Выбор темы и составление календарного плана работы 61
2.2. Особенности содержания дипломной работы 62
2.3. Предзащита и защита дипломной работы 69

2.3.1. Отзыв и рецензия 69
2.3.2. Подготовка доклада 70
2.3.3. Процедура защиты дипломной работы 72

Заключение 75

Список использованной и рекомендованной литературы 76

Приложения 78

Приложение 1. Форма заявления об утверждении темы
курсовой работы студента и ее руководителя 78
Приложение 2. Титульный лист курсовой работы 79
Приложение 3. Титульный лист дипломной работы 80
Приложение 4. Образец оформления оглавления 81
Приложение 5. Пример оформления списка литературы 82
Приложение 6. Важные даты 83

Чтобы выполнить большой и важный труд,
необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время.
Элберт Хаббард


Введение

Обучение в высшем учебном заведении – особый вид деятельности, который нельзя рассматривать как простое продолжение школьного обучения. Задача школьного обучения, обязательного для всех, – обеспечить ученика минимальным объёмом умений и знаний об окружающем мире, необходимым каждому современному человеку. Одна из важнейших задач высшей школы – научить студента самостоятельно учиться в дальнейшем всю жизнь. Другими словами, если в школах учат, то в вузах – учатся. Высшее образование не является обязательным, оно предполагает возможность выбора как в вопросе собственно его получения, так и в направлении высшего образования. Студент, в отличие от школьника, должен не только самостоятельно планировать и выполнять свою работу, но и нести за нее ответственность, строго и (что важно) добровольно соблюдать дисциплину учебы. Поэтому учащиеся в школах называются учениками, а в вузах – студентами (с лат. – усердно работающий, ищущий знаний). И если с первыми работают учителя, то со студентами – только помогающие им ориентироваться в море информации преподаватели-исследователи, не только владеющие определенным объемом знаний, но также непрерывно и творчески работающие в науке ученые.

Сказанное в особой мере относится к студентам, выбравшим для обучения математические специальности. Ведь здесь возможности творчества, рождения новых идей и открытия новых путей, как, впрочем, и в других естественных науках, напрямую зависят от качества фундаментальной подготовки, от уровня усвоения основных математических дисциплин, от способности к самокритике и самодисциплине.

Данное выше определение студента по существу определяет десятилетиями сложившуюся практику режима вузовского обучения: если в школе основа основ – многократное повторение (ведь усвоить должны и те, кто не очень к этому стремится), то в вузе пассивное повторение (преподавателем для студента) сводится к минимуму, за счёт чего многократно увеличивается объём предлагаемой информации. Это часто вызывает у новоявленного студента панику, ведь то, что он «один раз услышал» (а то и ни разу) и что не успело уложиться у него в голове, тут же становится основой для дальнейших построений. Происходящий процесс можно образно сравнить с постройкой кирпичного здания без должного количества связующего раствора (а то и вовсе без раствора): не нужен даже школьный курс физики, чтобы представить ближайшее будущее такого здания. Таким связующим раствором должна стать самостоятельная работа студента – систематическая и (опять же) добровольная. Конечно, заставлять себя самому значительно труднее, но ведь именно этой способностью и отличается взрослый от ребенка. И это единственный выход получить в результате обучения нечто более привлекательное, чем груда битых кирпичей.

Это не значит, что вы остаетесь один на один со своими трудностями. Студент всегда может рассчитывать на помощь преподавателя (исключением является разве что момент сдачи зачета или экзамена). Однако побудительные мотивы должны, безусловно, идти от самого студента. Это особенно важно при подготовке курсовых и дипломных работ, ведь в этом случае план и график работы вы составляете в большой степени самостоятельно.

Первые два года обучения в вузе, следуя выбранной ассоциации, можно сравнить с закладкой фундамента будущего здания: в это время усваиваются теоретические основы и практические навыки, без которых невозможно овладение более специальными знаниями. Пробелы, возникшие на начальном этапе обучения, можно и нужно устранять по мере их выявления.

Современному обществу необходим специалист, который должен не только иметь профессиональные знания в отдельной сфере деятельности, но и владеть целостной системой знаний и современным стилем мышления, уметь поставить и самостоятельно решить задачу, применяя свои знания на практике, принять нестандартное решение, найти наиболее эффективные и экономичные пути достижения поставленной цели.

Эти навыки необходимы профессионалу в любой области, при любой специфике деятельности, и они как нельзя лучше развиваются в процессе освоения так называемой «прикладной математики».

Прикладная математика является важнейшей составляющей математики в целом. Её цель состоит в разработке методов, алгоритмов и программного обеспечения для изучения широкого спектра прикладных проблем. На прикладной математике строится математическое моделирование, являющееся основным рабочим инструментом исследования и прогноза сложных физических явлений и процессов различной природы. Результаты математического моделирования можно не только применять при изучении какого-то одного определенного явления или процесса, но и использовать для исследования других явлений, физическая природа которых принципиально отлична от ранее рассмотренных.

В Японии и развитых странах Запада давно осознаны огромные преимущества математического моделирования. Отталкиваясь от математической модели, основываясь на результатах её теоретического анализа и компьютерного исследования, прикладной математик выбирает новые технологии и производственные циклы, не затрачивая гигантские средства на создание реальных опытных объектов, моделирует различные варианты развития экологических систем, финансовой деятельности, физиологических процессов, социальных явлений. Одной из главных целей математического моделирования является предсказание.

В конечном счете это цель любой научной деятельности. Но в отличие от многих других специалистов прикладному математику не требуются дорогостоящие приборы и установки. Он создает их в своем уме, а результаты демонстрирует на удобном для восприятия дисплее компьютера.

Такие специалисты легко себя реализуют в конструкторских организациях, финансах, анализе и управлении, где самым естественным образом возникают проблемы преобразования информационных потоков и прогнозирования.

Выполнение студенческих письменных работ разных уровней сложности (статья, доклад, реферат, курсовая работа) – важнейший вид деятельности студента с точки зрения эффективности обучения. Самостоятельная постановка и решение научных проблем, анализ источников и литературы, правильное оформление работы – главный показатель уровня учебной и научной подготовки студента, его профессионализма и готовности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Получение диплома о высшем образовании предполагает выполнение и защиту выпускной (дипломной) квалификационной работы, и успех в этом мероприятии гарантирован лишь при наличии целого ряда навыков. В частности, от вас потребуются умения: выбирать и чётко формулировать математическую задачу, а также методы её решения; систематизировать собранный материал, проводить сравнительный анализ результатов; овладевать навыками логического доказательства, аналитического решения задач, проведения вычислительного эксперимента; критически оценивать результаты своих исследований и сопоставлять их с известными, делать выводы. Наконец, немаловажным является умение оформлять грамотный и понятный текст с соблюдением общепринятых правил и стандартов, а также кратко и уверенно излагать свои результаты в присутствии большого числа людей.

Эти требования звучат, конечно, очень внушительно. Однако если в процессе обучения вы будете серьезно относиться к написанию и защите курсовых работ, все необходимые навыки у вас в той или иной степени сформируются.

Предлагаемое читателю издание создавалось с целью помочь студенту получить ответы на вопросы, возникающие в связи с необходимостью написания курсовых, а затем и дипломной работ. С чего начинается выполнение курсовой работы? Какие моменты следует учесть при её написании? Что необходимо сделать в первую очередь, а чего не нужно делать ни в коем случае? Какова роль научного руководителя в подготовке работы, и чем он может вам помочь? В чём отличия дипломной работы от курсовой? Как правильно подготовиться к защите?

В этом издании мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.
^

Глава 1. Курсовая работа


Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом подготовки специалистов и является обязательным для всех студентов. Её написание позволяет расширить и углубить получаемые знания по дисциплинам; приобрести навыки подбора литературы и ее анализа, позволяющие раскрыть выбранную тему; научиться правильно, литературно оформлять научный текст.

Курсовая работа представляет собой результат научной разработки конкретной темы исследования и должна по содержанию и форме представлять собой научный текст. Можно сказать, что курсовая работа – это вид учебной работы с элементами самостоятельного научного исследования (при этом доля самостоятельности должна с каждым годом возрастать, достигая максимума в выпускной работе). Курсовая работа должна обязательно содержать нечто новое: обобщение обширной литературы, материалы самостоятельных исследований, в которых появляется авторское видение проблемы и ее решение.

Описание процесса выполнения курсовой работы начнём с перечисления его основных этапов:

  1. Выбор научного руководителя и темы работы;

  2. Подбор и изучение литературы;

  3. Выполнение работы;

  4. Написание текста;

  5. Оформление текста в печатном виде;

  6. Защита и оценка курсовой работы.

Обсудим подробно каждый из перечисленных этапов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для студентов 3-5 курсов iconМетодические указания и контрольные работы для студентов I ii курсов...
Методические указания предназначены для студентов I и II курсов всех специальностей бнту заочной формы обучения

Методические указания для студентов 3-5 курсов iconМетодические указания ркп «Политехник»
Методические указания предназначены для студентов младших курсов неязыковых вузов всех специальностей в качестве дополнительного...

Методические указания для студентов 3-5 курсов iconМетодические указания по анализу финансового 12 состояния организации 12
Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» для студентов...

Методические указания для студентов 3-5 курсов iconМетодические указания Нижний Новгород 2011 ббк 620. 9 Ж 87 Транспортная...
Методические указания предназначены для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности 190701. 65 Организация перевозок...

Методические указания для студентов 3-5 курсов iconМетодические указания и контрольные задания для студентов технических...
Методические указания предназначены для студентов-заочников первого курса технических специальностей

Методические указания для студентов 3-5 курсов iconЭкономический факультет кафедра «Менеджмент и маркетинг» методические...
Методические указания предназначены для студентов специальности «Бизнес и администрирование» экономического факультета

Методические указания для студентов 3-5 курсов iconМетодические указания к лабораторным работам по дисциплине «Теория электрической связи»
Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения по специальности «Телекоммуникационные системы и сети»

Методические указания для студентов 3-5 курсов iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
Программа, методические указания и контрольные задания, грамматический справочник, тренировочные упражнения, тесты для студентов...

Методические указания для студентов 3-5 курсов iconМетодические указания к расчетно-графической работе №315 для студентов
Расчет транспортного шума: Методические указания к расчетно-графической работе №315 для студентов специальности 270300 – архитектура...

Методические указания для студентов 3-5 курсов iconМетодические указания к курсовому проекту по дисциплине «Технологии программирования»
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 220200 «Автоматизированные системы обработки информации...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница