Иванченко Д. А., кандидат социологических наук, руководитель направления информатизации образовательных учреждений зао «мнпп намип», г. Москва




Скачать 114.93 Kb.
НазваниеИванченко Д. А., кандидат социологических наук, руководитель направления информатизации образовательных учреждений зао «мнпп намип», г. Москва
Дата публикации13.08.2013
Размер114.93 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Информатика > Документы
Иванченко Д.А., кандидат социологических наук, руководитель направления информатизации образовательных учреждений ЗАО «МНПП НАМИП», г. Москва.
Построение информационной инфраструктуры вуза с применением модели SaaS
Аннотация:

В статье рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы построения информационной системы управления учебной и научной деятельностью с распределенной, децентрализованной инфраструктурой. Применение модели SaaS (Software as a service) позволяет эффективно использовать ресурсы и потенциал высших учебных заведений и обеспечить менеджмент учебного заведения удобными и надежными инструментами планирования, контроля и анализа результатов всех видов деятельности.
^ Ключевые слова:

Образование, управление учебным процессом, информационная система.
Одной из актуальных проблем развития и повышения эффективности системы образования в XXI веке является необходимость ее непрерывного обеспечения новой научно-технической и научно-методической информацией, и вместе с этим — совершенствования и переориентации современного учебного процесса, информационного и технического оснащения всех основных видов образовательной деятельности: учебной, педагогической, воспитательной, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертной и др.

Современная информационная система управления учебной и научной деятельностью ― это сложная организационная структура, которая должна поддерживать большое количество объектов управления деятельностью учебного заведения и быть ориентирована на организацию приема абитуриентов; планирование учебного процесса; управление информационно-методическими ресурсами; администрирование контингента учащихся; мониторинг и контроль успеваемости и посещаемости; организацию рационального документооборота; управление научной деятельностью и т.д.

Процесс создания и развертывания эффективных решений управления учебным процессом, в условиях переориентации образовательной парадигмы на компетентно-кредитный подход и двухуровневую систему подготовки специалистов, характеризуется объективной необходимостью решения следующих задач:

  • введение системы академических кредитов (зачетных единиц) для оценки трудозатрат студентов и преподавателей по каждой дисциплине;

  • использование балльно-рейтинговых систем для оценки индивидуальных результатов обучения студентов;

  • применение технологий индивидуально-ориентированной организации учебного процесса (индивидуальные траектории обучения).

Необходимость комплексного решения вопросов применения новейших способов оценки результатов обучения студентов, методов количественной характеристики и диагностико-деятельностного контроля качества обучения требует, помимо всего прочего, наличия в современной информационной системе управления учебным процессом вуза автоматизированной балльно-рейтинговой подсистемы для оценки индивидуальных результатов обучения студентов в условиях компетентностно-кредитного подхода [1].

Применение автоматизированной подсистемы расчета рейтинга в учебном процессе позволит не только оценивать интеллектуальные действия, личностные свойства, специальные и общепрофессиональные, инструментальные и социальные компетенции учащегося в любой момент времени, что является одним из важнейших мотивирующих факторов обучения студентов, но и сформировать паспорт выпускника по окончании обучения, в котором будет отмечена не только его квалификация, но и уровень достигнутых в процессе обучения компетентностей [2].

На практике, в большинстве вузов России, информатизация образования понимается лишь как обеспечение учебного процесса компьютерной и оргтехникой, средствами мультимедиа и предоставлением доступа в интернет, что, в целом, не меняет ни характера обучения, ни процессов, связанных с организацией и управлением учебной и научной деятельностью. Это приводит к увеличению расходов, связанных с заработной платой высококвалифицированных специалистов, обслуживанием и ремонтом техники, приобретением и настройкой лицензионного программного обеспечения, обеспечением безопасности, охранных услуг, и к несоответствию затраченных ресурсов и полученных результатов. По некоторым оценкам, сегодня более 70% IT-бюджетов расходуются только на сохранение существующего положения и менее 30% тратится на инновации и достижение конкурентного преимущества [3].

В случаях, когда учебные заведения самостоятельно разрабатывают решения для автоматизации учебного процесса — это требует от них привлечения большого числа высококвалифицированных экспертов в области организации и управления учебным процессом, аналитиков и программистов, что приводит к росту проблем, связанных с управлением проектом, увеличивается количество ошибок, растут затраты на внедрение, поддержку, обновления, что также приводит к высокой стоимости конечного решения.

Таким образом, сегодня особенно актуальна технологизация процессов управления учебной деятельностью путем обеспечения ее совокупностью применяемых методов, методик и технологий с учетом возможностей, предоставляемых современными компьютерными технологиями и коммуникационного потенциала интернета, а также их научным описанием [4].

На наш взгляд, для решения вопросов рационального использования IT-бюджетов и потенциала вузов и создания эффективной системы управления учебной и научной деятельностью в современных условиях целесообразно использовать модель, нашедшую широкое распространение в США и странах Западной Европы, и получившую название SaaS [5].

Software as a service (SaaS) — программное обеспечение как услуга — концепция построения информационной инфраструктуры, при которой поставщик разрабатывает информационное решение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к программному обеспечению через интернет. Основное преимущество SaaS для пользователя услуги состоит в отсутствии затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и программного обеспечения, работающего на нем.

В основе SaaS лежит принцип подписки: программное обеспечение не продается как продукт, а предоставляется в аренду, стоимость которой зависит от функционала, числа пользователей, объема транзакций и других количественных показателей. Чтобы использовать возможности SaaS необходимо иметь клиентское оборудование и инфраструктуру, обеспечивающую доступ в интернет.

Модель SaaS характеризуется следующими ключевыми признаками:

  • удаленный доступ к программному обеспечению предоставляется по интернет-каналам через веб-интерфейс (браузер) или программный управляющий интерфейс (тонкий клиент);

  • программное обеспечение развертывается в едином дата-центре, а не на мощностях каждого конкретного заказчика, обеспечивая, таким образом, для конечных пользователей пул ресурсов, не зависящий от их местоположения;

  • ответственность за поддержку работоспособности и производительности программного обеспечения, устранение ошибок и защиту данных несет провайдер SaaS;

  • программное обеспечение предоставляется на условиях, сочетающих в себе правила лицензирования, хостинга и технической поддержки и предполагает периодическую оплату;

  • возможность изменения объема услуг в любой момент времени и на любом этапе использования программного обеспечения.

Преимущества применения концепции SaaS для высших учебных заведений заключаются, прежде всего, в отсутствии больших финансовых затрат, связанных с приобретением дорогостоящего серверного оборудования и организацией специальной инфраструктуры, минимизации затрат на развертывание решения и его внедрение, приобретение и разработку специализированного программного обеспечения, снижении необходимости инвестиций в неосновные фонды и т.д.

В качестве области применения SaaS в вузах можно отметить следующие направления построения удаленной инфраструктуры, которые можно решать как в комплексе, так и отдельно друг от друга:

  • e-learning;

  • управление учебными процессами;

  • управление НИР и ОКР;

  • управление деловыми процессами;

  • электронный документооборот;

  • обучающие тренажеры, лабораторные практикумы;

  • электронные каталоги и медиатеки;

  • финансово-экономическая деятельность;

  • административно-хозяйственная деятельность;

  • дистанционное обучение (справедливости ради отметим, что интерент-обучение всегда строилось по модели SaaS, т.к. доступ к материалам и взаимодействие участников процесса осуществляется на площадке провайдера, однако эти услуги предоставляются непосредственно учащемуся и преподавателю, а не учебному заведению).

Решение подобных задач потребует стандартизации и унификации типичных процессов, ориентированных, во-первых, на организацию учебной деятельности (доступ к учебно-методическим материалам; общение в реальном и отложенном времени; применение электронных тренажеров и практикумов; автоматизированный контроль знаний; доступ к электронным каталогам и медиатекам и пр.); во вторых, на управление образовательным процессом (номенклатура дел и организационно-распорядительная документация; приемная комиссия, факультет, кафедра, аспирантура; составление расписания; учет успеваемости и посещаемости; управление научной деятельностью; финансово-экономическая деятельность; статистика и отчетность и пр.); в третьих, на управление учебным контентом (инструменты для создания и организации взаимосвязи текстовых и мультимедийных материалов; тестовых и контролирующих программ; электронных энциклопедий, словарей и справочников и пр.).

Безусловно, существует ряд проблем по подобной модификации процессов управления учебной деятельностью, связанных с организационно-правовой формой вуза, отраслевой спецификой, количеством студентов, реализуемых форм обучения, структуры и пр. Особо отметим регламентирующий характер необходимых мероприятий, включающих в себя разработку и принятие пакетов документов, определяющих и регулирующих сферу создания и использования информационных ресурсов (технические регламенты, вопросы авторского права, информационной безопасности, использования электронной цифровой подписи); специфику информационных отношений в образовательном пространстве (сглаживание социально-психологических различий и уравнивание участников информационного взаимодействия по статусу, их формальное и неформальное структурирование в группы); трудовую сферу (стандарты организации, производственные полномочия, обязанности и ответственность, должностные инструкции, мотивационные схемы). В этом случае, создание единого информационного пространства позволит предоставить конечным пользователям (учебным заведениям) даже не программное обеспечение, а реализацию конкретных функций управления учебным заведением.

Не последнюю роль в готовности к переходу использования концепции SaaS играет повышение компьютерной и информационной компетентности участников образовательного процесса (как обучающихся, так и педагогов), их информационной культуры, приобретение и развитие необходимых компетенций работы с информационными технологиями и ресурсами интернета.

Очевидно, что выполнение всех этих мероприятий требует, во-первых, серьезных финансовых вложений со стороны учебного заведения, а во-вторых, значительного времени на их реализацию (как показывает опыт  два-три года [6]), поэтому можно сделать прогноз, что начало активного применение модели SaaS для вузов  вопрос трех-пяти лет. Между тем, уже сегодня возможно применение данного подхода без существенных затрат для совершенствования информационной инфраструктуры вузов, имеющих территориально-региональное деление (филиалы, представительства отделения и др.) и использующих единую управленческую и учетную политику.

Использование головного вуза в качестве провайдера услуг SaaS для развертывания информационной системы управления учебной и научной деятельностью с распределенной, децентрализованной инфраструктурой позволит по-новому подойти к решению таких задач, как:

  • репликация данных и совместная работа с информационными потоками для распределенных структур учебного заведения;

  • ведение единой картотеки учащихся вуза, накопление истории изменений данных и истории взаимоотношений с учащимся (в т.ч. его успеваемости, посещаемости, компетентностного рейтинга, конкурсного ряда и пр.);

  • формирование, сопровождение и контроль рабочих учебных планов по направлениям и специальностям вуза;

  • формирование и модификация банков программно-дидактических тестовых заданий (банков тестовых материалов) по различным направлениям и специальностям;

  • обеспечение доступа к корпоративным информационным ресурсам учебного заведения (полнотекстовым базам отраслевых и межотраслевых электронных журналов, оцифрованных учебников, учебных программ и методических пособий, тематических подборок и др.);

  • использование единого реестра личных дел административного и профессорско-преподавательского персонала, ведение истории приказов и движения по каждому сотруднику за весь период работы;

  • ведение и сопровождение единого управленческого и финансового учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

  • предоставление данных для анализа различных тенденций изменения внешней среды (количественный и качественный состав абитуриентов и студентов, распределение по регионам, социальный статус, успеваемость, востребованность направлений научных исследований и пр.);

  • расчет зарплаты для всех сотрудников вуза с учетом ставок, премий, отпусков, больничных и других отвлечений с автоматическим расчетом налоговых и социальных отчислений; в случае необходимости  единый для вуза и его структур бухгалтерский и налоговый учет, начисление стипендии, формирование финансовых и аналитических отчетов различного характера и т.д.

Как показывает практика, использование возможностей децентрализованной информационной системы управления учебной и научной деятельностью позволяет снизить расходы на управление образовательным учреждением; установить единый стандарт оформления и ведения документации и сократить время согласования и визирования; реализовать эффективное планирование и контроль деятельности сотрудников; исключить дублирование работ и избежать ненужных и второстепенных процедур; сформулировать четкие критерии к качеству результата на каждом этапе управленческого процесса; обеспечить прозрачность процесса управления и реализовать на практике систему менеджмента качества и т.д.

Объединение в единое целое процессов планирования, анализа и контроля по всем направлениям деятельности высшего учебного заведения позволяет на качественно новом уровне реализовать информационную поддержку образовательного процесса на всех уровнях управления и обеспечить менеджмент учебного заведения удобными и надежными инструментами планирования, контроля и анализа результатов всех видов деятельности, распределения материальных, кадровых, финансовых ресурсов.

Наличие представленных достоинств технологизации построения информационной инфраструктуры вуза не отменяет необходимости решения комплекса проблем, связанных с безопасностью и защитой информации; быстродействием и пропускной способностью средств коммуникации и маршрутизации; недостаточно разработанной нормативно-правовой базой, регулирующей особенности применения информационных технологий в образовании; «цифровым неравенством» между регионами; низким уровнем доверия пользователей к аутсорсинговым услугам; распространенности пиратского программного обеспечения и т.д.

Не смотря на указанные трудности, при выборе правильной стратегии организации и управления процессом обучения и применения современных информационных и компьютерных технологий, в результате совместной деятельности административного персонала, преподавателей и студентов, позволит не только отработать инновационную модель взаимодействия учебных заведений в современном образовательном пространстве, но и обеспечит прямую экономическую эффективность ее применения.
Литература:

  1. Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц: Приложение к письму Министерства образования РФ № 1-55-357 ин\15от 09.03.2004.

  2. Соловьев, В. П. Компетентностная модель выпускника / В.П.Соловьев // Высшее образование сегодня.  2007.  №9.  С.76-79.

  3. Информационный бюллетень «Оutsourcing» // Эффективное формирование IT-бюджета. ­ 2009. ­ Март. ­ №3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.outsourcing.ru/download/bulletin/outsourcing_bulletin_06.pdf. — Яз. рус.

  4. Иванченко, Д.А. Системный анализ дистанционного обучения [Текст]: Монография. ― М.: Изд-во «Союз», 2005. ― C. 79.

  5. См., например: Frey, Kelly L. Application service provider and software as a service agreements line by line: a detailed look at ASP and SaaS agreements and how to change them to meet your needs / Kelly L. Frey Sr., Thomas J. Hall. — [Boston]: Aspatore Books, c2007. — 105 p.; Lejnemark, Mats. Användningen av Software as a Service bland små och medelstrora företag i Sverige = SaaS asoption among small and medium sized companies in Sweden / Mats Lejnemark, Jonas Zachrisson. — Stockholm: Tillämpad informationsteknik, Kungliga Tekniska högskolan, 2007. — 54 s.; Huru, Hans Aage. MILAS: modernizing legacy applications towards service oriented architecture (SOA) and software as a service (SaaS) / Hans Aage Huru. — Oslo : H.A.Huru, 2009. — IX, 114 s.; Moore, Brian. A service broker framework for software-as-a-service (SaaS) applications [microform]. — Ottawa: Library and Archives Canada = Bibliothαeque et Archives Canada, [2008]. — microfiche.

  6. О состоянии разработки и внедрения перспективных информационных и телекоммуникационных технологий в НИТУ «МИСИС»: Аналитический доклад / Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования (14–15 апреля 2010 г., Москва, НИТУ «МИСиС»)». ― М.: НИТУ «МИСиС», 2010. ― 34 с.



Ivanchenko D.A.
Technologizing of Construction of Higher School Information Infrastructure Applying
the SaaS Model.

Abstract:

The article considers the basic advantages, problems and prospects of construction of management information system for educational and scientific activity with distributed, decentralized infrastructure. Applying the SaaS (Software as a service) model makes it possible to use effective higher school resources and potential and provide management of higher education institutes with convenient and reliable tools for planning, control, analysis of results of all types of activity.
Keywords:

Education, Educational Process Management, Information System.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Иванченко Д. А., кандидат социологических наук, руководитель направления информатизации образовательных учреждений зао «мнпп намип», г. Москва iconА. А. Овчаров, кандидат социологических наук, В. В. Доротюк, кандидат...
Плотность информационных потоков возросла и продолжает возрастать такими темпами, что универсализация обучения подрастающего поколения...

Иванченко Д. А., кандидат социологических наук, руководитель направления информатизации образовательных учреждений зао «мнпп намип», г. Москва iconО проведении городского конкурса сайтов образовательных учреждений
В соответствии с планом мероприятий по информатизации образовательных учреждений города Хабаровска

Иванченко Д. А., кандидат социологических наук, руководитель направления информатизации образовательных учреждений зао «мнпп намип», г. Москва iconПособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание
Руководитель проекта — заслуженный учитель рф, кандидат педагогических наук, доцент Г. П. Сергеева

Иванченко Д. А., кандидат социологических наук, руководитель направления информатизации образовательных учреждений зао «мнпп намип», г. Москва iconАлгоритм работы школьной аттестационной комиссии
Б. Б. Егоров, кандидат педагогических наук, научный руководитель средней общеобразовательной школы №1306 с углубленным изучением...

Иванченко Д. А., кандидат социологических наук, руководитель направления информатизации образовательных учреждений зао «мнпп намип», г. Москва iconКурс лекций
Рецензент: доцент, кандидат социологических наук Курбатова Л. Н., Фгбоу впо «Пермский национальный исследовательский политехнический...

Иванченко Д. А., кандидат социологических наук, руководитель направления информатизации образовательных учреждений зао «мнпп намип», г. Москва iconОвчаров А. О., кандидат социологических наук, 2001 г
В каждом конкретном случае географический фактор отражается на социально-психологических качествах, присущих населению вообще и представителям...

Иванченко Д. А., кандидат социологических наук, руководитель направления информатизации образовательных учреждений зао «мнпп намип», г. Москва iconИ. Н. Курс, М. А. Рябов, Г. Ю. Шантурова
Процесс информатизации, увеличивающийся поток и усложнение каналов получения информации, доминирование визуальной информации (телевидение,...

Иванченко Д. А., кандидат социологических наук, руководитель направления информатизации образовательных учреждений зао «мнпп намип», г. Москва iconПрограмма социально-культурной и языковой адаптации детей мигрантов «Мир без границ»
Курашкина Елена Владимировна, заместитель директора гбоу города Москвы сош «Школа здоровья»№384 имени Д. К. Корнеева, кандидат социологических...

Иванченко Д. А., кандидат социологических наук, руководитель направления информатизации образовательных учреждений зао «мнпп намип», г. Москва iconИ правах человека
Гуманитарного университета, в который вошли доктор политических наук, доцент С. И. Глушкова, кандидат юридических наук Г. С. Хайрова,...

Иванченко Д. А., кандидат социологических наук, руководитель направления информатизации образовательных учреждений зао «мнпп намип», г. Москва iconТематическое планирование к программе курса «Литература Вологодского края» 9 класс
Авторы-составители: С. Ю. Баранов, кандидат филологических наук, профессор; И. В. Мовнар, кандидат педагогических наук, доцент



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница