О современной концепции медиа-информационной грамотности и медиаобразования




Скачать 147.74 Kb.
НазваниеО современной концепции медиа-информационной грамотности и медиаобразования
Дата публикации02.09.2013
Размер147.74 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Информатика > Документы
Жилавская Ирина Владимировна

зав. кафедрой журналистики и медиаобразования,

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
О СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ

МЕДИА-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ И МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
(Электронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация», №3, сентябрь 2012 г. URL: http://mic.org.ru/index.php/3-nomer-2012/125-o-sovremennoj-kontseptsii-mediainformatsionnoj-gramotnosti-i-mediaobrazovaniya)
Аннотация

В статье раскрываются проблемы взаимосвязи основных понятий системы медиаграмотности информационной грамотности, выработки логически выстроенной концепции медиаобразования, соответствующей реалиям информационного общества.

Ключевые слова: медиа, информация, грамотность, информальное образование, медиаинформационная грамотность, МИ-грамотность, медиаинформационный потенциал личности, медиаинформационная культура, медиаинформационное мировоззрение.
В июне 2012 года в России состоялась Международная конференция  «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания». Она была  организована Министерством культуры Российской Федерации, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Комиссией Российской Федерации по дела ЮНЕСКО, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества при участии ИФЛА, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и Секретариата ЮНЕСКО.

Этот форум объединил представителей 42 стран мира – экспертов в области политики построения обществ знания, ведущих исследователей и преподавателей, работающих в сфере журналистики, библиотечного дела, педагогики, руководителей и специалистов органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, библиотечного дела, печатных и электронных СМИ, и других специалистов, занимающихся вопросами медиа и информационной грамотности.

В течение двух дней на конференции шла речь о «медиа- и информационной грамотности (МИГ) как совокупности установок, знаний, умений и навыков, которые позволяют человеку определять, когда и какая информация требуется, где и как ее можно получить; как следует ее  критически оценивать, систематизировать и использовать в соответствии с этическими нормами.»  Авторы программных документов конференции подчеркивают, что это понятие «выходит за рамки коммуникационных и информационных технологий и включает навыки критического мышления, осмысления, и интерпретации информации в различных профессиональных и образовательных областях.» 

Отмечая большое значение состоявшейся конференции для продвижения идеи медиаинформационной грамотности (МИ-грамотности), хотелось бы все же остановиться на некоторых понятиях, не получивших в ходе дискуссии однозначного толкования, но без понимания которых, сложно представить себе цельную, внутренне непротиворечивую концепцию новой грамотности XXI века. 

Если мы говорим о концепции, то понимаем, что это система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов. Кроме того, это система путей решения выбранной задачи. Сегодня говорить о какой-либо концепции медиаинформационной грамотности пока рано, поскольку нет единства в определении ключевых дефиниций – «медиа», «информация», «грамотность»; нет принимаемой всеми основополагающей цели формирования медиаинформационной грамотности; в связи с этим, очень сложно выделить специфические характеристики, индикаторы измерения и технологии достижения высокого уровня нетрадиционной грамотности. Без теоретико-методологической  согласованности на первоначальном этапе формирования концепции возникает ситуация, когда в ходе поиска ответов на непростые вопросы, формулировки рекомендаций и предложений, эксперты говорят о разных явлениях.
Но главное, большинством ученых и специалистов не улавливается  сам концепт медиаинформационности, как некая идея, открытый образ будущей концепции, позволяющий почувствовать глубину облака смыслов и значений. Эта ситуация напоминает поиски бозона Питера Хиггса, неуловимого элемента, способного осуществить переход от абстрактного бестелесного мира мельчайших частиц к миру предметному, материальному.

Отдавая отчет в многосложности поставленной задачи, предпримем попытку представить свое видение некоторых подходов, принципов и трактовки понятий в системе медиаинформационной грамотности и медиаобразования, которые, как нам кажется, имеют внутреннюю логику.  

Вначале обозначим, что понятийный, методологический, критериальный и инструментальный аппарат МИ-грамотности и медиаобразования мы рассматриваем с точки зрения ноосферного этико-экологического подхода (В.И. Вернадский, Н.К. Моисеев, Л.С. Гордина, Б.Е.Большаков,  М.Ю. Лимонад и др.). Он предполагает построение концепции на  принципах гармонии в мире и с миром, генетического единства мира (Б.А. Астафьев), субъект-субъектного взгляда на образование и формирование у развивающейся личности ноосферного мышления.  
Идея медиаинформационной грамотности логично вплетается в концепцию ноосферного образования (Н.В. Маслова),  которое является конвергенцией естественнонаучных, гуманитарных концепций и практик образования конца XX в. В ноосферном образовании соединены все лучшие наработки человечества в науке, педагогике, психологии, философии, культуре, истории развития мысли. Такой уровень интеграции В.И. Вернадский назвал сферой разума − ноосферой.

Для ноосферного образования характерны системность и целостность во взгляде на природу, мир, человека. Целостность мышления является основанием для развития высокой нравственности, самосознания и самораскрытия потенциала личности, направленного на выполнение своего предназначения на Земле. Это педагогическая система строится на знании законов мира, общества, психики человека, а также законов образования, которые обосновывают релаксационно-активный режим в учебе, вовлечение жизненного опыта учащегося в процесс обучения и познания мира. 

Идеология и научно-методологическая основа ноосферного образования может быть взята за основу современной концепции медиаобразования. Ноосферное медиаобразование – это педагогическая система XXI века, одной из основных характеристик которой является нацеленность на раскрытие высшего «Я» учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем каналам восприятия действительности.
С нашей точки зрения в основе новой концепции медиаобразования должна быть заложена идея субъектности мира, его разнообразия и   изменчивости, глобальной сбалансированности и взаимозависимости всех участников информационного обмена. Она должна строиться на активизации внутренних ресурсов личности ученика, как человека медийного, органично погруженного в медиасреду.

Новым и существенным для разработки концепции медиаинформационной грамотности и медиаобразования представляется понимание того, что медиаобразование в значительной степени должно быть информальным.  В  Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации  до 2020 года в проблематике социализации личности, ее воспитания и образования рассматриваются три образовательные стратегии – формальная, неформальная и информальная, которые строятся соответственно на трех видах образования:


-    формальное (начальное, среднее, средне-специальное, высшее, дополнительное),
-    неформальное (развитие системы курсов повышения квалификации);
-    информальное (разнообразное, экономическое и внеэкономическое стимулирование стремления каждого человека к саморазвитию и самообразованию).


Пока еще малоизученное, информальное образование (от лат. informalis – неформальный) – это ненаправленное  освоение социально-культурного опыта вне жестких рамок организованного педагогического процесса. Реализуемое в семье, неформальном общении, различного рода группах и объединениях, в частности, в просветительских обществах, библиотеках, музеях, благодаря различным видам медиа, оно происходит в процессе любого коммуникативного действия. Информальное образование пластично, оно определяется потребностями учащегося и реализуется в любом месте и в любое время. В этом контексте информальное медиаобразование проявляется во внутренней мотивации человека к восприятию мира, в самоорганизации и самоопределении.  «Я – источник информации и одновременно потребитель ее. Я формирую себя и самостоятельно определяю траекторию своего развития».

Далее перейдем к нашему пониманию  основных элементов системы медиаинформационной грамотности. Начнем с понятия «медиа», которое сегодня широко используется в русском языке. Слово «медиа» – это сокращенный вариант английского «communication media» – средства коммуникации. Свою родословную «медиа» ведут от слова латинского «medium», с которым в средневековье были связаны  такие понятия как жрец, колдун, шаман.  В различных европейских языках «medium» означает: средство, посредник, человек, легко поддающийся внушению, и в широком смысле – среда. В нашей трактовке медиапространства понятие «медиа» включает в себя широчайший спектр средств коммуникации, которые служат передаче разного рода контента от источника информации к его получателю. Это и произведения искусства в форме книги, картины, кинофильма, и реклама во всех ее проявлениях, и теле- или радиопрограмма, это – публичное выступление, официальный документ, почтовая открытка, зашифрованное послание, SMS-сообщение, либо сложный конвергентный мультимедийный текст сетевого СМИ. Словом, медиа – это любые каналы доставки контента.

Медиа особым образом организуют процесс восприятия информации. Создавая коммуникативные связи, самим фактом своего существования они удаляют из коммуникации пространство и время и насквозь пронизывают все сферы нашей жизни. Более того, мы понимаем, что сам человек в определенном смысле становится медиа, пропуская через себя потоки информации, преобразуя их и становясь источником новой информации.

Однако, подавляющее большинство специалистов в области медиаинформационной грамотности и медиапедагогов, употребляя слово «медиа», имеют в виду средства массовой информации – масс-медиа, что далеко не исчерпывается широким понятием «медиа». В русском языке «медиа» традиционно переводится как «СМИ» – «средства массовой информации», что сразу же уводит исследователей и практиков в ограниченную область журналистской практики.  В этом случае из поля зрения выпадают книга как вид медиа, письмо, речь, музыка, живопись, скульптура и т.д. Кроме того, существуют директ-медиа, предполагающие, в отличие от масс-медиа, прямые коммуникации с потребителем. К директ-медиа относятся такие средства доставки сообщения как почта, телефон, телеграф, факс и другие.

Медиатексты, созданные в этих и других видах медиа, оказываются вне сферы медиаинформационной грамотности, которая сосредотачивается, главным образом, на телевидении, Интернете, печатных СМИ и в отдельных случаях – рекламе и кино. Это теоретическая рассогласованность неправомерно ограничивает сферу распространения медиаинформационной грамотности и медиаобразования, не позволяет выстроить целостную концепцию, основанную на идее Всеобщих Медиа, и усложняет интеграционные процессы в этой области. 

В связи с этим следует отметить еще один аспект трудностей перевода и особенностей национальной коммуникационной культуры. Словосочетание  «средства массовой информации» или в советское время в России – «средства массовой информации и пропаганды» – является изобретением российских ученых, которые, также как и журналисты, в XX веке обслуживали правящий партийный режим. При этом они всецело находились в неизменной российской парадигме вертикали власти. В то время как на Западе для обозначения прессы, телевидения, радио всегда использовалось обобщенное понятие  «средства массовой коммуникации», которое отражает диалоговую природу демократического общества и его публичной сферы. Эта принципиально вещательная, однонаправленная позиция средств массовой информации в сочетании с узким пониманием сферы медиа уводят исследователей и практиков медиаобразования в область дидактики и защиты от «негативного влияния СМИ».

При разработке концепции МИГ требует уточнения и понятие «информация». Слово «информация» происходит от латинского «informare», что означает «придавать форму». Таким образом, с этимологической точки зрения, информация – это акт придания структуры некоторой неопределенной массе.  

Д.П. Барлоу в работе «Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети» пишет: «Информация есть Глагол, а не Существительное. Высвобожденная из своих вместилищ, информация с очевидностью не есть вещь. В действительности, она есть нечто, что случается в сфере взаимодействия между умами или объектами или другими частями информации…  Информация есть действие, которое занимает время, а не состояние бытия, которое занимает физическое пространство, как в случае материальных предметов. Это подача, а не мяч, танец, а не танцор… Информацию переживают, а не владеют ею. Даже когда она заключена в какую-то статическую форму вроде книги или жесткого диска, информация все-таки остается чем-то, что случается с вами в то время, как вы мысленно разархивируете ее из того кода, в котором она хранится». 

В рамках же традиционной парадигмы информационной грамотности для того, чтобы «привить человеку информационную культуру, необходимо создать вокруг него определенную информационную среду, для освоения которой требуются специальные знания, умения, навыки» , а сама информация представляется чем-то, что лежит на определенной полке, размещено на странице какого-то сайта, заключено в телевизионной программе и ждет-не дождется, когда к этому нечто будет обеспечен доступ. Однако владение информацией еще не знание и тем более, не мотиватор активной жизнедеятельности.

Современное понимание информации соответствует идее всепроникающей медийности, опосредованности, коммуникационности. Информация может существовать только в движении, она течет и, как вода, проникает во все поры общественного организма. Ее нельзя перекрыть, с ней невозможно бороться дамбами, в условиях застоя она теряет качества информации и не представляет той ценности, на которую можно было бы рассчитывать. Совершенно очевидно, что закрытые материалы архива только тогда станут информацией, когда будут открыты, иначе информация не существует. С этой точки зрения те компетенции, которые сформировались в условиях доминирования линейной информационной культуры, сегодня во многом не отвечают вызовам гипертехнологичного общества. 

Для формирования концепции МИ-грамотности фундаментальным представляется принцип  целостности коммуникативного акта, в котором медиа как средства коммуникации неразрывно связаны с информацией. В постиндустриальном обществе в момент перехода цивилизации от бумажных носителей информации к эпохе электричества, в результате беспрецедентного скачка в производстве информации и появления новых каналов ее доставки, сформировались два направления теоретического и практического осмысления коммуникации, в основу которых были заложены базовые сущности коммуникации – медиа и информация.

У каждого из направлений в процессе дивергенции  появились свои апологеты, специалисты, ученые. На определенном этапе стали складываться собственные определения, инструменты и механизмы, теории и модели. В сфере медиа возникли понятия «медиаграмотность», «медиакультура», «медиаобразование» и проч. В сфере информации – «информационная грамотность», «информационная культура», «информационное образование» и проч. Вокруг лидеров обоих  направлений образовались научные школы, защищены сотни диссертаций, написаны книги, разработаны и применяются образовательные программы. 
Однако сегодня становится понятно, что дальнейшее концептуальное обособление понятий, функций, компетенций каждого из направлений представляется бесперспективным и уводит научную дискуссию в сторону от сущностных проблем современности.

Медиа как каналы, по которым транслируются сообщения, и информация, поступающая по этим каналам, – это две стороны одного процесса коммуникации. Информация не может существовать без медиа как носителя, также как медиа без информации не имеют смысла. По мнению Норберта Винера, «информация» – это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему.  В нашей трактовке под «содержанием» мы понимаем непосредственно информацию, а под «приспособлением» – медиа. 

В настоящее время мы переживаем конвергентный этап в развитии коммуникационной культуры. Он выражается в слиянии различных видов медиа, форматов и жанров, способов доставки информации, профессиональных компетенций. Поэтому ставшее сегодня крайне актуальным слияние двух видов грамотности – медиа и информационной – отражает объективный процесс эволюции  научных знаний и глобальных технологий. 

В качестве иллюстрации этой закономерности достаточно вспомнить исторический процесс создания и трансформации книги как одного из ключевых видов медиа. В XV веке на этапе возникновения технологии ее изготовления в поисках оптимального решения Йохан Гутенберг и другие изобретатели свели воедино технологии изготовления бумаги, ксилографической печати, сложных химических и механических процессов, искусства граверов и резчиков по камню, элементы монетного производства и даже виноделия. 
В результате возникла книга, как особый вид средства коммуникации индустриального общества, как символ печатной культуры. Однако новый виток развития цивилизации неизбежно привел к дивергенции, расщеплению  понятия «книга» на подвиды: электронные книга, аудиокнига, видеокнига. Сегодня появились понятия «тактильная книга», «цифровая книга». Скоро мы будем иметь эфирную книгу, литеры которой смогут возникать и рассыпаться там, где захочется читателю.

Изучая историю развития живых систем как устойчивую закономерность чередования процессов дивергенции и конвергенции, мы можем экстраполировать ее и на информационные системы и спрогнозировать, что в результате переосмысления концепта медиаинформационности в скором времени возникнет новый процесс расхождения мыслеформ, следствием которого станет формирование принципиально новых компетенций медиаинформационной грамотности.

При этом мы понимаем, что МИ-грамотность это лишь минимальный порог духовного становления личности. Тем не менее, она играет чрезвычайно важную роль в процессах выработки стратегии и тактики экономического и социального развития общества. Причем такого рода грамотность следует рассматривать не только с позиций уровня образованности людей, но и в более широком контексте, охватывающем такие сферы жизни, как гражданское общество, политика и технологии, профессиональное самоопределение, уровень благосостояния и многие другие. Такой широкий диапазон контекстов требует переосмысления роли и места медиаинформационной грамотности в системе социальных институтов, а также структуре интеллектуального ресурса личности.

Поднимаясь в своем ноосферном развитии, личность и общество от медиаинформационной грамотности переходят на уровень медиаинформационной культуры, как способа сохранения и преумножения ценностей общества, его культурного опыта и культурных норм, и, наконец, достигают высшего уровня – медиаинформационного мировоззрения, которое, по нашему мнению, базируется на нескольких идеях, носящих глобальный цивилизационный характер. Это:


    идея свободы,
    идея разнообразия,
    идея изменчивости,
    идея полилога,
    идея партнерства,
    идея взаимодействия,
    идея взаимообусловленности,
    идея признания индивидуальности,
    идея развития,
    идея критической солидарности и самокритики.

Эти ноосферные ценности обеспечат человечеству не только выживание, но и всеобщее благоденствие и процветание. В этом контексте становится понятным, что медиаинформационная грамотность как новая грамотность XXI века – это не метафора, не красивый оборот речи, а насущная необходимость, обусловленная глобальными процессами развития цивилизации.

В процессе медиаобразования изначально заложенный в человеке интеллектуальный ресурс актуализируется в результате прохождения личностью уровней медиаинформационной грамотности, медиаинформационной культуры и достигает уровня медиаинформационного мировоззрения. 
Темпы медиаинформационного развития личности и общества не всегда совпадают, вследствие чего испытывают дисгармонию и личность, и общество. Индивид, далеко опережающий социум в своем постижении глобальных информационных процессов, обречен на непонимание и одиночество, так же как общество не способно в полной мере реализовать свои возможности, если значительная часть граждан не успевают за развитием информационно-коммуникационных технологий. Наиболее гармоничным следует считать взаимообогащающий рост медиаинформационного потенциала личности и общества.

Под медиаинформационным потенциалом личности мы понимаем тот интеллектуальный коммуникационный ресурс, который позволяет индивиду максимально и эффективно самореализоваться в информационном обществе. Задача специалистов в области медиаобразования – не вложить в человека информацию о чем бы то ни было, а «извлечь» ее из него. Как в семени цветка скрыта вся информация о его форме, цвете и аромате, и лишь негативные внешние условия могут ее исказить, так и в человеке закодирована вся информация о его коммуникационных возможностях, но социальная среда способна по-своему трансформировать каналы доставки этой информации и тем самым повлиять на формирование личности.

В завершении,  опираясь на наши собственные разработки и учитывая современные подходы к концепции медиаинформационной грамотности и медиаобразования, сформулируем определения интересующих нас понятий.

Таким образом, медиаинформационная грамотность – это система базовых компетенций человека, позволяющая ему эффективно выстраивать коммуникационные отношения в обществе на всех уровнях медиаактивности. Медиаинформационная грамотность возникает в результате медиаобразования. Соответственно, медиаобразование – это совокупность разнообразных образовательных действий, способствующих раскрытию личности в информационном обществе, ее саморазвитию и самоорганизации, которые проявляются в осознанном медиаповедении, медиадеятельности и медиатворчестве на основе гуманистических идеалов и ценностей.

Литература


1.    Дж. П. Барлоу. Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети / Русский журнал, 07.04.1999.
2.    Вернадский В.И., Научная мысль как планетное явление. Отв. ред. А.Л. Яншин, Москва, «Наука», 1991.
3.    В.И. Вернадский. Несколько слов о ноосфере. В сб. Антология философской мысли. Русский Космизм. М.: Педагогика-Пресс. 1993. 
4.    Н. Винер. Кибернетика и общество. - М.: Наука, 1991. 
5.    Жилавская И.В. Информальная медиасреда как фактор развития медиаобразования. Сборник  Всероссийской научно-практической конференции «Информационное поле современной России: практики и эффекты» Казань, КазГУ, 2009. 
6.    Информационная культура личности: библиографический указатель / сост. Н. В. Денисова; НБ КемГУКИ.- Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006.
7.    Ключарев Г.А. Самообразование и радикальная педагогика: возможен ли компромисс? Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. 
8.    Маслова Н.В. Ноосферное образование – стратегический ресурс общества. // Ноосферное образование – стратегия здоровья. Сборник материалов XXVIII Международной научно-практической обучающей конференции / Под ред. Н.В. Масловой. – Севастополь: Изд-ль Кручинин Л.Ю., 2010. 
9.    Программные документы Международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знаний», июнь, 2012. http://www.ifapcom.ru/news/1334/?returnto=0&n=1
10.    Bokova, Irina (2010). A New Humanism for the 21st Century. UNESCO. P. 2.
11.    J.M. Perez Tornero, Tapio Varis (2010) Media Literacy and New Humanism. UNESCO Institute for Information Technologies in Education.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О современной концепции медиа-информационной грамотности и медиаобразования iconТема: «Этнокультура в условиях глобализации»
Тема одного из семинаров XII российско-Финляндского культурного форума Библиотечное дело: Повышение информационной и медиа-грамотности...

О современной концепции медиа-информационной грамотности и медиаобразования iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена подготовки бакалавра...
Данная программа разработана выпускающими кафедрами Отделения деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии:...

О современной концепции медиа-информационной грамотности и медиаобразования iconБрахман и история Историко-философские концепции современной веданты
Брахман и история. Историко-философские концепции современной веданты. Монография. – Спб.: Издательство Санкт-Петербургского Государственного...

О современной концепции медиа-информационной грамотности и медиаобразования iconПояснительная записка Формирование функционально грамотных людей...
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются...

О современной концепции медиа-информационной грамотности и медиаобразования iconПояснительная записка Формирование функционально грамотных людей...
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются...

О современной концепции медиа-информационной грамотности и медиаобразования iconI. Пояснительная записка Формирование функционально грамотных людей...
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности...

О современной концепции медиа-информационной грамотности и медиаобразования iconПояснительная записка Формирование функционально грамотных людей...
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности...

О современной концепции медиа-информационной грамотности и медиаобразования iconПояснительная записка формирование функционально грамотных людей...
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности...

О современной концепции медиа-информационной грамотности и медиаобразования iconФормирование функционально грамотных людей одна из важнейших задач...
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности...

О современной концепции медиа-информационной грамотности и медиаобразования iconФрагмент сборника
Центральной детской библиотеке по программе «Основы информационной грамотности». На библиотечных уроках вы узнали о буриме удивительной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница