Сценарий урока с использованием компьютера Автор: Иванова Татьяна Петровна Образовательное учреждение: моу «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа»




Скачать 97.43 Kb.
НазваниеСценарий урока с использованием компьютера Автор: Иванова Татьяна Петровна Образовательное учреждение: моу «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа»
Дата публикации19.09.2013
Размер97.43 Kb.
ТипСценарий
lit-yaz.ru > Информатика > Сценарий
Сценарий урока с использованием компьютера
Автор: Иванова Татьяна Петровна

Образовательное учреждение: МОУ «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа» Кривошеинского район Томской области

Предмет: литература

Класс: 10 Б

Тема: Образ Петербурга в русской литературе 19 века

Учебно-методическое обеспечение: Ю.В. Лебедев. Русская литература 19 века.10 класс.

Необходимое оборудование:

1.роман Достоевского «Преступление и наказание».

2.компьютерные слайд презентации

3.мультимедийный проектор для демонстрации слайд презентаций

4.компьютеры

Время реализации занятия: 45 минут

Авторский медиапродукт – презентация 46 слайдов (среда Microsoft Power Point)

Целесообразность использования медиапродукта:

  1. повышение мотивации к процессу обучения;

  2. повышение эффективности усвоения материала;

  3. формирование информационной культуры обучающихся: поиск, отбор, упорядочивание информации, овладения компьютерной технологией

  4. развитие наглядно-образного мышления.

Задачи

познавательная:

  1. повторить знания по темам «Петербург Пушкина», «Петербург Гоголя», «Петербург Некрасова».

  2. познакомить учащихся с образом Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

  3. показать влияние города на судьбы героев.

развивающая:

  1. продолжить обучение анализу эпизода, определения в нем ключевых слов, определения его роли в тексте

  2. обучать умению систематизировать и обобщать материал.

воспитательная:

  1. развитие познавательного интереса;

  2. воспитание информационной культуры

План занятия

Части-блоки урока (краткое содержание деятельности учителя, ученика)

Временная реализация

Организационный момент. Целевая установка

3 мин.

Вступительное слово учителя

2 мин.

Выступления учащихся (3 чел. по 4 мин.). Слайдовая презентация.

12 мин.

Работа над описанием пейзажей (с использованием компьютера), заполнение таблицы

7 мин.

Работа над описанием уличных сцен (с использованием компьютера), заполнение таблицы

7 мин.

Работа над описанием интерьеров (с использованием компьютера), заполнение таблицы

7 мин.

Обобщение по таблице.

2 мин.

Обобщение по уроку. Слайдовая презентация.

5 мин.



Технологический сценарий.

(линейная презентация)


1 слайд – титульный

2 – 14 слайды – иллюстрации по теме «Петербург Пушкина»

15 – 23 слайды – иллюстрации по теме «Петербург Гоголя»

24 – 34 слайды – иллюстрации по теме «Петербург Некрасова»

35 слайд – вид таблицы «Петербург Достоевского», предложенной для заполнения учащимся.

36 слайд – вид заполненной таблицы «Петербург Достоевского»

37 – 46 слайды – иллюстрации по теме «Петербург Достоевского»
^ Ход урока:


  1. На фоне музыкального вступления Р.Глиеэр «Гимн великому городу» из балета «Медный всадник» читается вступление к повести А.С.Пушкина «Медный всадник» (На экране заставка первый слайд презентации)




  1. Учитель:


Многие русские писатели 19 века создавали в своих произведениях образ Петербурга. И это неудивительно. Город, заложенный в весьма неблагоприятном природном пространстве, вырос со сказочной быстротой и стал к концу 18 века одним из прекраснейших городов мира: «юный град/ Полночных стран краса и диво,/ Из тьмы лесов, из топи блат/ Вознесся пышно, горделиво» (Пушкин).

Загадочность «мистичность» города волновала многих творцов.


  1. Сообщения учащихся на тему




    • Петербург Пушкина (на фоне слайды 2 -14 презентации)

    • Петербург Гоголя (на фоне слайды 15 – 23 презентации)

    • Петербург Некрасова (на фоне слайды 24 – 34 презентации)




  1. Учитель:


Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим серединным «улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню…Часто проходит через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, в одном из домов которого снимал квартиру раскольников.

Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую «пьяную» улицу - «В Столярном переулке находится 16 домов (по 8 с каждой стороны улицы). В этих 16 домах помещается 18 питейных заведений, т.ч. желающие насладиться подкрепляющей и увеселяющей влагой, придя в Столярный переулок, не имеют даже никакой необходимости смотреть на вывески: входи себе в любой дом, даже на любое крыльцо; везде найдешь вино». В смысле «отрадной» статистики не уступал соседним с ним Вознесенский проспект: на нем помещалось 6 трактиров, 19 кабаков, 11 пивных, 16 винных погребов 6 гостиниц.

Роман «Преступление и наказание» Достоевского часто называют «петербургским романом». Достоевский характеризует Петербург как «самый угрюмый город» Вспомним, что говорит о Петербурге Свидригайлов:

«Это город полусумасшедших. Если бы у нас были науки, то медики, юристы, и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем».

Образ Петербурга становится символом страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения, где торжествует бессовестная торгашеская мораль, где все продается и покупается.

Роман открывается действием, которое происходит в грязных петербургских трущобах, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты - «лохматники», женщины, отвергнутые обществом, оборванные, голодные, нищие дети.

Глазами Раскольникова мы смотрим на летний петербургский пейзаж.


  1. ^ Работа с описаниями пейзажей (используя компьютер).


( Все пейзажные сцены предварительно набраны в программе WORD и располагаются в папке «Мои документы» - документ «Пейзажи»)
^ Задание к пейзажным сценам:


    • прочитайте 2-5 сцены, выделите (используя инструмент «Маркер») в них ключевые, с вашей точки зрения слова, характеризующие окружающую действительность, участников событий, отношения между ними, место, где происходит действие, звуки, цвет.

    • по ходу работы заполняется таблица «Петербург Достоевского» (слайды 35, 36)




  1. Учитель:


Зной, духота-это не просто метеорологическая примета: как таковая она была излишней в романе. Через весь роман пройдет атмосфера невыносимой жары, духоты, городской вони, сдавливающих героя, мутящих его сознание до обморока. Это не только атмосфера июльского города, но и атмосфера преступления. Человек чувствует себя затертым в этом «каменном мешке», ему не хватает воздуху. От этого меркнет сознание, рождая страшные фантастические идеи.

И хотя Петербург Достоевского- это город распивочных и углов, это город Сенной площади, грязных переулков и доходных домов, все-таки однажды он предстанет перед героем во всей своей величественной красоте. Это сцена на Николаевском мосту (Читается текст). Раскольникову открылся великолепный вид на город, перед ним снова встала загадка, тайна «великолепной панорамы», давно превысившая его сердце и ум. Сейчас перед ним не город трущоб, перед ним город дворцов и соборов - олицетворение верховной власти России. Панорама эта показалась ему особенно величественной и холодной. Здесь, на Николаевском мосту, стояли друг перед другом Раскольников и враждебный ему мир.

В романе часто рисуются уличные сцены, участники которых пьяные, нищие, отчаявшиеся люди, уличные женщины, бродячие музыканты. Сцены эти полны отчаяния и горя.

Поражает атмосфера всеобщего одиночества, непонимания, равнодушия. Исповедь пьяного Мармеладова, постоянно прерывается насмешками. Бьется в истерике, заламывая руки, Катерина Ивановна, а для собравшейся толпы это лишь забава, спектакль.


  1. ^ Сообщение ученика на тему «Уличные сцены в романе»


( По ходу сообщения идет заполнение таблицы «Петербург Достоевского».)


  1. Учитель:


Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои, Это обычно доходные дома, характерные для капиталистов Петербурга. Вслед за героями мы входим в грязные вонючие дворы-колодцы, поднимаемся по темным лестницам.

Лестница, порог.

«Верх, низ, лестница, порог, прихожая, площадка» получают значение «точки», где совершается кризис, радикальная смена, неожиданный перелом судьбы, где принимаются решения, переступают, запретную черту, обновляются или гибнут.

Прежде всего, Раскольников живет, в сущности, на пороге: его узкая комната, «гроб» выходит прямо на площадку лестницы, и дверь свою, даже уходя, он никогда не запирает. В этом «гробу» нельзя жить биографической жизнью - здесь можно только переживать кризис, принимать последние решения или умирать. На пороге, в проходной комнате, выходящей прямо на лестницу, живет и семья Мармеладовых. У порога убитой им старухи-процентщицы переживает он страшные минуты, когда по другую сторону двери стоят пришедшие к ней посетители и дергают звонок и т.д.

Порог, прихожая, коридор, площадка, лестница, ступени её, открытые на лестницу двери, ворота дворов, а вне этого-город: площади, улицы, фасады, кабаки, притоны, мосты, канавки. Вот пространство этого романа».

С них вход в комнаты. Они обычно рисуются в полутьме, слабо освещенные косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающими огарками свечи. Эти ужасные интерьеры неотделимы от не менее ужасных судеб героев, которые попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход-смерть. «Понимаете ли, понимаете ли, вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда идти?»


  1. ^ Работа по описанию интерьеров (используя компьютер)


( Все описания интерьеров предварительно набраны в программе WORD и располагаются в папке «Мои документы» - документ «Интерьеры»)

(Задание аналогичное заданию к описанию пейзажей, в процессе работы идет заполнение таблицы «Петербург Достоевского»).


  1. Учитель:


^ Каморка Раскольникова: своей обстановкой она напоминает то гроб, то шкаф. Герой ощущает себя в ней словно в тюрьме и постоянно испытывает потребность выйти из этих мрачных стен.

Ничем не лучше и комнатушка на самом конце лестницы, на самом верху, под крышей, в которой ютится семейство Мармеладовых.

^ Комната Мармеладовых: В описании есть одна деталь, которая оставляет ощущение безнадежности, страшной нищеты-дырявая простыня, протянутая через задний угол. Достоевский сознательно добивался такого впечатления от описания, о чем свидетельствует его тщательная над ним работа.


Первоначально в мало правленом автографе было следующее: Маленькая черная дверь, в конце лестницы на самом верху, под крышей была отворена. Огарок освещал крошечную беднейшую комнату. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Всю комнату было видно из сеней. В одном углу стояли ширмы, за ширмами, вероятно, была кровать.

С.М. Соловьев, специально занимавшийся изучением цветового фона произведений Достоевского, пришел к выводу, что «Преступление и наказание» создано при использовании фактически одного желтого фона! Этот желтый тон-великолепное, целостное дополнение к драматическим переживаниям героев.

Желтый цвет, который сам по себе создает, вызывает, дополняет, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали. Сам грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности.

В.Кожинов обратил внимание на «Очень существенное сопоставление в «Преступлении и наказании» двух слов: желтый не раз соседствует с другим словом одного с ним корня - «желчный»; которое, кстати, часто встречается в романе.

О Раскольникове, например, говорится: « Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам. Наконец, ему стало душно и тесно в этой желтой каморке». Или другое место «Проснулся он желчный и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими обоями».

В сопоставлении «желтый и желчный» перед нами явное взаимодействие внешнего и внутреннего, мироощущения героя и мира. Во взаимодействии с «желчью», «желтизна» приобретает смысл чего-то мучительного, давящего. Между прочим, Достоевский писал эти слова через «о»- «жолтый», «жолчный»: так они и печатались в прижизненных изданиях романа. И это написание как-то грубее, выразительнее.

Наконец, слово «желтый» связано с тем, что «Преступление и наказание» - ярко выраженный, петербургский роман. Дело в том, что Петербург прочно ассоциируется в русской литературе с желтым цветом.


  1. Вывод учителя:

  1. Обобщение по таблице «Петербург Достоевского» (слайд 36)

  2. Обобщение по уроку (на фоне слайды 37 - 46 презентации)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий урока с использованием компьютера Автор: Иванова Татьяна Петровна Образовательное учреждение: моу «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа» iconСценарий урока с использованием компьютера Преподаватель Гричневская...
Образовательное учреждение Томская область, Шегарский район, село Победа, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Побединская...

Сценарий урока с использованием компьютера Автор: Иванова Татьяна Петровна Образовательное учреждение: моу «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа» iconСценарий классного часа «Славная земля – славные люди». Учитель : Ястребова Татьяна Анатольевна
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

Сценарий урока с использованием компьютера Автор: Иванова Татьяна Петровна Образовательное учреждение: моу «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа» iconСценарий интегрированного урока Образовательное учреждение: Муниципальное...
Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бакчарская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий урока с использованием компьютера Автор: Иванова Татьяна Петровна Образовательное учреждение: моу «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа...
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»

Сценарий урока с использованием компьютера Автор: Иванова Татьяна Петровна Образовательное учреждение: моу «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа» iconСценарий литературного часа в 3 классе Автор: Сумановская Галия Халиловна,...
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» г. Ханты – Мансийска

Сценарий урока с использованием компьютера Автор: Иванова Татьяна Петровна Образовательное учреждение: моу «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа» iconСценарий занятия Автор: Георгиу Марина Дмитриевна, учитель немецкого...
Необходимое оборудование и материалы для занятия: мультимедийный проектор, экран, компьютер со звуковыми колонками, мультимедийные...

Сценарий урока с использованием компьютера Автор: Иванова Татьяна Петровна Образовательное учреждение: моу «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа» iconАнкета учителя начальных классов, руководителя добровольческого отряда...
Муниципальное образовательное учреждение «Тюрлеминская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий урока с использованием компьютера Автор: Иванова Татьяна Петровна Образовательное учреждение: моу «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа» iconПубличный отчет моу сош №17 Муниципальное образовательное учреждение...
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 г. Димитровграда

Сценарий урока с использованием компьютера Автор: Иванова Татьяна Петровна Образовательное учреждение: моу «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа» iconТехнологическая карта урока. Образовательное учреждение
...

Сценарий урока с использованием компьютера Автор: Иванова Татьяна Петровна Образовательное учреждение: моу «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа» iconТема урока : Бутерброды и их виды
Черных Татьяна Александровна, моу «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1», учитель технологии



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница