Конспект урока в 4 а классе по теме: «Народная песня-душа народа»




Скачать 88.55 Kb.
НазваниеКонспект урока в 4 а классе по теме: «Народная песня-душа народа»
Дата публикации14.01.2014
Размер88.55 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Информатика > Урок


Конспект урока в 4 а классе

по теме:

«Народная песня-душа народа»

Урок разработан учителем музыки МБОУ СОШ села Индерка первой квалификационной категории МБОУ СОШ села Индерка

Сайгановой Динарой Хайдаровной.

2013 г

Тема урока: «Народная песня – душа народа»

Цель урока: Формирование интереса детей к традициям татарской культуры,родного края,через песню.
Задачи урока:

  1. Познакомить детей с жанрами татарских народных песен;

  2. Показать, что народные песни связаны с жизненными образами, событиями, явлениями нашего села ИНДЕРКА.

  3. Воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории,к ценностям народной культуры, любви к родной земле и селу,толерантености.

  4. Развивать умение выделять особенности народных песен.

  5. Расширить музыкальный кругозор учащихся о своем родном крае.


Музыкальный материал: татарские народные песни: «Апипа», «Колыбельные»(бишек жырлары), «Индерка моя родная », « И туган тел,и матур тел», « Шял бяйлядем» , «Яй-дудяк», « Ай был- былым».

Тип урока: урок - концерт.

Виды деятельности :

  1. Пение

  2. Слушание и анализ .

  3. Игра на музыкальном инструменте ( аккордеон)

  4. Движение под музыку. Импровизация.

Оснащение урока:

- мультимедийная презентация; (проект «Звонкий голосочек Индерки»)

- мультимедиапроектор;

- проигрыватель с флеш носителем

-аккордеон

-микрофон и акустическая система.

Этапы урока.
1. Организационный момент.(2мин.)
2. Подготовительная беседа.(5мин.)
3. Изучение нового материала.(20мин.)
4. Физ. минутка.(4мин.)
5. Закрепление пройденного материала.(10мин.)
6. Подведение итога урока.(4мин.)

Ход урока.

1.Организационно-мотивационный этап. (2 мин.)

Цель: Создать положительно- эмоциональный настрой учащихся на предстоящую деятельность.

^ Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Музыкальное приветствие на татарском языке: Звучит татарская песня в исполнении учителя « Эй,авылым Индерка»(Индерка моя, родная) с аккомпонементом на аккордеоне.


Дети танцуя поднимаются на сцену.



^ 2.Подготовительная беседа. (5мин.)

Актуализация первичного опыта, осуществляемая на этапе введения нового учебного материала

Цель: Систематизировать и развивать знания о народной песне.

^ Деятельность учителя

Деятельность учащихся



В современном мире, благодаря развитию средств информации и связи, все народы как бы сближаются друг с другом. Спутниковое телевидение, компьютерные системы позволяют далеким друг от друга народам почувствовать себя гражданами одной общей планеты. Особое значение имеют национальные традиции, потому что традиция позволяет каждому народу сохранить свое лицо, свой неповторимый облик в современном мире. Поэтому все народы берегут и изучают своё народное искусство, которое создавалось веками талантливыми предками, изучают сказки и легенды, танцы и песни , костюмы и архитектуру. На сегодняшнем уроке мы будем исследовать песни татарского народа и ее особенности

Ребята, Вы наверное догадались с песнями какого народа мы сегодня познакомимся?



Да .С песнями нашего татарского народа.



^ 3.Изучение нового материала(20мин)

Слайд на компьютере:

Тема урока: « Народная песня-душа народа».

Эпиграф :« ЖЫР-ХАЛЫК КУНЕЛ ЖИМЕШЛЯРЕ» (Песня –душа народа)

Всем известен афоризм «В песне – душа народа». А знаете, кому принадлежит этот афоризм?

Но уж, точно, никто не знает, что этот афоризм имеет продолжение: «Убьешь песню - убьешь душу!»

Недаром говорят, что песня – это душа народа. Народная песня всегда устремлена ко всему лучшему. Это – связь времен, мост между прошлым и будущим.

Пока будет жить песенный дух любого народа, никогда не смолкнут проникновенные песни, задорные песни. Пусть они всегда звучат над просторами нашего села.

В татарских песнях много распевов. Бывают короткие распевы, а бывают более продолжительные распевы. В результате распева слогов в народных напевах возникает мелодический «орнамент».

Песня каждого народа всегда связана с его языком. А татарский язык очень мелодичен. Особую музыкальность языку придают гласные, они разные по звучанию твердые и звонкие, мягкие и напевные: всё это придает языку музыкальность. Вот откуда обилие продолжительных длинных распевов в татарских мелодиях.

Давайте послушаем музыкальность татарского языка. (^ Слайд на компьютере (Текст стихотворения))

Известно, что Тукай с детства любил народные песни и знал их великое множество. Мелодия песни «Туган тел» существовала с другими словами.. Когда Тукай написал своё стихотворение «Родной язык», то эти стихи так полюбились людям, что песня стала звучать только с этими стихами Тукая.

Сопоставление исполнения песни «Туган тел» а капелла с исполнением песни с текстом. Определение понятия «вокализ».

Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?

Меняется ли настроение во время исполнения?

Ребята а вы часто часто ли слушаете татарские песни? Где ?

Верно. Татарская музыка сопровождает нас каждый день. Мы слышим её по радио, телевидению,на дисках,на праздниках в каждой семье. Многие посещают театры: с операми и балетами татарских композиторов. Кто-то учится в музыкальных школах, где сами исполняют татарские мелодии. Музыка входит в жизнь человека с раннего детства.

Давайте вспомним, какую песню в детстве вам пела мама ,с особым названием. Какая она? ? Конечно, это колыбельная.

А по татарски «Колыбельная» « Бишек жыры» (произнесём все вместе)

Какого характера колыбельная песня?

Народные песни бывают разных типов:

Послушайте к какому типу можно отнести песню «Апипа» ?

Исполняет фольклорный ансамбль школы. копия (2) фестиваль нар тв-ва 13

Беседа по прослушанному произведению и анализ :

Какая эта музыка? (...)

Что под нее можно делать? (...)



Великому русскому драматургу Александру Николаевичу Островскому

Стихотворение «Туган тел» Г.Тукая читает ученица.

http://festival.1september.ru/articles/574226/img3.gif

изображение 004

Исполнение песни. (а капелла)

изображение 006

Слова придают песне задушевность.Музыка мелодичная,мягкая.

^ Исполнение песни «Туган тел» учащимися класса с аккомпанементом.

В музыке мы слышим певучесть и красоту родного языка, теплоту мелодии с орнаментом музыкальных распевов.

Нет.

Дома ,на праздниках ,по телевидению, в интернете.

Исполнение «Колыбельной» З. Хабибуллина (Всем классом)

Характер у неё спокойный, плавный, укачивающий, выражает нежность матери, тихо качающей колыбель.

Слайд на экране

Дети читают:

Хороводные(Кунелле жырлар)

Трудовые(Хезмят жырлары)

Плясовые(Бию жырлары)

Лирические(Лирик жырлары)

Игровые(уен жырлары)

.

Плясовая.

Песня веселая.Хочется приплясывать под эту песню.

Анализ песни.

Схема анализа:

мелодия(какая)

Ритм(ровный,пунктирный)

Темп(быстрый ,медленный)

Динамика(громко,тихо)

Лад(мажор ,минор)


^ 4.Физ. минутка.(4мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся




Исполнение песни – танца. Шял бяйлядем. (Завязала платок)

изображение 013

^ 5.Закрепление. Оценочно рефлексивный этап.

Цель: Оценка и самооценка деятельности.



^ Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Да, народную музыку сочиняли в далёкое от нас время сам народ, который не знал муз. грамоты, так как не было в то время муз. школ. Народные песни не записывались, а передавались от одного человека к другому.Мелодия и слова сочинялись одновременно.Песни раскрывают традиции ,обычаи,историю и быт нашего народа.


^ Стремится весть: быстрей, быстрей! Сегодня праздник, праздник!

Откуда радость у людей? Сегодня праздник, праздник!

Сегодня каждый окрылён каким-то светлым чувством.

Мой саз играет веселей! Сегодня праздник, праздник!

Сольное исполнение песни «Ай был-былым». 449047397480

^ Подведение итога урока.(4мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Итак, сегодня мы на уроке очень много слушали музыки, и мне хочется чтобы вы сейчас исполнили татарскую народную песню игрового и плясового жанра «Яй дудяк».

Вопросы:скакими песнями мы познакомились?

Какого народа?

Назовите типы народных песен?

Кто сочинял народные песни?

О чем поется в народных песнях?

Ни один татарский праздник не проходил без подарков:учитель оценивает работу детей и раздает детям вышитые платочки на уроке технологии.

Спасибо всем за урок.

Дети исполняют финальную песню.

«Яй дудяк».

Народными

Татарского.

Дети называют типы песен.

Народ

О жизни, о быте ,о традициях народа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока в 4 а классе по теме: «Народная песня-душа народа» iconРазработка урока по музыке для 2 класса Тема урока "Народная песня душа народа"
Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному материалу (перспективы и ретроспективы обучения )

Конспект урока в 4 а классе по теме: «Народная песня-душа народа» iconКонкурс исследовательских работ обучающихся «Летопись сибирских деревень»
В русском фольклоре много жанров, и один из них – народная песня. Она – частица высокой духовной культуры нашего народа, и то, что...

Конспект урока в 4 а классе по теме: «Народная песня-душа народа» iconПлан-конспект урока
Звучит русская народная песня “Лучина”. Учащиеся стоят. Учитель объявляет тему, цели, план урока

Конспект урока в 4 а классе по теме: «Народная песня-душа народа» iconКонспект урока немецкого языка в 6 классе по теме «Части тела»
Цель урока: закрепить лексический материал по теме «Части тела» и практиковать употребление лексики по теме в устной речи

Конспект урока в 4 а классе по теме: «Народная песня-душа народа» iconТворческий проект: «Песня – душа народа»
Создание условий для развития творческой активности учащихся через метод проекта

Конспект урока в 4 а классе по теме: «Народная песня-душа народа» iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения

Конспект урока в 4 а классе по теме: «Народная песня-душа народа» iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...

Конспект урока в 4 а классе по теме: «Народная песня-душа народа» iconТема «Предвестник зимы»
Немецкая народная песенка «Гусята» Русская народная песня «Как на тоненький ледок» муз. Греченинов «Верхом на лошадке»

Конспект урока в 4 а классе по теме: «Народная песня-душа народа» iconПлан-конспект урока в 6 классе на тему «После долгой стужи отогреет душу эта песня о весне…»
Тема урока звучит так: «После долгой стужи отогреет душу эта песня о весне…» Эта строка из песни современного композитора М. Гусева....

Конспект урока в 4 а классе по теме: «Народная песня-душа народа» iconКонспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова «Детство»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница