Дипломная работа




Скачать 460.1 Kb.
НазваниеДипломная работа
страница1/9
Дата публикации26.06.2013
Размер460.1 Kb.
ТипДиплом
lit-yaz.ru > Информатика > Диплом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Информационные потребности по музыкальному искусству

Дипломная работа

Содержание:



Введение 2

1.1Методика изучения информационных потребностей 6

1.2Методы исследования информационных потребностей 6

1.3Информационные потребности по искусству 6

Глава 2 Основные характеристики потребителей музыковедческой литературы 9

2.1Круг пользователей музыковедческой литературы 9

2.2Основные причины запроса 13

2.3Основные принципы поиска информации 15

2.4Видо-типологический состав искомых документов 19

2.5Степень удовлетворенности пользователей в документах по музыкальному искусству 25

Заключение 29

Список литературы: 31

Приложение 1. Анкета 38


Введение


^ Актуальность темы:

Совершенствование информационного обеспечения пользователей невозможно без научных исследований происхождения, характера и динамики их информационных потребностей. Таким образом, необходимо изучение и учет всех основных объективных и субъективных факторов, влияющих на потребителей информации и на формирование у них ИП, для того чтобы выявить и понять взаимодействие объективных и субъективных сторон ИП в процессе формирования потребностей у пользователей информации. Это позволит увидеть истинную картину своеобразия ИП у разных категорий потребителей информации.

Следует отметить, что хотя за последние два-три десятилетия уделялось много внимания проблеме изучения ИП различными специалистами, до настоящего времени проблема изучения ИП по музыкальному искусству не стали предметом активного и глубокого исследования.

^ Объект исследования:

в качестве объекта исследования были выбраны пользователи зала нотных и аудиодокументов Национальной библиотеки Беларуси и пользователи городской публичной нотно-музыкальной библиотеки.

^ Предмет исследования:

специфика информационных потребностей пользователей по музыкальному искусству

Цель исследования:

уточнить степень удовлетворенности информационных потребностей пользователей библиотек по музыкальному искусству (на примере Национальной библиотеки Беларуси и городской нотно-музыкальной библиотеки).

Цель работы определила следующие задачи:

  • выявить сущности информационных потребностей;

  • выявить методы исследования информационных потребностей;

  • выявить условия и механизмы возникновения информационных потребностей;

  • выявить факторы, влияющие на удовлетворение информационных потребностей;

  • выявить зависимость качеств информационных потребностей от формальных характеристик потребителя;

  • определить круг пользователей музыковедческой литературы, выявить закономерность зависимости информационных потребностей, от степени музыкальной подготовки.

  • определить принцип поиска информации

  • определить степень удовлетворенности пользователей фондом библиотеки, в которой они ищут информацию по музыкальному искусству и качеством обслуживания.

Для сбора информации респондентам была предложена анкета, направленная на выявление принадлежности к музыкальному искусству и музыковедческой литературе, целей обращения к ней, на определение типов документов входящих в область интересов, тематики запросов. Данная анкета, включающая в себя 15 вопросов, была построена в форме закрытых предложений. Большинство вопросов позволяет ответить на несколько вариантов сразу.

Для того чтобы исключить неискренность ответов и избежать влияния социальной желательности, анкетирование носило анонимный характер. Вопросы были сформулированы таким образом, чтобы в результате анализа ответов на них можно было бы, с одной стороны, получить информацию об уровне музыкальной подготовки и предпочтениях в области музыковедческой литературы, а с другой, получить представление о степени их удовлетворенности фондами и поисковыми возможностями данной библиотеки.

Структура дипломной работы:

Введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Психологами информационная потребность понимается как осознанная потребность «в получении определённых порций информации из того, что может быть представлено инфосредой» [45, с. 2].

Понятие «информационная потребность» является одним из ключевых в информационных науках, в том числе библиотековедении. Вместе с тем, несмотря на большое количество публикаций по данной проблеме, в настоящее время не существует общепринятого определения термина «информационная потребность», информационные потребности остаются недостаточно изученными по существу. Из многочисленных публикаций видно, что разные авторы не всегда вкладывают в понятие «информационная потребность» одинаковое содержание. Наряду с данным понятием они употребляют понятия «потребность в библиотечно-библиографических ресурсах», «потребность в документах», «потребность в чтении», которые не всегда соотносятся друг с другом по значению [46].

Так, по мнению Фёдоровой Т. С., информационная потребность – это внутреннее состояние субъекта, отражающее дефицит научной информации, необходимой для использования в его деятельности. [56, с. 54].

Т.В. Муранивский считает, что информационная потребность – это свойство человека или определённой системы, отражающее необходимость в регулярном получении и использовании информации, обеспечивающей эффективное функционирование этой системы. [47, с. 4]

Соколов А.В. определяет информационные потребности как обобщающее понятие, являющиеся результатом информационного подхода к духовным потребностям личности и общества.

Примерами наилучшего изучения ИП являются концепции А. В. Соколова, С. Д. Коготкова, Е. А. Евтюхиной, Д. Е. Шехурина.

Возникновение информационных потребностей в той или иной форме связано с деятельностью человека. Именно деятельность является исходным пунктом возникновения потребностей человека вообще, в том числе и потребностей в информации, а они в свою очередь стимулируют новую деятельность. Это фундаментальное положение теории человеческих потребностей позволяет нам объяснить многие моменты, связанные с формированием и удовлетворением информационных потребностей.

Рассматривая профессиональную деятельность в качестве основы формирования информационных потребностей, специалисты в области информатики основное внимание в своих исследованиях уделяют изучению информационных потребностей работников производственной сферы. [46]

Изучению общих методологических вопросов возникновения и развития информационных потребностей, их классификации в соответствии с различными категориями специалистов посвящены работы Н.М. Бажова, Н.С. Карташова, И.К. Кирпичевой, М.И. Левина, А.Н. Масловой, Э.Л. Шапиро, М.С. Миримановой, Д.Е. Шехурина, Л.Н. Каразановой, А.В. Соколова и др. Методы исследования информационных потребностей анализировались в работах С.Д. Коготкова, Л.Л. Попиловой, Э.С. Бернштейн, И.И. Голованова. Труды названных исследователей составили "золотой фонд" обслуживания. Их значимость со временем не уменьшилась, а, напротив, возросла в условиях использования современных информационных технологий [21].

Наибольшее распространение в современной теории информационных потребностей получил деятельностный подход в соответствии, с которым в основе возникновения информационных потребностей лежит деятельность человека. Понимание деятельности как основы формирования ИП, определяющей их природу и содержание, впервые нашло отражение в работах Э.С. Берштейна [8], Д.Е. Шихурина [58, 59], которые связывали формирование ИП непосредственно с деятельностью ученых и специалистов. Данный подход нашел дальнейшее развитие в работах С.Д. Коготкова, Т. С. Федоровой, Г.И. Щербитского и других исследователей [36, 38, 56, 60]. Как отмечают сторонники деятельностного подхода – «деятельность – это исходный пункт реализации потребностей познания, а, следовательно, и исходный пункт потребности в информации. Деятельность является тем «входом», через который осуществляется реализация потребностей субъекта в информации» [60, с. 47].

ИП не только непосредственно и опосредованно влияют на типологию информационных учреждений, но и очень часто они определяют структуру информационного учреждения и одновременно являются определяющим фактором в создании системы информационного обслуживания. Современная система обслуживания ориентирована на удовлетворение стабильных (постоянных) и нестабильных (разовых) ИП. Для удовлетворения первых создана система текущего информирования или система текущего обслуживания, для удовлетворения вторых – функционирует система справочного обслуживания или обслуживание в режиме «запрос-ответ» [7].


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломная работа iconНазвание организации
Заголовок «Дипломная работа» или «Курсовая работа»: Times New Roman, 14 (вопреки П. 113), по центру. Затем – 2 пустые строки

Дипломная работа iconДипломная работа
Состояние, тенденции и проблемы развития народного образования в Новом Уренгое

Дипломная работа iconДипломная работа
Разработка анализатора системы обнаружения атак, основанного на методах кластерного анализа”

Дипломная работа iconДипломная работа
Удостоверение подлинности участников интернет-голосований на основе анализа сетевых сессий

Дипломная работа iconДипломная работа
Удостоверение подлинности участников интернет-голосований на основе анализа сетевых объектов

Дипломная работа iconДипломная работа
Удостоверение подлинности участников интернет-голосований на основе анализа сетевых объектов

Дипломная работа iconДипломная работа
Удостоверение подлинности участников интернет-голосований на основе анализа сетевых объектов

Дипломная работа iconДипломная работа
Повышение качества результатов анонимного интернет-голосования методом анализа сетевых объектов

Дипломная работа iconДипломная работа
Использование средств olap-технологий для построения системы Бизнес Интеллекта факультета

Дипломная работа iconДипломная работа
Умение ладить с реальным положением дел, перекрывая выходы: отказ от бегства, сопротивление и осуждение



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница