Доклад на тему «Технология критического мышления»




Скачать 106.89 Kb.
НазваниеДоклад на тему «Технология критического мышления»
Дата публикации30.07.2014
Размер106.89 Kb.
ТипДоклад
lit-yaz.ru > Информатика > Доклад
Доклад на тему « Технология критического мышления»

(из опыта работы)




Подготовила: Чернякова И.Н., учитель начальных классов, высшей квалификационной категории
Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приемов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.

Среди многих технологий меня заинтересовала «Технология развития критического мышления». Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно – ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Я пришла к выводу, что актуальна технология развития критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. ТРКМ напрямую связана с понятием личностно – ориентированного обучения, к которому относится реализуемая мною программа «Школа – 2100». Данная программа ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативной компетенции, обеспечивающей свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения, готовность и способность к речевому взаимодействию, потребность в речевом совершенствовании. Решение этих задач возможно при использовании на уроках ТРКМ.

На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Приведу лишь несколько примеров из практики.

Приём «Кластер».

Кластер – очень похож на опорные схемы и сигналы. Значимость их в обобщении и запоминании материала трудно переоценить

Составление кластера «Глагол» (4 класс).

При изучении темы «Глагол» в центре листа дети записывают «Глагол», затем ребята в течение 1-2 минут фиксируют все, что им известно о глаголе. После, в форме игры «Аукцион знаний» называют записанные сведения, факты, не повторяя ранее сказанного. Белым мелом фиксирую на доске все, что знают дети, а все то, что узнают дети в течение урока, записываю цветным мелом. Таким образом, систематизируем материал в виде кластера, который показывает несколько различных типов связей между объектами, позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер охватывает большое количество информации, помогает систематизировать информацию, экономит время.

^ Кластер «Глагол»

Кластер «Звуки»

Кластер «Падежи» составлялся в течение нескольких уроков.

Прием «Верные неверные высказывания».

Тема «Значение и грамматические признаки глагола» (4 класс).

Учащиеся записывают в тетрадь в левую колонку номера «верных» высказываний, а в правую «неверных» высказываний.

Верные Неверные

Я предлагаю высказывания:

1. Глагол обозначает действие предмета.

2. В предложении глагол обычно является подлежащим.

3. Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопрос что делает?

4. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

5. Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы -оньк; -еньк.

Верные ответы Неверные ответы

1, 3, 4 2,5


+
Правильные ответы заранее написаны на обратной стороне доски. Используется прием самопроверки, рефлексии. Дети самостоятельно оценивают результаты своей работы.

Справился полностью


?


Есть ошибки


!
Надо повторить пройденный материал

Приём «Инсерт».

Технология критического мышления предлагает методический прием, известный как ИНСЕРТ. Инсерт приучает учеников к более осознанному чтению, развивает аналитический ум. На уроке я раздаю детям таблицу, которая выглядит так:

«V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;


  «–поставьте

«–»(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. А в данном случае маркировочный знак обязывает их быть внимательнее, и проявить интерес, задать вопрос и самостоятельно найти ответ на непонятный факт. Знак вопроса стимулирует ученика к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они знают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ на уроке у учителя, одноклассников.

Приём «Написание синквейна».

Прием «Написание синквейна», помогает обобщить или охарактеризовать понятие, явление, героя. Развивает у детей речь, умение обобщать.

В переводе с французского «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания синквейна таковы:

  • На первой строчке записывается тема одним словом (существительное).

  • На второй строчке описание темы в двух словах (прилагательные).

  • На третьей строчке описание этой темы тремя словами (глаголы).

  • На четвертой строчке предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней. Впрочем, можно не ограничивать четырьмя словами. Дети могут использовать крылатые выражения или цитаты.

  • На последней строке пишется синоним темы (одно слово), которое повторяет суть темы.

Приведу примеры синквейнов, составленных учащимися 4 «А» класса после изучения произведения Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки»

1. Лена

2. Милая, добрая

3. Приехала, страдала, старалась

4. Очень жаль одинокую Лену.

5. Сирота.

(Ушева Дарья)

  1. Лена

  2. Молчаливая, застенчивая

  3. Защищается, молчит, плачет

  4. Девочка никому не делала зла.

  5. Одинокая

(Кошелев Семён)

Задания можно варьировать: составить синквейн, определить тему синквейна, составить рассказ по готовому синквейну, найти ошибку в готовом синквейне. Читая детские работы, я уже вижу, кто из детей понял изучаемую тему, а кто нет.

Прием «Корзина идей».

Это прием групповой и индивидуальной работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющихся у них знаний и опыта, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доску прикрепляется значок «Корзина», в которую условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится в следующем порядке:

1.Задается вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2.Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетрадь все, что знает (строго индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Время на обсуждение не более 3 минут. Эти обсуждения должны быть организованными, ученики должны выяснить все, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Работа в группах повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся к учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.

4. Далее, каждая группа по кругу называет какое – то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

5. Все сведения кратко, в виде «тезисов» записываются в «корзину» идей (Без комментариев, даже если идеи ошибочны. В корзину идей можно сбрасывать идеи, факты, имена, мнения, проблемы, понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока)

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой темы.

Для того чтобы стимулировать познавательно – поисковую активность учащихся, использую прием «Архивариус». Учащиеся получают домашнее задание «любопытный вопрос», на который им необходимо самостоятельно найти ответ. Например, что означает фразеологизм «Держать хвост пистолетом». Являются ли однокоренными слова: отцовский, Отечество, Отчизна. Первый, кто находит ответ, получает «5». Обязательное требование указание на то, откуда почерпнуты сведения. Ценится информация, почерпнутая из энциклопедий, справочников, словарей, художественной литературы.

Прием «Письмо к учителю».

Я предлагаю написать письмо учителю, т.е. мне (можно маме, сказочному герою, инопланетянину и т.д.), но перед этим раздаю памятки:

  1. Я прочитал (а) рассказ (стихотворение)

  2. Больше всего запомнилось

  3. Понравилось

  4. Не понравилось

  5. Мое эмоциональное состояние

  6. Этот рассказ (стихотворение) учит меня …

Этот прием используется на стадии рефлексии, таким образом я могу проверить, как дети усвоили содержание текста и какие сделали выводы.

«Я прочитала стихотворение А. Барто «Снегирь». Больше всего мне запомнилось то, как сильно хотел мальчик завести у себя дома снегиря. Мне понравилось то, что мальчик перестал драться и плохо себя вести, и наоборот, он стал очень добрым. В стихотворении не было ничего такого, чтобы мне не понравилось. У меня на душе даже радостно стало. Это стихотворение учит меня тому, что если ты хочешь питомца, то нужно немного постараться: не шалить, не вертеться за столом. Словом, вести себя так, чтобы тебе его купили». (Ускова Алина)

Приём «Круги по воде».

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Использование приемов ТРКМ позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное, делать логические умозаключения. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

В конце еще раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. А я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и, возможно порой это живое взаимодействие интереснее и дороже стройных университетских лекций.

Тема: Правописание глаголов.

Цель:

1. На основе полученных ранее знаний о глаголе систематизировать информацию о правописании глаголов.

2. Формировать навык грамотного письма.

3. Используя приемы РКМ, развивать сознательное отношение к учебной деятельности.

Оборудование:

записи на доске, раздаточные карточки для устной работы в группе, карточки индивидуальных заданий, таблички для составления кластера, учебник.

Приемы педагогических технологий РКМ:

1. Разминка.

2. Работа в группах и парах.

3. Составление кластера.

4. Прием обучение сообща « Два круга».

5. Творческий прием « Круги по воде».

Ход урока.

I. Стадия вызова.

- Ребята, сегодня у нас урок русского языка из блока « Правописание», поэтому предлагаю начать работу с устной орфографической разминки.

1.) Орфографическая разминка.

Легкий, солнце, заснул, флаг, тропинка, аллея,

проживает, скрипач, отнеси.

2.) Формулирование темы урока.

- Сегодня мы будем повторять орфограммы, связанные с написанием только одной части речи.

- Какой, определите, прочитав по буквам, найденных вами орфограмм в словах первой строки. - Какая тема урока?

^ ГЛАГОЛ.

3.) Коллективная работа у доски.

- Выпишите только глаголы и разберите их по составу.

Заснул, проживает, отнеси.

II. Стадия осмысления.

- Чтобы вспомнить все изученные орфограммы, связанные с написанием глаголов, поработайте устно с раздаточными карточками в группах.

1.) Работа в группах по формулировке правила по заданию на карточке.

1группа: Раскрой скобки. Сформулируй правило о написании не с глаголами.

(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает.

Из какого ковша (не) едят и (не) пьют, а только на него глядят.

2группа: Выбери нужное окончание. Сформулируй правило о написании окончаний у глаголов прошедшего времени.

У двери стоял ( о, а, и) маленький ребенок.

В шкафу стоял ( о, а, и) хрустальная посуда.

Среди грядок стоял ( о, а, и) соломенное чучело.

На полке стоял ( о, а, и) разные книги.

3 группа: Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящей.

Тише едеш(?) – дальше будеш( ? ).

Нужно береч(?) платье снову, а честь смолоду.

Спряч(?) вещи в шкаф.

4 группа: Вставь пропущенную гласную. Сформулируй правило о правописании безударного окончания глаголов.

Декабрь год конча..т, а зиму начина…т.

Собака помн…т , кот ее корм…т.

5 группа: Сформулируй правило о написании - ться, - тся в глаголах.

Дети пошли купат(?)ся на озеро.

Они веселят(?)ся и громко кричат.

6 группа: Вставь гласные. Сформулируй правило о написании безударного суффикса у глаголов прошедшего времени.

Поужинать – поужин…л.

Обидеть - обид…л.

Клеить - кле…л.

Лаять - ла…л.

2.) Составление коллективного кластера на доске после ответа учащегося от каждой группы.

3.) Хоровое повторение правил по кластеру.

4.) Самостоятельная работа по учебнику.

Взаимопроверка в парах с соседом по парте. ( Обмен тетрадями)

5.) Прием обучение сообща « Два круга».

- Задайте по вопросу друг другу о правописании орфограмм в глаголах.

^ III. Стадия рефлексии.

- Орфограммы, какой части речи повторяли?

- Образуем словесные круги, используя творческий прием «Круги по воде».

Г

Л

А

Г

О

Л

1). Творческий прием «Круги по воде».

- подберите и запишите глаголы на каждую букву с орфограммой.

«Г» - глагол на конце с шипящей.

«Л» - глагол с безударным окончанием

«А» - глагол неопределенной формы

«Г» - глагол с сочетанием –тся, -ться.

«О» - с безударным суффиксом у глагола прошедшего времени

«Л» - глагол с частицей НЕ.

- Кто хотел бы прочесть свои записанные глаголы?

2). Самооценка своей деятельности на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, подобрав глагол с подходящим для вас значением.

- У кого в записанных глаголах есть орфограммы?

3). Домашнее задание по выбору.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на тему «Технология критического мышления» iconКонспект урока по георгафии на тему: «Национальность и толерантность»
Технологии: Информационно – коммуникативная технология, технология развития критического мышления, технология коммуникативно – диалоговой...

Доклад на тему «Технология критического мышления» iconТехнология критического мышления
Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, Е. О. Галицких выделяет четыре...

Доклад на тему «Технология критического мышления» iconТехнология развития критического мышления
Идея: культура развития критического мышления нова для России. С изменением социально-политической ситуации в стране востребован...

Доклад на тему «Технология критического мышления» iconУрок по теме «Многообразие насекомых. Отряд Перепончатокрылые.»
Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные...

Доклад на тему «Технология критического мышления» icon«Урок сегодня. Моделирование урока по технологии деятельностного...
Своим опытом в освоении современных образовательных технологий поделились учителя начальных классов Креховецкая С. Ю., Балахчёва...

Доклад на тему «Технология критического мышления» iconТехнология развития критического мышления через чтение и письмо (тркмчп)
Мы с вами знакомы с термином «технология», теоретически знаем различные технологии и многие из них довольно успешно применяем на...

Доклад на тему «Технология критического мышления» iconИнструкция по работе с текстом Практическая часть
Краткое обоснование основных идей опыта: какие умения даёт технология развития критического мышления через чтение и письмо

Доклад на тему «Технология критического мышления» iconИсследование современных учебно-методических комплексов и обоснование...
Через развитие критического мышления на основе использования на уроках мультимедийных средств обучения

Доклад на тему «Технология критического мышления» iconМетодические приемы: технология критического мышления; интеграция;...
Немного фантазии и каждый урок может стать интересным, творческим, нестандартным

Доклад на тему «Технология критического мышления» iconУрока: Предлог как часть речи
Урок изучения нового материала, развивающая технология (теория развития изобретательских задач /триз/ и теория развития критического...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница