Е. В. Трухан, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов высшей категории мбоу «соiii №1» г. Новомосковска Опыт работы с




Скачать 49.57 Kb.
НазваниеЕ. В. Трухан, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов высшей категории мбоу «соiii №1» г. Новомосковска Опыт работы с
Дата публикации21.08.2014
Размер49.57 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Информатика > Документы
Е.В. Трухан,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «СОIII № 1» г. Новомосковска
Опыт работы с одарёнными детьми в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова
Пущин И.И. — лицейский друг и одноклассник А.С. Пушкина — в своих воспоминаниях о великом поэте писал: «В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую зада­чу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его: «Что ж вышло? Чему рав­няется икс? Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!». На это Карцов сказал: «Хорошо! У Вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи». Современную школу с аттестатом об образовании А.С. Пушкин вряд ли бы закончил. Подобная проблема встречается у многих одаренных детей.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется ярки­ми, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Психика одаренного ребенка более ранима, поэтому педагогу, работающему с ним, необходимо быть доброжелательным и чут­ким, разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы. Иногда одно в шутку ска­занное слово может стать серьезным препятствием на пути разви­тия таланта. Бабушка одной из моих учениц показала мне стихи. Замечательные, от души написанные еще в четырехлетнем возрас­те ее внучкой строки. Я и предположить не могла, что моя ученица может писать стихи, ведь сейчас, будучи второклассницей, девоч­ка не проявляла никакого интереса к поэзии. В чем же причина? Оказывается, девочка прочла свои стихи в детском саду, но вмес­то поддержки и одобрения получила фразу: «О, да у нас растет стихоплет!». Эти слова ее больно ранили. Она проплакала дома весь вечер. Больше стихи девочка не писала.

Наоборот, поддержка таланта, проявляющегося в одной из пред­метных областей, способствует развитию мотивации к другим учеб­ным предметам. Одному из моих учеников учеба давалась с трудом. Кроме того, в первый год обучения он был замкнут, не общите­лен, старался держаться особняком. Казалось, ему ничего не инте­ресно. Однако когда на уроках использовались информационно­-коммуникационные технологии, он явно оживлялся. Я выяснила, что мальчик хорошо разбирается в компьютере, сам составляет простейшие программки. Стала привлекать его к созданию презен­таций по темам урока. Следует отметить, что результаты провероч­ных работ, выполняемых мальчиком на компьютере, были гораз­до выше, чем при выполнении на бумаге. Одноклассники тоже посмотрели на него другими глазами, стали советоваться с ним, с удовольствием общаться не только в школе, но и в социальных сетях. Мальчик стал увереннее, почувствовал свою значимость для окружающих. Одновременно с этим мой ученик понял, что его мечта стать высококлассным программистом замечательная, но она потребует от него знаний и других предметов.

Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельности, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах воз­растного развития. В свою очередь, это создает условия для форми­рования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобра­зие своего дарования применительно к разным ее аспектам.

^ В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:

  • хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой;

  • способны к самостоятельным действиям, благодаря приоб­ретенным ранее умственным навыкам;

  • умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений;

  • погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни, сущности мироздания;

  • не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для сверстников;

  • урок для них особенно интересен, когда имеет место поис­ковая и исследовательская ситуация, импровизация и пара­доксы;

  • умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходи­мое в данный момент для самореализации.

Перечисленные особенности соотносятся с методикой органи­зации учебного процесса по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. На уроке по системе развиваю­щего обучения ученики являются активными участниками учеб­ного процесса, из «объектов обучающего воздействия» превраща­ются в исследователей, а учитель — в научного руководителя. Уроки часто проводятся в форме дискуссий, в которых учителю отводится лишь направляющая роль. Дети учатся самостоятельно мыслить, выдвигать гипотезы, аргументированно их доказывать, критически оценивать свои и чужие предположения, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблем­ной ситуации, работать в парах, группах. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова позволяет не только представить ученикам «широкую картину мира» на основе на­уки, литературы и искусства, но и развить их таланты.

В нашей школе мы провели исследование одаренности учени­ков. Как показали исследования, 71% обучающихся школы обла­дает тем или иным видом одаренности. По-моему, это очень хо­роший показатель. Недаром все начальные классы нашей школы обучаются по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина —В. В. Давыдова. Учителя, ведущие уроки в 5—11 классах, активно осваивают данную систему. В школе реализуется программа «Ода­ренные дети». Ежегодно обучающиеся представляют свои иссле­довательские работы и проекты на школьной научно-практической конференции «Знание». В 2012 году на этой конференции выступили и ученики 1-х классов. Они представили портфолио «Наши достижения», исследовательскую работу «Процессы кристаллизации в науке и искусстве», а также книгу «Чудо природы — вода», в которую вошли исследования, творческие работы уче­ников, связанные с водой.

Развитию одаренности способствует не только урочная, но и внеурочная деятельность. В школе организованы объединения до­полнительного образования: кружков, секций. Особое внимание уделяется работе детского общественного объединения «РИТМ» («Россий­ская Инициативная Творческая Молодежь»), участники которого развивают свои лидерские качества, активно участвуют в школь­ных и городских мероприятиях, становятся победителями.

У великого русского писателя Л.H. Толстого есть замечательные слова: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать».

Каждый ребенок — кладезь талантов. Задача школы — раскрыть и развить эти таланты. Конечно, это под силу только творческому педагогу, который не стоит на месте, а постоянно самосовершенству­ется. Я стремлюсь соответствовать этим требованиям и очень хочу, чтобы у моих учеников не погас взгляд, чтобы они постоянно стремились к новым вершинам и открытиям, чтобы обучение в школе стало залогом их успеха в жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. В. Трухан, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов высшей категории мбоу «соiii №1» г. Новомосковска Опыт работы с iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения...
Программу подготовили: директор школы А. Ю. Арутюнян, заместители директора по учебно-воспитательной работе С. Д. Гончарова, О. В....

Е. В. Трухан, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов высшей категории мбоу «соiii №1» г. Новомосковска Опыт работы с iconПлан конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Разработала:...
Разработала: учитель начальных классов высшей квалификационной категории самохвалова н. В. Мбоу сош №31 г. Новочеркасска

Е. В. Трухан, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов высшей категории мбоу «соiii №1» г. Новомосковска Опыт работы с iconУрок Тема: И. Соколов-Микитов " Зима в лесу" Автор: Киреева Елена...
Автор: Киреева Елена Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории мбоу «сош №90»

Е. В. Трухан, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов высшей категории мбоу «соiii №1» г. Новомосковска Опыт работы с iconОписание передового педагогического опыта Описание передового педагогического...
Рудь Светлана Александровна, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного...

Е. В. Трухан, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов высшей категории мбоу «соiii №1» г. Новомосковска Опыт работы с iconУчебник ( комплекс учебников ): «Английский с удовольствием»
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Директор мбоу сош№1 г. Советский

Е. В. Трухан, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов высшей категории мбоу «соiii №1» г. Новомосковска Опыт работы с iconИспользование произведений детских поэтов в воспитательной работе...
Учитель: Бабина Нина Юрьевна, учитель начальных классов, г. Новодвинск, Архангельская область, М. О. У. «Сош №7»

Е. В. Трухан, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов высшей категории мбоу «соiii №1» г. Новомосковска Опыт работы с iconВоспитание ценности семьи в обучении географии
...

Е. В. Трухан, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов высшей категории мбоу «соiii №1» г. Новомосковска Опыт работы с icon«Откуда берутся грязнули ?»
Учитель начальных классов высшей категории мбоу гимназии №88 г. Краснодара : Вельчева О. Г

Е. В. Трухан, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов высшей категории мбоу «соiii №1» г. Новомосковска Опыт работы с icon«Масленица» ( в начальных классах.) Подготовила: учитель начальных классов высшей категории
Совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество

Е. В. Трухан, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов высшей категории мбоу «соiii №1» г. Новомосковска Опыт работы с iconОпыт работы учителя начальных классов 2 квалификационной категории...
Опыт работы учителя начальных классов 2 квалификационной категории мбоу «Лицей №26» Авиастроительного района г. Казани Зиннуровой...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница