Основная образовательная программа высшего профессионального образования




НазваниеОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
страница1/12
Дата публикации23.08.2014
Размер1.5 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
lit-yaz.ru > Информатика > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»


Утверждаю:

Ректор

___________Агаков В.Г.

«____»__________20__ г.


Номер внутривузовской регистрации __________________



ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
^ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность подготовки

090903 – ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ автоматизированных систем


Квалификация (степень)

специалист
Форма обучения

очная
Чебоксары 2011 г.

^ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по специальности 090903.65 – Информационная безопасность автоматизированных систем (далее – ООП ВПО).

ООП ВПО представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом потребностей регионального рынка труда, требований федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующей специальности (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №60 от 17 января 2011 г.), а также с учетом рекомендованной профильным учебно-методическим объединением при Институте криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России примерной основной образовательной программы по специальности 090303 Информационная безопасность автоматизированных систем.

ООП ВПО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки студентов по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Нормативную правовую базу разработки ООП специалитета составляют:

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 (далее – Типовое положение о вузе);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 090303.65 – Информационная безопасность автоматизированных систем высшего профессионального образования (специалитет), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. №60;

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

  • Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, утвержденная 17 января 2011 г. (носит рекомендательный характер);

  • Устав вуза ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова».

^ Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования

В области воспитания общими целями основной образовательной программы специалиста являются: формирование социально-личностных качеств обучающихся: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, патриотизма, гражданственности, коммуникативности, профессиональной корпоративности, эмоционально-волевой и психологической устойчивости, толерантности, повышение их общей культуры и т.д.

В области обучения общими целями основной образовательной программы специалиста являются: подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных наук; приобретение знаний, умений, освоение компетенций, способствующих социальной мобильности выпускника и успешности на рынке труда в области обеспечения информационной безопасности и т.д.

Миссия ООП специалитета – обеспечить качественное, доступное, эффективное и современное образование через развитие научных и образовательных технологий с целью подготовки конкурентоспособных специалистов, научных и научно-педагогических кадров новой формации, способных к практической реализации полученных знаний в науке, производстве, предпринимательской деятельности, направленной во благо развития Чувашской Республики и превращение ее в один из наиболее образованных, духовно и нравственно богатых регионов России.
Срок освоения ООП специалитета 5 лет по очной форме обучения.
Трудоемкость ООП специалитета 300 зачетных единиц.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.



^ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСК­НИКА ВУЗА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

Объекты профессиональной деятельности выпускника.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • автоматизированные системы, функционирующие в условиях существования угроз в информационной сфере и обладающие информационно-технологическими ресурсами, подлежащими защите;

  • информационные технологии, формирующие информационную инфраструктуру в условиях существования угроз в информационной сфере и задействующие информационно-технологические ресурсы, подлежащие защите;

  • технологии обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем; системы управления информационной безопасностью автоматизированных систем.

^ Виды профессиональной деятельности выпускника.

Выпускник специальности 090303.65 в соответствии с полученной фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская;

  • проектно-конструкторская;

  • контрольно-аналитическая;

  • организационно-управленческая;

  • эксплуатационная.

Задачи профессиональной деятельности выпускника

    а) научно-исследовательская деятельность:

  • сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по проблемам информационной безопасности автоматизированных систем;

  • подготовка научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;

  • моделирование и исследование защищенных автоматизированных систем, анализ их уязвимостей и эффективности средств и способов защиты;

  • анализ безопасности информационных технологий, реализуемых в автоматизированных системах;

  • разработка эффективных решений по обеспечению информационной безопасности автоматизированных систем.




    б) проектно-конструкторская деятельность:

  • сбор и анализ исходных данных для проектирования систем защиты информации;

  • разработка политик информационной безопасности автоматизированных систем;

  • разработка защищенных автоматизированных систем по профилю профессиональной деятельности, обоснование выбора способов и средств защиты информационно-технологических ресурсов автоматизированных систем;

  • выполнение проектов по созданию программ, комплексов программ, программно-аппаратных средств, баз данных, компьютерных сетей для защищенных автоматизированных систем;

  • разработка системы управления информационной безопасностью автоматизированных систем.



    в) контрольно-аналитическая деятельность:

  • контроль работоспособности и эффективности применяемых программно-аппаратных, криптографических и технических средств защиты информации;

  • экспериментально-исследовательские работы при сертификации средств защиты автоматизированных систем;

  • экспериментально-исследовательские работы при аттестации автоматизированных систем;

  • инструментальный мониторинг защищенности автоматизированных систем.




    г) организационно-управленческая деятельность:

  • организация работы коллектива, принятие управленческих решений в условиях спектра мнений, определение порядка выполнения работ;

  • разработка предложений по совершенствованию и повышению эффективности принятых мер по обеспечению информационной безопасности автоматизированных систем;

  • организация работ по выполнению требований защиты информации ограниченного доступа;

  • методическое и организационное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем;

  • организация работ по созданию, внедрению, эксплуатации и сопровождению защищенных автоматизированных систем;

  • контроль реализации политики информационной безопасности.




    д) эксплуатационная деятельность:

  • реализация информационных технологий в сфере профессиональной деятельности с использованием защищенных автоматизированных систем;

  • администрирование подсистем информационной безопасности автоматизированных систем;

  • мониторинг информационной безопасности автоматизированных систем;

  • управление информационной безопасностью автоматизированных систем;

  • обеспечение восстановления работоспособности систем защиты информации при возникновении нештатных ситуаций.


^ 3. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КАК СОВОКУПНЫЙ ОЖИДАЕМЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ДАННОЙ ООП ВПО

Результаты освоения ООП ВПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения ООП ВПО выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

  • способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

  • способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2);

  • способностью анализировать социально значимые явления и процессы, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческие и философские проблемы, применять основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-3);

  • способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль личности в истории, политической организации общества, способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);

  • способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности и защиты интересов личности, общества и государства, готовностью и способностью к активной состязательной деятельности в условиях информационного противоборства (ОК-5);

  • способностью к работе в коллективе, кооперации с коллегами, способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК 6);

  • способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-7);

  • способностью к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков (ОК-8);

  • способностью к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению информации, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения на основании принципов научного познания (ОК-9);

  • способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций, к изменению вида своей профессиональной деятельности (ОК 10);

  • способностью к воспитательной и образовательной деятельности (ОК 11);

  • способностью самостоятельно применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, достижения должного уровня физической подготовленности в целях обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12).


профессиональными компетенциями:

общепрофессиональными (ПК):

  • способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и применять соответствующий физико-математический аппарат для их формализации, анализа и выработки решения (ПК-1);

  • способностью применять математический аппарат, в том числе с использованием вычислительной техники, для решения профессиональных задач (ПК-2);

  • способностью использовать языки, системы и инструментальные средства программирования в профессиональной деятельности (ПК-3);

  • способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения современных информационных технологий для поиска и обработки больших объемов информации по профилю деятельности в глобальных компьютерных системах, сетях, в библиотечных фондах и в иных источниках информации (ПК-4);

  • способностью применять методологию научных исследований в профессиональной деятельности, в том числе в работе над междисциплинарными и инновационными проектами (ПК-5);

  • способностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности (ПК- 6);

  • способностью использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК- 7);

  • способностью к освоению новых образцов программных, технических средств и информационных технологий (ПК-8);


в научно - исследовательской деятельности:

  • способностью осуществлять поиск, изучение, обобщение и систематизацию научно-технической информации, нормативных и методических материалов в сфере своей профессиональной деятельности (ПК-9);

  • способностью применять современные методы исследования с использованием компьютерных технологий (ПК-10);

  • способностью разрабатывать и исследовать модели автоматизированных систем (ПК-11);

  • способностью проводить анализ защищенности автоматизированных систем (ПК-12);

  • способностью разрабатывать модели угроз и модели нарушителя информационной безопасности автоматизированной системы (ПК-13);

  • способностью проводить анализ рисков информационной безопасности автоматизированной системы (ПК-14);

  • способностью проводить анализ, предлагать и обосновывать выбор решений по обеспечению требуемого уровня эффективности применения автоматизированных систем (ПК-15);

  • способностью разрабатывать научно-техническую документацию, готовить научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных работ (ПК-16);


в проектно-конструкторской деятельности:

  • способностью проводить синтез и анализ проектных решений по обеспечению безопасности автоматизированных систем (ПК-17);

  • способностью участвовать в разработке защищенных автоматизированных систем по профилю своей профессиональной деятельности (ПК-18);

  • способностью участвовать в разработке компонентов автоматизированных систем в сфере профессиональной деятельности (ПК 19);

  • способностью разрабатывать политики информационной безопасности автоматизированных систем (ПК-20);

  • способностью участвовать в проектировании системы управления информационной безопасностью автоматизированной системы (ПК-21);

  • способностью участвовать в проектировании средств защиты информации и средств контроля защищенности автоматизированной системы (ПК-22);


в контрольно-аналитической деятельности:

  • способностью проводить контрольные проверки работоспособности и эффективности применяемых программно-аппаратных, криптографических и технических средств защиты информации (ПК-23);

  • способностью участвовать в проведении экспериментально-исследовательских работ при сертификации средств защиты автоматизированных систем (ПК-24);

  • способностью участвовать в проведении экспериментально-исследовательских работ при аттестации автоматизированных систем с учетом нормативных требований по защите информации (ПК-25);

  • способностью проводить инструментальный мониторинг защищенности автоматизированных систем (ПК-26);


в организационно-управленческой деятельности:

  • способностью организовывать работу малых коллективов исполнителей, вырабатывать и реализовывать управленческие решения в сфере профессиональной деятельности (ПК-27);

  • способностью разрабатывать оперативные планы работы первичных подразделений (ПК-28);

  • способностью разрабатывать предложения по совершенствованию системы управления информационной безопасностью автоматизированной системы (ПК-29);

  • способностью организовать эксплуатацию автоматизированной системы с учетом требований информационной безопасности (ПК-30);

  • способностью разрабатывать проекты нормативных и методических материалов, регламентирующих работу по обеспечению информационной безопасности автоматизированных систем, а также положений, инструкций и других организационно-распорядительных документов в сфере профессиональной деятельности (ПК-31);

  • способностью проводить анализ особенностей деятельности организации и использования в ней автоматизированных систем с целью определения информационно-технологических ресурсов, подлежащих защите (ПК-32);

  • способностью участвовать в формировании политики информационной безопасности организации и контролировать эффективность ее реализации (ПК-33);

  • способностью формировать комплекс мер (правила, процедуры, практические приемы, руководящие принципы, методы, средства) для обеспечения информационной безопасности автоматизированной системы (ПК-34);


в эксплуатационной деятельности:

  • способностью обеспечить эффективное применение информационно-технологических ресурсов автоматизированной системы с учетом требований информационной безопасности (ПК-35);

  • способностью обеспечить эффективное применение средств защиты информационно-технологических ресурсов автоматизированной системы (ПК-36);

  • способностью администрировать подсистему информационной безопасности автоматизированной системы (ПК-37);

  • способностью выполнять полный объем работ, связанных с реализацией частных политик информационной безопасности автоматизированной системы, осуществлять мониторинг безопасности автоматизированной системы (ПК-38);

  • способностью управлять информационной безопасностью автоматизированной системы (ПК-39);

  • способностью обеспечить восстановление работоспособности систем защиты информации при возникновении нештатных ситуаций (ПК-40).


специализация № 4 «Безопасность открытых информационных систем» (ПСК):

  • способностью проводить анализ и исследовать модели защищенности открытых информационных систем (ПСК-4.1);

  • способностью участвовать в разработке компонентов открытых информационных систем (ПСК-4.2);

  • способностью обеспечить эффективное применение информационно-технологических ресурсов открытых информационных систем с учетом нормативных требований по защите информации (ПСК 4.3);

  • способностью разрабатывать и реализовывать политики информационной безопасности открытых информационных систем (ПСК-4.4);

  • способностью участвовать в проектировании и эксплуатации системы управления информационной безопасностью открытой информационной системы (ПСК-4.5);

  • способностью проводить инструментальный мониторинг защищенности открытых информационных систем (ПСК-4.6);

  • способностью разрабатывать предложения по совершенствованию системы управления информационной безопасностью открытой информационной системы (ПСК-4.7);

  • способностью формировать и эффективно применять комплекс мер (правила, процедуры, практические приемы, руководящие принципы, методы, средства) для обеспечения информационной безопасности открытых информационных систем (ПСК-4.8).


^ 4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ООП ВПО

В соответствии со Статьей 5 Федерального закона Российской Федерации от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ, п. 39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО по данному направлению подготовки содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом, рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); другими материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
4.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН подготовки специалиста по по специальности

090903.65 – Информационная безопасность автоматизированных систем


 № п/п

Наименование дисциплин

(в том числе практик)

 

Трудоемкость

Примерное распределение по семестрам

(количество семестров указывается в соответствии с нормативным сроком обучения, установленным ФГОС)

 Зачетные единицы

1-й семестр

 2-й семестр

3-й семестр

 4-й семестр

5-й семестр

 6-й семестр

7-й семестр

8-й семестр

9-й семестр

10-й семестр

Форма промеж. аттестации

Примечание

Количество недель

(указывается количество недель по семестрам)

17

17

17

17

17

17

17

17

17




 




Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл

35








































^ Базовая часть

25





































1.1

Философия

4




+

























экзамен




1.2

История Отечества

4

+




























экзамен




1.3

Иностранный язык

9

+

+

+

+



















3 зачета

экзамен




1.4

Правоведение

2







+






















зачет

1.5

Экономика

2
















+













зачет

1.6

Основы управленческой деятельности

4

























+




экзамен







^ Вариативная часть*, в т.ч. дисциплины по выбору студента

10





































1

История и культура Чувашии

3




+

























экзамен

2

Чувашский язык

2

+




























зачет

4

Педагогика и психология

3




+

























зачет




^ Дисциплины по выбору

2


































1.1

Культурология

2




+

























зачет

1.2

Гуманитарные аспекты информационной безопасности

2




+

























зачет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 090900 Информационная...

Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования специальность 080107. 65 Налоги и налогообложение

Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ооп впо) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению...

Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)

Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Основная образовательная программа высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ооп впо) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению...

Основная образовательная программа высшего профессионального образования icon«Северо-Кавказский гуманитарный институт» Основная профессиональная...
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница