В семи томах том Интеллектуальные системы (Системы решения проблем)




НазваниеВ семи томах том Интеллектуальные системы (Системы решения проблем)
страница1/28
Дата публикации21.07.2013
Размер4.22 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
А. А. Красилов

ИНФОРМАТИКА
В СЕМИ ТОМАХ
Том 7. Интеллектуальные системы

(Системы решения проблем)





Москва

1997-2003


ИНФОРМАТИКА
Том 1. Основы информатики

(Введение в информатику)
Том 2. Информатика смысла

(Машинная лингвистика)
Том 3. Концептуальная информатика

Информатика смысла

(Толковый словарь по информатике)
Том 4. Представление знаний

(Структуры данных)
Том 5. Основания информатики

(Теоретические основы)
Том 6. Методы информатики

(Изобретание, проектирование,

разработка и сопровождение)
Том 7. Интеллектуальные системы

(Системы решения проблем)

Альберт Александрович Красилов

УДК ....................
Аннотация
Последний том посвящается проблемам интеллектуализации в деятельности человека на основе информатики. Инструментом повышения уровня интеллектуальной деятельности является Интеллсист. Система работает на основе баз знаний по запросам пользователя. Понятия проблемы или задания и Интеллсист, их структуры и технологии работы с инструментарием составляют центральную часть тома. Оценка возможностей Интеллсист вытекает из сопоставления ее с известными экспертными и прологовыми системами. Интеллсист является также основой для создания новых реализаций системы.

Last volume is devoted to problems of intellectualization in activity of the man on the basis of Informatics. The tool of increase a intellectual level activity is Intellsist. The system works on a basis of the knowledge bases on inquiries of the user. Concepts of a problem or task and Intellsist, their structure and the technologies of work with toolkit make the central part of volume. The rating of opportunities Intellsist follows from comparison it with known expert and prolog systems. Intellsist is also basis for creation of new realizations of system.
(www.translate.ru)


Сокращения для терминов
^ АП - аксиоматическое программирование

АС - автоматический синтез

БД - база данных

БЗ - база знаний

ВМ - вычислительная машина

ГЯ - граф языка

ЕЯ - естественный язык

ИИ - искусственный интеллект

ИИС - инструментарий интеллектуальной системы

ИМГР - интерпретатор машины грамматического разбора

Интеллсист - интеллектуальная система

ИП - интеллектуальное программирование

^ ИФЯ - интерпретатор формального языка

КС - контекстно-свободный

МЛВ - машина логического вывода (решения логического равнения)

МГР - машина грамматического разбора

МТ - машина Тьюринга

ОС - операционная система

ПП - процедурное программирование

ППП - пакет прикладных программ

ПС - прологовая система

^ САПР - система автоматизации проектирования

СВТ - средства вычислительной техники

СеГ - семантическая грамматика

СиГ - синтаксическая грамматика

СИИ - системы искусственного интеллекта

СП - синтезированная программа

^ СУБД - система управления базой данных

СУБЗ - система управления базой знаний

ФРАК - формульный автокод

ФЯ - формальный язык

ЭС - экспертная система

ЯЛ - язык Лейбниц

ЯПП - язык профессиональной прозы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

0.1. Почему программисты являются тормозом на пути прогресса?

0.2 Прямые пользователи

0.3. Как должна использоваться ВМ?

0.4. Еще о сортах процессов программирования

Глава 1. Интеллектуальные системы

1.1. Причины возникновения Интеллсист

1.2. Проблемы процедурного программирования

1.3. Конкретизация проблем информатики решения задач

1.4. Интеллектуальные системы - наукоемкое производство

1.5. Пространство интеллектуальных систем

1.5.1. Первая координата: базы знаний

1.5.2. Вторая координата: языки профессиональной прозы

1.5.3. Третья координата: формы запросов пользователей

1.5.4. Четвертая координата: виды знаний

1.5.5. Пятая координата: сорт логического исчисления

1.5.6. Шестая координата: значность логики

1.5.7. Седьмая координата: структура Интеллсист и инструментария

1.6. Определение и классификация Интеллсист

1.6.1. Определение Интеллсист

1.6.2. Сопоставление возможностей Интеллсист и ПП

1.6.3. Вновь о классификации Интеллсист

1.6.4. Еще раз о структуре инструментария Интеллсист

1.7. Определение интеллектуального программирования.

^ Глава 2. Постановка проблем у пользователя

2.1. Определение проблем разработки Интеллсист

2.2. Языки в интеллектуальных системах

2.2. Определение запроса, вопроса, задачи и проблемы

2.3. Классы проблем пользователя

2.4. Постановка проблемы разработки ИИС

2.5. Проблемы исчисления баз знаний

2.5.1. Основы формирования знаний для Интеллсист

2.5.2. Отладка знаний - главная решаемая проблема Интеллсист

2.6. Следствия из технологии решения проблем Интеллсист

2.7. Следствия из технологии работы с инструментарием Интеллсист

^ Глава 3. Решение проблем

3.1. Общий стиль решений человека

3.2. Общий стиль работы Интеллсист

3.3. Классификация ответов и объяснение ответов

3.4. Области применения Интеллсист и ИП

3.5. Математические основы для разрешения проблем

3.6. Технология решения проблем

3.7. Ограничения и проблемы разработки

Глава 4. Интеллсист, экспертные системы и Пролог

4.1. Определение экспертных систем

4.2. Достоинства и особенности Интеллсист

4.3. Сравнение ЭС, ПС и Интеллсист

4.4. Сравнение приложений математики и информатики

4.5. Особенности использования Интеллсист и ЭС

4.6. Управление работой инструментария

4.7. Некоторые вопросы представления знаний в Интеллсист

4.7.1. Имеющиеся средства представления

4.7.2. Структура БЗ

4.7.3. Использование языка Лейбниц

4.7.4. Представление БЗ в Интеллсист

4.7.5. Отличие БЗ и БД

4.7.6. Пути создания и использования БЗ

4.7.7. Проблемы в обработке знаний

^ Глава 5. Логические основы работы Интеллсист

5.1. Логическая структура инструментария Интеллсист

5.2. Процессоры МЛВ и МАВ

5.3. Процессор деревьев

5.4. Применение математических машин в Интеллсист

5.5. Оценка интеллектуальности программы

5.6. Разработка вопросов пользователю

5.7. Инженерия знаний

^ Глава 6. Алгоритмы интеллектуальных систем

6.1. Еще раз о структуре Интеллсист

6.2. Еще о структуре БЗ

6.3. Структура выполняемой программы

6.3.1. Состав СП

6.3.2 Технология работы с СП

6.3.3. Три варианта СП

6.3.4. О процессе создания СП

6.3.5. Пример структуры СП

6.3.6. О структуре генератора СП

6.3.7. Структура результата выполнения СП

6.4. Интерпретатор формального языка

6.5. Аналитические выкладки на ВМ

6.6. Отладка знаний

^ Глава 7. Конструирование Интеллсист

7.1. Инструментарий интеллектуальных систем

7.2. Подготовка к обучению знаниям

7.3. Основные разделы инструментария

7.3.1. Раздел «Языки в Интеллсист»

7.3.2. Раздел «Лексикон»

7.3.3. Трансляция текстов

7.3.4 Раздел «Библиотека»

7.3.5 Раздел "База знаний"

7.3.6. Раздел «Запросы»

7.3.7. Раздел "Построение Интеллсист"

7.4. Проектирование процессоров Интеллсист

7.5. Конструирование новых Интеллсист

7.6. Процессы использования Интеллсист

7.7. Сертификация баз знаний и интеллектуальных систем

7.7.1. Различия проверки, подтверждения, испытания и сертификации

7.7.2. Объекты сертификации

7.7.3. Технология процесса сертификации

7.7.4. Инструментальные средства испытаний

7.7.5. Документация сертификации

^ Глава 8. Перспективы информатики

8.1. Достигнутое

8.2. Моделирование интеллекта

8.3. Экология знаний

8.3.1. Необходимость семантической грамматики ЕЯ

8.3.2. Понятие экологии знания

8.3.3. Математический аппарат экологии знаний

8.3.4. Применения СеГ

8.4. Ложные знания и другие заблуждения

8.5. Философия Интеллсист

8.5.1. Общие рассуждения

8.5.2. Анализ проделанного

8.6. Общие философские вопросы или философия знаний

8.6.1. Опять о субъективности

8.6.2. О дуализме

8.6.3. Динамика и синтез

8.6.4. Двигатели познания

8.6.5. О мышлении с позиции Интеллсист

8.6.6. О возможностях Интеллсист

8.6.7. Проблема здравого смысла

8.7. Знаниелогия

8.8. Тенденции развития интеллектуальных систем

Вместо заключения

Литература
Введение
Цель последнего тома - определить и рассказать о новом (может быть параллельном имеющимся) фундаментальном направлении в информатике. Если традиционным (классическим) направлением информатики считать применение ВМ (или компьютеров, как это часто используется в современной литературе) на базе алгоритмического знания, то за новое направление в информатике следует принять применение ВМ на базе автоматического вывода ответов или программ получения ответов оп запросам пользователей на основе имеющихся и введенных в память ВМ знаний. Программный комплекс, предназначенный для реализации направления, будем называть Интеллсист. Процесс применения Интеллсист называется ИП. Конечная цель книги заключается в раскрытии роли ИП в применении ВМ. Интеллсист является естественным развитием ЭС и ПС с применением новой логики. Интеллсист можно применять в качестве систем проектирования, поскольку Интеллсист можно применять в любых областях и для любых целей. Могут представить интерес философский анализ разработок Интеллсист, который приведен в заключительной части книги.
Разработка Интеллсист разрешает две проблемы. Первая проблема определяется малочисленностью программистов. По аналогии с проблемами в телефонии, когда количество телефонных аппаратов возросло так, что запрос на телефонистов численно превышал население страны, стало насущным построение телефонных коммутаторов для перевода всех пользователей телефонов в телефонистов. Проблемы использования ВМ состоят в том, что экспоненциальный рост количества ВМ привел к необходимости увеличения числа программистов до численности населения страны. Отсюда напрашивается вывод, что каждый пользователь должен стать программистом. Вторая проблема определяется ценой программ. Высокие цены программ приводят либо к ограничению их распространения, либо к «пиратству» относительно программ. Отсюда напрашивается вывод, что программа должна быть бесплатной. Это условие выполняется в том случае, если каждый сможет их «составлять» сам. Прежде рассмотрим несколько постановочных пунктов.
^ 0.1. Почему программисты являются тормозом на пути прогресса? Программисты составляют незначительное число от общей численности населения. В большой стране это число колеблется от 100000 до 500000 человек. По отношению ко всему населению такая численность составляет около 0,1%. Всегда и везде ощущается острый дефицит программистов. Необходимо учитывать также то, что не все программисты имеют достаточную квалификацию для решения требуемых проблем данного предприятия. Специализация программиста представляет собой одно из препятствий к эффективному использованию его возможностей. В то же время число запросов на решение проблем с помощью ВМ непрерывно растет. Прирост числа программистов составляет 3-5%, а прирост числа запросов на решение проблем - 20-25% годового спроса. Необходимо найти процедуру решения такой емкой хозяйственной проблемы. Здесь не рассматриваются процедуры улучшения СВТ, что может только смягчить проблему дефицита программистов, основное внимание уделяется процедурам улучшения программистского дела.
Общая численность СВТ растет непрерывно (экспоненциально). В 1998 году выпущено около 80 млн. ВМ. Число областей применения ВМ трудно оценить. Сегодня можно с уверенностью сказать, что все сферы человеческой деятельности связаны с применением ВМ для решения самых разных проблем. Главного человека в решении проблем применения ВМ мы называем прямым пользователем ВМ. При таком подходе к вопросам использования ВМ программист становится между ВМ и прямым пользователем. (Заметим, что программист сам может выступать и выступает в роли прямого пользователя.) В среднем можно оценить число прямых пользователей как половину населения данной страны. Среди прямых пользователей имеются и учащиеся, которые могут применять ВМ для игры. Такие пользователи весьма полезны не только как потенциальные специалисты для разработки программ, но и для общего дела, так как учащийся - это потенциальный постановщик или решатель проблем, требующих применения ВМ. Рассмотрим другие причины беспокойств относительно возможностей использования программистов для решения конкретных классов проблем.
Программисты прекрасно ориентируются в программировании, поскольку оно определяет их предметную и проблемную области знания. Однако такие знания весьма полезны для решения важных программистских проблем:

  • создания программ системного программирования,

  • разработка операционных систем,

  • разработка сервисных программных комплексов обслуживания и автоматизации процессов использования СВТ.

Прямой пользователь ВМ решает свою проблему применения ВМ, ее характеристики выходят за пределы характеристик предметной и проблемной областей программиста. Различие в знании программиста и прямого пользователя не способствует эффективному применению ВМ для решения проблем прямого пользователя при использовании им усилий программиста. Итак, хорошее знание только процедурного вида и плохое знание предметной и проблемной областей прямого пользователя не обеспечит качественного использования ВМ и получение результата, соответствующего проблеме.
Решение проблем или конкретных заданий связано с получением знаний от прямого пользователя, по которым строится решение или алгоритм. Здесь имеется порог, который преодолеть почти невозможно. Прямой пользователь является специалистом в своей конкретной области знания. Программист чаще всего не имеет таких же знаний в этой области. Конечно, за время общения с прямым пользователем программист многому научится и готов решать проблемы пользователя. При построении алгоритмов программист будет (он почти вынужден) терять часть знаний из-за неточностей в понимании пользователя. Непонимание может быть неуловимым. Причиной этому является тот факт, что понятие приближенных знаний еще не раскрыто, а проблемы автоматического или автоматизированного уточнения знаний не решены. Поэтому программист осуществляет алгоритмизацию знаний пользователя заведомо с потерей точности в процедурном представлении знаний.
Говорят часто о том, что некоторые знания плохо формализуемы. Да, если под формализацией понимать процессы алгоритмизации знаний пользователя. В т.4 рассмотрены шаги формализации знаний, которые не требуют знаний из области алгоритмики. Плохо формализуемые знания означают, что некоторая часть знаний не сразу поддается известным методам представления либо данными, либо выражениями, либо алгоритмами. Представление знаний данными проще алгоритмического представления. Сегодня в программировании возникла трудная проблема обеспечения надежности и эффективности программ и процесса их создания (программирования) [Красилов90д]. Решение проблемы только процедурными методами малоэффективно. Необходимо привлекать другие способы представления знаний, а именно те, которые ближе всего находятся к представлениям, которыми обладают источники знаний. Здесь программист может помочь только консультативно. Лучшим разрешением проблемы является использование автоматического синтеза программ.
Доступ прямого пользователя к ВМ на его языке должен существенно уменьшить любительство в программировании (должен сократиться класс хакеров), которое скорее наносит вред использованию ВМ при реализации намерений хакера «улучшить» имеющиеся системные программы. Благородные намерения хакера, состоящие в приближении возможностей системных и сервисных программ к возможностям знаний прямого пользователя, чаще всего превращаются в свой антипод или во вред, выраженный сокращением возможностей программ для передачи точного знания пользователя.
Из всех рассуждений вытекает, что прямой пользователь должен быть реальным прямым пользователем без программиста между ним и ВМ. Это означает, что средства передачи знаний ВМ не должны ограничиваться только процедурным видом. Программист имеет свою нишу работ и исследований, свою область знаний, свою технологию выполнения работ на ВМ. Работа программиста только в конце концов идет на пользу (если можно так сказать: имеет косвенную пользу) прямого пользователя, на решение его проблем. Он должен сделать все для обеспечения прямого пользователя прямым доступом к ВМ с помощью его средств. Допускается единственный посредник между прямым пользователем и ВМ, им может быть оператор, хорошо владеющий клавиатурой ВМ и способный обеспечить надежную работу с исходными данными.
^ 0.2. Прямые пользователи. Понятие пользователя рассматривалось везде в информатике и достаточно широко. Пользователей можно условно подразделить на косвенных и прямых пользователей. Косвенные пользователи в отличие от прямых пользователей непосредственно не используют результаты прогона компиляторов и трансляторов, этим занимаются программисты, выполняющие заказную работу по разработке программы. Прямые пользователи заинтересованы использовать результаты прогона программы. На первых ВМ работали исследователи сложных технических систем, которые применяли вычислительную технику для моделирования динамики поведения этих систем. В этом случае программисты являлись косвенными пользователями систем, а заказчики на расчет - прямыми пользователями. На ранних стадиях применения ВМ прямые пользователи не имели непосредственного доступа к ВМ. Расчет траекторий, распространение тепла в телах, характеристики проникновения частичек в сложных средах и др. применения ВМ интересовали вначале исследователей, использующих дорогую и чрезмерно сложную технику производства вычислений. Моделирование технических систем требовало знания математики приближенных вычислений, что хорошо согласовалось с возможностями процессора ВМ. Может быть и наоборот, процессор ВМ строился так, чтобы максимально удовлетворить запросы моделирования. Так или иначе, но ВМ выполняла свою роль с большим успехом. Число таких машин исчислялось единицами, они были уникальными. Специальность программиста была также уникальной, она всегда ценилась и будет цениться высоко.
Впоследствии началось тиражирование СВТ, что привело к существенному увеличению числа прямых (да и косвенных) пользователей, а лучше сказать числа отраслей деятельности человека, где применялись ВМ. Вначале на вычислительный центр пошел коммерсант, специалист, непрерывно обрабатывающий огромное количество бумажных документов. Как и в предыдущем случае между ВМ и прямым пользователем стоял (и стоит) программист, который с успехом справлялся со своими обязанностями перевода пожеланий пользователя в процедурные знания. Кроме этого, сам программист становился прямым пользователем, поскольку ВМ использовалась для составления программ. Постепенно осуществлялась мечта Лейбница об использовании ВМ для обработки символов таким же образом, как и чисел.
Появление средних ВМ расширило круг решаемых проблем. В сферу применения ВМ попадает оборудование (например, станок), которым стали управлять почти во всех процессах, протекающими при использовании данного оборудования. Средние ВМ привлекли новые категории прямых пользователей для решения их проблем, главным образом проблем технического и административного управления. Со временем общее относительное количество прямых пользователей стало уже около 1% населения. Здесь имеются в виду специалисты и инженеры научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, академических и отраслевых институтов, а постепенно и учащиеся учебных заведений. Языки высокого уровня проложили путь прямому пользователю непосредственно к ВМ. В итоге следует сказать, что возникла острая необходимость построения программ для встроенных ВМ, и роль ЕЯ существенно увеличилась.
С увеличением числа прямых пользователей, вызванного увеличением выпуска ВМ, расширялись и области применения ВМ. Появляется новые сферы применения - сельское хозяйство, культура и обслуживание быта. Общее число прямых пользователей возрастает до 5% населения. В дальнейшем к этому числу присоединяются студенты и школьники. ВМ начинает использоваться как средство обучения. Для подготовки будущих потенциальных пользователей необходимо было развивать вычислительное дело во всех учебных заведениях. Это и высшие и средние учебные заведения, школы и техникумы. Если теперь попытаться подсчитать общее число прямых пользователей и оценить это число относительно всего населения любой страны, то мы получим такую оценку: 50% всего населения прямо или косвенно используют СВТ (это число в соответствии с прогнозами должно вырасти до 75%).
В дальнейшем число прямых пользователей возросло за счет внедрения новых персональных ВМ и сетей из ВМ, а также программ Интернет, которые позволили находить производственные и бытовые решения либо по прецеденту, либо по массовому «справочнику решений». Роль Интернета сегодня высока, ее использование резко увеличило число прямых пользователей. Всемирный справочник позволяет принимать готовые решения так, что каждая справка становится новым знанием, запасенным в памяти почти всех ВМ. Однако Интернет не обеспечивает поиск нового знания логическими методами. Различия в получении готовых решений (из справочников) и логического вывода решений по заданиям всем известны. Возможности Интеллсист этим существенно отличаются от возможностей Интернет.
Таким образом, обозначились группы и категории людей, которых мы можем отнести к числу прямых пользователей, имеющих непосредственный доступ к ВМ. Данный выше перечень этапов внедрения СВТ не ограничен ничем, он непрерывно растет, привлекая в разряд пользователей новые группы людей самых разных специальностей, наклонностей и занятости. Будем считать, что общая численность людей всех групп оценивается нами в 50% населения. Это число может оспариваться так. Все являются пользователями той или иной ВМ. Например, часы на руке содержат ВМ, программирование которой осуществляется нажатием кнопок. Эта ситуация проста в применениях и не требует участия программиста (роль программиста выполняет руководство, с помощью которого прямой пользователь применяет ВМ). Можно говорить о 100% прямых пользователей, имея в виду пример часов, а можно говорить и о 10% пользователей, исключая примеры скрытого использования ВМ (программирование без проблем). Общая задача информатики и Интеллсист состоит в привлечении прямых пользователей к решению новых задач и к разработке программ без косвенных пользователей.
В основе процесса решения задач или заданий лежит новая технология ИП, участниками которой могут быть или являются:

  1. Разработчики Интеллсист и БЗ;

  2. Знаниеведы как исполнители и сопроводители БЗ;

  3. Библиотекари, выполняющие операции поддержки файлов;

  4. Решатели задач (основной пользователь);

  5. Администраторы по направлениям;

  6. Лингвисты по словарям терминов;

  7. Преподаватели для абонентов Интеллсист;

  8. Документаторы результатов работ;

  9. Разработчики стационарных БЗ;

  10. Тестировщики БЗ и емких запросов;

  11. Продавцы Интеллсист и БЗ;

  12. Пуско-наладчики и преподаватели версий Интеллсист;

  13. Менеджеры;

  14. Аналитики;

  15. Инженеры технической поддержки;

  16. Разработчики прикладных программ.

Перечисленные категории участников технологии ИП представляют собой в совокупности фирму изготовления Интеллсист и БЗ, которая обеспечивает и поддерживает Интеллсист-технологию. В качестве конечных потребителей продуктов Интеллсист можно выделить следующие категории абонентов на фирме, приобретающей инструментарий ИП:

  1. Пользователь, решающий задачи с помощью Интеллсист;

  2. Экспериментаторы знаний и запросов;

  3. Решатели класса задач с правом работы с динамическими БЗ;

  4. Верификаторы возможностей системы;

  5. Заказчики БЗ, шаблонных и анкетных проектов;

  6. Коллективные дистрибьюторы;

  7. Системные инженеры, организующие настройку и коллективное применение Интеллсист.

Таков конкретный состав прямых пользователей ВМ, на которой решают задачи с помощью инструментария Интеллсист и БЗ.
^ 0.3. Как должна использоваться ВМ? Предположим, что имеется ВМ, в памяти которой имеется инструментальная система, с помощью которой можно реализовать построение Интеллсист. И пусть Интеллсист построена для данного применения, она снабжена соответствующей БЗ. В памяти ВМ, в которой помещена Интеллсист, имеется лексикон конкретных предметной и проблемной областей, БЗ, транслятор ЯПП и процессор логического вывода нового знания из имеющегося. Каждый прямой пользователь желает решить свою проблему на основе БЗ. Он формулирует свой запрос, ставит вопрос или составляет задание, для решения его проблемы. Запрос, вопрос или задание на выполнение работ передается ВМ для выполнения. Интеллсист в результате логического и алгебраического выводов по БЗ выводит и печатает окончательный или промежуточный ответ (в частности, программу) или формулирует свои вопросы прямому пользователю для уточнения запроса, вопроса или задания. Прямой пользователь в таком случае будет замыкать цикл запрос-ответ путем принятия решений относительно полученного от ВМ ответа или вопроса. Если ответ удовлетворителен, то прямой пользователь может переходить к разрешению других запросов, вопросов или заданий. Заметим, что прямым пользователем может быть внешняя среда (устройство или станок), задающая исходные данные и получающая ответ по каналам связи с ВМ.
Запросы, вопросы или задания могут иметь значительные размеры. Технология общения с ВМ и Интеллсист описана в руководствах по Интеллсист для пользователя. Значительная подсказка содержится в меню инструментария. Реализация ИП может потребовать участия самых различных групп специалистов для сбора знаний и операторов для набора фактического материала или создания таблиц. Сверхбольшие запросы (в несколько Мб или Гб) является пока проблемой, требующей специального рассмотрения и набора значительного опыта работы в ИП. (В т.6 описаны приемы и метода решения подобных проблем.) В самых общих чертах технология общения прямого пользователя с Интеллсист включает:

  • передачу ВМ запроса, вопроса или задания, в некоторых случаях - заполненной анкеты или шаблона,

  • подготовку ответов на возможные вопросы Интеллсист,

  • внимательное изучение рекомендаций Интеллсист на пополнение БЗ дополнительными знаниями и анализ выведенного ответа для принятия решения,

  • анализ результатов прогона заданий или программ, синтезированных в Интеллсист.

Более точно технология общения будет рассмотрена в дальнейшем, она опирается на методологию информатики.
Если Интеллсист формирует вопросы, то это означает, что для логического вывода ответа недостаточно сведений об элементах или существе запроса. Например, могут возникнуть такие реакции Интеллсист:

  • в запросе может отсутствовать указание о порядке выполнения операций,

  • в некотором выражении, данные по форме не удовлетворяют требованиям руководств по Интеллсист,

  • в лексиконе отсутствует некоторое понятие,

  • число альтернативных решений велико и т.п.

Формулировка ответа для Интеллсист на ее вопросы не должна вызывать особых трудностей. Чаще всего вопросы имеют характер запроса подтверждения некоторых данных или приоритетов. При недостаточности знаний Интеллсист может выдать «приближенный» ответ вместе с рекомендациями по вводу необходимого знания для уточнения ответа. В любом случае вопросы Интеллсист оказывают несомненную пользу в решении проблем прямого пользователя.
Из ответов Интеллсист можно вновь построить запрос, ответ на который может потребовать контекста из предыдущих запросов. Такое взаимодействие интересно по своему существу, оно будет рассмотрено ниже подробно. Дело в том, что для решения своей проблемы прямой пользователь может применять библиотеки Интеллсист и БЗ для формирования сложных комбинированных запросов, построенных на основе уже имеющихся ответов на другие запросы и в работах с другими Интеллсист. Здесь сразу возникает разрешимая проблема ИП, связанная с операциями, которые определяются различными Интеллсист. Обоснованием такого подхода служит такое обстоятельство. Чаще всего серьезные исследования связаны с изучением проблем на стыках двух и более наук, а это приводит нас к необходимости рассмотрения композиции Интеллсист. Программирование с помощью операций Интеллсист напоминает известное всем программистам макропрограммирование, но которое существенно отличается от него, даже если при этом используются языки высокого или сверхвысокого уровня.
^ 0.4. Еще о сортах процессов программирования. Для определения места ИИС, Интеллсист и ИП важно рассмотреть всю совокупность методов программирования с точки зрения пользователя, внешнюю сторону процесса создания программ. При классификации сортов программирования, которые подробно рассмотрены в т.6, методам поставлены в соответствие представления знаний. В классификации учтены несколько принципов. Первый принцип классификации вытекает из того обстоятельства, что передача знаний для ВМ должна производиться без искажений смысла информации. Второй принцип состоит в том, что знания не должны модифицироваться в процессе передачи их для ВМ. Третий принцип, который защищался выше, состоит в том, что прямой пользователь должен передавать свои знания полностью и без посредничества лиц другой специальности или специализации. Остальные принципы будем считать менее существенными. Рассмотрение направлений и сортов программирования важно было для определения места ИП в полном наборе методов. В этом томе главное внимание обращено на ИП.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В семи томах том Интеллектуальные системы (Системы решения проблем) iconВопросы к зачету по дисциплине
Гаскаров Д. В. Интеллектуальные информационные системы. Учеб. Для вузов. – М.: Высш. Шк – 431 с: ил

В семи томах том Интеллектуальные системы (Системы решения проблем) iconВ проточной части устройства (или трубопровода)
Разработан метод численного решения системы четырех дифференциальных уравнений характеристики, описывающих неустановившиеся течения...

В семи томах том Интеллектуальные системы (Системы решения проблем) iconС. П. Соколова интеллектуальные информационные системы
Методические указания предназначены для студентов специальности 351400 «Прикладная информатика (в экономике)»

В семи томах том Интеллектуальные системы (Системы решения проблем) icon«системы автоматизированного проектирования», 2008 Дисциплина: «Интеллектуальные...
Предмет исследования и основные направления исследований в области искусственного интеллекта

В семи томах том Интеллектуальные системы (Системы решения проблем) iconРеферат по экологической психологии на тему: Новые ценностные системы...
Теория Дарвина о борьбе за существование и выживании наиболее приспособленных как способе образования новых видов жизни использовалась...

В семи томах том Интеллектуальные системы (Системы решения проблем) iconИнтеллектуальные информационные системы рекомендуемая литература
Гаврилова Т. А., Хорошевский И. Ф. 2000. Базы знаний интеллектуальных систем. – Спб.: Питер, 2000

В семи томах том Интеллектуальные системы (Системы решения проблем) icon3. Логистические системы Литература 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11,...
Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы. Система (греч. «целое, составленное из частей,...

В семи томах том Интеллектуальные системы (Системы решения проблем) iconВопросы к экзамену по курсу «Интеллектуальные информационные системы»
Ии связан со сходной задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта, но не обязательно ограничивается биологически...

В семи томах том Интеллектуальные системы (Системы решения проблем) iconМодель адаптивной системы стереозрения для подвижного робота
Т. е такие системы, которые в зависимости от сложности распознавания окружающего мира и поставленных задач будут адаптироваться по...

В семи томах том Интеллектуальные системы (Системы решения проблем) iconЗадачи школы: Создание системы социально педагогической, психологической,...
Цель школы: Создать условия для выстраивания системы воспитания в школе на основе гуманизации и личностно-ориентированного подхода...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница