Урок развития речи, урок коррекции знаний, умений и навыков




Скачать 104.39 Kb.
НазваниеУрок развития речи, урок коррекции знаний, умений и навыков
Дата публикации25.09.2014
Размер104.39 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Информатика > Урок
Тема. Развитие речи. 9класс. Подготовка к сочинению на морально – этическую тему с ключевым словом «одиночество»

Цель: совершенствовать умение писать сочинение-рассуждение; помочь учащимся в перечне предложенных тем выбрать близкую, акцентируя внимание на логичности аргументаций и выводов, последовательности изложения, умозаключениях (с опорой на лоцию), использовании информационной базы и опорной лексики; выявить уровень понимания проблемы и мировоззренческих компетенций; воспитывать личность, ориентированную на самопознание и самоусовершенствование.

Оборудование: толковые словари русского языка, лоция (для каждого учащегося), ноутбук, проектор, экран.

^ Тип урока: урок развития речи, урок коррекции знаний, умений и навыков.

Педагогическая технология: технология развития критического мышления.

Метод: проблемно – эвристический.

Ход урока

  1. Организационный этап

  2. Постановка целей и задач урока

  3. Мотивация учебной деятельности

Учитель:

Век стремительный, двадцать первый!

Круговерть бесконечных вопросов…

Обрести как себя? Ответь мне…

Как души сохранить мне россыпи?..

Мы с вами сегодня живем в очень сложном мире. Современное общество, культура, средства массовой информации, подчинение господствующим идеологиям, даже детские игры – все ведет к социальному отчуждению и личностной изоляции. Человек начинает чувствовать себя бесполезным, а жизнь – напрасной и бессмысленной. Жизнь нынешнего человека – это одиночество среди людей. Одиночество подстерегает в современном мире многих. Одни не поспевают за жизненной круговертью, другие отвергают идеалы общества потребления и стремятся к более гармоничному жизненному устройству. Одинокие и неуверенные люди теряются на дороге жизни. Хочу наш разговор начать с высказывания великой актрисы советского кино Фаины Раневской: «Одиночество – это то состояние, о котором некому рассказать».

Проблема одиночества всегда остро переживалась человеком. В прежние времена человек искал и находил утешение в религии, а дружбу – в личном контакте, путем "проб и ошибок". В современном мире возможность личных контактов резко снизилась: человек ограничен жестким ритмом выживания в мегаполисе, с трудом вписываясь в жесткий график "дом-работа-дом". Одним из действенных выходов из подобных "сетей одиночества" стало появление Сети… Интернет, "мировой паутины".

Мы сегодня, готовясь к сочинению, поговорим о том, что такое

одиночество, как не утратить себя, не раствориться в толпе, не озлобиться. Что

помогает сохранить душу, не стать духовно опустошенным, будучи одиноким

или чувствуя себя таковым. Как суметь быть счастливым.


  1. ^ Работа над темой урока.

  1. Словарная работа.

Определить, используя словари, значения слов: одинокий, одиночество, счастье, несчастье, гармония (по ходу работы толкование слов проецируется на экран).


Одинокий

  1. Один без других, отделенный от других, себе подобных.

  2. Пустынный, безлюдный.

  3. Не имеющий семьи, родственников, близких.

  4. Совершаемый без других, происходящий в отсутствие других.

Одиночество

Состояние одинокого человека.

Счастье

Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо, успех, удача.

Несчастье

Отсутствие счастья, горе (душевное страдание, глубокая печаль, скорбь); события, обстоятельства, вызывающие душевные страдания.

Гармония

  1. Благозвучие, стройность и приятность звучания.

  2. Стройное сочетание, взаимное соответствие (предметов, явлений, частей целого, качеств).




  1. Порассуждаем, можно ли будучи в состоянии одинокого человека быть счастливым?

  2. Работа с текстом стихотворений (проекция на экран).

Учитель:

Послушайте, как поэтически осмыслено одиночество двумя разными авторами:


Ваша Милость и Ваше Высочество!

Я отдам свое сердце и слог,

Вам, Великое Одиночество,

Я отдам недосказанность строк,

Почерневшие, стертые крылья,

Чувств и мыслей растерзанный хлам…

Одиночество,

Ваше Величество,

Я и жизнь Вам до капли отдам.

^ Ева Рудская

Мой ангел – Одиночество – со мною…

Застывшей тенью – давняя вина,

Накатывая призрачной волною,

В реальность входит холод… Тишина…

Печаль сгустится тайною седою –

И по пятам, из медленного сна,

Мой Ангел – Одиночество – за мною –

По краю жизни…

Холод…

Тишина…

^ Павел Хлудов


Вопросы к учащимся:

  • Кто из авторов говорит о счастии одиночества? Ответ обоснуйте.

  • Почему вы считаете, что другое стихотворение об одиночестве как о несчастии?

  • Вспомните литературные произведения, в которых так или иначе звучит тема одиночества.

  1. Попробуем понять, счастливы или несчастны литературные герои, испытывающие чувство одиночества.

Выступления учащихся, подготовивших сообщения:

  • Татьяна Ларина – любимая героиня А. С. Пушкина (роман в стихах «Евгений Онегин»).

  • Гордое одиночество Григория Печорина (роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

  • Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда»

Обсуждение сообщений. Вопросы:

  • Кто из героев был одинок, но счастлив?

  • Кого вы считаете утратившим душу в одиночестве, пришедшим к дисгармонии в жизни?




  1. Обращение к высказываниям об одиночестве (проекция на экран)

@Одиночество либо ожесточает, либо учит независимости. (^ Дж. Фаулз)

@Любое одиночество – это счастье, потому что это каждодневное неуклонное приближение к себе. (А. Шопенгауэр)

@Тот, кто может быть счастлив в одиночестве, является настоящей личностью. (Ошо)

@Человек закован в свое одиночество и приговорен к смерти. ( Л. Толстой)

@В одиночестве каждый видит в себе то, что есть на самом деле. (А.Шопенгауэр)

@Человек избегает, выносит или любит одиночество сообразно с тем, какова ценность его «Я». (^ А. Шопенгауэр)

@Все мы приговорены к одиночному заключению в собственной шкуре. (Т.Уильямс)

@В одиночестве человек – либо святой, либо дьявол. (Р. Бэртон)

@Всякий, кто любит одиночество, либо дикий зверь, либо – Господь Бог. (^ Ф.Бэкон)

@Одиночество – это способ, которым судьба старается привести человека к самому себе. (Г. Гессе)

  • В характеристике кого из литературных героев мы можем использовать данные высказывания?


^ 5.Словарная работа.

Учитель.

Мы подошли к толкованию понятий «одиночество - счастье», «одиночество - несчастье».

Подберите и запишите ассоциативный ряд к словам:


СЧАСТЬЕ

НЕСЧАСТЬЕ




  1. ^ Работа с лоцией.

Учитель.

Обратимся к лоции – своеобразному плану, который поможет вам работать над сочинением (на экран проецируется лоция «Одиночество», учащиеся приступают к работе с лоцией).

В ОДИНочестве наиболее ярко проявляется суть человека, его душа И оттого, пуста ли душа или заполнена светом добра и любви, зависит счастье или несчастье человека.
Чтение стихотворения Асадова «Что такое счастье»
Что же такое счастье?

Одни говорят:- Это страсти,

Карты, вино, увлеченья –

Все острые ощущения.

Другие верят, что счастье –

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье –

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

По мненью четвертых, это

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета.

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека

Слайд : жизнь, картинка человека и вокруг нее картинки: учеба, работа, природа, эмоции, отдых, спорт, ребёнок с ограниченными физическими возможностями за компьютером и т.д.).

- Как мы видим, жизнь многогранна, она состоит из множества составляющих.  Мы их разделяем на реальные и виртуальные.

- Сейчас давайте перечислим достоинства каждой жизни на листках бумаги и подсчитаем их. Для этого я Вам даю 2 минуты.

^ Идёт обсуждение. Затем каждая группа зачитывает свой список

- Достоинств какой жизни больше?

- Какая жизнь должна занимать наше время в большей степени?

- А какая жизнь занимает больше времени в вашей жизни?

- Сколько времени вы проводите в интернете?

- Что происходит с человеком, который начинает злоупотреблять компьютером? ( зависимость)

- Каковы причины зависимости? 

Причины ухода в виртуальную жизнь.

  • Причины обращения к виртуальному миру удивительный парадокс: не смотря на то, что каждый человек вращается, живет, работает и учится среди множества других людей, достаточно большой процент людей продолжает испытывать жуткое чувство одиночества.

^ Итак, первая причина – недостаточное насыщение общением в реальных контактах. Человек испытывает чувство «ненужности» окружающим его людям.

  • Свободное, не принуждённое общение, где можно отказать в дружбе, с лёгкостью без лишнего напряжения.

  • Проблема свободного времени у молодежи. Многие выходят в Интернет «от нечего делать», чтобы скоротать время, что является признаком неправильного распределения свободного времени. Этому способствует недостаточное количество детских и молодежных клубов.

  • ^ Невостребованность собственных ресурсов, возможностей в реальной жизни. Человек не может найти себе место в жизни, среди реальных людей.

Памятка

«Как не стать одиноким в сети?»

1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.

2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.

3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

10. Научитесь контролировать время общения в социальных сетях.
Итак, если вы собираетесь провести ночь в одиночестве перед экраном монитора, то имейте в виду: в это же время за окном существует мир, полученный нами в наследство без платы за дополнительные услуги и спецэффекты.

^ Притча «Одиночество»

Пришёл однажды к мудрецу юноша и спросил его, как спастись от одиночества.

— Я избавлю тебя от этого чувства, но сначала ты должен пройти трёхдневное испытание, — ответил мудрец.

Юноша согласился. В первый день мудрец плотно завязал юноше глаза, чтобы тот ничего не видел. Это было невыносимо тяжело, особенно когда юношу просили что-нибудь принести. На следующий день мудрец плотно закрыл уши юноши, чтобы тот ничего не слышал. Юноше показалось, что весь мир вокруг словно оглох. На третий день мудрец закрыл юношу в маленькой комнате без окон и света на целый день. Юноша с трудом выдержал этот день.

Наконец все испытания закончились, и юноша воскликнул:

— Как я рад, что всё выдержал! Теперь вы поможете мне?

— Разве ты по-прежнему чувствуешь себя одиноким? — спросил мудрец.

— Откровенно говоря, нет. Мир так прекрасен. Я даже не догадывался, что вокруг такое множество звуков и красок.

— Пока человек может смотреть на солнце, луну и звёзды и наслаждаться дарами земли и моря, он не одинок, — заметил мудрец.

— Но вдруг чувство одиночества опять вернётся, — забеспокоился юноша.

— Тогда приходи снова, и я устрою тебе новое испытание, — улыбнулся мудрец.
(Источник: Лопатина А., Скребцова М. Притчи для детей и взрослых.)
Я попрошу Вас сейчас встать в круг и взяться за руки. Что Вы чувствуете?

(Предполагаемые ответы: Тепло рук, пульс, эмоции и даже настроение своих реальных друзей, что нельзя испытать в виртуальной жизни).


  1. Домашнее задание.

Творческое задание: написать дома, используя лоцию, сочинение на одну из тем:

- «Одиночество: счастье или несчастье в жизни человека?»;

- «Одиночество – проблема?»;

- «Если ты один… Как быть счастливым?»;

- «Одиночество – сволочь, одиночество – скука…»;

- «Я и мир вокруг меня».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок развития речи, урок коррекции знаний, умений и навыков iconУрок русского языка в 8-м классе. "Обобщение знаний по теме. Обособленные...
Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных...

Урок развития речи, урок коррекции знаний, умений и навыков iconСовершенствование вычислительных умений и навыков. Решение задач
Урок закрепления знаний,умений, навыков. Виртуальное путешествие в столицу зимних олимпийских игр 2014 года с элементами здоровьесберегащих...

Урок развития речи, урок коррекции знаний, умений и навыков iconУрок комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения...
Многовековой педагогический опыт позволяет утверждать, что формирование разума идет в направлении от приобретения знаний путем развития...

Урок развития речи, урок коррекции знаний, умений и навыков iconУрок актуализации знаний и умений, урок повторения
Урок русского языка в 5 классе Имя существительное” (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

Урок развития речи, урок коррекции знаний, умений и навыков iconУрока: Урок систематизации знаний и практической отработки умений...
Тип урока: Урок систематизации знаний и практической отработки умений и навыков учащихся

Урок развития речи, урок коррекции знаний, умений и навыков iconУрок русского языка в 11 классе Тема урока: «Синтаксис и культура речи. Подготовка к егэ»
Цели урока: определение уровня знаний, сформированности умений и навыков комплексного их применения

Урок развития речи, урок коррекции знаний, умений и навыков iconУрок обобщения и систематизации полученных знаний
Тема урока: «Что есть красота» (Повторение и закрепление знаний, умений и навыков)

Урок развития речи, урок коррекции знаний, умений и навыков iconРефлексивная оценка при выполнении творческих заданий
Объем его знаний и умений определен программой по русскому языку. Урок русского языка важен но только и не столько отработкой знаний,...

Урок развития речи, урок коррекции знаний, умений и навыков iconУрок по теме Draußen ist Blätterfall
Учебные: расширение и углубление знаний учащихся по данной теме; развитие навыков диалогической речи и навыков изучающего чтения;...

Урок развития речи, урок коррекции знаний, умений и навыков iconУрок лабораторная работа по теме «Стилистика: публицистический стиль»
Направленность контроля – проверка общеучебных, практических умений и навыков; знаний о языке



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница