Использование специальных информационных технологий на уроках русского языка и литературы в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья




Скачать 71.25 Kb.
НазваниеИспользование специальных информационных технологий на уроках русского языка и литературы в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Дата публикации28.06.2013
Размер71.25 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Информатика > Урок
Использование специальных информационных технологий на уроках русского языка и литературы в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья

О.В. Фёдорова, Н.А. Спиридонова

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары

В структуре современного образования в настоящее время происходят значительные изменения. В феврале 2010 года президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», целью которой является модернизация и развитие системы общего образования страны. Национальная образовательная инициатива предусматривает и модернизацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации». [3].

Таким образом, одной из важнейших проблем современной педагогики является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с особыми потребностями.

Сегодня информационные технологии внедрились почти во все структуры общества и государства. В связи с активным развитием процесса информатизации современного общества информационно-коммуникационные технологии становятся одним из основных средств обучения в образовательном процессе. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» позволила максимально включить образовательные учреждения в число пользователей ресурсов глобальной сети Интернет, что позволяет более эффективно внедрять современные методы и формы обучения.

Одной из эффективнейших форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является система дистанционного обучения. Сегодня дистанционное образование – это глобальное явление культуры в образовательной и информационной областях. Его возникновение обусловлено не столько педагогическими причинами, сколько возможностями информационно-коммуникационных технологий. Современный этап развития общества свидетельствует о формировании новой «информационной культуры». Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

В условиях всесторонней информатизации всех сфер развития общества качество жизни и социальный статус человека с ограниченными возможностями здоровья во многом определяется степенью его интеграции в информационное поле, возможностью участия в информационном обмене. Для него, как и для любого другого человека, должен быть обеспечен оперативный доступ к необходимой информации, ее обработке, а также возможность представления результатов своей информационной деятельности.

«Дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия преподавателей и учащихся в информационно-образовательном пространстве с помощью ИКТ, при котором процессы преподавания и учения разделены в пространстве и во времени». [2].

Дистанционное образование дает детям со специальным потребностями возможность получить качественное образование; реализовать себя и свои потребности; предоставляет равные возможности для получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, социального положения; позволяет учащемуся выбрать удобное время и темп обучения, а также выстроить собственный образовательный маршрут; обеспечивает широкий доступ к образовательным ресурсам; создает условия и предоставляет средства, необходимые для самообучения; способствует обеспечению культурного развития, социализации детей, дает возможность каждому ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешной адаптации в жизни.

В связи с этим с января 2007 года на базе МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары» реализуется республиканский проект «Дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции», в рамках которого в школе действует система дистанционного обучения таких детей.

Самой распространенной формой проведения занятий в нашей школе являются видео- и аудиоконференции. Интерактивная видеоконференция сегодня является одним из эффективных средств дистанционного обучения и общения, максимально приближенного по своим параметрам к реальному.

Каждая видеоконференция сопровождается электронной перепиской, работой на форуме или общением в чате.

Одновременно с видео- или аудиоконференцией ученики на уроке работают в специальной образовательной среде, на сайте «Дистанционное обучение в МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары», где каждый учитель имеет свои дистанционные курсы по предметам.

Учебные курсы представляют собой сочетание различных структурных элементов, модулей, позволяющих учителю выстроить уроки самых разнообразных типов и форм.

Модуль «Лекция» позволяет организовать пошаговое освоение учебного материала: изучение грамматического правила, биографии писателя, анализ поэтического или прозаического произведения и т.д. В модуле «Лекция» учебная информация разбивается на небольшие блоки, в конце каждого из которых даются контрольные вопросы.

Модуль «Ресурс» может представлять собой текстовую страницу, содержащую обычный текстовый учебный материал, или веб-страницу с включением различных элементов: иллюстраций к художественным произведениям, портретов писателей, аудиозаписей чтения художественной классики, видеофрагментов, флеш-анимации, опорных схем, интерактивных таблиц по русскому языку, ссылок на мультимедийные презентации и полезные ресурсы в сети Интернет и др.

Элемент курса «Тест» предназначен для осуществления своевременного контроля за усвоением изучаемого материала (проверки знания текста, орфографического или пунктуационного правила), а также для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

«Глоссарий» помогает организовать работу с лингвистическими и литературоведческими терминами, а также со словами, представляющими трудности с точки зрения правописания и произношения.

Элемент курса «Форум» удобен для открытого обсуждения предложенной учителем темы, проведения консультаций, опросов среди учеников и родителей.

Разнообразные виды заданий типа «Ответ в виде файла», «Ответ в виде текста» являются основной формой проверочной работы и предполагают выполнение домашних заданий учениками как в традиционной, письменной, форме, так и в электронной.

Использование различных элементов курса позволяет повысить темп урока, увеличить объем коммуникативных упражнений за счет сокращения затрат времени на различного рода переписывание, решить актуальные задачи, связанные с разнообразием деятельности школьника в процессе сознательного овладения компетенциями.

Сайт предоставляет учителю возможность не только разместить необходимую теоретическую и практическую информацию, но и создать яркие, хорошо читаемые, красиво оформленные документы. Всё это облегчает восприятие и понимание изучаемого материала. У обучающихся развиваются умения, формирующие языковую компетенцию: извлекать информацию из различных источников, строить схемы, используя теоретический материал, свободно пользоваться справочной литературой, лингвистическими словарями, проводить различные виды анализа языковых единиц.

Работа на курсах – важная составляющая часть дистанционного урока. Она позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; осуществлять оперативный контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью; визуализировать учебную информацию; развивать наглядно-образный, теоретический вид мышления; повышать мотивацию учащихся к изучению предмета, формировать культуру познавательной деятельности.

Применение информационных технологий в учебном процессе на уроках русского языка и литературы способствует развитию умений, формирующих коммуникативную компетенцию. Владение русским языком, умение общаться во многом определяют успешность будущего выпускника школы во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Важно, что, кроме изучения общеобразовательных предметов, дети в нашей школе получают прекрасную возможность общения со сверстниками. Благодаря сайту школы дети знакомятся между собой (здесь у каждого ученика своя личная страничка, на которой ребята размещают фотографии, рассказывают о своих увлечениях и интересах), дружат, переписываются, проводят друг с другом видеоконференции, обмениваются файлами, интересными ссылками в сети Интернет.

Мы проводим дистанционные олимпиады, конкурсы творческих работ в рамках предметных недель русского языка и литературы.

Наши ученики получают образовательный стандарт, успешно сдают Единый государственный экзамен и поступают в высшие учебные заведения, участвуют в конкурсах, олимпиадах, конференциях и даже занимают призовые места.

Дистанционное образование вызывает огромный интерес в обществе. Мы регулярно принимаем у себя гостей из различных школ города и республики, проводим мастер-классы, семинары, круглые столы по проблемам дистанционного обучения.

Таким образом, использование дистанционных технологий в обучении позволяет детям с ограниченными возможностями получить современное, качественное образование, даёт возможность успешно подготовиться к сдаче итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по предмету, получить документ об окончании среднего учебного заведения государственного образца, определиться с выбором будущей профессии. Дистанционное обучение позволяет ребятам расширить круг своего общения, находить друзей и единомышленников, способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциала учащихся. Все эти преимущества открывают перед дистанционным образованием огромные перспективы и позволяют нам утверждать, что за дистанционным образованием будущее.

Литература

  1. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения / Под ред. А.Н. Ковшова. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

  2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.

  3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

  4. Трайнев В. А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 294 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование специальных информационных технологий на уроках русского языка и литературы в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconИнновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями...
Информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных...

Использование специальных информационных технологий на уроках русского языка и литературы в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconИспользование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы
Именно поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает...

Использование специальных информационных технологий на уроках русского языка и литературы в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconИспользование информационно коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование специальных информационных технологий на уроках русского языка и литературы в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconЗакон об образовании гарантирует реализацию права на образование...
Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование специальных информационных технологий на уроках русского языка и литературы в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconУроков по «Устной речи» в начальных классах, для детей с ограниченными...
Данный сборник содержит систему уроков по «Устной речи» в начальных классах, для детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанных...

Использование специальных информационных технологий на уроках русского языка и литературы в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconОрганизация и проведение семинаров, совещаний по вопросам организации увп
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование специальных информационных технологий на уроках русского языка и литературы в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья icon«Развитие психомоторики и сенсорных процессов в практике обучения...
Коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Использование специальных информационных технологий на уроках русского языка и литературы в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconПоложение о детском творческом литературном конкурсе «Мой мир» для детей инвалидов по зрению
Калининградской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (школа – интернат 4 вида для слабовидящих...

Использование специальных информационных технологий на уроках русского языка и литературы в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconИспользование информационных и коммуникационных технологий на уроках...
Московский государственный областной гуманитарный институт московский областной центр интернет—образования

Использование специальных информационных технологий на уроках русского языка и литературы в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы
«Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы в условиях введения фгос...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница