Классный час из серии: «Размышляем вместе…»




Скачать 132.22 Kb.
НазваниеКлассный час из серии: «Размышляем вместе…»
Дата публикации03.11.2014
Размер132.22 Kb.
ТипКлассный час
lit-yaz.ru > Информатика > Классный час
Личностно-ориентированный классный час из серии: «Размышляем вместе…»

(Тему классного часа формулируют учащиеся).

Автор: заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Новосокольническая СОШ», классный руководитель 7 «а» класса Рачеева Светлана Александровна

ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма; гражданственности; развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими героического и боевого прошлого родного края; формирование глубокого уважения к участникам Великой Отечественной войны.

ЗАДАЧИ:

  • Развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.

  • Расширение знаний об истории своей страны.

  • Привитие обучающимся чувства глубокого уважения и почтения к защитникам Родины.

  • Воспитывать любовь к родному краю.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: педагогическая мастерская, технология критического мышления

УЧАСТНИКИ: учащиеся 6-7 классов (возможно участие разных категорий учащихся)

ОБОРУДОВАНИЕ/ОСНАЩЕНИЕ: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, художественный фильм «Рядовой Александр Матросов» (реж. Леонид Луков, 1947г), аудиозаписи с песнями военных лет.

ОФОМЛЕНИЕ КЛАССА: Таблица 1, таблица 2, место для записи значения сигнальных слов, место для «паучка»(разбивка темы классного часа на блоки), темы классного часа(на заключительном слайде презентации).

Таблица 1.

Я знаю

Хочу узнать

Узнал(а) новое










Таблица 2.

V

-

+

?













V- я прав, я так и думал

- - я не прав, моё мнение ошибочно

+ - новая и интересная информация для меня

? - нужно задать вопрос: не понял, хочу узнать больше

ПОДГОТОВКА:

3а 2 недели до проведения классного часа классный руководитель информирует родителей о проведении тематического классного часа, посвящённого А.Матросову. Творческая группа родителей получает задание –подготовить краткое, информативное текстовое сообщение по теме «Александр Матвеевич Матросов» для последующей работы с ним на классном часе.

Ход классного часа:

I этап.

Учитель демонстрирует эпизод художественного фильма «Рядовой Александр Матросов» (реж. Леонид Луков, 1947г).Временной промежуток- 00.01.16- 00.02.18

Учитель предлагает учащимся сформулировать тему классного часа.(Предполагаемый ответ: «Александр Матросов»)

Учитель: А что вам известно о человеке по имени Александр Матросов? Запишите свои сведения в колонку №1, таблицы №1.

II этап.

  1. Работа в парах. Ученики обмениваются информацией об А.Матросове, дополняя друг друга.

  2. Ученикам предлагается прочитать свою информацию об А.Матросове вслух и записать(дополнить) первую колонку таблицы №1 то, что для каждого наиболее интересно. Учитель фрагменты информации записывает на доске в таблицу №1.

^ Примечание: информация, даже если она не верна, не исправляется.

  1. Ребята, много ли мы знаем об Александре Матросове? (Предполагаемые ответы: «мало», «немного»)

Учитель: имя Героя Советского Союза Александра Матросова знакомо сегодня каждому Великолучанину. Это год объявлен в Псковской области Годом Памяти А.Матросова. Почему? Давайте ответим на этот вопрос вместе.

III этап.

  1. Каждый учащийся в тетради для классного часа даёт толкование сигнальных слов.

^ Сигнальные слова: 1924г., яблочко, книги, детдом, пионер, доброволец, Чернушки, Лида, 23 февраля 1943г, ДЗОТ, седьмой, бессмертие, бронза, Анатолий Игнатьев, Великие Луки, 70. (Примечание: количество сигнальных слов может быть уменьшено, либо изменено по смысловой нагрузке в зависимости от возрастных особенностей учащихся).

  1. Учащиеся читают вслух объяснение сигнальных слов вслух, и каждый из них дополняет свои определения услышанными.

Итог: каждое сигнальное слово имеет несколько версий. Учитель всё записывает на доске.

  1. Работа в четвёрках. Каждая четвёрка, используя все сигнальные слова, но выбирая их версии составляет рассказ «Портрет Александра Матросова».

Один из учащихся из «четвёрки» записывает рассказ на листе бумаги.

  1. Чтение рассказов классу. (Так как толкование сигнальных слов и составление рассказа происходит на уровне версии(предположения), у учащихся возникают вопросы).

  2. Каждый ученик записывает возникшие вопросы в таблицу №1, колонку №2 «Хочу узнать».

  3. Чтение вопросов классу. Учитель записывает на доске в таблицу №1, колонку №2 все вопросы.

IV этап.

  1. Учитель. Ребята, вопросов получилось много. Давайте их обединим в блоки. И начертим схему в виде «паучка»(кластера).


^ ДЕТСКИЙ ДОМ

СЕМЬЯ

АЛЕКСАНДРА



ДРУЗЬЯ И ТОВАРИЩИ

ДОБРОВОЛЕЦ

(как попал на фронт)




^ АЛЕКСАНДР МАТРОСОВ


ПАМЯТЬ О ВОВ

(повторили подвиг)

НА

ФРОНТЕ







БЕССМЕРТИЕ

(именем Героя названы…)


ПОДВИГ

Примечание: блоков может быть больше, и записаны они могут быть не в порядке изучения. Каждый блок ученики могут «распаковать», т.е. конкретизировать.

V этап.

  1. Работа с текстом, подготовленным учителем(родителями) на основе прочитанной литературы, посещения краеведческого музея. Необходимо, читая текст, маркировать его. (См. «Значения маркировки»). Примечание: текст редактируется учителем согласно возрастным особенностям учащихся. Приложение 1.

  2. Просмотр эпизода художественного фильма. Временной промежуток- 01.07.38-01.19.42

  3. Работа с таблицей №2.

Задание: выбрать из текста по 2-3 самых ярких примера и занести в графы таблицы.

  1. Прочитать примеры из таблицы №2 классу.

VI этап.

  1. Вернуться к таблице №1, к первой колонке «Я знаю, предполагаю».

Задание: вычеркнуть все неверные предположения. Подчеркнуть те сведения, которые подтверждены текстом.

  1. Вернуться к толкованию сигнальных слов.

Задание: вычеркнуть все неверные толкования.

^ Примечание: именно на этом этапе ученик сам лично находит истину.

  1. Учитель: ребята, посмотрите в таблицу №1, во вторую колонку, взгляните на «паучка». Обо всём ли мы узнали? (Предполагаемые ответы- «нет, остались ещё вопросы»)

Учитель: как же нам поступить в этом случае? (Варианты: cходить в библиотеку, обратиться в районный краеведческий музей, организовать экскурсию в музей им.А.Матросова в г.Великие Луки)

VII этап.

  1. Учитель: ребята, как вы себя чувствовали на классном часе, какие чувства переживали, какой вид работы был для вас интересен?

  2. Давайте вернёмся к теме классного часа. Как вы считаете, какая из тем больше всего отразила всё то, чем мы с вами сегодня занимались, о чём говорили?(Учитель открывает варианты тем классного часы, которые весь урок были закрыты)

Темы на последнем слайде презентации: «Кадры Великой Отечественной войны», «Рядовой Александр Матросов», «Имя ему- солдат…» «Бросок в бессмертие», «Патриот…», «Учимся помнить».(Темы отражают хронологию событий, о которых шла речь на классном часе)

^ В то время как учащиеся определяются с выбором, звучит песня в

исполнении В.Высоцкого «Только он не вернулся из боя».

(Примечание. Учитель поясняет, что на данном классном часе

каждый ученик открыл для себя что-то новое, чему-то научился,

что-то пережил лично).

  1. Учитель предлагает послушать отрывок музыкального произведения «Баллада об Александре Матросове» (Автор: М.Коваль-Л.Ошанин). Временной промежуток- 02.46-03.31.

  2. Если есть время можно предложить учащимся написать синквейн(пятистишие)

1 строка-тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;

2 строка- описание темы в ДВУХ словах, как правило именами прилагательными;

3 строка- описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;

4 строка- фраза из ЧЕТЫРЁХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5 строка-ОДНО слово-синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне повторяющее суть темы.

^ Пример: Парнишка.

Юный и бесстрашный.

Трудился, воевал, защищал.

Погиб за наше светлое будущее.

Герой.

В качестве домашнего задания учитель предлагает познакомиться с поэтическим творчеством Людмилы Лидер, Владимира Гурьяна, Бориса Дубровина, Владимира Калачаева в сети Internet и ответить на вопрос: Строки какого стихотворения вы бы взяли в качестве эпиграфа и эпилога к классному часу? (Задание побуждает ребят вновь вернуться к теме и материалам классного часа, ещё раз всё пережить лично).

Литература:

  1. Заир-бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя.-М.: Просвещение,2004-175 с.

  2. Журба П.Т. «Матросов». Л., Лениздат,1976.-408с.

  3. Новиков Н.С. Музей комсомольской славы имени Александра Матросова»,Л., Лениздат, 1983-62 с.

  4. Легостаев И. Бросок в бессмертие. М.:Молодая гвардия, 1983г

  5. Художественный фильм «Рядовой Александр Матросов»(реж. Леонид Луков, 1947)

  6. Электронные ресурсы:

http://slovari.yandex.ru/александр%20матросов/БСЭ/

http://ru.wikipedia.org

http://www.warheroes.ru

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/urok-muzhestva-2
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Примерный текст

«Александр Матвеевич Матросов»

1924 год. Закончилась гражданская война. Недобитые белогвардейские бандиты шныряли по уездам, грабили, убивали людей. Разруха. Голод. С трудом возрождались из руин фабрики и заводы. Матвей Морозов работал на трубопрокатном заводе , жил в рабочей слободке недалеко от Днепра в городе Екатеринославле(ныне Днепропетровск).

05 февраля 1924 года у Матвея и его жены Марии родился сын. На семейном совете решили назвать сына Александром. Когда Саше шёл шестой год, отца направили в соседний колхоз в д. Заречье, налаживать хозяйство. Но , однажды, вместо добрых вестей Мария получила письмо об убийстве мужа. Хоронили Матвея Матросова с почестями, говорили много хорошего. Кулацкая пуля оборвала жизнь. Сашка до конца так и не понял ситуацию, что отца больше нет. Вернувшись с похорон, Мария заболела и слегла, через неделю её увезли в больницу, а ещё через несколько дней её не стало. Сашку на воспитание взяла Татьяна Петровна, мать его друга Егорки, не смотря на то, что у самой было пятеро маленьких детей. Саша очень привязался к Петровне, даже называл её мама Таня. Да и соседи помогали: кто одеждой, кто продуктами. Через полтора года настала пора Сашке идти в школу. Для мальчика это было настоящее событие. Мама Таня сшила ему холщовую сумку. Рабочие с завода принесли одежду. Особенно нравился Саньке картуз.

Саша учился старательно, учительница была им довольна. Но в конце июня Сашка пропал, просто не вернулся домой. Соседские мальчишки видели, что он сел к кому-то в лодку и уплыл к папке. Восьмилетнего Сашку искали все, но тщетно…

В июне 1935г Саша вместе с другими беспризорными ребятами был доставлен в Ивановский детский дом. Директором был Пётр Иосифович Макаренко. В детдоме Сашка не только учился, но и работал, так как было большое подсобное хозяйство- учили и землю пахать, и за коровами ухаживать, и картошку выращивать. Из воспоминаний директора: «Саша был заводилой всёх ребячьих дел, мог без устали гонять футбольный мяч, много работал на пасеке, наводил порядок в саду и охранял урожай, жив в шалаше, любил слесарничать в мастерской. Любую работу выполнял с азартом.» А ещё Сашка занимался в двух кружках: танцевальном и струнном. Он хорошо пел, играл на гитаре. Отлично под звуки балалайки отплясывал «Яблочко». Но самым сильным увлечением стала его любовь к чтению. Особенно нравились книги о гражданской войне. А фильмы «Джульбарс», «Чапаев», «Трактористы» мог смотреть бесконечно. В 1937 году в детдоме была создана пионерская организация. Сами ребята шили себе галстуки из красного полотна, готовились к празднику, учили клятву: «перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин…» Матросов так волновался, когда ему повязывали галстук, что не произнёс ни слова. С этого памятного дня никто в детдоме не видел Матросова без галстука. Кумиром Сашки в то время были –лётчик Валерий Чкалов(который совершил беспосадочный перелёт через Северный полюс в Америку), Николай Островский, написавший книгу «Как закалялась сталь» о Паке Корчагине. Он мечтал закончить 6 класс, а потом проситься на трудоустройство в Днепропетровск, чтобы найти отца… Но попал он не в Днепропетровск, а в г. Куйбышев(ныне Самара). Там, не поладив с кем-то из мастеров, сгоряча сбежал с завода, забрался на баржу, идущую вниз по Волге. Думал добраться до Днепропетровска, но в Саратове он убедился в безнадёжности идеи. Денег не было, а работать без документов не брали. Потом пошёл с повинной в отделение милиции. А потом суд, колония в Уфе. Работал он на мебельной фабрике. Через месяц на доске Почёта красовалась надпись : «Ученик слесаря, ударник-стахановец Матросов Александр дневную норму выполняет на 120-150 %».. Помогал он товарищам по учёбе- по географии и истории. Эти предметы он знал в классе лучше всех. После трудового дня любил повозиться с голубями.

22 июня 1941 г началась война. Это событие застало Сашку в колонии. Он захотел проситься добровольцем на фронт. Но было ему 17 лет. Тогда он решил обратиться прямо к И.В.Сталину: «Дорогой товарищ Нарком! Пишет вам простой рабочий из города Уфы. Шести лет я лишился родителей. Будь это в капиталистическом государстве , мне грозила бы голодная смерть. Но у нас в Советской стране обо мне позаботились, обеспечили образование и специальность. За это я благодарен Коммунистической партии. И сейчас, когда Родина в опасности, я хочу защищать её с оружием в руках. Здесь в Уфе я трижды просился на фронт, и трижды мне было отказано. А мне 17 лет. Я уже взрослый. Я больше принесу пользы на фронте, чем здесь. Убедительно прошу Вас поддержать мою просьбу- направить меня на фронт добровольцем, и желательно на Западный фронт, чтобы принимать участие в обороне Москвы».

Но через некоторое время пришёл отказ. А вести с фронта приходили тяжёлые. В сентябре 1942 года Сашка получил разрешение отправиться на фронт.

5 февраля 1943г на станцию Земцы Калининской области(ныне Тверская) в 91-ю отдельную Сталинскую стрелковую бригаду- добровольцев прибыло пополнение. В их числе был бывший курсант Краснохолмского пехотного училища красноармеец Матросов. Матросова направили во 2-й батальон к капитану Степану Алексеевичу Афанасьеву.

Задача была- прорвать оборону врага в районе Локни. Марш был трудный, стояли суровые морозы, машины застревали в сугробах, всё тянули на солдатских плечах. 20 февраля 1943г на 8-й бригады прибыли в р-н за р. Ловать. Вечером 22 февраля перед бойцами выступил Афанасьев: « Друзья! Завтра на рассвете бой. Наша задача- прорвать оборону немцев в р-не д.Чернушки и выйти в р-н железной дороги Насва-Локня (пот. что оттуда открывалась дорога на Прибалтику). Но фашисты заминировали подходы к траншеям. На высотах- ДЗОТы…»

Бой был тяжёлый. Всё свистело, сверкало. Рядом лежали погибшие товарищи Матросова…Замаскированный дзот(^ Дзот – полевое оборонительное сооружение, название по первым буквам слов: деревоземляная огневая точка) не давал продвигаться вперёд. Афанасьев принял решение- отправить бойцов забросать дзот гранатами. Но посланные бойцы не добрались до него.

 Седьмым, уже добровольцем, вызвался Александр Матросов. Ему удалось добраться до дзота, забросать его гранатами и расстрелять из автомата. Раздался взрыв. Пулемёт замолчал. Но когда советские бойцы поднялись в атаку, пулемёт ожил, и Саша увидел, как гибли его товарищи. Он ничем не мог им помочь: у него кончились гранаты, не было пуль в автомате. Многие солдаты и офицеры видели, как 19-летний солдат встал во весь рост и своей грудью закрыл амбразуру вражеского дзота- пулемёт умолк…

Хоронили Матросова на лесной поляне в километре от д.Чернушки, недалеко от поверженного им дзота.

Незадолго до боя А.Матросов написал письмо Лидии Кургановой, с которой он познакомился незадолго до ухода на фронт: "Дорогая Лида! Только что закончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит: "Отдыхайте лучше, завтра бой". А я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки при свете "гасилки" и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному. Интересно знать: что-то ты поделываешь сейчас? У нас, на фронте, как стемнеет немного, так и ночь. А у вас в тылу  электрический свет. Поди, ложитесь спать часов в 12. Я часто вспоминаю тебя, Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всём, что чувствую, что переживаю. 
Да, Лида, и я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. 
Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь-живешь, и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал: в бою и лицом на запад. 
Твой Сашок."

19 июня 1943 года Александру Матросову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Так же он был награждён орденом Ленина.

25 июля 1948 года в В.Луках было произведено перезахоронение останков героя, а через 6 лет на площади имени Матросова был открыт памятник сыну России.

В 1947 г снят художественный фильм «Рядовой Александр Матросов». Главную роль исполнил Анатолий Игнатьев.

23 февраля 2013 года исполнилось 70 лет со дня совершения подвига А.Матросовым.

Александр Матросов был не единственным, кто совершил подобный подвиг. Аналогичные подвиги в войну совершили более 400 человек. Вот некоторые имена солдат, закрывших своими телами вражеские амбразуры.

Примечание.
++ классного часа

  1. Учащиеся могут свободно высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме, причем, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем. Для ребёнка этот момент очень важен.

  2. Разумное сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволяет каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Ребята учатся слышать и слушать друг друга. Обмен мнениями способствует появлению новых вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению данной темы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час из серии: «Размышляем вместе…» iconКлассный час Учащиеся 8 класса вместе с классным руководителем, Фадеевой...
Команда отряда юид «Добрый путь» в составе учащихся 5 класса Дегтяревой Алисы, Костиковой Кристины, Корнеева Владислава и Шалыгина...

Классный час из серии: «Размышляем вместе…» iconКлассный час «Давайте познакомимся!»
Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса»

Классный час из серии: «Размышляем вместе…» iconКлассный час на тему: «Зимушка зима, здравствуй»
...

Классный час из серии: «Размышляем вместе…» icon8 марта. 5 класс. Классный
Классный дорогие девочки, сегодня наши мальчики не пришли на классный час – у них какое-то тайное собрание. Но мы не будем отменять...

Классный час из серии: «Размышляем вместе…» iconКлассный час для учащихся 9 класса
Предлагаемый классный час – час общения на тему любви. В сценарии использованы различные воспитательные методы (беседа, дилемма,...

Классный час из серии: «Размышляем вместе…» iconКлассный час «мы разные, но мы вместе»Кузнецова Ирина НиколаевнаИркутская...
Мы вместе»Кузнецова Ирина НиколаевнаИркутская область, г. Киренскмкоу «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Киренска»Дисциплина:...

Классный час из серии: «Размышляем вместе…» icon«на крыльях мечты» Автор классный руководитель 5Б класса Пяткова...
Дорогие ребята! Знаете ли вы, что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Давайте вместе вспомним,...

Классный час из серии: «Размышляем вместе…» iconКлассный час. «Учимся жить вместе»
М. А. Михайлова, учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №5», г. Чернушка

Классный час из серии: «Размышляем вместе…» iconТайны леса классный час
Классный час направлен на развитие познавательного интереса к изучению природы и ее охране; воспитывает любовь к природе, лесу

Классный час из серии: «Размышляем вместе…» iconКлассный час на тему: «Семья в пословицах и поговорках»
На доске вывешен ребус, посвященный семье. Разгадав его, вы узнаете чему посвящен наш классный час



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница