Список использованной литературы с. 20




Скачать 251.12 Kb.
НазваниеСписок использованной литературы с. 20
страница1/3
Дата публикации19.02.2015
Размер251.12 Kb.
ТипРеферат
lit-yaz.ru > История > Реферат
  1   2   3


Содержание

Введение…………………………………………. с. 3 -4.

Основная часть ………………………………….. с. 5-18.

Заключение ……………………………………… с.19.

Список использованной литературы…………… с.20.

Введение

Каждый человек оставляет свой след в истории, будь-то посаженное дерево, или построенный дом, полёт в космос или выигранное сражение, управление государством или написанная картина. Следы людей в истории разные, большие и маленькие. Но именно они составляют историю человечества. Мне в своей работе хотелось обратить внимание на женщину дворянку по происхождению, женщину педагога, деятельность которой началась до революции и продолжалась в советское время. Ксения Николаевна Боратынская, внучка поэта Евгения Абрамовича Боратынского, дочь Николая Евгеньевича и Ольги Александровны (Казем-бек) Боратынских. В большой семье Боратынских все были талантливы и высокообразованны. Отец Ксении Н.Е. Боратынский увлекался техникой, строительством, музыкой, театром, писал стихи. Живо откликался на нужды крестьян своих деревень. Под стать ему были и дети Екатерина Николаевна талантливая поэтесса, Александр Николаевич предводитель казанского дворянства, член Государственный Думы и, конечно младшая Ксения Николаевна, посвятившая себя педагогической работе. Жизнь семьи Боратынских была наполнена высоким духовным содержанием, в ней не находилось места пустому светскому времяпровождению. В этой семье каждый помогал друг другу претворять в жизнь свои замыслы, поддерживал увлечения. Но у каждого был свой путь в жизни, свои цели и стремления. Объединяло их одно желание помочь людям. Умный и культурный дворянин - земледелец Н.Е.Боратынский, в своей округе являлся просветителем, и пропагандистом передовых идей. Большое место в его деятельности занимало распространение народного образования, он семнадцать лет возглавляет Совет Мариинского училища, где обучались будущие учителя. Девиз его жизни «Живи сам и давай жить другим», стали девизом всей семьи.

Мой интерес к семье Боратынских не случаен. Ксения Николаевна была родной племянницей Зинаиды Евгеньевны Боратынской в замужестве Геркен. Жила Зинаида Евгеньевна в селе Юматово Свияжского уезда, ныне Верхнеуслонского района, а это моя родина. Конечно, хочется знать больше о родственниках дворян Геркенов. Печатные источники подтверждают, что Геркены и Боратынские поддерживали связь, бывали в гостях друг у друга.

« Милая тётя Ида (Зинаида), много нежности и родственного чувства осталось у меня к ней. Вижу её, сидящей в мягком кресле, очень полную, двигающуюся с трудом, в чёрном кашемировом платье, засыпанном нюхательными табаком, который она очень любила. Добрая, ласковая, любящая и горячо любимая своими детьми, она вооружалось против всех и всего, что могло доставить неприятность её детям».[2] Такие, слов написала К.Н.Боратынская в своих воспоминаниях о своей тете.

А ещё 2010 год, год учителя, моя мама и дедушка педагоги и я не понаслышке, знаю какой это тяжёлый, но в тоже время благородный труд. К сожалению моего деда, не стало осенью 2009 года когда, я работал над этой темой. Он всегда радовался моим успехам и был моим большим другом. Эту работу я посвящаю светлой памяти моего дедушки, учителя географии.

Цель данной работы: выявить и изучить печатные источники, содержащие информацию о К.Н.Боратынской и её педагогической деятельности.

Задачи:

1. проследить основные этапы биографии и педагогической деятельности К.Н.Боратынской.

2. рассмотреть как духовные традиции, заложенные в её семье, повлияли на формирование мировоззрения К.Н.Боратынской.

3. проанализировать основные педагогические приемы и методы, применяемые в частной школе К.Н.Боратынской

4. собрать иллюстративный материал о К.Н.Боратынской для школьного краеведческого музея.

Объект исследования: печатные источники, содержащие информацию о К.Н Боратынской и её педагогической деятельности.

Практическая значимость: изучение и сохранение истории исчезающих сел Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан.

Детство
О детстве Ксении Боратынской можно узнать из её мемуаров «Мои воспоминания», которые опубликовал Мурановский музей в 2007 году.

Ксения Николаевна родилась в Казани 3 января 1878 года. В своих воспоминаниях она пишет: « Семья наша состояла из отца – сына поэта, матери – дочери профессора восточных языков и члена – корреспондента Академии наук, двух сестёр и брата. Сёстры и брат были гораздо старше меня, и я росла одна».[1] Она получила домашнее образование, так как имела порок сердца, с шести лет учила французский язык, ей читали книги на французском, прочитали всего Жюль- Верна. Любимой книгой стал «Таинственный остров». «Я переживала вместе с её героями их приключения. Больше всего меня интересовал уют устраиваемых ими жилищ. Если кто- нибудь из героев ночевал в лесу, я была в отчаянии. Кукол я всегда на ночь укладывала в кроватки, собак и кошек обязательно к вечеру созывала домой».[1]

С семи лет Ксения начала получать общее образование. В дом была приглашена учительница Вера Петровна. « Ей было тогда года двадцать три или двадцать четыре. Среднего роста, стриженая блондинка, скорее хорошенькая, с ярким, но нездоровым румянцем на щеках, она производила впечатление болезненной, но в глазах и в очертании рта было много твёрдой непреклонной воли и той силы, с которой девушки 60-х шли на подвиги. В продолжение пяти зим Вера Петровна учила меня и, совсем для меня незаметно, влила в меня свои идеи и взгляды, свои стремления ко благу человечества. История для меня была не та, которую преподавали в гимназиях, это была история народа, его скорби, его стремления к свободе».[1] Так писала К.Н. Боратынская о своей учительнице.

Воспитание, которое Ксения получила в детстве, заложило основу её характера. Исключительная доброта, порядочность, ответственность, гуманизм были свойственны этому человеку. Конечно, большая заслуга в этом её матери Ольги Александровны: музыка, экспромты стихотворений, игра в почту, театры, чтение книг вслух, организация домашних спектаклей и многое другое всегда происходило в доме Боратынских. « Мама была слабого здоровья и рано ложилась спать. А мы с сестрой Катей забирались к ней на кровать, и начинались у нас бесконечные беседы. Больше всего мы говорили о религии. Я бы сказала, что над всеми мамиными беседами можно было поставить эпиграф; «Не угашайте духа». Она осторожно открывала мне глаза на истинную религию. Большой человек была мама, с живым пытующим умом, с всеобъемлющей душой и непреклонной волей. Знакомые считали её суровой и строгой, не боящейся сказать правду в глаза, с большим гражданским чувством. Её даже побаивались, и только семья её знала, сколько тепла, ласки и любви она может дать тем, кого любит».[1]

Образование Ксении шло постоянно в её воспоминаниях есть такие строчки: «Когда мне минуло тринадцать лет, мама сказала: «Ну, это самый тяжёлый возраст». И я постаралась, как следует оправдать её слова: лень, капризы, неряшество, раздражение всё слилось вместе и перегоняли одно другое. Но мама не дремала. Её правилом было: никогда не пропускать без внимания ни единого проступка детей, а реагировать на них в зависимости от момента: или строгостью, или убеждением, но довести до сознания и до признания своей неправоты».[1] Родители Ксении « верили в аристократизм - не крови а, воспитания, и что каждый человек ответственен перед следующим поколением».

В четырнадцать лет Ксения много читает, как она сама вспоминает: «недетские книги, а плоды человеческой мысли». Читает с толком, делает заметки и выписки, любимый автор Л.Н.Толстой, вместе с героями его книг она переживала все события. В шестнадцать лет по ее воспоминаниям глубоко прочувствовала «Войну и мир» и на всё смотрела глазами Пьера Безухова. « С тех пор мысли Толстого стали моими спутниками, моими руководителями. Благодаря, им я в годы сомнений распутывала свои религиозные взгляды, воодушевилась идеей служения народу».[1] Ксения росла в атмосфере любви и понимания. Она была очень наблюдательна, любознательна и с раннего детства любила мечтать. «Вот мои первые, казалось, тогда нелепые детские мечты: девчонки должны быть такие же, как мальчики. Для этого там, где в конце нашей улицы заманчиво темнел парк военного госпиталя, мои мечты соорудить школу с общежитием, куда все обязаны отдавать своих детей. С восходом солнца все встают и бухаются в бассейн с холодной водой, устроенный в помещении школы. Затем после лёгкого завтрака все должны ехать верхом на маневры, а зимой на пробежку на лыжах. Среди дня – учение, обед сытый, но простой. На вечер дети отпускаются к родителям и возвращаются к девяти часам в школу. Спят на голых досках».[1] И далее «Теперь, когда я вспоминаю свои мечты, я вижу костюм, в который я облекала учеников: короткие штаны, голые ноги, сандалии и жерсе, обтягивающие тело, с рукавами до локтя. Что это, как не теперешние майки и трусы, а гимнастические упражнения - физкультура, о которой в те годы не имели понятия». Другая мечта её ещё больше говорит об её умение сопереживать людям. « Помню, как я хожу по зале, считаю, шаги и высчитываю, сколько из залы можно сделать маленьких комнат. При желании можно восемь, а уж шесть во всяком случае. Насколько уютнее такие комнатки, чем наши хоромы».[1]

Юность
О юношеских годах помогла узнать книга В.Г. Загвозкиной «Литературные тропы поиски, встречи, находки». Мечты о школе и желание учить очень рано стали проявляться у Ксении, и она упорно шла к этому. В свои шестнадцать лет выдержала экзамен на звание «домашней учительницы» при Округе народного образования города Казани. Специальностью стал французский язык. Но, учительствовать она, не пошла, потому, как не разрешил отец и тогда Ксения Николаевна набирает группу ребят, которым далеко было ходить в школу в своем поместье Шушары, и обучает их грамоте. Тяга к преподаванию в это время проявляется и в обучении прислуги. Она с энтузиазмом развивает и воспитывает дочку кучера Машу, которая на три года младше её. Вечерами ходит в рабочую избу и читает вслух книжки, к чему рабочие относились довольно благосклонно: Пусть – де барышня потешиться, а послушать можно - занятно».[3]

В 1897 Ксения поступила в художественную школу Н.Н. Бельковича. Она с детства проявляла большой интерес к рисованию, карандашные рисунки и акварели, а потом и работы выполненные маслом, свидетельствовали об её таланте. Ей особенно удавались портреты крестьян, картины из крестьянской жизни.

В1899 году закончилось строительство в Шушарах домовой церкви и Ксения Николаевна, принимала участие в её оформление, писала святую Екатерину на Царских вратах. В том же 1899 году во время путешествия по Италии она особенно много рисовала. Среди рисунков этого времени выделялся, протрет простой итальянки. Занятия живописью шли успешно, но Ксения Николаевна всё время чувствовала неудовлетворённость, душа просила живого и настоящего дела. Она подаёт прошение в Округ народного образования и её назначают кандидаткой - практиканткой в одну из городских школ на Георгиевской улице. Практику в школе она совмещает с учёбой в Художественной школе в портретном классе. Воспоминания о практике в школе не совсем радостные её не удовлетворяет положение дел в школе. « Во время перемен учителя долго засиживались в учительской за разговорами, в то время как ребята в классе поднимали дым коромыслом. Благодаря, этому урок сокращался до минимума и не мог быть полноценным. Когда же я стремилась уйти раньше, на меня смотрели как на выскочку. За уроком пения я видела не раз, как заведующий смычком бил ребят по головам. Во время перемен дети были предоставлены сами себе и страшно хулиганили, поднимая в зале облако пыли. Я взяла на себя организовать игры, но порядка добиться мне было очень трудно. Мои коллеги говорили мне: «Уж очень вы принялись, подождите, если не бросите работу, то с годами уйметесь и втиснетесь в рамки школьной жизни». [3]

В конце ХIХ века Л.Н.Толстой призывал передовую молодёжь, нести культуру и просвещение народу. Для К.Н. Боратынский Л.Н.Толстой был любимым учителем его призыв, а также я думаю, пример родителей определил её будущую деятельность, она станет учительницей - будет учить крестьянских детей.

Утвердиться в своем решении помог её дядя Сергей Александрович Рачинский профессор ботаники, который оставил кафедру и посвятил себя делу народного образования – стал учителем в глухой деревне Татево. « Ещё с семнадцати лет я мечтала об учительстве в деревне. Наслышалась от отца о педагогической деятельности его двоюродного брата, моего дяди известного педагога, я решилась написать ему письмо, прося у него совета и как бы благословления на работу в школе». [1] Ответ пришёл, и Ксения Николаевна отправилась в дорогу. « Имение Рачинского находилось в Смоленской губернии Бельского уезда. Это была старинная усадьба начала 18 столетия. Огромный каменный дом с двусветным залом, трассой с колоннами и огромным благоустроенным садом. Школа большая, вся увитая вьющимся диким виноградом. Над дверью – образ Спасителя, благословляющего детей. Балкон уставлен разнообразными растениями и цветами. Класс – человек на семьдесят – двусветный. По стенам картины учеников. Налево комната, предназначенная для уроков Закона Божьего и для спевок. Направо комната, в которой в продолжение двадцати лет жил с учениками сам Рачинский, и где постелью ему служили нары и соломенный тюфяк. Тут же недалеко врачебный пункт, но крестьянских домов тут нет. Это как бы культурный центр, который обслуживает несколько деревень, разбросанных на расстоянии от полверсты до двух вёрст вокруг».[1]

Она посетила школу С.А.Рачинского, школа ей понравилась, понравилась система обучения, где всё было основано на взаимопонимании учителя и ученика. Так же С.А. Рачинский применял новые методы обучения, такие как устный счёт. Художник Богданов - Бельский изобразил этот урок в своей картине с таким же названием, в настоящее время она находится в Третьяковской галерее. « В нем, как правило, участвовали две старшие группы. Дети не сидели за партами, а теснились, вокруг него. Он импровизировал задачи и задавал по несколько задач зараз. Одни легче, другие – труднее, смотря по способностям учеников, и тут же сам решал их в уме. Напряжение мысли должно быть так интенсивно, что два раза с Сергеем Александровичем во время устного счёта делались обмороки, но он всё же продолжал любимую игру. Первое время цифры записывались на доске, а потом и это облегчение отстранилось. Устный счет принимал вид азартной игры. Ребята, решившие задачу, бросались, перескакивая через парты и через головы товарищей, и говорили ответ на ухо Сергею Александровичу. Он должен был сильно напрягать внимание: во-первых, чтобы сымпровизировать задачи, во-вторых, чтобы решить их раньше учеников, что ему не всегда удавалось. Впоследствии Сергей Александрович издал 1001 устных задач, но ни в одной школе, кроме Татевской, учителя не могли применить этих задач». [1]

Школа
Ксения Николаевна уходит из Художественной школы и в родовом имении в Шушарах заменит тяжело заболевшую земскую учительницу Авдотью Михайловну, но жалование полностью будет отдавать ей.

А с 1902 года К.Н.Боратынская официально стала земской учительницей. Раним утро, она ходила за две версты в школу. Работать было трудно сразу с тремя классами. « Я никогда не раздражалась, не наказывала и думала такими приёмами развить в детях самодисциплину, но из этого ничего не выходило, и отсутствие порядка ложилось большой тяжестью, как на меня, так и на учеников. От напряжения у меня развился катар голосовых связок, и я совсем потеряла голос. Но нет худа без добра. Случилось то, что обычно бывает, когда кто-нибудь из собеседников говорит шёпотом: все стали шептаться, и в классе водворилась такая тишина, что я могла продолжать занятия».

[1] Ежедневно занятия начинались молитвой и чтением Евангелия, которое она тщательно объясняла детям. Учительница не только преподавала, но и изучала среду, в которой росли её ученики. Заходила к родителям своих учеников, сидела, беседовала, иногда вместе с ними пила чай. « Мне всегда было тяжело и стыдно перед ними, и я жалела, что я не простая учительница, тогда я бы на равных с ними правах и более смело могла выставлять свои требования, касающиеся учеников. Спрашиваю: « Почему у вас Варя или Миша не ходит в школу?» – « А кто с ребёнком будет?» « Почему Вася пропустил два дня?» - «Обутки нет». - И я замолкала».[1] Ксению Николаевну не удовлетворяла программа земской школы и система преподавания.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Список использованной литературы с. 20 iconСодержание 1 введение 2 заключение 13 список использованной литературы 16

Список использованной литературы с. 20 iconИспользованной литературы (не менее 5 наименований)
В тексте домашней контрольной работы в обязательном порядке должны быть ссылки на источник из списка использованной литературы

Список использованной литературы с. 20 iconКонкурс для детей и юношества «Звезда Удачи»
Список использованной литературы

Список использованной литературы с. 20 iconСодержание
Пояснительная записка содержит 35 листов, 5 рисунков, список использованной литературы из 7 наименований

Список использованной литературы с. 20 iconТребования к кандидатуре арбитражного управляющего
Список использованной литературы и нормативно правовых актов стр. 22

Список использованной литературы с. 20 iconСписок использованной литературы
Романов А. Н., Одинцов Б. Е. Советующие информационные системы в экономике. М.: Юнити, 2000

Список использованной литературы с. 20 iconСписок использованной литературы
В наши дни страну буквально захлестнула волна всевозможных рели­гиозных объединений, организаций, обществ

Список использованной литературы с. 20 icon12 Маймуна бинт Харис 13 Некоторые дополнительные вопросы 14 Список использованной литературы
Жизнь жён пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в вопросах и ответах

Список использованной литературы с. 20 iconСписок использованной литературы
Интерфейс программы (описание, как пользоваться + screenshots, достаточное, чтобы пользователь смог пользоваться самостоятельно)

Список использованной литературы с. 20 iconСписок использованной литературы Федеральный закон «О бухгалтерском...
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» пбу 10/99 утверждено приказом мф РФ от 06. 05. 99г. №33н



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница