Бочаров М. П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука




НазваниеБочаров М. П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука
страница1/12
Дата публикации03.07.2013
Размер1.6 Mb.
ТипЛитература
lit-yaz.ru > История > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

http://antibotan.com/ - Всеукраїнський студентський архів

Рецензенты:

В. С. Карпичев, доктор философских наук, профессор А. Н. Чумиков, доктор политических наук, профессор

Бочаров М. П.

История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука. - М.: ППО “Известия”, 2000. - 176 с.: ил.

Раскрыты основные подходы, проблемы и технологии паблик рилейшнз в ходе истории развития человечества с древнейших времен до наших дней на основе анализа зарубежных и отечественных исторических источников. На большом фактическом материале автор делает попытку системно рассмотреть РR как один из видов профессиональной деятельности человека. Настоящий авторский труд профессора, доктора социологических наук, социального технолога-практика является продолжением его публикаций в области концептуальной социологии. Рекомендуется профессионалам и студентам, специалистам в области маркетинга, рекламы, СМИ, менеджмента.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. ПротоРR древних времен ............................................................................................

Глава II. Как учиться РR по Книге Книг ……………………………………………….........

Глава III. РR Нового Завета ......................................................................................................

Глава IV. Жизнь Мухаммеда и РR ……………………………………………………...........

Глава V. РR в Средние века ......................................................................................................

Глава VI. Технология связей с общественностью и эпоха Воз¬рождения ..........................

Глава VII. От эпохи Ренессанса к Галантному веку ...............................................................

Глава VIII. РR свободного индустриального общества …………………….……………….

Глава IX. Паблик рилейшнз и Россия: история и современность .........................................

Заключение ..................................................................................................................................

Приложение. Русские в Венеции ..............................................................................................

Литература ...................................................................................................................................

Глава I. ПротоРR древних времен

Сам Бог создал рекламу, так как на каждой церкви есть колокола.

Александр Петри

Еще задолго до того, как первая проповедь была произнесена, о ней много говорили.

Альбер Камю

С древнейших времен по мере своей социализации человек утверждался в обществе как деятельная личность. И это удавалось ему не только силой оружия и насильственными методами. Человек, действуя с помощью убеждения, стремился к признанию в обществе, демонстрируя свои возможности окружающим как деятельный работник, хозяйственник, специалист в системе общественного разделения труда, начальник, политик, властелин, вождь, руководитель, босс. Его воздействие словами, личным имиджем, производимое впечатление создают привлекательность и доверие, формируют репутацию в обществе. Всему этому помогают РR-технологии, или технологии связей общественностью. В издании Реаке J. Рublic Relations is Bisiness (New York: Harper & Row, 1980) находим соответствующее определение PR - “Планируемые усилия по переубеждению общественного мнения либо его укреплению и оценка результатов этих усилий для последующего использования”. Это определение, одно из многих не базирующихся на маркетинге как основе РR, будет нами использовано для более глубокого рассмотрения РR в историческом плане вплоть до возникновения корпоративного PR индустриального общества.

В достопамятные времена не существовало современных PR-средств - телевизоров, радиоприемников, тем более Интернета. Сила убеждения человека базировалась на проповедях, молитвах и речах ораторов. Все они основывались на религиозных канонах. Античная эпоха не оставила нам символов веры, кроме мифов и легенд Вавилона, Индии, Древнего Египта, Древней Греции и Рима. Древняя Греция дала миру в мифах и легендах, в статуях и храмах образы богов и героев.

В связи с нашей темой нельзя не вспомнить бога Гермеса, покровителя путей и путников и бога торговли. Он дает в торговле доход и посылает людям богатство. Именно Гермес изобрел меры, числа, азбуку и обучил всему этому людей. Он же и бог красноречия, а вместе с тем - изворотливости и обмана. “Торговля” плюс “красноречие” плюс “доход” и “богатство” - все это непременные составляющие РR-технологий. В этом смысле Гермес является в какой-то степени провозвестником и даже богом РR.

Впрямую с РR и имиджелогией связана легенда, изложенная в поэме Овидия “Метаморфозы”, о Пигмалионе, кипрском скульпторе, сделавшем из слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Она была оживлена богами, и Пигмалион получил красавицу жену.

В данном случае статуя, которую полюбил художник, наряжая ее в роскошные наряды и драгоценные ожерелья, запястья и серьги, - олицетворение образа любого человека, над которым как художник работает имиджмейкер, делая его прекрасным для всех, кто с ним сталкивается. Человеку только нельзя загордиться и влюбиться в свой собственный внешний образ -предупреждают нас древние, иначе можно умереть, как это произошло с Нарциссом, героем другой метаморфозы Овидия. Человеку нужно также бояться злобных и ужасных ликов медуз-горгон, от одного взгляда которых можно обратиться в камень, как это было у Овидия в мифе о Персее. Концентрация на себе - эгоцентризм - и ее противоположность - концентрация вовне себя на одном качестве, чрезмерная зацикленность на котором может превратить тебя в камень, - это ли не энтровертизм и экстровертизм, психологические качества, которые призваны учитывать специалисты по имиджу.

Складывание имиджа, да и вся система технологий ПР - непростая работа. Это все равно что чистить Авгиевы конюшни, чем прославился Геракл во время своего шестого подвига - он за один день очистил скотный двор царя Авгия, сломав с двух противоположных сторон стену, окружающую двор, и отвел в него воду двух рек, Алфея и Пенея, которые унесли весь навоз со двора.

Древнегреческая мифология многообразна и пестра. Здесь можно найти интересные примеры обычаев и традиций народа. К ним можно отнести праздники Диониса, которые были в древности своеобразными презентациями виноделия. Мифы рассказывают нам, как с веселой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда, в его руках тирс, украшенный плющом. Вокруг него в быстрой пляске кружатся с пением, криками молодые менады, скачут захмелевшие от вина неуклюжие сатиры с хвостами и козлиными ногами. За шествием везут на осле старика Силена, мудрого учителя Диониса. Венок из плюща сполз набок на его лысой голове. Он сильно захмелел, едва сидит на осле, опершись на лежащий около него мех с вином. Покачиваясь, едет он, добродушно улыбаясь. Молодые сатиры идут около осторожно ступающего осла и бережно поддерживают старика, чтобы он не упал. Под звуки флейты, свирелей и тимпанов шумное шествие весело движется в горах, среди тенистых лесов, по зеленым лужайкам. Весело идет по земле Дионис-Вакх, все покоряя своей власти. Он учит людей разводить виноград и делать из его тяжелых спелых гроздей вино.

Как явствует из авторитетной книги S.М. Сиtliр, А.Н. Сеntег Еffесtivе Риbliс Rеlаtions (5th еd.) Еnglewооd Сliffs (N.J.): Рrеntiсе-Наll, 1978, “почти все, что известно нам сегодня об античном Египте, Ассирии и Персии, дошло до наших дней благодаря материалам, целью которых было прославление очередного правителя. Большая часть литературных произведений и памятников античного искусства создавались с целью поддержки и признания заслуг царей, правителей и других лидеров. “Георгики” Вергилия были написаны с тем, чтобы убедить горожан переселиться в сельскую местность и производить продовольствие для растущих городов. Стены Помпеи были испещрены предвыборными лозунгами. Юлий Цезарь тщательно готовил общественное мнение Рима к своему переходу Рубикона в 49 г. до н.э.: отправлял сообщения, представляющие его этические свершения на посту правителя Галлии. Историки полагают, что и знаменитые “Комментарии” создавались Цеза¬рем с целью самопропаганды...”

Классическая античность была назидательной для человека. Хорошо известным ее приемом была персонификация абстрактной концепции человеческой фигурой, обычно женской и с определяющими ее атрибутами. Эта идея была подхвачена ранней Церковью, использовавшей ее, чтобы преподать урок того, как добродетели борются с соответствующими пороками. Возьмем героическую скульптуру. Она обычно представляет фигуру добродетели, попирающей ногами соответствующий порок - человеческий или животный. Канон основных христианских добродетелей состоял из трех “теологических добродетелей”: веры, надежды, любви - и четырех “главных добредетелей”: справедливости, благоразумия, храбрости и умеренности, которые необходимы для идеального гражданина. Отцы Церкви санкционировали их для христиан: они были теми благами, которые даруются человеку из Евхаристии. Цикл семи добродетелей, иногда вместе с соответствующими пороками, широко изображался в средневековой скульптуре и фресковой живописи, часто в связи со Страшным Судом (Джотто, капелла Скровеньи в Падуе).

Со времен Ренессанса они обычно встречаются в виде отдельных фигур - Милосердие и Справедливость чаще всего. Особо осуждавшимися Церковью пороками были Распутство и Скупость, и потому оба они также часто изображались. Помимо них существовало множество малых добродетелей, наиболее важными функциями изображения которых было прославлять пап, королей и принцев - как в жизни, так и в смерти - и праздновать общественные события. В музеях и галереях они встречаются реже, нежели на потолках и на стенах, также в скульптуре церквей, общественных зданий и на надгробных памятниках. Это был своеобразный ПР владельцев роскошных замков, настоятелей церквей, властителей земель.

Ренессанс стал свидетелем большого секуляризующего движения в сфере моральной аллегории. Художники начиная с этого времени использовали богов античной мифологии, а также героев и героинь античной - особенно римской - истории, чтобы персонифицировать моральные качества, некий нравственный кодекс жизни человека эпохи Возрождения. Так, в битве Ratiо (лат. - Рассудок) и Libido (лат. - Страсть) мы встречаем Аполлона, Диану и Меркурия сражающимися на стороне Рассудка, а Купидона, Венеру и Вулкана - на стороне Страсти. Выбор между дорогой долга и путей наслаждения представлен такой темой, как Геркулес на распутье или сон Сципиона - изящной разработкой той же идеи. Более земной аспект Постоянства персонифицируется Луцием Сцеволой, супружеская верность - Агриппиной или Артемизией, справедливость - Камбисом, сыновняя преданность - Энеем, спасающим своего отца, Цимоном и Перо, Клеобисом и Битоном и так далее. Все эти герои, изображенные художниками, похожи на тех, кто являлся владельцем зданий, в которых они выставлялись или изображались. Все они походили на своих заказчиков. Изображаемые сюжеты не всегда ограничивались станковой живописью и скульптурой. Аллегории любви и целомудрия, как и других аспектов отношений женщины и мужчины, можно отыскать на свадебных сундуках эпохи Ренессанса или на особых подносах, на которых приносили пищу роженицам. Гобелены, использовавшиеся в Средневековье и эпоху Ренессанса в качестве висящих стен как в церковных, так и в светских зданиях, аналогичным образом демонстрировали моральные примеры в их повседневной жизни.

Потолки дворцов часто расписывались так, чтобы превознести качества принца и кардинала посредством использования античных богов и богинь и общепринятых персонификаций добродетелей.

Изображая античный пантеон и фигуры, олицетворявшие добродетели и пороки, ренессансные и впоследствии барочные художники имели в своем распоряжении в качестве руководства большое количество мифографических словарей, которые появились к концу Средневековья и позже. Их авторы заимствовали материал из античных и средневековых источников, добавляли свои, часто фантастические объяснения тех эмблем и логотипов, которые они представляли. Одним из наиболее научных и влиятельных справочников была “Иконология” Чезаре Рипы, опубликованная в 1593 году и написанная не только по-латыни, но и по-итальянски. Она детально описывает (часто с иллюстрациями) атрибуты, принадлежащие каждой персонификации, - не только добродетелей и пороков, но также четырех элементов, времен года, частей света, свободных искусств и так далее.

Труд Рипы определил характер религиозной и светской аллегории в ХУП-ХУШ веках. Например, очень распространенной эмблемой у высших сановников Церкви в те времена были семь голубей. Семь голубей, парящих вокруг образа Христа или Девы Марии с Младенцем, символизируют Семь даров Святого Духа (Ис. 11:1 -2)- Мудрость, Разум, Проницательность, Твердость, Знание, Набожность, Страх.

Есть и другие атрибуты епископов. Наковальня, молоток, щипцы - у Элигия. Шары (три золотых) или кошельки, возможно лежащие на книге, - Николая Мирликийского. Кистень или сукнодельный лук - Иакова Меньшого. Гребень (для вычесывания шерсти) - Блэйза. Корона и скипетр - у ног молодого Людовика Тулузского. Рыба, висящая на епископском посохе, -Зенона. Гусь - Мартина Турского. С макетом города в руках: (Модены) зеркало, у ног демон - Геминиан; (Флоренции) на эмблеме - геральдическая лилия, книги - Зиновий; (Болоньи) две башни (одна наклонена) - Петроний. Монашеская ряса под мантией - Августин; так же - Бонавентура. Дароносица (или чаша) с пауком - Норберт. Два пузырька на книге - Ианнуарий. Кошелек вместо епископского посоха - Фома Виллаковский. Олень с распятием между рогами - Губерт. Меч, пронзающий книгу, - Бонифаций; вложенный в череп - Фома Бекет. Плетка с тремя узлами - атрибут Амвросия. Звезда является атрибутом доминиканца Фомы Аквинского (изображена на его рясе) и самого Доминика (помещена на лбу или над ним). Николай Толентийский, августинец, имеет звезду на груди и держит распятие, увитое лилиями. Вместе с эмблемами епископам были присущи некоторые характерные для них истории, которые определенным образом их характеризовали.

Например, Амвросий, епископ Миланский, приобрел славу как теолог и церковный деятель. Рой пчел, как гласит предание, облепил ему рот, когда он лежал в колыбели. Эта история аналогична той, что рассказывают о Платоне и других, кто прославился красноречием. Вслед за своими святыми экзархи Церкви проводили проповеди всем, как Антоний Падуанский - рыбам, а Франциск Ассизский - птицам.

Характерные символы, атрибуты, эмблемы (лат. - impesа) были необходимым элементом не только церковной, но и светской жизни.

Попробуем перечислить некоторые из них.

Горностаевый мех - у Анны Бретонской и ее дочери, жены Франциска I (1494-1547), покровителя искусств.

Гора - у династии Гонзага, дарованная Карлом V Федерико II и Изабелле д'Эсте за защиту Павии в 1522 году от Франции. Часто к горе добавлялся характерный лабиринт. Впоследствии простой лабиринт стал символом дома Гонзага в Мантуе, иногда с изображением горы (Палацо Те) с девизом: “Возможно -да, возможно - нет”.

Гранат - у императора Священной Римской империи Максимилиана (1459-1519) и Изабеллы Португальской, жены его внука Карла V Испанского.

Единорог - у семьи Фарнезе, члены которой занимали высокие церковные посты и были покровителями искусства в Италии (ХУI-ХУП вв., вилла Фарнезе, Рим).

Сцена обстрела города из пушек - у герцога Алессандро Фарнезе (1545-1592). Девиз (слоган): “Invitus invitos” - “Я, не желавши (завоевал) их - не желавших (быть завоеванными)” намекает на завоевание его войсками Маастрихта в 1579 году после того, как он призвал (безрезультатно) город сдаться.

Пальмовое дерево с единорогом - у дома д'Эсте.

Геральдическая лилия - эмблема Флоренции. Лилии (fleurs-de-lys) - у французских королей.

Стрела, вонзенная в центр щита, висящего на ветке дерева, на котором девиз из “Илиады” “Так поражай” - у Алессандро Фарнезе(1520-1589).

Козерог - у Козимо I Медичи (1519-1574), великого герцога Тосканского, в память о военной победе, одержанной под влиянием этого знака. Девиз: “Я буду доблестно следовать предначертанному судьбой” - намек на веру Козимо в астрологию.

Три соединенных вместе кольца, каждое из которых украшено алмазом, - у Козимо Старшего Медичи (1389-1464).

Алмазное кольцо в когтях сокола с девизом: “semрег” (“Всегда”) было эмблемой его сына Пьеро (1414-1469).

Три пера, белое, зеленое и красное, напоминающие страусовые, - у Лоренцо Великолепного (1448-1492). Они могут быть продеты сквозь кольцо. Впоследствии - это лавровый куст с девизом: “Такова добродетель”, т.е. добродетель неувядаема, как вечнозеленый лавр.

Две последние эмблемы использовались папами из рода Медичи - Львом Х и Климентом VII.

“Шары” (“таблетки”) Медичи впоследствии появляются на гербовом щите этого рода знаменитых аптекарей. Они изображаются в виде плоских медальонов, обычно числом 6 или 7, но иногда их бывает даже 11. Они встречаются на фризах дворцов Медичи.

Саламандра с девизом: “Nutrisco et extingo” (“Питаю и гашу”) или “Notrisco al buono, stingo el reo” (“Я питаю хорошее и уничтожаю плохое”) - у Франциска I (1494-1547).

Две колонны у Карла V, короля Испании, символизирующие “Столбы Геркулеса” - скалы на западном конце Средиземного моря, которые отмечали границу известного в античности мира.

Связка стрел - у испанского королевского дома в XVI веке.

Узел - у Франциска I (1494—1547), короля Франции.

Пчела - у рода Барберинни (надгробие Урбана VIII - Маффео Барберинни в Соборе Святого Петра в Риме).

Горностай - на бретонском гербе.

Три льва с поднятой правой передней лапой и смотрящие вправо - на гербе у англичан.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бочаров М. П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука iconСвязи с общественностью учебное пособие
В россии о «паблик рилейшнз» (Public Relations, pr, пр) впервые услышали в 1990 г., после выхода в свет книги Сэма Блэка «Паблик...

Бочаров М. П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука iconПаблик рилейшнз в спорте
П63 Имидж спортсмена: Паблик рилейшнз в спорте. Научно-методическое издание. Часть К.: “чпп” 2003. 144 с

Бочаров М. П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука iconСправочник по Паблик Рилейшнз «Абельмас Н. В. Универсальный справочник по Паблик Рилейшнз»
В настоящем издании раскрывается сущность понятия pr и подробно рассматриваются все направления по связям с общественностью. Материал...

Бочаров М. П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука iconЗаконы и нормативные акты. Российские законы о сми, о рекламе, защите...
Паблик рилейшнз — основные цели и задачи, история становления pr- профессии. Экономические, политические и социальные причины возникновения...

Бочаров М. П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука iconПаблик рилейшнз для менеджеров
На рис показано место функции пр в простейшей организационной структуре управления функционального типа

Бочаров М. П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука iconПаблик рилейшнз для менеджеров
На рис показано место функции пр в простейшей организационной структуре управления функционального типа

Бочаров М. П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука iconВ. М. Шепель автор концепции, составитель, научный редактор
«паблик рилейшнз» и по работе с персоналом. В ней представлены сведения, имеющие отношение к гуманитарной образованности и правилам...

Бочаров М. П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука iconИмидж спортсмена
П63 Имидж спортсмена: Паблик рилейшнз в спорте. Научно-методическое издание. Часть К.: “чпп” 2003. 106 с

Бочаров М. П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука iconЕ. И. Бочаров
Бочаров Е. И., Гогоберидзе Г. Б., Першин Ю. М., Петров К. С. Электронные твердотельные приборы и микроэлектроника: Конспект лекций...

Бочаров М. П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука iconВопрос №1: История как наука (предмет, цель…)
История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) явлений, событий, фактов



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница