Разработка урока кубановедения по теме: «Материальная культура адыгов»




Скачать 107.26 Kb.
НазваниеРазработка урока кубановедения по теме: «Материальная культура адыгов»
Дата публикации25.07.2013
Размер107.26 Kb.
ТипРазработка урока
lit-yaz.ru > История > Разработка урока

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар гимназия № 18.
Конкурс методических и дидактических разработок

«По страницам истории»

Разработка урока кубановедения по теме:

«Материальная культура адыгов».

(7 класс)

Разработала

учитель истории и кубановедения

МБОУ гимназии № 18

Косоротикова

Наталия Алексеевна

Краснодар, 2012 год

^ Тематическая разработка урока курса «Кубановедение»

в 7 классе с использованием мультимедийного проектора
по теме «Материальная культура адыгов».

В современных условиях модернизация российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета «Кубановедение», который является обязательным.

История родного края – один из важнейших элементов исторического образования в школе. Изучение краеведческого материала, знакомство с историей Кубани помогает конкретизировать факты истории России, углубить знания, повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать нравственные качества личности: патриотизм, чувство гордости за Родину. Тема «Материальная культура адыгов» мною выбрана не случайно, так как благодаря знакомству с культурой народов Северного Кавказа у учащихся развивается интерес к истории родного края и народам, которые в нем проживают. Очень важно привить ребятам толерантное отношение к иному образу жизни, поведению, обычаям, мнениям и верованиям.

Данный урок разработан в соответствии с программой курса «Кубановедение» для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края /Краснодар, Вика-Принт, 2005 г./ Применение информационно-компьютерных технологий на уроках кубановедения дает возможность учащимся подготовиться к олимпиадам и викторинам.

^ Тип урока: комбинированный урок в рамках учебной программы.
Цели:
Образовательные:

  • Сформировать представление о традициях и обычаях адыгов;

  • Реализовать межпредметные связи между кубановедением, историей

  • и литературой Кубани;

  • Углубить знания о быте и занятиях адыгов в ХYII-ХYIII веках.

Развивающие:

  • Развивать аналитические способности и умение делать собственные выводы;

  • Развивать у учащихся умение работать с современными компьютерными технологиями.

  • Воспитательные:

  • Укреплять государственное, гражданское и национальное самосознание у школьников;

  • Овладение позитивным опытом межнационального общения народов, накопленного в ходе исторического развития российского государства, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России.


Оборудование:

  • Электронная презентация.

  • История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт.

  • Эпиграф к уроку.


Учебник:

Кубановедение: Учебник для 7 класса общеобразовательных

учреждений / Под ред. проф. Б.А.Трёхбратова. Краснодар, 2010.
Дополнительная литература:

  • Адыгская (черкесская) энциклопедия /Гл. ред. Проф. М.А.Кумухов. М., 2006.

  • Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983

  • Бгажноков Б.Х. Адыгейский этикет. Нальчик, 1978.

  • Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002.

  • Покровский М.В. Из истории адыгов в конце ХVIII – первой половине ХIХ в. – Краснодар, 1989.

  • Чирг А.Ю. Культура жизнеобеспечения адыгов // Культура и быт адыгов (Этнографические исследования). Вып. VIII. Майкоп, 1991.

  • Интернет –ресурсы:


Были использованы материалы:



Ход урока.
1. Организационный момент. (3 минуты).

2. Сообщение темы, цели и задач урока.

Цель урока: Познакомить учащихся с бытом и культурой адыгов.
Наши задачи сегодня на уроке:

- Развивать навыки обобщать материал, выделять главное.

- Воспитать чувство уважения к культуре адыгов.
^ 3. Изучение нового материала.
Эпиграф к уроку
Живут адыги на земле людей.

Детей растят и собирают в путь,

Благословляя: «Человеком будь!»
1.Вступительное слово учителя. (7минут)
Поселения и жилища (слайд 1)


Поселения адыгов были типа аулов. Остатки известны на реке Афипс (Убинское), на реке Псекупс и в других местах. Адыги имели поселения, как на равнине, так и в горной местности. На равнине адыги селились компактно, родовыми кварталами, располагая свои поселения квадратом или кругом.

Внутри селения находилась площадь для скота, располагались колодцы и зерновые ямы. Поселения обносились плетневой оградой. Такой аул имел одни ворота. Ограда являлась защитным приспособлением в случае внезапного нападения неприятеля. Некоторые адыгские поселения в XVIII веке имели каменные укрепления. Высота стены доходила до 2 м.

В центре аула находилась мечеть и базар, на окраине – площадка для молотьбы хлеба, скирды хлебов, стоги сена, а также кладбище.

При выборе места поселения адыги учитывали прежде всего хозяйственный интересы, наличие естественных удобств для самообороны в случае нападения врага.

Жилище адыгов – сакли имело плетеные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырехскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. Стены внутри помещений белили. В одном из углов располагался очаг с надочажной цепью.

Жилище состояло из одной или нескольких комнат, примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты выходили во двор. Во дворе обычно стояла маленькая, на двух колесах, арба, запряженная парой волов.

ВОПРОС: Почему адыги свои поселения обносили оградой?

(слайд 2)

Внутреннее убранство жилищ было простым. Оно состояло из низких нар и разных диванов с постельными принадлежностями, переносных столиков, табуреток и скамеек. У феодальной знати убранство было более роскошным.

Описывая внутреннее убранство дома, Эвлия Челеби говорил, что «в зимние дни в домах жгут крупные дубовые дрова. Все мужчины в семье располагаются возле очага. На постелях бедняков постлана сухая трава. Подушки сделаны из бараньих шкур. Дома, которые принадлежат мурзам (то есть богатым), в этой стране украшены чистыми циновками, войлоками и ткаными коврами».

Хотя внутреннее убранство было простым, оно отличалось чистотой, опрятностью и строгим порядком расположения вещей и предметов.
2. Кухня адыгов (5 минут)

(cлайд 3 )

В летнее время года в пищу употреблялись в основном молочные продукты и овощные блюда, зимой и весной преобладали мучные и мясные блюда.

Излюбленным блюдом была курица или индюшка с соусом, заправленная толченым чесноком и красным перцем. Баранину и говядину подают к столу вареными, обычно с приправой из кислого молока с толченым чесноком и солью.

Наиболее популярен слоеный хлеб из пресного теста, а также сваренное немолотое пшено, которое резали на толстые куски. Такой хлеб, называемый

«паста», адыги употребляют и в настоящее время.

По праздникам делали халву, пекли пышки, пирожки и пироги. Сахару предпочитали мёд.

Коровье молоко пили только в кислом виде, из него делали сыр и масло. К большим праздникам адыги готовили наполовину перебродивший напиток

из пшена или медовый напиток с хмелем, но пили их умеренно. (слайд 4)


3. Одежда и оружие (15 минут)

(cлайды 5, 6 )

Живописной была одежда адыгов. Женщины носили длинные платья и шаровары. Платье украшалось золотым или иным шитьём и затягивалось таким образом, чтобы подчеркнуть стройность и достоинства фигуры. Женская одежда отличалась цветовой гаммой : платья были синего, темно – зеленого, черного, коричневого, темно – красного цветов.

Головным убором женщин считались платки, шапочки. Девочки и замужние женщины носили платки, девушки – шапочки. Женщины – простолюдинки носили шапочки разных цветов, за исключением красного. При выходе из дома набрасывали покрывало, чтобы скрыть лицо.

Поверх широких шальвар надевали длинные платья с застежками на груди. Женщины из дворянских и княжеских семей носили красные сафьяновые туфли без подметок, простолюдинки вместо туфель надевали простые сандалии, но чаще ходили босиком.

Девушки носили широкие длинные панталоны и длинную рубашку, которую на поясе стягивали лентой или полоской кожи. Праздничная одежда представляла собой полукафтан из шелка или хлопчатобумажной ткани, поверх которого надевалась длинная безрукавка из сукна. Чтобы сохранить стройность, девочки из княжеских и дворянских семей с десяти лет постоянно носили корсет из кожи или сафьяна.

Еще более экзотичен был мужской костюм. Верхнюю его часть составляли штаны, бешмет (полукафтан типа рубахи), черкеска (узкий длинный кафтан без ворота), башлык (суконный капюшон с большими концами), бурка, папаха. На черкеске по обеим сторонам груди пришивались гнезда для патронов, которые помещались в специальных гильзах (газырях). Знатные адыги носили белые черкески, остальные – черные. Верхней плечевой одеждой являлась бурка. Она в ХУIII веке была короткой, иногда значительно выше колен, что делало ее удобной и всаднику, и пешему.Носили бурку на левом плече, так, чтобы разрез приходился на правую руку и правая рука могла свободно двигаться. При сильном ветре буркой накрывали обе руки. Бурку делали из овчины шерстью наружу и из войлока. Помимо валяных бурок встречались накидки из шкур животных, но в основном их носили простолюдины, чтобы укрываться от дождя. При переездах бурка служила постелью. Штаны (шальвары) были суконные, с лампасами из серебряных галунов. Их шили широкими вверху и зауженными книзу. Головной убор адыги носили разной формы: высокие бараньи шапки на толстой подкладе и фески из сукна. Бараньи шапки были низкими, с узким меховым околышком и суконным верхом, щедро обшитые галуном. В плохую погоду поверх шапки голову покрывали башлыком.

Голову черкесы брили наголо или стриглись очень коротко, оставляя на макушке клок волос длиною в палец. В ХУIII веке – середине ХIХ века нередко можно было встретить адыга с бородой, а некоторые мужчины носили только усы.

(слайд 7, 8)



Никогда черкес не выходил из своей сакли без оружия. Одним из важнейших видов вооружения у адыгов были лук и стрелы. Луки были деревянные. Длина лука равнялась 1,3-1,4 наконечники стрел были железные, разных типов. Стрелы хранились в колчанах, которые носили с правой стороны. Колчаны делались из бересты и обтягивались кожей или тканью. Наступательным оружием являлась сабля. Оружием являлись также большие ножи и кинжалы. Обычно они имели деревянные рукояти, реже костяные. Они часто отделывались серебром. Защитным вооружением являлись: кольчуга, шлем и щит. В ХYII веке у адыгов появляется уже огнестрельное оружие – ружья и пистолеты. Порох они изготовляли сами. Оружие стоило очень дорого. Полное обмундирование князя оценивалось в сумму не менее двух тысяч рублей серебром.

Адыги ценили боевые качества оружия и богато украшали его. Сабли, кинжалы, пистолеты, ружья, сбрую местные умельцы покрывали золотом и серебром. Черкес никогда не продавал свое оружие, оно обычно переходило по наследству от отца к сыну.

Документ

Эвлия Челеби, посетивший западных черкесов в 1666 году писал: «Воины были обязаны иметь по одной чистокровной лошади, щит, лук со стрелами, меч и копье. Вначале они останавливают врага мечами, потом мечами же рубят. Их пешие воины все имеют ружья и стреляют свинцовыми пулями (так метко, что попадут в глаз блохе). Они сами изготовляют черный порох. Некоторые беки возят ружья на лошадях, а копий не носят.»

ВОПРОС: Какими видами оружия в ХYII веке были вооружены черкесы?

Часть вооружения черкесы получали из Турции и из Грузии, но особую ценность представляли старинные сабли и пистолеты венецианской и генуэзской работы.

Черкесский воин являл собой редкий пример ловкости и подвижности.

«Черкес оружием обвешан;

Он им гордится, им утешен;

На нем броня, пищаль, колчан,

Кубанский лук, кинжал, аркан.

И шашка, вечная подруга

Его трудов, его досуга.

Ничто его не тяготит ,

Ничто не брякнет: пеший, конный –

Все тот же он, все тот же вид,

Непобедимый , непреклонный.»

А.С.Пушкин

ВОПРОС: Почему черкесы ценили свое оружие?
4. Закрепление нового материала – тестовый контроль знаний,

полученных на уроке. (7 минут)

Учитель:

Проверим знания, полученные на уроке:

1.Как назывались поселения у адыгов?

-аул

-деревня

-село

2.Из чего состоял интерьер адыгского жилища?

-дивана

-кресел

-табуреток

3.Что такое черкеска?

-полукафтан типа рубахи

-узкий длинный кафтан без ворота

-суконный капюшон с большими концами

4.Что обували женщины-простолюдинки?

-сандалии

-туфли

-ходили босиком

5.В каком веке у адыгов появилось огнестрельное оружие?

- в ХYII веке

-в ХYI веке

-в ХYIII веке
5.Задание на дом.

Составьте план устного рассказа по теме урока, при этом можно опираться на слова, записанные на доске в ходе объяснения нового материала (аул, бешмет, черкеска, башлык, бурка, папаха, газыри).

Трехбратов Б.А. «Кубановедение» раздел II, параграф 12.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока кубановедения по теме: «Материальная культура адыгов» iconРазработка урока по теме: «культура эпистолярного жанра.»
Формировать умения работать со словом, отрабатывать элементы комплексного анализа текста

Разработка урока кубановедения по теме: «Материальная культура адыгов» iconРазработка урока по теме «Первая любовь»
...

Разработка урока кубановедения по теме: «Материальная культура адыгов» iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...

Разработка урока кубановедения по теме: «Материальная культура адыгов» iconРазработка урока по географии по теме "Гидросфера"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М

Разработка урока кубановедения по теме: «Материальная культура адыгов» iconРазработка урока по географии по теме "Экологические проблемы в биосфере"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М

Разработка урока кубановедения по теме: «Материальная культура адыгов» iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе Обобщение по теме «Лексика»
Цели урока: 1 обобщить изученный материал по теме «Лексика»; повторить теорию по теме

Разработка урока кубановедения по теме: «Материальная культура адыгов» iconРазработка урока по истории Средних веков, 6 класс Тема урока «Культура...
Разработка урока по Истории Средних веков «Культура Западной Европы в XI – XIII веках»

Разработка урока кубановедения по теме: «Материальная культура адыгов» iconМетодическая разработка урока кубановедения во 2 классе Тема: «Традиции, обычаи и быт казаков»
...

Разработка урока кубановедения по теме: «Материальная культура адыгов» iconРазработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество»
Разработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество» (учебник Биболетовой М. З и др. «Happy english» unit 2)

Разработка урока кубановедения по теме: «Материальная культура адыгов» iconМетодическая разработка.
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница