Решение заседания




Скачать 353.72 Kb.
НазваниеРешение заседания
страница1/4
Дата публикации20.12.2013
Размер353.72 Kb.
ТипРешение
lit-yaz.ru > История > Решение
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

_всеобщей истории и теологии__

_И.Г._Жиряков__

Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» ___________20_г.

Аннотированная программа дисциплины

«История стран Востока в новое время»


Направление: педагогическое образование

Профиль: история

Квалификация: бакалавр

Составители: _д.и.н., проф. В.И. Шеремет___

_к.и.н., доц. Н.Н. Лисицына____
Москва-2010
Цель:

  1. в тесном взаимодействии с другими предметами гуманитарного цикла содействовать подготовке высококвалифицированного бакалавра педагогического образования по профилю «История» т.е. учителя истории;

  2. обогатить слушателей современными научными представлениями и конкретными знаниями истории стран Востока, основных закономерностей и тенденций их развития в Новое время;

  3. совершенствовать навыки работы с историческими документами для дальнейшей научно-исследовательской и профессиональной (педагогической – классной и внешкольной) деятельности;

  4. обучить навыкам сравнительного анализа исторического развития различных, часто крайне отличающихся регионов мира;

  5. содействовать вырабатыванию и закреплению компетенций, необходимых будущему бакалавру педагогического образования по профилю «история» в современной школе.

Задачи:
Объем в ЗЕ: _3_______________________________________

Время изучения: курс__3____семестр__6___

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: __История западно-европейской цивилизации (VI – начало XVII вв.),_ История стран Востока в средние века,_История государств _Запада в новое время, Основы источниковедения ________________________________________

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

_История государств Запада в новейшее время,_История стран Востока в новейшее время, _таких спецкурсов как_ «Восточный вопрос», как_основной вопрос международных отношений конца XVII – начала XIX вв., Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине ХХ века, Проблема глобализации и Восток в постколониальном мире ________________

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ: Мировоззренческий и инструментальный ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

  1. Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

  2. Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

  3. Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

1. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области.

2. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий.

3. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

4. Преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии.

5. Подготовка учебно-методической документации по историческим и обществоведческим курсам.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Инновационные формы учебной работы:

  1. Метод анализа ситуаций (кейс-метод).

  2. Технология с применением метода проектов.

  3. Тренинговая технология.

  4. Рефлексивная технология.

Активные методы обучения:

  1. Групповой тренинг.

  2. Решение ситуационных задач.

  3. Деловая игра.

  4. Электронная викторина.

Формы контекстного обучения:

  1. Лекция как форма контекстного обучения.

  2. Деловая игра как форма контекстного обучения.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: __Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора.

2 уровень сложности: __Дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс.

3 уровень сложности: __Деловая и ролевая игра, например, судебное разбирательство или заседание экспертной группы.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер

30/70 % - инструментальный кластер

^ Краткое содержание курса

Тема 1. Введение в предмет. Общее и особенное в развитии стран Азии и Африки в общемировых процессах в XVI – начале ХХ века. Хронологические рамки периода Новой истории стран Азии и Африки (Востока). Ислам. Происхождение и основные концепции. «Политический» ислам.

Предмет и задачи курса «Новая история стран Азии и Африки». Содержание и специфика дисциплины. Проблемы курса истории Востока в отечественной и зарубежной историографии. Основная литература по курсу, электронные библиотеки и отдельные сайты в интернете. Интернет как поле столкновений концепций по истории Востока.

Объяснение двух формально различных подходов к истории человечества.

Понятие о формационной концепции и о цивилизационном подходе. Основные цивилизационные теории, применимые к изучению Новой истории Востока: Ф. Гегель, К. Маркс, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер, Ф. Бродель, И. Валлерстайн. Взгляды на проблему современных российских востоковедов.

Понятие о реликтовых цивилизациях в «глухих» уголках афро-азиатского мира.

Происхождение и основные догматы ислама. Этико-моральные и политические принципы.

Суннизм. Шиизм. Первопричины формирования фундаментализма и экстремизма в исламе. Ислам и христианство. Диалог и конфронтация. причины непонимания. «Волны» исламских продвижений в Европу в XVIII – ХХ вв.

Понятие о ваххабизме конца XVIII века как об ответе аравийского кочевого и полукочевого социума на силовые решения стамбульских властей.

Специфика распространения ислама на Северном Кавказе в XVIII – XIX вв. Понятие об общем векторе распространения и определенной специфике ислама в Российской империи: Кавказ, Урал и Приуралье, Средняя Азия.
Тема 2. Промышленная революция в Европе и Северной Америке. Модернизация и вестернизация на Востоке. Общее и особенное. Ближний Восток в конце XVIII – первой половине XIX века. Восточный вопрос.

Понятие «Восток» и «Запад» как двух на первый взгляд противоположных социально-политических структур. Идея «свободы» – «несвободы», «индивидуализма» – «коллективизма» как структурообразующих начал. «Синхронность – асинхронность» восточной и западной социально-политической организации. Критика современных представлений ряда востоковедческих школ Запада об «исконности свободы европейцев» как первоосновы ускоренного и опережающего развития.

Деспотизм на Востоке и абсолютная монархия на Западе и в России. Сходство и различия. Деспотическая сущность государства на Востоке в Новое время. Характерные черты деспотизма и причины устойчивости «восточной деспотии».

«Азиатский способ производства» по К. Марксу и по оценкам современных ученых в России. «Универсальность» пути Востока и «уникальность» развития Европы и Северной Америки.

Собственность, власть и война в доиндустриальную эпоху на Востоке XVII – первой половины XIX века. Перспективность эволюции традиционных социально-политических систем на Востоке вне экспансии колониальных держав Запада.

Великие географические открытия XV–XVI вв. и «новое открытие Востока» колониальными державами в XVIII – начале ХХ века. Нарушение традиционного баланса сил в афро-азиатском мире под влиянием роста значения Востока в политике и экономике западных держав. Проблема колониальных переделов мира и конфликты держав Запада.

Вестфальский мир (1648 г.), Семилетняя война (1757-1763 гг.), их отзвуки на Востоке.

Колониально-экспансионистский вызов Запада и морально-политический ответ Азии: самоизоляция в попытках сохранить самобытность. Духовные поиски в ряде восточных цивилизаций и государственная политика «возрождения» традиционных основ (на примере Ближнего и Среднего Востока и Китая).

Достижение Западной Европой (приблизительное) азиатского уровня ВНП (около 1750 г.). Переход от военного паритета Восток – Запад (1571-1683 гг., 1699 г.) к военно-техническому превосходству Запада.

«Отставание – запаздывание» в темпах развития афро-азиатского мира по сравнению с европейско-американским в XIX – ХХ вв. Уровень развития производительных сил традиционного восточного общества в сельском хозяйстве, в ремесленном и мануфактурно-фабричном производствах.

Специфика вовлечения стран Востока в мировые торговые связи в конце XIX – начале ХХ века.

Соотношение «зависимого развития», полуколониального и колониального типов развития. Современные научные представления об этих процессах. На примерах Османской империи, Ирана, Китая и Индии.

Военный фактор «вестернизации» в истории стран Ближнего и Среднего Востока. Ретроспективный анализ XIX века и тенденции ХХ – начала XXI века. На примерах Египта, Турции, Японии.

Миллеты и капитуляции. Система квазиконсолидированного общества в империи Османов на основе религиозных и торговых преференций инонационалам. Проблема конфликта отношений компрадора-регионала и турецкого «центра принятия решений» для всего региона Восточного Средиземноморья и Балкан.

Понятие об «османизме» в конце XIX – начале ХХ века, тенденции возрождения на новой основе.

Египет, страны Магриба и Леванта под османским политическим управлением, но при сильнейшем европейском (колониалистском) давлении. Понятие о роли Мухаммеда Али в Египте, Абд аль-Кадера в Алжире.

Восточный вопрос.
Тема 3. Реформы (низам-и джедид, танзимат) в Османской империи XVIII–XIX вв. Египетский, балканский, малоазиатский регионы. Сравнительный анализ развития. Колониальная (торгово-промышленная и военно-финансовая) экспансия великих держав на Ближнем Востоке на рубеже XIX–ХХ вв. Младотурецкая революция.

Духовный мир Ближнего Востока на рубеже XVIII – XIX вв., общий обзор морально-этических ценностей. Готовность или неготовность социумов Ближнего Востока, исламизированных территорий Балкан к адаптации в мир западных держав в экономическом, военном и культурном аспектах. Постановка проблемы, темпы развития, национальное возрождение.

Понятие об инициирующем начале (балканский, арабский и египетский регионы) в реформаторском движении. Народные движения и реформы 1790х – 1870х гг. в Османской империи: периферия и центр империи.

Тактика реформ и «встраивание» военно-экономических структур османских региональных центров в систему влияния держав.

Черноморские проливы, Суэцкий канал, водно-сухопутный маршрут Александрия – Трабзон – Диарбакыр – Шатт аль-Араб – Индия – Дальний Восток в политике европейских держав.

Характер, движущие силы, итоги младотурецкой революции 1908-1913 гг. Запад и Россия в отношениях с революционной Турцией.

Турция и Первая мировая война.

Тема 4. Иран в политике держав Запада. XVIII – начало ХХ века. Реформы и революция в Иране в 1840е – 1910е гг. Афганистан в Новое время.

Особенности социально-политического строя государства Сефевидов в Иране. Соотношение светского и духовного (религиозного) в организации власти, землевладения – землепользования, торгово-ремесленного быта, культурно-бытовых традиций.

Начальный этап государственных преобразований (реформ сверху) в эпоху Надир-шаха. Каджары у власти (1791 г.)

Основные постулаты шиитского религиозно-правового влияния.

Иран в планах восточной политики Наполеона и Великобритании. Англо-русское и англо-французское соперничество на путях в Индию и к Персидскому заливу. Русско-иранские войны и судьбы «русского» и «иранского» Закавказья. Гюлистанский мир (1813 г.) и Туркманчайский договор (1828 г.). Общее и особенное в развитии Восточного вопроса в связи с положением на Ближнем Востоке и борьбой держав за Иран.

Гератский вопрос. Фритредерская политика Великобритании на Среднем Востоке.

Бабидское движение 1848-1852 гг. Принципиальные отличия бабидского движения от других сходных по направленности и содержанию движений на Востоке (на примере тайпинов).

Реформы под гром пушек. Сравнение османского танзимата и реформ амир-низама.

Специфика вовлечения Ирана в систему полуколониального варианта «сотрудничества» с Британской империей. Формы зависимого развития на примере Ирана. Реформаторская деятельность Насреддин-шаха.

Иранская революция 1905-1907 гг. Парламент (меджлис) и шиитское руководство борьбой за демократические преобразования.

Иран в годы Первой мировой войны (сравнительный анализ с положением Турции и итогами войны для той и другой страны).

Сопредельный Ирану Афганистан в Новое время. Ахмад-шах Абдали и династия Дурранидов в Афганистане XVIII – XIX вв. Англо-афганские войны. Эмиры Абдуррахман и Хабибулла. Влияние России и Англии в Афганистане в XIX – начале ХХ века. Афганистан в эпоху крушения великих соседних империй (Российской и Османской) и в соседнем Иране.

Тема 5. Китай в XVII – первой половине XIX века. Основные религиозно-философские направления в Китае, на Индостане и в Юго-Восточной Азии. Их влияние на политическую ситуацию в регионе. Юго-Восточная Азия в Новое время. Китай после маньчжурского завоевания.

Особенности социально-экономической и политической структуры китайского социума в XVII – XVIII вв. Понятие о династийном цикле в китайской традиции. Идея Срединной империи как фактор формирования устойчивых социо-культурных и общественно-политических традиций китайского общества.

Маньчжурское вторжение в Китай, факторы и последствия. Россия и Китай в XVII – первой половине XIX века. Предпосылки торгового и культурного сближения и разобщавшие противоречия. Нерчинский и Кяхтинский русско-китайские договоры.

Политика самоизоляции Китая, ее внешние и внутренние факторы. Характер и особенности народных антицинских движений в Китае в конце XVIII – начале XIX века.

Конфуцианство. Этика конфуцианства как основа социального генотипа Китая. Открытость для заимствований и стереотипы мудрой устойчивости конфуцианства как ключ для понимания основных социально-политических сдвигов в Китае XVII–XIX вв.

Индуизм. Религиозно-философские основы. Вишнуитская и шиваитская модификации, их принципиальное значение для истории и культуры Индостана, Индонезии, Филиппин, Цейлона.

Основные черты джайнизма и сикхизма. Роль религиозно-философской и этической догматики в развитии субконтинента и прилегающих районов в эпоху Нового времени.

Буддизм. Исторические пути распространения буддизма. Особая, вненациональная, внесоциальная и внеполитическая доктрина буддизма и значение таковой в сплочении обществ Дальнего Востока перед вторжением колониализма. Буддизм и ламаизм в современном мире.

Индонезия и Филиппины в системе первых колониальных империй Нового времени – Испанской и Голландской. «Теплые моря» в посреднической торговле и колониальной политике Португалии. Столкновения держав в европейской политике, их резонанс на Востоке. Франция во Вьетнаме. Восстание тэйшонов (1771-1802 гг.). Французская система прямого управления. Англо-бирманские войны (1824-1826, 1852-1853 гг.). Завоевание Бирмы. Британское косвенное управление.

Характер и специфика революционных национально-освободительных движений в Юго-Восточной Азии на рубеже XIX–ХХ вв.

Филиппинская революция 1896-1897 гг., захват страны Соединенными Штатами Америки. Голландская Ост-Индская компания в Индонезии. Движение Дипонегоро (1825-1830 гг.). Светское и религиозное направления в освободительном движении в Индонезии в конце XIX – начале ХХ века.

Бирма, Таиланд (Сиам) и Вьетнам в политике и экономике стран-колонизаторов – Англии и Франции. Вовлечение Индокитая в мировое разделение труда.

Влияние Первой мировой войны на страны Юго-Восточной Азии.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания iconРешение заседания
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «04»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «04»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница