Тема: «Знай и люби, свой край»




Скачать 134.85 Kb.
НазваниеТема: «Знай и люби, свой край»
Дата публикации18.01.2014
Размер134.85 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > История > Документы
Тематический день

Тема: « Знай и люби, свой край»

(подготовительная группа)

Ст. воспитатель МБДОУ д/с № 21

Яценко С.В.

Задачи: Формировать представление о родном крае, его прошлом и настоящем, его традициях, достопримечательностях через игры. Продолжать знакомить с произведениями кубанских писателей и поэтов, из которых дети узнают о жизни кубанского казачества. Совершенствовать знания детей об особенностях профессий сельскохозяйственного труда жителей Кубани. Прививать интерес к истории родного края, его природе.

Развивать связную речь, мышление, умение читать стихи, понимать их смысл, отгадывать предлагаемые загадки, умение сопереживать. Развивать умение работать с тестом. Привлечь внимание детей и родителей к изготовлению куклы – Пеленашки.

Активизировать словарь: пеленашки, столяр, бондарь, гончар, национальный, территория, кубанка, бешмет, бурка, газыри, шаровары, промышленность, сноп, молотьба, индустрия края.

Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой родной край.

Оборудование: презентация: «Знай и люби, свой край», костюм кубанский (взрослый), аудиозапись кубанских народных мотивов, текст стихотворения В. Бакалдина «Моя Кубань», кубанская утварь: макитра, кувшин, тесто, начинка для вареников, плоскостные домики, вырезанные из фанеры (столяра, сапожника, бондаря), карандаши, рулон обоев, квадратные кусочки ткани со сторонами 8см., 15 см., 17см.

^ План проведения.

Утро.

Звучат кубанские народные мотивы (аудиозапись).

Воспитатель в кубанском национальном костюме просматривает слайды о Кубани, приглашает детей посмотреть.

Воспитатель. Ребята, кто из вас знает, как называется наш край, в котором вы родились и растете? (слайды 1,2)

^ Дети. Краснодарский край. Кубанский край.

Воспитатель. Как вы уже знаете, ребята, у каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб, гимн. Есть они и Кубани. Покажите на слайдах Кубанский герб, флаг (дети выбирают).

Воспитатель. Вы правильно показали, знаете символику Кубани (предлагает послушать аудиозапись гимна, дети встают).

Воспитатель. У нас очень большой и богатый край, в нем живут трудолюбивые и гостеприимные люди (продолжают смотреть слайды 5,6,7)

После просмотра.

Воспитатель. Хочу познакомить вас со стихотворением, В. Бакалдина «Моя Кубань».
Ты был на Кубани? А ты побывай:

Отличные люди, прославленный край.

Там вечер просторный и песня простая.

У клуба парнишек и девушек стая.

Там примут тебя, как хорошего друга,

Покажут, как землю ворочают плугом,

Как хлеб убирают, как стол накрывают,

Как в горнице гостя у нас угощают.

Воспитатель. О чем это стихотворение.

Дети. О нашем крае.

Воспитатель. Как одним словом можно назвать край или место, где мы живем?

^ Дети. Кубань!

Воспитатель. Как называют жителей Кубани?

Дети. Казаками, казачками.

Воспитатель. Верно, и кубанцами, кубанскими казаками, потому что первыми жителями нашего края много лет были казаки. Поселились казаки на Кубани и жили свободно. Казаки, люди храбрые, удалые, умели жить и трудиться. Как они раньше жили, хотите узнать?
Дети. Да.

Воспитатель. Как вы думаете, как мы сможем узнать, как раньше жили наши дедушки и бабушки?

^ Дети. Можно посмотреть кино, можно почитать книги, фотографии.

Воспитатель. Правильно. Подумайте еще!

Дети. Поговорить с бабушками и узнать.

Воспитатель. Все правильно, но сегодня я предлагаю вам сходить в гости к нашей хозяйке кубанской избы, она, наверное, все знает.

Воспитатель. Ребята, дорога нам предстоит дальняя, а кто скажет, что надо делать, чтобы путь не был утомительным и долгим.
Дети. Можно рассказывать истории, петь песни.
Воспитатель. Правильно, ребята. Казаки, отправляясь в дальний поход, ехали на лошадях и пели песни, они так и называются «походные». А мы с вами посмотрим на слайды, попытаемся узнать песни по картинкам. И в пути споем их. (слайды 8,9,10)

Воспитатель показывает слайды, дети отгадывают название песен, вспоминают слова.

Воспитатель. Вот мы и пришли (подходят к избе). Подойдем поближе, постучимся (стучат).
(Выходит хозяйка кубанской избы, дети здороваются с ней).

Хозяйка. Добро пожаловать гости дорогие, давненько вы у меня в гостях были. Я вас поджидаю! Милости просим в гости в мою хату.

(Дети и воспитатель отправляются в кубанскую хату).

У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Зовут меня Ивановна.

Хозяйка.   Давайте сейчас сядем рядком, да поговорим ладком.

Вот так я живу, занимаюсь дома по хозяйству. С утра постирала. Вот глажу белье вот этим предметом. Может, кто то знает, как он называется?

Дети. Рубель.

Хозяйка.   Правильно, молодцы запомнили.

Предлагает детям намотать мятое полотенце на каталку и с силой несколько раз провести рубелем. Дети выполняют вместе со взрослым.

Хозяйка.   Ребята, а вы знаете, чему учили в казачьих семьях таких ребятишек, как вы?

^ Дети. Трудиться, быть вежливыми.

Хозяйка.   Правильно. Учили трудиться, помогать старшим, уважать старших, быть скромными, честными.

Воспитатель. Чтобы хорошо жить, надо трудиться. На Кубани всегда уважительно относились к людям, которые много трудятся. Про них говорили – это мастер – «золотые руки».

Хозяйка.   Вы знаете поговорки о труде.

Дети.

Чтобы больше иметь, надо больше уметь.

На Кубани трудом будешь сыт.

От безделья не бывает у казака веселья.

Где хозяин ходит, там и хлеб родит.

Хозяйка.   Молодцы. Надо вас угостить. Для приготовления еды у меня есть такая посуда…, а как она называется? Вы знаете? ( дети подсказывают).

^ Дети. Чугунок.

Хозяйка.   Вы у меня уже не первый раз в гостях, многое запомнили. В какой же посуде у меня хранится молоко?

Дети. В кувшине.

Хозяйка.   Ребята молоко я храню в глэчике, в глиняной посуде молоко долго не прокисает. А вот у меня тесто. Как называется посуда в которой лежит тесто?

^ Дети. Макитра.

Хозяйка.   Правильно! Ну что, тесто доброе, вот сейчас и посмотрю, какие вы помощники. Налепим варэничков?

Воспитатель. Ребята с чем можно налепить вареников?

^ Дети. С капустой, картошкой.

Хозяйка. Мы будем лепить с картошкой. Сначала надо раскатать тесто, потом формочкой вырезать кружочки, посередине положить картошечки, сложить пополам и по краям крепко - крепко залепить. Вот так! (Предлагает детям самостоятельно слепить вареник). Смелее беритесь за дело.

Работа детей. (В процессе работы воспитатель помогает детям).

Хозяйка.   Вот сколько налепили! Что теперь надо?

^ Дети. Сварить.

Хозяйка.   Варить будем…., молодцы в чугунке. (Вареники варятся).

Воспитатель. А какие же блюда кубанской кухни вы еще знаете?

^ Дети. Борщ, пирожки, каша.

Хозяйка.   Хорошо знаете кубанскую кухню. А вот и варэнички готовы, приглашаю отведать.

Воспитатель. Понравились вам вареники?

Хозяйка.   В те далекие времена труд казаков был труден. Казаки придумали пословицу: «Труд казака кормит, а лень портит».

Хозяйка.   Как вы думаете, легко ли давался хлеб казакам или нет? Почему?

^ Дети. Трудно, потому что сами убирали.

Воспитатель. Конечно, трудно. А в наше время легко достается хлеб ? Почему? Трудно? Почему?

Дети. Легко, потому что машины помогают, трудно потому что жарко, надо управлять машинами, убирать надо быстро.

Воспитатель. Ребята, какие машины сейчас помогают нашим труженикам полей?

^ Дети. Комбайны, трактора, машины.

Воспитатель. Правильно ребята. И сейчас очень трудно.

Вы не раз слышали по телевизору, что нашу Кубань называют хлебосольной. Почему ее так называют? (Просмотр слайдов 12,13,14)

^ Дети. Много хлеба, мы всегда встречаем гостей, угощаем.

Воспитатель. Скажите, как называют людей выращивающих хлеб?

Дети. Хлеборобами.

Воспитатель. Молодцы ребята. Сейчас давайте покажем Ивановне путь хлеба к столу через составление схемы.

(Дети вместе с воспитателем рисуют схему, рассказывают о последовательности работы).

Хозяйка.   Раньше, когда не было таких машин, пшеницу сеяли вручную, сеятель надевал большое лукошко с поясом через плечо. Чтобы легче было носить, насыпал в лукошко зерно, шел по вспаханному полю и вручную разбрасывал зерна в стороны.

Воспитатель. Ребята, подумайте, как хлеборобы узнавали и узнают сейчас, что пора убирать урожай?

^ Дети. Пшеница желтой становится.

Хозяйка.   Когда поле станет желтым, колосья полны будут зерен и станут тугими и сухими.

Воспитатель. Представьте себе огромное поле спелой пшеницы. Какими бы словами вы его описали, с чем сравнили?

^ Дети. Поле, как море, бескрайнее, золотое, красивое.

Хозяйка.   Вот сколько труда нужно затратить, чтобы получить хлеб.

Физминутка.

Воспитатель. Устали ребята, давайте проведем физминутку.

Пришли трактористы (ходьба на месте)

Землю вспахали («веревочка!»)

Пшеницу посеяли (перебирают пальчиками)

Выросла пшеничка, заколосилась (поднялись на носочки и покачались)

В снопы ее собрали (1 – 2 руки в стороны, 3- 4 обхватили себя)

Обмолотили («рубят топориком»),

На мельницу отвезли (рулят),

Муку смололи (круговые вращения руками).

Тесто замесили, раскатали, вареников налепили (показывают).

Воспитатель. Спасибо тебе хозяйка, многому ты детей научила, нам пора и в детский сад.

Дети благодарят хозяйку Ивановну, прощаются.
ПРОГУЛКА.

Улица оформлена. Вдоль нее хаты мастеров (столяра, сапожника, бондаря, гончара.) Звучит веселая музыка. Воспитатель предлагает догадаться, кто еще на этой улице живет.

^ Дети. Столяр.

Воспитатель. Как, вы догадались?

Дети. На доме нарисованы стружки, доски.

Воспитатель. Правильно, столяры и плотники.

(Проходят дальше).

^ Дети. Сапожники, потому что нарисованы сапоги.

Воспитатель. Правильно, только раньше обувь называли еще и чеботами.

Дети. Кто здесь живет?

Воспитатель. Здесь ребята живет бондарь, знаете, что он делает?

Воспитатель. Он мастерит бочки, еще называли – кадки.

(Дети рассматривают бочки).

Воспитатель. Ребята, я знаю интересную народную игру, и называется она «Бочка». Давайте поиграем.

Воспитатель.

Катилась бочка

С маленького пригорочка,

Да об землю тресь,

Да об землю трах-

Разбилась, вот так!

Дети разбегаются, воспитатель ловит детей (игра повторяется 2 раза).

Воспитатель. Хочу познакомить вас с новой игрой, называется она «Веретено».

Воспитатель. С помощью считалки выбирается «веретено» и ведущий. «Веретено» стоит посередине площадки, наступив на конец веревки ногами. Ведущий стоит на расстояние 5-6 шагов от веретена, держа в руке другой конец веревки. Ведущий бегает по кругу вокруг «веретена», наматывая веревку вокруг него, поднимая вверх или опуская вниз. Все в этот момент стараются подлезть под веревку, перепрыгнуть или перешагнуть через нее. Тот, кто ошибся, выполнил упражнения неправильно, выходит из игры. Ведущий, запутав «веретено», распутывает его, двигаясь в обратную сторону по кругу. Дети выполняют те же движения и при распутывании «веретена».

Воспитатель с детьми играют 2- 3 раза.

Воспитатель. Мы так заигрались, что не заметили, как и в детский сад пора. Нас ждут родители. Пришли они к нам с викториной «Как я знаю свой край?»

Проводится викторина между командой детей и родителей.

Воспитатель. Давайте разделимся на команды. Как можно разделиться?

^ Дети. Мамы с дочками, папы с сыновьями.

Воспитатель. Тогда команда девочек будет называться «Кубаночка», команда мальчиков «Казачок».
Вопросы команде детей и родителей, поочередно.

- Назови край, в котором мы живём? (Краснодарский край)

- Назови столицу Кубани. (Краснодар).

- Покажи герб Краснодарского края (дети показывают)

- Откуда эти строки?

               «Ты, Кубань, ты наша Родина,

                 Вековой наш богатырь!

                Многоводная, раздольная,

                Разлилась ты вдаль и вширь».

- Как раньше назывался Краснодар?    (Екатеринодар)

- Каких птиц на Кубани называют так?

   Пивень – (петух); Горобец – (воробей);  Зозуля – (кукушка);

-Как называют человека делающего изделия из глины? (гончар)

- Как называли человека, который делал кадки? ( бондарь).

- Горшеня – кто это или что это? (кто это, горшечник).

- Кто такой народный умелец? (Мастер).

- Что такое сыта? ( Разбавленный водой мед).

- Где раньше люди мылись? ( Печь, баня, река).

- Какие породы деревьев растут в нашем крае? (дуб, клен, акация, тополь, платан, береза, ель, сосна).

- Назовите травы Кубани ( ромашка, лебеда, подорожник, мята, лопух).

Воспитатель. Молодцы и родители, и дети, победила «Дружба».

Воспитатель. Приятно видеть у нас в гостях родителей, правда, ребята?  Давайте вместе с родителями пройдем в «Зеленую аптеку», которая расположена совсем недалеко. Нужно только пройти по этой дорожке, затем перешагнуть вот через эти камешки, проползти под этой веточкой и перейти по мостику через ручеек. (Дети проходят по организованной «Дорожке здоровья вместе с родителями.) Вот и наша «Зеленая аптека», располагайтесь поудобнее. (Звучит музыка). Совушка приготовила для вас интересные загадки.

           «Загадки».

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар

    ^ Дети. Одуванчик.

Воспитатель. Дети найдите, пожалуйста, одуванчик. Это нужное, и полезное растение. В листьях одуванчика очень, много, витаминов. Листья и корни помогают при кашле.

Воспитатель. Белая корзинка

В ней лежит росинка,

                        И сверкает солнце.  (Ромашка)

Воспитатель. Кто хочет рассказать об этой красавице?

^ Дети. Ромашка растет везде. У нее белые цветочки и их у ромашки много.

Воспитатель. Все правильно, вы наверное, слышали такие слова «Ромашковая Русь», «Ромашковая Родина моя». Эти слова относятся и к нашему краю, к нашей станице. Ромашка лучший доктор при ангине.

Воспитатель. Сейчас, нас ждет соревнование. Узнаем, кто больше знает кубанских пословиц и поговорок, родители или дети?

В три погибели - сгибаться.

Всякому овощу свое врэмя - о необходимости выждать.

До работы нахылять - приобщать к труду.

До ридной хаты - к родному дому.

Любыв як собака палку - любил как собака палку.

Лясы точить - много болтать.

Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб, и водица.

Без солнца нет света, без труда нет хлеба.

Встречай хлебом-солью, провожай добрым словом.

Пуганая ворона и куста боится.

 На смелого собака гавкает, а труса кусает.

 У хорошего хозяина  и свынка – господынка.

 Корова во двори, а цыбуля на столи.

 Кто с трудом в ладу, тот и с отдыхом не в споре.

Воспитатель. Ребята вы много знаете кубанских пословиц и поговорок.

Богат наш край устным народным поэтическим творчеством. Неотъемлемой частью этого богатства являются пословицы и поговорки. Любят их на Кубани, как и на Руси. В них отразились быт, труд, обычаи наших земляков, взгляд на семью, на правду и ложь, на достоинства и пороки. У кубанских пословиц и поговорок есть свои особенности, потому что в них, как и во всех жанрах устного народного творчества отразилась поэтическая история народа.

Воспитатель. Позабавились на славу, много узнали.

Воспитатель. Наши повара приготовили нам кубанский борщ, курицу с картошкой и компот – по – кубански – узвар.
^ Вторая половина дня

Воспитатель. Ребята, раньше когда ваши дедушки и бабушки были маленькими у них не было игрушек. Им делали игрушки из ткани. Вот сегодня к на в гости пришли ваши бабушки, мы вместе с ними попробуем сделать куклу – Пеленашку.

Воспитатель показывает и рассказывает последовательность выполнения работы, бабушки вместе с детьми изготавливают куклу.

Воспитатель. Закончился наш день о Кубани (слайды 15,16,17.18). Вот и солнышко садиться стало, значит пора нам по домам. Я думаю, вам надолго запомнится этот день, и вы о многом расскажите своим родителям, соседям, друзьям.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Знай и люби, свой край» iconКомандный бой «люби и знай свой край родной!»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №10 города вязьмы смоленской области

Тема: «Знай и люби, свой край» iconКонкурс знатоков «Люби и знай свой край»
Цели: формировать у учащихся понятия «Родина», «малая родина»; закреплять знания об

Тема: «Знай и люби, свой край» iconТема Основные вопросы
Главной задачей историко-краеведческого курса является стремление пробудить у учащихся интерес и любовь к своему Отечеству, «Малой...

Тема: «Знай и люби, свой край» iconЛюби и знай родной свой край Воспитательное занятие
Мкс(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Итатская специальная (коррекционная) общеобразовательная...

Тема: «Знай и люби, свой край» iconКонспект внеклассного занятия «Люби и знай свой край»
Внекласссное занятие содержит исторические и культурные сведения о традициях народов ханты и манси, которые интересны и познавательны...

Тема: «Знай и люби, свой край» iconСценарий развлечения для подготовительной группы «Люби и знай родной свой край!»
...

Тема: «Знай и люби, свой край» iconУчебно-методический комплекс по теме: "Люби и знай родной свой край"
Учебно-методический комплекс предназначен для педагогов, работающих со старшими дошкольниками

Тема: «Знай и люби, свой край» iconЗнай и люби свой край Библиографический указатель
Киеву. С апреля 1985 г в Смоленске проводятся ежегодные международные матчевые встречи по легкой атлетике, посвященные памяти И....

Тема: «Знай и люби, свой край» iconТематический классный час «Знай, люби свой край родной!»
Мордовии; формировать умение работать в группах; развивать эрудицию, любознательность; пробуждать желание к познавательной деятельности;...

Тема: «Знай и люби, свой край» iconДень начался с музыкальной зарядки, которую провели девочки из отряда «Капелька»
Сегодняшний день был посвящён 85-летию Елецкого района. К этой дате была подготовлена и проведена конкурсная программа «Люби и знай...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница