Отечественная война 1812 года в литературном творчестве современных школьников




Скачать 40.25 Kb.
НазваниеОтечественная война 1812 года в литературном творчестве современных школьников
Дата публикации06.03.2014
Размер40.25 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > История > Документы
Казмирчук Ольга Юрьевна

к.ф.н., педагог дополнительного образования
Отечественная война 1812 года в литературном творчестве современных школьников
Не вызывает ни малейшего сомнения тот грустный факт, что современные дети плохо знают историю своей страны (и мировую историю тоже). Правда, достаточно сложно ставить это в вину самим детям (ведь в подобном «незнании» виноваты мы, взрослые: отсутствие чёткой государственной идеологии, сокращение в школьной программе часов на изучение истории и т.п.). И тем ценнее и становятся любые попытки заинтересовать школьников изучением истории родной страны.

В 2012 году (объявленном годом Российской истории) тематика большинства детских творческих конкурсов была так или иначе связана с Отечественной войной 1812 г. Как ни странно, ребята довольно легко справились с поставленной задачей, а получившиеся в результате литературные произведения позволяют сделать некоторые выводы о том, как современные школьники относятся к истории своей страны. В качестве примеров хотелось бы рассмотреть стихотворные и прозаические произведения воспитанников литературной студии «Зелёный шум» Московского городского дворца детского (юношеского) творчества. Студия существует уже более 70 лет, с момента её возникновения в ней наряду с абсолютно здоровыми детьми занимались ребята с ограниченными возможностями здоровья, ребята учились писать стихи, сказки, рассказы. Часть произведений, посвящённых войне 1812 г., мне и хотелось бы продемонстрировать далее.

Лишь немногие школьники пытались описать войну 1812 года с точки зрения непосредственного участника событий, например, русского солдата: «Эх, Вань, придётся нам сегодня попотеть. Зададим этим напыщенным французам!». «Ишь, чего они захотели», - перебил старшего товарища Иван, - «гусары у нас сильные, храбрые, не отдадим Россию-матушку врагу на поруганье. Страшно представить, что они сотворят с государством нашим». Товарищи смолкли. Казалось, в самом воздухе нависли тревога и ожидание. Вот-вот мимо полка должен проехать Багратион, вот уже слышатся его слова: «Братцы, постоим за Россию! Не отдадим нашу Родину французам!». Сердце Ивана взволновано стучало. Кажется, он даже сам не заметил, как под общий возглас: «Ура!», - кинулся в битву» (Атабекова Полина, 12 лет).

Непопулярность подобного художественного решения вполне объяснима: оно требует глубокого погружение в тему, знания конкретных исторических деталей, владения навыком воспроизведения речевого стиля эпохи, соблюсти всё это крайне сложно. Значительно чаще ребята использовали другой сюжетный ход: они «приближали» события 1812 года к современности, смотрели на события сквозь призму собственных проблем.

Сюжетное решение, предложенное Ксеней Костомаровой, реализуется уже в названии рассказа: «Мой дедушка – Денис Давыдов». Девочка сравнивает своего деда с героем войны 1812 г. (выбор фигуры Дениса Давыдова мотивирован его известностью): «Мой дедушка самый лучший», - так скажет каждый внук и каждая внучка. Но мой дедушка самый лучший не потому, что он мой, а потому, что он действительно очень хороший. …Мой дедушка очень похож на знаменитого Дениса Давыдова (кстати, забыла сказать, дедушку тоже зовут Денисом Васильевичем). Только дело, конечно, не в имени. Мой дедушка, правда, очень похож на героя войны 1812 года: дедушка невысокого роста, с вечной трубкой в зубах, с большими, очень красивыми, нисколько не колючими усами. А, главное, дедушка такой же смелый, вы мне поверьте, уж я-то знаю. Как и Денис Давыдов, дедушка пишет стихи и поёт их под гитару. Когда к дедушке в гости приходят друзья (а друзья называют его давним прозвищем «Денис Давыдов»), они долго сидят за столом, а дедушка поёт им свои песни. Жаль, мне не удаётся послушать, меня обычно отправляют спать. Но вот когда мы все вместе едем на дачу, то сидим у костра, дедушка поёт песни о гусарах, о походах, и даже о любви. В эти минуты дедушка особенно похож на полковника-партизана. Наверное, после сражения Денис Давыдов мог также сидеть у костра. Когда я засыпаю, дедушка на руках уносит меня в дом. Мне снится храбрый гусар, Денис Давыдов. Он мчится по полю на вороной лошади, в его руке сверкает сабля, он действительно очень похож на моего любимого дедушку». Мотив сна, возникающий в финале, способствует преодолению временной дистанции.

Следующий сюжет, позволяющий юному автору приблизить давние события к знакомым ему реалиям, - описание урока истории: «Наполеон заболел. Нет, заболел не великий полководец, а всего лишь маленький мальчик, которого тоже звали Наполеоном. Заболел не серьёзно, но очень обидно, за день до начала каникул. Наполеон (на этот раз великий полководец) очень огорчился из-за того, что его тёзка так не вовремя заболел. Император Наполеон очень переживал, был рассеян, поэтому и проиграл войну… Учитель качает головой. Вероятно, всё было совсем не так… Ну я же не виновата в том, что проболела всю войну 1812 года…» (Питерцева Ульяна, 12 лет). Так незнание исторических фактов позволяет создать новую интерпретацию истории, а судьба школьницы-героини соотносится с судьбой Наполеона.

Создания сюжета, связанные с войной 1812 года, ребята часто обращаются к произведениям искусства, посвящённым именно этой теме. Очевидно, что данный подход продиктован личным опытом юных авторов (ведь наши представления о войне 1812 г. сформированы художественными кинофильмами и историческими романами).

Так в стихотворении Наташи Саранкиной (11 лет) описывается картина, на которой изображена армия Наполеона: «Мне нравится одна картина, / Она висит над пианино, / Там нарисованы полки, / Стройны и строги, как стихи. / Это французы на приступ идут, / Быстро их резвые кони бегут, / Но с Бородинского сраженья / Для них начнётся пораженье… / Висит картина на стене, / О славе прадедов напоминая мне…». А 9-летний Али Алиев попытался воспроизвести процесс написания стихотворения о Бородинской битве: «Встал я рано утром, / Выспался я как будто, / Открыл я окно, крикнул брату: «Смотри, / Как здорово, скорее подойди!». / Брат говорит: «Я не могу, идут полки, / Мне осталось ещё написать две строки, / В подзорную трубу следит Кутузов / За отступлением напуганных французов». / Пока я закрывал окно, / Брат написал стих про Бородино» (любопытно, что и в этом случае действия мальчиков соотносятся с поступками героев прошлого).

Создавая стихотворения и рассказы о войне 1812 г., современные школьники компенсируют недостаточное знание исторических реалий эмоциональным отношением к описываемой ситуации, стараются «приблизить» исторические события к современной действительности

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отечественная война 1812 года в литературном творчестве современных школьников iconБиблиографический указатель орел 2012 Отечественная война 1812 года
Отечественная война 1812 года – одно из центральных событий российской и европейской истории 19 века. Она оказала большое влияние...

Отечественная война 1812 года в литературном творчестве современных школьников iconБ. сказка М. Лермонтов «Парус»
Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»: а Отечественная война 1812 года, б Великая...

Отечественная война 1812 года в литературном творчестве современных школьников iconКвест-игра «Вперёд, в исторический поход найди клад Наполеона!» (...
«Отечественная война 1812 года»: выставка—просмотр, посвященная Отечественной войне 1812 г

Отечественная война 1812 года в литературном творчестве современных школьников iconРеферат по истории на тему герои Отечественной войны 1812 года Работу
Отечественная война 1812 года, справедливая национально-освободительная война России против напавшей на неё наполеоновской Франции....

Отечественная война 1812 года в литературном творчестве современных школьников iconТема Героизм вне времени. Отечественная война 1812 года Форма проведения:...
Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории

Отечественная война 1812 года в литературном творчестве современных школьников iconЛитературные чтения в честь русских победителей в Отечественной войне 1812 года
«Русь», посвященные 200-летию Отечественной войны 1812 года. С докладом «Отечественная война 1812 года в фольклоре славянских народов»...

Отечественная война 1812 года в литературном творчестве современных школьников icon«Тема войны 1812 года в творчестве Л. Н. Толстого и В. В. Верещагина»
Толстого «Война и мир» затмевает по своему величию многие другие произведения, но нельзя не упомянуть и о них. Сочинения Дениса Довыдова,...

Отечественная война 1812 года в литературном творчестве современных школьников iconКонспект урока по литературе с использованием современных образовательных...
«Война 1812 года в судьбах русских писателей и в произведениях русской литературы»

Отечественная война 1812 года в литературном творчестве современных школьников iconВнеклассное мероприятие «Отечественная война 1812 года в истории,...
Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, ли­тературы, изобразительного искусства. Познакомить с именами и произведениями...

Отечественная война 1812 года в литературном творчестве современных школьников iconТема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников баталистов»
Тема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников – баталистов»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница