М. В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет», он сделал вывод о том, что первым




НазваниеМ. В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет», он сделал вывод о том, что первым
страница1/7
Дата публикации25.06.2013
Размер0.98 Mb.
ТипАнализ
lit-yaz.ru > История > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7
Древняя Русь(Из учебного пособия)

Антинорманисты – ученые, противники так называемой «норманской теории » возникновенияДревнерусского государства . Первым антинорманистом был М.В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет », он сделал вывод о том, что первым славянскимкнязем был Кий , который жил с братьями и сестрой в Киеве. Аналогичных взглядов придерживался и академик Б.А. Рыбаков , который утверждал, что в начале 9 в. на базе полянского союза племенсложилось крупное политическое объединение «Русь », включавшее в себя и часть северян.

Анализируя легенду о призвании варягов ильменскими словенами, племенами чудь, меря и др. в 862 г., некоторые историки на основании сделанного Нестором перевода имен скандинавских князей (возможно неточного), считают, что Синеуса и Трувора на самом деле не существовало (в переводе с древне-норвежского языка слова «синеус и трувор» означают «с домом и дружиной»). В то же время ряд исследователей признают, что в основе легенды лежит исторический факт вокняжения в Новгороде скандинава, положившего начало династии Рюриковичей, которая вскоре ассимилировалась с местным населением. Вполне возможен был и насильственный захват власти варягами с последующим оформлением акта «добровольного» их призвания. (Подробнее см. хрестоматию, раздел «Проблема происхождения государственности у восточных славян »)

 

Анты – по мнению многих ученых - объединения восточных славян в целом или южная группа восточнославянского мира в 4 – 7 вв. Предположительно анты жили между Днестром и Днепром и к востоку от Днепра. (см. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв.» ) Основными занятиями антов были: пашенное земледелие, оседлое скотоводство, ремесло и торговля (см. «варяжский путь» ). С начала 6 в. они осуществляли наступления на балканские владения Византии . (См. историческую карту«Славяне в 6 – 11 вв. Византийская империя в 6 – 11 вв ) Анты имели собственных вождей: (известны Боз (Бож, Бооз), Ардагаст, Пирагост), свое войско. Сохранились сведения, что они были очень высокого роста и огромной силы. В последнее время появилась точка зрения о том, что анты являлись отдельной группировкой славянства, сформировавшейся в 3 – 4 вв. при взаимодействии славян с ираноязычным населением. Они вместе с другими праславянскими группировками приняли участие в этногенезе (происхождение народа) будущих восточных, южных и западных славян. Однако несомненно, что хозяйственный строй, религия и др. важные признаки у восточных славян и антов были общими. В 7 в. анты перестали упоминаться в письменных источниках, а их место занимает новое объединение – Русь .

 

Ассимиляция (лат. подобный) – слияние одной какой-либо народности, национальности илиэтнической группы с другой народностью или нацией с утратой одной из них своего языка, культуры и других национальных особенностей и самостоятельности. Ассимиляция может быть насильственной и естественной, т.е. путем постепенного слияния тех или иных мелких этнических групп с той нацией, в среде которой они длительное время (в течение ряда поколений) проживали.

 

^ Барщина - форма феодальной отработочной ренты, бесплатный принудительный труд крепостногокрестьянина в пользу феодала. На Руси появилась во времена Киевской Руси . Была широко распространена в европейской России во второй половине XVI – первой половине XIX в. После отмены крепостного права сохранилась для временнообязанных крестьян. Юридически отменена в 1882 г., фактически существовала до Октябрьской революции (1917 г.) в виде отработок.

 

Бояре – 1) высший наряду с великими и удельными князьями слой общества на Руси с Х по ХVIII вв., имевший землю на правах наследственной собственности. На Западе аналогичную социальную группу населения называют феодалами .

Возникновение боярства относится ко времени распада родо-племенных союзов в 6 – 9 вв. (см. словарь «первобытнообщинный строй»), когда создавались предпосылки образования государства. По мнению большинства ученых, боярство в 10 – 11 вв. разделилось на 2 слоя: княжеских бояр – «княжих мужей» и т.н. земских бояр («старцы градские») – потомки родо-племенной знати. Бояре были подданными князя , обязанными служить в его войске, но пользовались правом отъезда к другому князю и являлись полными господами в своих вотчинах .

В период 12 – 15 вв. с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь боярства (бурный рост боярского землевладения за счет захвата земель с крестьянами). Возросло их политическое значение в Галицко-Волынском княжестве и Новгородской республике  В борьбе с боярством княжеская власть опиралась на дворян.

Усиление великокняжеской власти со второй половины 14 в. привело к появлению бояр, которые управляли отдельными территориями в княжеском хозяйстве, отдававшимися им в кормление

В 14 – 15 вв. по мере складывания Русского централизованного государства имущественные и политические права бояр ограничивались. С конца 15 в. великокняжеская власть настойчиво подавляла выступление боярства против внутренней и внешней политики.

Во второй половине 16 – 17 вв. состав боярства сильно изменился. Многие знатные боярские роды пострадали во время опричнины, другие вымерли (ГлинскиеМстиславскиеШуйские) или ослабли экономически. В 17 в. все большее значение приобретают нетитулованные, выслужившие боярство люди (А.Л. Ордин-НащокинА.С. Матвеев). Благодаря этому происходит стирание граней между боярством и дворянством.

2) В XV – XVII вв. боярство стало официальным званием (чином). Первоначально – жалованное, позднее – наследственное. Звание боярина давало право участвовать в заседаниях Боярской Думы.  

Звание бояре было отменено Петром I в начале XVIII в.

 

Варяги – по одной из версий – воины-дружинники из скандинавских стран, которых нередко именовали норманами. Согласно другой версии – выходцы с побережья Балтийского моря, родственныеславянским племенам.

До 18 в. в России Варяжским называлось Балтийское море. Термин «варяги» возник, видимо, в конце 9 – 10 вв., когда увеличилось число военных отрядов скандинавов, служивших у русских князей в качестве наемников, т.е. варягами в средние века называли любые наемные дружины, независимо от того, откуда они пришли. Наёмничество было распространено в это время в Европе.

В русских источниках варяги впервые упоминаются в «Повести временных лет ». Легендой о призвании варягов начинается история Древнерусского государства , она послужила исходным пунктом для норманнской теории . Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути «из варяг в греки », т.е. между Скандинавией и Византией . (См. историческую карту«Киевская Русь в 9 – 12 вв .») В 12 в. название «варяг» вытесняется названиями конкретных стран и народов Скандинавии. Так, шведы именовались свеями, норвежцы – урманами, датчане – донью, а общим для западных народов стал термин «немцы». (Подробнее см. хрестоматию, раздел "Проблемы происхождения государственности у восточных славян ")

 

Варяжский путь – (из «варяг в греки») – одно из названий важного водного пути, связавшего Северную Русь с югом. Путь (см. историческую карту «Русь в 9 – 10 вв .») возник в конце 9 в., наиболее важное значение имел в 10 – 11 вв. Путь шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, по Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Черного моря и далее вдоль морского берега до Византии .

 

 

Венеды – древнейшее название славян , или, другими славами, праславян , встречающееся втрудах античных и арабских историков I в . Позднее, примерно в 3-4 веках по мере их расселения на юг, северо-восток и восток, стали выделять западных, восточных (анты) и южных славян (склавены ). (См. историческую карту «Славяне в 6 – 9 вв. Византийская империя в 6 – 11 вв. »).

 

Великое переселение народов – широкомасштабное движение народов в 4 – 7 вв. Нашествием гуннов начинается ряд последовательных азиатских нашествий в Европу (с 70-х гг. 4 в.). Гунны – это кочевой народ, сложившийся из союза тюркоязычных и местных племен в Приуралье во 2 – 4 вв. Гунны открыли ряд последовательных азиатских нашествий в Европу. Они прошли через южно-сибирские степи и через «великие ворота народов» между Уральским хребтом и Каспийским морем в Восточную Европу. Они разбили готов – одно из восточно-германских племен, обитавшее в первые два века н.э. на южном берегу Балтийского моря (нынешняя Польша), а затем, теснимые какими-то племенами (предположительно праславянами ), ушли на юг Украины и России. Вождь готов Германарих в отчаянии покончил с собой. Возглавив мощный союз племен, гунны предприняли опустошительные походы во многие страны. Наибольшего могущества гунны достигли, когда их возглавил (в 440 г.) свирепый вождь Аттила. Они перешли из черноморских степей на запад, в Дунайскую равнину, нападая на Восточную и Западную Римскую империи, брали у них выкуп. После смерти Аттилы в 453 г. союз гуннов распался.

В 6 в. их сменили авары (согласно древнерусской летописи – обры), которые обитали в бассейне Дуная, угнетая покоренные племена, в том числе и славян.

В 7 в. появилось новое кочевое племя – хазары , которые обосновали обширное государство от Кавказских гор до Волги и Среднего Днепра – Хазарский каганат (до конца Х в.). (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв .».) Все эти народы и племена не только предшествовали появлению на Восточно-Европейской равнине славянских племен, но уже и соседствовали с ними и оказывали друг на друга взаимное влияние.

 

Вече – (слав. «вет» - совет) народное собрание на Руси . Наибольшее распространение получило в период феодальной раздробленности  (вторая половина 11 – 12 вв.). На вече обсуждались вопросы войны и мира, кандидатуры князей посадников (В Новгороде также – тысяцких, архиепископов). Так, например, в Новгородской и Псковской республиках вече принадлежала высшая законодательная и судебная власть. В распоряжении новгородского веча находились финансы и земельный фонд. Собиралось вече на специально отведенном мести. Атрибутами веча были вечевой колокол и специальная трибуна, возвышавшаяся над площадью. Существовал определенный порядок ведениявеча, и, возможно, практиковалась запись выступлений. Решения принимались большинством присутствующих. Вече было упразднено в связи с усилением велико-княжеской власти в северо-Восточной Руси и в ходе формирования Русского централизованного государства. Вечевой строй вНовгороде ликвидирован в 1478 году, в Пскове – в 1510 году.

Исторические и политические оценки места В. в истории российского государства, начиная с 18 в. неоднозначны. М.В. Ломоносов писал о вечевом колоколе как о набате, призывавшем к самовольным «скопищам». А.Н. Радищев видел в нем символ и залог новгородской вольности. Декабристы считали вечевой строй проявлением «духа свободы». Как орган народовластия рассматривал вече С.М. СоловьевСоветские ученые (Б.Д. Греков , М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин и др.) разработали концепциюдемократического характера вече, т.е. участия в нем всего свободного населения. В.Л. Янин полагал, что городское вече могло быть только представительным и включало узкосословный контингент новгородских бояр и зажиточную верхушку населения. По наблюдениям Янина, вече Новгорода составляло 300 – 500 чел («золотых поясов»). Одновременно существовали уличанские и кончанские вечевые сходки демократического состава.

 

^ Византия. (Византийская империя) образована в 395 году из восточной половины распавшейся Римской империи; занимала все азиатские провинции Римской империи, Египет в Африке, в Европе — Фракию, Мизию, Дакию, Македонию, Эпир, Фессалию. Просуществовала до 1453 года. (См. историческую карту «Славяне в 6 – 9 вв. Византийская империя в 6 – 11 вв .») Город Константинополь (Царьград) был построен в 324-330 годах на месте древнего греческого города Византия во времена римского императора (306 - 337) Константина I Великого Флавия. Город отличался выгодным географическим положением и естественными укреплениями, которые сделали его практически неприступным. В городе с размахом велось строительство и постепенно Константинополь, являясь императорской резиденцией, затмил собою старый Рим. Церковь связывает с его именем также принятие Римской империей христианства как государственной религии. В III - IV веках вследствие общего кризиса рабовладельческой формации и постепенной смены ее феодальными отношениями Римская империя испытывала глубокий экономический и политический кризис. Фактически империя распалась на ряд самостоятельных государств (Восточная, Западная части, Африка, Галлия и др). В 60-70 годы IV века особую остроту приобрела проблема готов .  В правление императора Феодосия (379-395гг.) было достигнуто последнее, по существу очень слабое объединение империи. После его смерти произошло окончательное политическое разделение Римской империи на 2 государства: Западную Римскую империю (столица - г. Равенна) и Восточную Римскую империю (Византию, столица - г. Константинополь). На западе важнейшей особенностью явилось ослабление центральной императорской власти и постепенное формирование на территории Западной империи самостоятельных политических формирований - варварских королевств. В Восточной Римской империи процессы феодализациисохраняли черты большей преемственности старых общественных структур, проходили медленнее, совершались при сохранении сильной центральной власти императора. Место традиционного римского права в Византии заменили законы, определявшие иные аграрные отношения, что, возможно, и явилось причиной живучести экономической и политической системы в Восточной Римской империи.

 

^ Военная демократия – форма правления на этапе разложения первобытно-общинного строя , когда возникает власть наследственного князя , опирающегося на военную силу своей дружины . Но эта власть ограничивалась остатками родовых отношений – вече .

Вотчина – комплекс феодальной земельной собственности (земля, постройки, инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян.

В России вотчина стала формироваться в 10 – 11 вв. Термин «вотчина» произошел от слова «отчина», т.е. отцовская собственность. Вначале появляется княжеская вотчина. Княжеская вотчина была неделимой и передавалась по старшинству. 11 – 12 вв. датируется известие о боярской и монастырской вотчине. Вотчинник обладал достаточно широкими правами собственника. Он мог вотчину передать по наследству, обменять, продать. В 13 – 15 вв. вотчина стала господствующей формой феодальногоземлевладения на Руси. Вотчина состояла из нескольких владений, разбросанных на большой территории и экономически слабо связанных между собой. Крупным боярам подчинялись дворяне,  которым давались участки земли с крестьянами на условиях обязательной службы. Господская земля обрабатывалась холопами и зависимыми крестьянами. С середины 14 века с ростом великокняжеской власти и началом централизации государства вотчинные права стали ограничиваться.

В течение XV - XVIII в. вотчинное владение постепенно ограничивается, сливаясь в начале XVIII в. окончательно с поместьем. Первыми подвергаются ограничениям вотчинные владения князей . Иван IIIзапретил князьям северо-восточных уделов Ярославским, Суздальским и Стародубским, продавать свои вотчины без ведома великого князя , а также отдавать в монастыри. При Иване Грозном всем князьям вообще запрещено было продавать, менять, дарить, давать в приданое свои вотчины . По наследству они могли переходить только к сыновьям, а за неимением их (при отсутствии завещания) отбирались в казну. Завещать свою вотчину князья могли только близким родственникам и лишь с разрешения государя. Если эти ограничения владетельных князей вытекали из государственно-политических соображений, то для ограничения простых вотчинников-землевладельцев главным побуждением был интерес военной службы.

Уже по самому происхождению часть вотчин с давних пор обусловливалась обязанностью службы; когда же государство стало в широких размерах вводить для той же цели вполне условное поместноевладение, то и все вообще вотчины оно обложило, в одинаковых размерах с поместьями, воинской повинностью. По указу 1556 г. со всяких 100 четвертей (50 десятин в одном поле) земли вотчинник, наравне с помещиком, должен был ставить одного вооруженного всадника. Ограничено было далее, одновременно с княжескими, но в меньшей степени, и право распоряжения служилыми вотчинами.

В XVII в. правительство начинает еще внимательнее следить, «чтобы земля из службы не выходила». Служба с поместий была точно регламентирована; неисправным грозило отнятие части или всей вотчины; запустошивших свою вотчину велено бить кнутом (1621 г.). По способу приобретения различались вотчины родовые, или старинные, выслуженные (пожалованные правительством) и купленные. Распоряжение первыми двумя разрядами вотчин было ограничено: женщины не могли наследовать родовых и жалованных вотчин (1627г.); по указу 1679 отнято право завещать вотчины мимо детей братьям, родственникам и чужеродцам. В 1648 г. было запрещено монастырям принимать вотчины под угрозой, если не выкупят немедленно родственники, отобрания в казну бесплатно. Указом Петра I от 23 марта 1714 г. определено впредь «как то поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина». Почва для такого слияния подготовлена была как описанными ограничениями в распоряжении вотчинами, так и противоположным процессом — постепенным расширением права пользования поместьями. Иными словами, произошло окончательное сближения вотчины с поместьем в один вид – имение.

 

Восточные славяне (анты) – одна из трех групп древних славян(праславяне) выделившаяся наряду с западными и южными (склавены) славянами из общеславянской (венеды ) этнической общности. (См. историческую карту «Славяне в 6 – 11 вв. Византийская империя в 6 – 11 вв ) Образование восточных славян датируется 1 тысячелетием до н.э. – второй половиной 1 тысячелетия н.э. Общие черты этнического облика восточных славян сложились в 6 – 9 вв. на территории Восточной Европы. На этот процесс влияла полиэтническая среда, с которой взаимодействовали славянские племена (балты, угро-финны , тюрки, арабы, скандинавы и др.). К 9 – 10 вв. восточные славяне занимали территорию (См историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв. ».) от Чудского и Ладожского озер на Севере до Черного моря на Юге; От Восточных Карпат на Западе до низовьев Оки на Волге.

Ведущая роль в хозяйстве восточных славян , в 8 – 9 вв. принадлежала земледелию и оседлому скотоводству, занимались также охотой и рыболовством, ремеслом, бортничеством (сбор меда диких пчел), торговлей. Жили восточные славяне территориальными общинами . К 9 – 10 вв. сложились восточно-славянские города: Киев, Ладога, Новгород, Полоцк, Ростов, Чернигов и др.



По летописям известно 15 восточно-славянских племенных союзов, (см. историческую карту«Киевская Русь в 9 – 12 вв. ») на основе которых сформировалась древнерусская народность. На ее основе сложилось три восточно-славянских народа: белорусы, русские, украинцы. Религия – язычество .

 

Государство – универсальное явление человеческой цивилизации. Возникает при разложениипервобытно-общинного строя , в тот момент, когда общество нуждается в регулировании межличностных, групповых и социальных связей. Предпосылками для образования государства являются общественное разделение труда, появления частной собственности, имущественное и социальное неравенство. Признаками государства являются: наличие определенной территории; органов управления и контроля; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; налоговая система; для государства в форме монархии характерно наличие правящей династии.

Признаки государства:

1. Наличие публичной власти, которая складывается из аппарата управления и аппарата принуждения. Аппарат власти и управления – выделенный из общества особый слой людей, основным занятием которых является не производство материальных благ, а выполнение властных и управленческих функций. Аппарат принуждения состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.)

2. Территория – пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Территориальное деление неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц, назначение и функции которых - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории

3. Общность населения – единство людей, проживающих на одной территории, ассоциирующих свою принадлежность как граждан данного государства, которые для удобства общения формируют единый язык.

4. Суверенитет является одним из важнейших признаков государства. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. И во-вторых, независимость ее на международной арене. В нем выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

5. ^ Наличие права, законодательства – способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок.

6.^  Наличие налогов и займов – с помощью которых содержится государственная власть.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет», он сделал вывод о том, что первым iconНародное собрание. Участники веча решали вопросы, опираясь на обычное право
«русь» нужно искать в глубокой древности. Против норманнской теории уже в XVIII в выступили В. Н. Татищев (1686—1750 гг.) и М. В....

М. В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет», он сделал вывод о том, что первым iconПрограмма вступительного экзамена по дисциплине «история русской литературы»
Возникновение и периодизация древнерусской литературы. Историческое повествование в литературе Киевской Руси. «Повесть временных...

М. В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет», он сделал вывод о том, что первым iconЛомоносов М. Записки по русской истории
«Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»

М. В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет», он сделал вывод о том, что первым iconПрограмма Меркина Рони-старший Ж. «Борьба за огонь»
Из «Повести временных лет» (Расселение славян»), «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»

М. В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет», он сделал вывод о том, что первым iconКого считают автором «Повести временных лет»?
Каким внутренним смыслом наполнены образы утеса, паруса, листка в стихотворениях Лермонтова?

М. В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет», он сделал вывод о том, что первым iconГ. В. Носовский, А. Т. Фоменко. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима
Радзивиловская (Кенигсбергская) летопись как основной список "Повести временных лет"

М. В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет», он сделал вывод о том, что первым iconЧто из названного было характерно для экономического развития СССР в послевоенный период?
У. Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании, сделал вывод об опустившемся на Европу «железном занавесе»

М. В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет», он сделал вывод о том, что первым iconОсновные исторические периоды развития русской философской мысли
Формирование философской и социальной мысли в произведениях: «Повести временных лет», «Слово о законе и благодати» (11век)

М. В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет», он сделал вывод о том, что первым iconМихаил Васильевич Ломоносов(1711-1765) первый русский учёный, энциклопедист,...
Ломоносов был также и поэтом, один из основоположников силлабо-тонического стихотворения. Он изучал латинский язык, политику, риторику,...

М. В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет», он сделал вывод о том, что первым iconУрок -погружение по повести В. Закруткина «Матерь человеческая»
Урок –погружение по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» можно проводить с учащимися 7-11 классов средней общеобразовательной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница