Тема урока. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества Тип урока




Скачать 75.85 Kb.
НазваниеТема урока. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества Тип урока
Дата публикации03.04.2014
Размер75.85 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > История > Урок
Тема урока. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная»; познакомить с терминами ближайшего родства; представить образ семьи, как великую духовную

ценность.

  1. Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых категорий, развитие речевых и социально- коммуникативных навыков.

  2. Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.


^ Планируемые результаты: дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;

сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;

научить различать степени родства.

Технология: использование ИКТ на данном уроке не только требование современной методики, а также и средство оптимизации процесса обучения.

^ Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные, репродуктивные.

Методы познания: сравнение, синтез, самостоятельный поиск учащимися новых знаний.

Реализация целей будет достигнута через развитие общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации.

^ Здоровье и психосберегающая среда будет организована через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности, соблюдение гигиенических требований.

^ Оборудование урока:

плакат « Моя родословная»,

презентация «Род и семья – исток нравственных отношений»,

музыка с песней «Родительский дом»,

фотография класса,
компьютер, экран, проектор, колонки


^ Ход урока

Структурные элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент


Организация местоположения каждого ученика в классе

Располагаются в классе




Читает стихотворение:

^ Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На это милой всем земле.

Прочтите эпиграф. Как вы понимаете слова Л. Н. Толстого?

«^ Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.»

Л. Н. Толстой


Ребята слушают стихотворение. Подберите к нему заголовок.

Попробуют сформулировать тему урока (слайд 1)

Предположения детей.


Читают эпиграф (слайд 4) Высказывают предположения.


Актуализация

Звучит песня «Родительский дом» Л. Лещенко

Предлагает открыть содержание учебника и найти урок 18. Определить тему урока.
«Любая дорога начинается от крыльца дома, в котором ты живешь. И отправляясь в путь по неизведанным краям, спроси себя: а что я знаю о своем доме? Что я могу рассказать о нем, чтобы другие полюбили край, который люблю я? Что я могу подарить человеку, чтобы он оставил мой подарок как память обо мне, о моем доме, о моем крае!..»

Древний мудрец Артташ.
– Что ты можешь рассказать о своих родовых корнях, своей семье?


Работают с содержанием учебника, определяют тему урока

Актуализируют имеющиеся по теме знания, используют ассоциации

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы



Постановка проблемы

Изучение нового материала


Первичная проверка понимания изученного




Зачем человеку семья? (слайд 5)

Попробуем найти ответ на данный вопрос.
Предлагает найти содержание темы урока.

– На какой странице учебника этот материал?

Предлагает из раздела «Вы узнаете» определить задачи урока
Выясняет что такое род и семья (слайды 6 и 7)
Предлагает прочитать 1ый абзац на стр. 38

«От глубокой древности до сего дня протягивается единая связывающая нить, культуры. Человечеством почти ничто не утрачено. Мы потомки и наследники сотен поколений мыслящих людей».

А. Монгайт
Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания по русскому языку. Подберите цепочку слов, протяните единую связывающую нить от слова род. Найдите корень в словах род, родственники, родословная.
^ Самостоятельная работа.

Работа по карточкам «Родовое дерево».
Прабабушка Папин брат

Прадедушка Сын твоей тети

Бабушка Мама твоего дедушки

Дедушка Дочь твоего дяди

Дядя Дедушка твоего отца

Тетя Мама твоей мамы

Двоюродный брат Мамин папа

Двоюродная сестра Мамина сестра
Предлагает прочитать 2ой абзац на стр. 38

- Что такое родословная?

Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.

-Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на стр. 39 «Родословная Пушкина»

- Сколько поколений можно насчитать в родословной?(слайды 9,10)

Люди знали своих предков, гордились родословной. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А. С. Пушкин, была пуговица с мундира его далекого предка- Абрама Ганнибала.

Теперь все упростилось до такой степени, сто мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестер, дядей и т. д.

-Подумайте, почему важно знать своих предков?

Работа с учебником.

- Знает ли кто-нибудь из вас об истории вашей фамилии?

Попробуем найти ответ на стр. 38.

- Что могло являться символом рода?

-Почему родовые гербы разные?

Рассмотрите родовой герб Багратионов, Пушкиных (слайд 11)


Высказывания детей.


Разыскивают необходимую страницу.
На стр. 38.
Называют задачи урока
Участвуют в беседе
Читают 1 абзац


Актуализируют имеющиеся знания по русскому языку, используют ассоциации

Ученики находят родственные слова и выделяют корень

Соединяют друг с другом соответствующие понятия в столбиках.

.

Проверяют (слайд 8)

Читают 2 абзац, рассматривают иллюстрацию, слайды

Участвуют в беседе


Применение изученного

Предлагает прочитать 4 и 5 абзацы и составить родословную ветвь своей семьи.
Показываю фотографию класса.

– Можно ли назвать класс семьей? Как ты думаешь?

Работают в тетрадях, затем рассказывают о своих семьях.

Смотрят и высказывают свое мнение.


Обобщение и систематизация


-Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями.

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.

-Можем мы дать ответ на вопрос- отчего зависит мир и согласие в семье?
«Если хочешь знать истину, слушай, что говорит« легенда»

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест. И он разыскал эту семью и спросил у главы семьи: «Как вам удается жить , никогда

не ссорясь, не обижая друг друга?»

Глава семьи был уже не молод. Голову его украсила седина. Он взял бумагу и написал на ней что-то.

Правитель посмотрел: на листке было написано всего одно слово … «Понимание».

Правитель удивился и спросил: « Всего одно слово?»

- Как вы думаете, поможет это одно слово сохранить в вашей семье мир, покой и согласие?



Участвуют в беседе

Слушают легенду и делают вывод.




Работа с семейными заповедями.

-Что такое заповедь?

С древних времен существовали заповеди семьи: (слайд 12)
*свято храни честь своей семьи;

*люби свою семью и делай ее лучше;

*будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

*подари родителям радость;

*жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
-Как вы считаете, современным людям следует соблюдать эти заповеди? Зачем?

Задание.

Попробуйте составить свою семейную заповедь.


Знакомятся с заповедями


Составляют свою семейную заповедь.


Рефлексия

Предлагает составить пословицу из слов и объяснить ее.

Проверка (слайд 13)


Составляют пословицу и проверяют на слайде № 13, обсуждают ее содержание.

Информация о домашнем задании

Сообщает о домашнем задании:

составьте свое родословное дерево вместе с родителями; нарисуйте свое родословное древо.


Записывают домашнее задание

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества Тип урока iconМетодическая разработка урока оркиСЭ» Тема «Род и семья исток нравственных отношений»
«Преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе : мой опыт»

Тема урока. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества Тип урока iconУрок 18. Род и семья исток нравственных отношений
Творческая группа учителей начальных классов мбоу оош №279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Н. А. в составе

Тема урока. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества Тип урока iconУрока, тема урока Тип урока Элементы содержания урока Требования к уровню
Урок №46 Контрольная работа по теме «Встреча победителей международных соревнований»

Тема урока. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества Тип урока iconТема урока Тип и форма урока
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными(автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением

Тема урока. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества Тип урока iconУрок обж, истории и информатики Тема урока: «Дни воинской славы России»
Тип урока: интегрированный урок с применением современных компьютерных технологий

Тема урока. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества Тип урока iconМетодическая разработка урока по теме: «Семья и семейные ценности»
«семья», «счастливая семья», выявить ее особенности, понимание родственных отношений

Тема урока. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества Тип урока iconТема урока Тип урока
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение...

Тема урока. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества Тип урока iconУрок литературы в шестом классе. Тема урока
...

Тема урока. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества Тип урока iconУрока Тема урока Тип урока. Формы работы Знания, умения, навыки
Навык осознанного выразительного чтения лирического произведения. Лирические жанры

Тема урока. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества Тип урока iconУрока Дата Тема урока Тип урока
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница