Рекомендации по развитию речи ребенка периодизация развития речи




Скачать 168.46 Kb.
НазваниеРекомендации по развитию речи ребенка периодизация развития речи
Дата публикации22.04.2014
Размер168.46 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > История > Документы
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

(Нормативы речевого развития)

Речь в своем развитии проходит определенные этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определенной закономерности.

Развитие речевой системы можно охарактеризовать как последовательное и скачкообразное одновременно.

Первоначально ребенок контактирует с окружающими, используя экспрессивно-мимические средства, которые от­ражают его эмоциональное состояние. Они служат для пере­дачи позитивного или негативного сообщения. Экспрессив­но-мимический способ общения сходен по значению с жестами. Отдельно или в сочетании с другими средствами он при­сутствует в общении в любом возрасте.

Предметно-действен­ные средства общения возникают в процессе со­вместной деятельности взрослого и ребенка. Они позволяют ребенку не толь­ко выразить го­товность к взаимодействию, но и сообщить, ка­кого рода общение желательно для него. Этот способ общения приглашает взрос­лого к контакту.

Речевое общение — высшая форма взаимодействия с людь­ми, — предполагает овладение языком. Без словесной обо­лочки невозможно существование каких-либо понятий. Именно речевое общение активизирует познавательные про­цессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует пове­дение.

Младенчество

Когда появляется первое слово? Обычно к концу первого года. Но задолго до этого ребенок начинает общаться с ми­ром.

^ От рождения до 6 месяцев

Уже к концу первого месяца по характеру плача младен­ца можно понять некоторые его желания. С двух месяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребенок начинает улыбаться и взмахивать руками. Крик становится все более интонирован­ным, выразительным. В 3-4 месяца начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих. Ребенок на­чинает узнавать голос матери (или близкого человека). Появ­ляются первые активные попытки повторить отдельные эле­менты речи взрослых. Постепенно становятся разнообразны­ми интонации и усложняются сами звуки — появляется гу­ление. К концу четвертого месяца младенец воспроизводит та­кое многообразие звуков, которое не встречается ни в одном языке. Забавляясь звуками, малыш не только произносит раз­личные гласные и согласные, но и начинает повторять слоги, произнося целые «монологи».

В этот период развития возникает непосредственно-эмо­циональная форма общения. Общаясь с взрослыми, малыш знакомится с окружающим его миром, познает свои возмож­ности. В таком взаимодействии у ребенка складывается ком­муникативная потребность: интерес к взрослому, эмоци­ональное отношение к нему. Ситуативно-личностная форма общения оказывает влияние на дальнейшее развитие ребен­ка.

Изоляция ребенка, дефицит эмоцио­нальных контактов может порождать задержку в развитии и изменения лич­ности.

Речь не развивается вне общения, особенно вне речевого общения. Очень важно уже с первых дней рождения ре­бенка все время говорить с ним, инто­нацией и ритмом выражать свое отно­шение, подкреплять речь улыбкой, хва­лить его. Эмоционально насыщенная речь (интонации, паузы, речь, сопровождаемая мимикой, движениями головы, рук и т.д.) доступнее пони­манию ребенка, способствует более полноценному развитию малыша.

Ребенок заражается вашей речевой и эмоциональной активностью, стре­мится подражать вам.

Основания для беспокойства:

ребенок не реагиру­ет на звуки, не поворачивает голову в сторону взрос­лого; у него отмечаются недостаточная интонацион­ная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед кри­ком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не фор­мируется избирательное внимание к речи окружаю­щих.



^ 7—10 месяцев

Этот период развития ребенка характеризуется измене­нием его отношения к окружающему. У него начинает­ся период активного интереса.

Ребенок не только вступает в общение с взрослыми, но и начинает исследовать различные предметы, включая собственные конечности. В лепете ребенка 6-7 месяцев проявляются первые специфические интонационные черты окружающего его языка. Появляются ритмичные повторения слогов: эй-йа, ба-ба, дя-дя, а-тять и т.д. Так закладывается и формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. С развитием словес­ной речи эти компоненты будут подчиняться слову, фразе. Формируется способность не просто слышать звуки, но и вос­принимать звучащую речь. На седьмом-восьмом месяце ребенок по­нимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают. В процессе общения с взрослым произнесение одних звуков и звукосочетаний получает по­стоянное подкрепление и всё прочнее усваивается, произне­сение других звуков постепенно затормаживается, угасает. Разви­вается отраженный лепет — повторение за взрослым и са­молепет — собственная речевая активность. По звуковому оформлению лепет все больше и больше приближается к ок­ружающему ребенка языку. Ребенок пользуется им для вы­ражения своих желаний, заставляет обратить на него вни­мание. В этот же период возникают эмоциональные реакции, соответствующие жестам и мимике взрослого. Ребенок начинает выполнять простые словесные инструкции, допол­ненные жестами (с 9 месяцев). В 8-9 месяцев интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление кон­тактировать с взрослыми, активно используя игрушки.


Основания для беспокойства:

отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невы­полнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.


^ 10—12 месяцев

К концу первого года жизни ребенок уже владеет доста­точно разнообразными способами эмоционального взаимодей­ствия с близкими, он активен в освоении нового, начинает де­монстрировать свои умения по просьбе (с удовольствием об­нимает и целует, прощается, играет в «ладушки», «сороку-ворону»). В это время ребенок начинает овладевать элемен­тами социально-бытовых навыков — проситься на горшок, поддерживать чашку или ложку и т.п. В эмоционально зна­чимой ситуации начинает выражать свои желания и намере­ния речевыми средствами. Например: на, дай, там, мама, папа, баба, бах, ав-ав, би-би и т.д. Причем одинаковыми по звучанию словами ребенок обозначает различные понятия, например: дай - возьми, отдай, приглашение поиграть и т.д.

^ Овладение ходьбой — важный этап взросления. Передви­гаясь самостоятельно, ребенок делает новые открытия, сам решает, с кем ему общаться и играть. У него появляются но­вые желания и новые слова.


Основания для беспокойства:

ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.

Ранний возраст (1 – 3 года)

После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух слогов. Значение слов все еще варьирует в зависимости от ситуации и переживаемых ребен­ком эмоций. Возрастает потребность ребенка в речевом обще­нии в связи с различными видами его деятельности. У малы­ша появляется желание не только узнать, что это за пред­мет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Ребе­нок в процессе общения просит, указывает, наказывает, тре­бует и сообщает. Если взрослые не поддержи­вают обращений ребенка, то заглушает­ся сама потребность в общении, задер­живается развитие активной речи. В этом возрасте дети нередко разговаривают с игрушками, картинками, домашни­ми животными. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. Годовалые дети понимают значение мно­гих слов, к полутора годам могут показать некоторые части те­ла, выполняют про­стые инструкции, понимают содержа­ние несложных рас­сказов по сюжетным картинкам. К полутора годам в самостоятельной речи ребенка насчитывается около20 слов, в 2 года — 50 слов. Меж­ду полутора и двумя годами появляются предложения, состо­ящие их двух и трех слов. Характерно, что большинство фраз произносится в утвердительной форме.

На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значе­ние слов «большой, маленький». У них увеличивается не толь­ко запас общеупотребительных слов, но и появляется стрем­ление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стрем­ление действовать независимо от взрослых, развивается са­мооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает ис­пользовать развернутые предложения. С овладением фра­зовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. К трем годам ребенок использует все час­ти речи и строит полные, грамматически оформленные, пред­ложения. На основе общения речь начинает выполнять фун­кцию организации его действий. Многозначные слова отхо­дят на второй план, значения слов приобретают предметную отнесенность. Начальное грамматическое оформление речи на третьем году жизни подготавливает становление моноло­гической речи, развивается связное высказывание. Возни­кают первые модели словообразования. Появляются харак­терные признаки речевого обобщения, речь начинает стано­виться регулятором поведения.

Основания для беспокойства:

стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полуго­да после появления первых трех-пяти слов.) При по­явлении речевого подражания ребенок, как прави­ло, воспроизводит часть вместо целого слова или ис­кажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. Ребенок не строит из накопленных слов предложе­ний. Не появляются глаголы. Или: ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например, вместо «Я не хочу» - «Аня хочет нет».

Не говорит о себе в первом лице (не пользуется мес­тоимением «я»).

^ Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.



Дошкольный возраст (3 – 7 лет)
В 4 года фразовая речь ребенка включает уже предложе­ния, состоящие из 5-6 слов. В этом возрасте дети начинают сопровождать свою игру речью, что свидетельствует о фор­мировании регулирующей функции. Словарный запас дос­тигает к четырем годам ~ 2000 слов. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обо­гащается синонимами, антонимами и т.д. Развитие любоз­нательности заставляет ребенка ставить перед собой все бо­лее сложные вопросы, которые требуют ответа, либо оценки его размышлений со стороны взрослого. Ведущей формой об­щения становится познавательная.

В 4,5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере создает готовность к овладению письменной речью. К концу пятого года высказывание ребенка начинает напоминать по форме короткий рассказ. К шести годам происходит овладение зна­чением производных слов и в словообразовательной деятель­ности. Снижается интенсивность словотворчества, развива­ются навыки самоконтроля и критическое отношение к сво­ей речи. Производное слово строится на основе внутреннего анализа, анализа «в уме». Формируется анализ сообщений, отношение к речи других и к собственной речи. На седьмом году жизни человек начинает осознавать себя как социаль­ного индивида, у него возникает потребность в новой жиз­ненной позиции и в общественно значимой деятельности. У ребенка появляется «внутренняя позиция», которая в даль­нейшем будет присуща человеку на различных этапах жиз­ни. Становится возможным установление причинно-след­ственных отношений в социальных, познавательных, язы­ковых и других процессах. В этом возрасте язык может стать предметом изу­чения.


Основания для беспокойства:

у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заме­нить слово синонимом: собака пес, пачкать грязнить, смотреть глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: сахар - соль, холодный горячий, улыбаться хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слова.


^ Речь окружающих ребенка взрослых (а также старших детей) должна отвечать следующим требованиям:

правильность — речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;

четкость — слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;

простота — взрослый говорит простыми короткими фразами из 2-4 слов;

повторяемость — одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый употребляет по несколько раз;

богатство интонаций — взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.

^ Кроме этого, полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты:

на (предложение) — протягивать раскрытую ладонь;

дай (просьба) — сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз);

да (согласие) — кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить движение несколько раз);

нет (отрицание) — покачивание головой (можно повторить движение несколько раз) или движения прямой ладонью из стороны в сторону;

там (указание направления) — взмах кистью руки в направлении объекта, на который хотят указать;

вот (указание на близлежащий объект)—показать прямым указательным пальцем на предмет;

сюда (подзывание) — взмах ладонью по направлению к себе;

хорошо (одобрение) — сжать пальцы кисти в кулак, вверх поднят большой палец;

молодец (одобрение, похвала) — погладить по голове;

ай-ай-ай (порицание) — указательный палец выпрямлен, остальные пальцы ладони сжаты в кулак, колебательные движения рукой вверх-вниз;

тихо (призыв к молчанию, тишине) — прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам;

баю-бай (спать пора) — смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щёку, голову немного наклоняем;

привет (здороваемся) — берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии) машем рукой из стороны в сторону;

пока (прощаемся) — машем рукой (движения ладонью вверх-вниз);

большой (обозначение величины) — развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны);

маленький (обозначение величины) — приблизить друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки);

один (обозначение количества) — показать указательный палец.
^ ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

Развитие речи во многом зависит от того, насколько хоро­шо малыш вас понимает. Проверьте, пожа­луйста, может ли ребенок выполнить сле­дующие инструкции.

^ Покажи зайчика, машину, собачку. Помаши ручкой.

Возьми зайчика, машину, собачку. Возьми маму за руку и иди домой.

Дай зайчика, машину, собачку. Возьми карандаши и убери их в шкаф.

Обними маму. Зайчика отнеси маме.

Поцелуй папу. Книжку положи на полку.

Пожалей бабушку. Поиграй в ладушки.

Мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать.
^ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

(по Н. С. Жуковой)

Понимание речи предполагает не только восприятие слы­шимых звуков (как, например, мы воспринимаем различные неречевые звуки или неизвестный нам иностранный язык), но и расшифровку смысла речевого потока.

^ I уровень. Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса (3-6 месяцев).

II уровень. Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам — поцелуй маму, дай ручку, нельзя (6-10 месяцев).

  1. уровень. Ребенок понимает названия отдельных пред­метов (10-12 месяцев), узнает их изображения (12-14 меся­цев), узнает их на сюжетных картинках (15-18 месяцев).

  2. уровень. Ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях (покажи, кто сидит, кто спит); двухступенчатую инструкцию (пойди в кухню и принеси чашку); значение предлогов в конкретной привычной си­туации (на чем ты сидишь?). Ребенку доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев).

V уровень. Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной при­вычной ситуации (к четырем годам).

^ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Для развития слухового внимания хорошо иметь разно­образные музыкальные инструменты, колокольчики, погре­мушки.

  • Покажите малышу различные музыкальные инстру­менты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте вы играете.

  • Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: ^ Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.

  • Привлекайте внимание малыша: «Слышишь, как идет (стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет» и т.п.

  • Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному теле­фону. Предложите ребенку сделать то же.

  • Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать

песни, инсценировки для детей.

^ Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

  • Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Расска­зывайте ему о том, что вы видите.

  • Возьмите за привычку комментировать все, что вы де­лаете.


Детально проговаривайте то, что происходит или про­изойдет: Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдем и т.п. Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.
^ ПУСКОВОЙ МОМЕНТ

Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пы­таются дать ему словесный образец: «Скажи часы, скажи ложка». «Скажи, скажи, скажи...» — без устали обраща­ются к малышу взрослые. К сожалению, у детей с задерж­кой формирования речи такие понукания вызывают негатив­ную реакцию. Иногда они начинают по подражанию повто­рять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет. Даже если ребенок может воспроизвести то или иное слово, он не использует его в реальной ситуации, во взаимодействии с окружающими людьми. Известно, что подражание — непременное условие овладения речью, но чтобы ребенок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появля­ются при общении - взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, то есть, когда необходимо назвать предмет.

Отсутствие речи может раздражать самого ребенка. Eго не понимают — он капризничает, выражает своё недовольство, протест плачем, криком, отказом что-либо делать, все интенсивнее прибегает к жестам.
Н и в коем случае не запрещайте ре­бенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о т о м, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.

Диалог

Основной «пусковой» момент появле­ния речи — общение.

Формирование речи происходит, прежде всего, в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге — взрослый. Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни «спровоцировало» ребенка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую реакцию ребенка в любом случае — как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на четкости произношения.

Пусть первые ответы ребенка — всего лишь отдельные разрозненные слова, они дают ему возможность общаться речевы­ми средствами и фактически становятся стержнем высказывания.

Критерий правильного ответа — понимание ситуации. Замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться, но в то же время и о несформированности ме­ханизма порождения речи.

1. Инсценировки

Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если Вы сде­лаете иллюстрации к ним. Когда ребенок затрудняется дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать на картинку. А вы обязательно сопровождайте чтение стихот­ворения, пение песенки жестами, превращая это занятие в маленький спектакль, серию сценок.

Пример: « ЕЖИК»

  • Что ж ты, Еж, такой колючий?

  • Это я на всякий случай:
    Знаешь, кто мои соседи?
    Лисы, волки и медведи!

(Б. Заходер)

2. Вопросы

Продумайте серию вопросов-ответов с выделенной, эмо­ционально окрашенной интонацией. Их хорошо использовать во время режимных моментов, на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попыт­ках рисовать, лепить, конструировать и т.п.

^ Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа — «да» или «нет». Их задают в реальных часто повто­ряющихся ситуациях (дома, на прогулке и т.п.). Например:

^ Хочешь есть? Идем спать? Давай играть? Дать тебе сок? Будешь смотреть телевизор? Ты не замерз? Видишь машину?
Наводящие вопросы

Цель таких вопросов — уточнить желание ребенка. На начальном этапе работы можно предлагать вопросы, подразумевающие ответ «да» или «нет» (в этом случае ребенок может ограничиться лишь кивком головы в ответ). В дальнейшем необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок был вынужден отвечать на вопрос словами или фразами.

Наводящие вопросы полезно использовать в ходе проведения сюжетного рисования (лепки, аппликации). Сюжетное рисование (лепка, аппликация) — это не просто занятие продуктивным видом деятельности, это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует (лепит, выполняет аппликацию) простые сюжеты из жизни ребенка, мира людей и природы, из сказок, комментируя каждый этап рисования.

Приведем пример. Взрослый берет бумагу, карандаши и предлагает малышу нарисовать море. «Вот волна. Теперь ты нарисуй волну. У тебя волна будет большая или маленькая? А кто в море живет? Рыбки. Давай рыбку нарисуем. Какого цвета будет рыбка? Она большая или маленькая? Где будем рыбку рисовать? Здесь. Покажи, где дно моря? Здесь, внизу. Давай нарисуем на дне камушки. Какие камушки? Правильно, круглые, маленькие». И т.д.

После каждого вопроса следует пауза в речи взрослого, в течение которой он ожидает ответа ребенка. Если в начале подобной работы ребенок в качестве ответа может просто показать пальцем нужное место на картинке или выбрать карандаш нужного цвета, то в дальнейшем от него требуют ответов в форме слов и фраз. Таким образом, при помощи наводящих вопросов удается организовать деятельность ребенка — как игровую, так и речевую.
3.Бытовые ситуации, связанные с режимом дня

Бытовые ситуации – это, когда ребенок пытается объяснить, что именно он хочет поесть, что хочет надеть, куда пойти во время прогулки, с какой игрушкой поиграть во время купания и т.п. Родители хорошо знают своего ребенка и часто понимают, порой интуитивно чувствуют, что он хочет. И в ситуациях, когда ребенок пытается выразить свои желания, стараются любым способом помочь ему. Однако здесь надо быть осторожными — не следует стремиться сделать всё за ребенка, облегчить ему жизнь, создать максимально комфортные условия. Иногда в знакомой ситуации лучше сделать вид, что вы не поняли, что ребенок имел в виду. Такое поведение близких лишний раз побудит ребенка постараться применить речевые способы выражения мыслей и желаний, а не жесты, показ.

Приведем пример. На прогулке ребенок тянет маму за руку и показывает рукой в определенном направлении, озвучивая свое желание словом: «Там!». Мама догадывается, что ребенок предлагает пойти на снежную горку, но не спешит это показать. Она предлагает ребенку озвучить свое желание: «Куда пойдем?» и ждет ответа от ребенка. Если ребенок затрудняется с ответом, то предлагает ему выбор из вариантов: «Пойдем в магазин? Или пойдем на горку?» Если ребенок отвечает кивком головы, можно сделать вид, что не поняли ответ: «Куда пойдем? Скажи!».
4. Продуктивные виды деятельности — рисование, лепка, аппликация

В ходе рисования (лепки, аппликации) можно создать особую ситуацию речевого общения (описание «сюжетного рисования (лепки, аппликации)». При этом главной задачей является не только обучение навыкам рисования (лепки, аппликации), но и развитие речи и общения. При этом используется простой сюжет. Приведем пример. Взрослый кладет на стол игрушку - птичку, лист картона и пластилин, предлагая ребенку поиграть: «Давай поиграем! Пришла к нам в гости... Кто пришел? Правильно, курица. Говорит курочка: "ко-ко-ко!" —Давай покормим курочку». Взрослый показывает, как нужно отщипывать небольшие кусочки пластилина и класть их на картон — это крошки. Все действия комментируются: «Это у нас хлеб. На, курочка, хлеб! Не ест... Как ты думаешь, почему? Правильно, хлеб большой, курочка подавится. Давай дадим курочке крошки — вот так. Какие крошки? Правильно, маленькие. Сколько крошек? Да, много крошек!» и т.д.
Материал подготовил учитель-логопед Каплин С.С. по книге Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко «Ребёнок плохо говорит. Что делать?»




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации по развитию речи ребенка периодизация развития речи iconТема собрания: «Развитие речи младших дошкольников»
Развитие выразительности речи. Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях...

Рекомендации по развитию речи ребенка периодизация развития речи iconКонсультация для родителей по развитию речи дошкольников
Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи...

Рекомендации по развитию речи ребенка периодизация развития речи iconРабочая программа по разделу «Развитие речи» для детей старшего возраста (5-7лет)
Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи

Рекомендации по развитию речи ребенка периодизация развития речи iconМетодические рекомендации по познавательно-речевому развитию детей Зам по вр кононенко Т. В
Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты...

Рекомендации по развитию речи ребенка периодизация развития речи icon«Методические рекомендации логопеда по развитию связной речи у младших...
В школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение...

Рекомендации по развитию речи ребенка периодизация развития речи iconМетодические рекомендации по развитию устной речи детей с нарушением...
Изучение развития устной речи у детей с нарушением речи начальных классов специализированной школы 5 вида 17

Рекомендации по развитию речи ребенка периодизация развития речи iconРекомендации для родителей по развитию речи ребенка
Существуют правила, которых надо придерживаться в разговорах с маленькими детьми

Рекомендации по развитию речи ребенка периодизация развития речи iconРазвитие речи ребенка в раннем возрасте
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования...

Рекомендации по развитию речи ребенка периодизация развития речи iconМетодические рекомендации по развитию выразительности речи у детей,...
Анализ литературных источников по проблеме формирования выразительности речи у дошкольников

Рекомендации по развитию речи ребенка периодизация развития речи iconДкр по методике развития детской речи с практикумом
Вариативные программы, используемые в доу. Содержание работы по развитию речи детей



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница