Разработка урока по историческому краеведению «Мой любимый город». Тема урока : «Мой любимый город» (слайд №1)




Скачать 89.11 Kb.
НазваниеРазработка урока по историческому краеведению «Мой любимый город». Тема урока : «Мой любимый город» (слайд №1)
Дата публикации28.06.2013
Размер89.11 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > История > Урок
Конкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории»
Сценарий проведения урока с использованием информационных технологий.
Разработка урока по историческому краеведению «Мой любимый город».
Абольянина Галина Владимировна,
учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа №9».

Разработка урока по историческому краеведению «Мой любимый город».
Тема урока: «Мой – любимый город» (слайд №1).

Предмет: историческое краеведение.

Класс: 8

Учащихся в классе (аудитории) 25

Тип урока: Урок закрепления знаний.

Цель урока: 1.В ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением конкретных вопросов, связанных с историей Астраханской губернии.

Задачи урока: 1.Продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать знаниями по конкретной проблематике, строить доказательство высказанной мысли.

2.Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса.

3.Развитие интереса к истории Астраханской губернии.

4.Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю, уважение к людям, живущим в нём.

I. Подготовительный этап,

II. Основной,

III. Завершающий.

^ Подготовительный этап.

Учитель даёт задание подготовить и написать краткий конспект выступления, даёт структуру (примерный план) описания исторического события, рекомендует необходимую литературу, даёт задание подобрать иллюстрации, фотографии и т.д. к событиям, связанным с историей Астраханской губернии.

Оборудование: Карта Астраханской губернии, фотографии, стенд «Астраханская губерния», рисунки, газеты, раздаточный материал.

^ Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Обширная, просторная

Родная сторона

Над городом узорная

Кремлёвская стена

Собора пятиглавые

С макушкой золотой

Как древнее заглавие

На книге городской.

На интерактивной доске открывается презентация «Астрахань». (Фрагменты природных и культурных памятников...) Звучит песня. «Астраханский вальс» слова и музыка Гладченко).

Астрахань. В ноябре 22 числа 1717 года по велению Петра суждено быть Астраханской губернии особо...

Прошло много лет. Мы с вами перенесёмся сегодня в Астрахань

древнюю. Готовясь к уроку я нашла вот эту карту, на которой отмечен какой-то маршрут (Слайд №2) и вот эту грамоту. (Слайд №3)

Грамота, сия подтверждает, что направляется Галина Владимировна в XXI век на урок в 8 класс, дабы отправиться с отроками в путешествие во времена далёкие, чтобы установить:

1. Как идёт охрана и укрепление Астраханской губернии?

2. Как люди славные обрабатывают пахотные земли, развивают ремесло?

3. Как живут люди в Астраханской губернии.

Во время путешествия обретите в сердце своём знания великие!!! Радуйтесь отроки, ибо как солнце щедро дарит тепло и свет миру, так и наука дарит тайны свои добрым людям, пытливым натурам.

^ Ученик: А куда мы отправимся?

Учитель: А это нам подскажет карта.

«Здесь дышать, и веровать легко

В тишине безветренного утра!

Древний кремль доверчиво и мудро

Даст увидеть то, что далеко...

(Н. Мордвина).

Начнём мы наше путешествие с сердца Астраханской губернии - Астраханского кремля и его главной святыни - Успенского собора. (Открывается презентация, учащиеся в театрализованных костюмах рассказывают о строительстве Успенского собора и о строительстве Кремлёвского ансамбля).

А как храм освятили,

То с посохом,

В шапке монаршей,

Обошёл его царь

От подвалов и служб

До креста

И окинули взором

Его узорчатые башни

«Лепота», - молвил царь

И ответили все: «Лепота!»
Учитель: Сегодня архитектурный ансамбль Кремля является визитной карточкой города. В 1722 году Пётр! посетил Астрахань. Первой достопримечательностью, которая запала в сердце императора, был Астраханский кремль и его главная святыня - Успенский собор.

Из Астраханского кремля мы направляемся с вами на площадь городских весов (пл. Октябрьская) (Слайд №5).Здесь взвешивали грузы, привозимые для продажи. Ведущими отраслями хозяйства Астраханского края были рыбный и соляной промысел. По преданию, рыбы было так много, что когда Пётр I захотел проплыть по Волге, то его гребцы не могли работать вёслами, попав в косяк рыбы. Почти, 1,5 млн. пудов рыбы вылавливали астраханские рыбаки только в море. На площади весов можно было встретить много народа. Нередко спрашивали: «А какой народ является «коренным» в астраханской губернии?»

Сценка №2. «Астраханский торг в XVII веке». Учащиеся в национальных костюмах громко расхваливают свои товары, предлагают их купить. Здесь в изобилии арбузы, яблоки, груши, вишни. Один купец хвастался, что в 1603 году торговал отличным крупным виноградом, ягоды были больше сустава на пальцах руки. Один купец хвастался, что в путину наловил сетями много белуги, осетра, запас чёрной икры и всё выгодно продал на ярмарке.

Учитель: В этой сценке имеются две ошибки. Назовите их. (В XVII веке красную рыбу сетью не ловили, а вот виноград появился только в 1613 году).

Учитель: С давних времён Астраханский край формировался как многонациональный. Так вот, внимательное изучение Астраханской истории убедительно показывает, что собственно коренного населения на нашей территории нет! Все мы астраханцы, являемся потомками пришельцев. Во второй половине XVIII века астраханские земли активно заселялись татарами, мордвой, чувашами. Перешедшие на оседлость юртовцы образовали селения: Три Протока, Кучергановка, Семиковка. В 80-е годы XVIII века на астраханских землях появились ногайцы - карагаши, основав Сеитовку и Кошетаевку. А в конце XVIII - начале XIX века с полуостровка Мангышлак в низовье Волги переселились туркменские племена абдал и игдыр. В астраханский край устремились армяне, грузины...

Многонациональность, остаётся и по сей день отличительной чертой Астраханского края. В астраханской губернии сейчас проживает более 150 национальностей. Продолжаем наше путешествие:
Приезжают к тебе

Погостить отовсюду:

Из больших городов,

Из аулов и сёл,

Разных наций и рас

Добродушные люди,

И ты щедро для них

Накрываешь свой стол.

(В. Ерофеев).

Учитель: А чем богата Астраханская губерния?

Учитель. Астрахань издавна славилась своими фруктами. Ещё с 1723

года было предписано доставить ко двору астраханские арбузы, виноград, дыни. Природные богатства края - соль, рыба – приносили немалые доходы российскому купечеству. Астраханская губерния давала свыше 1/3 всех рыботоваров и 1/3 соли, поставляемых на рынки страны. Астраханская губерния богата не только овощами, фруктами и рыбой. С 1960 года в области началась промышленная добыча газа. (Презентация «Добыча газа в Астраханской области»). Разработана программа защиты окружающей среды.

Задание: Викторина. Знаешь ли ты историю Астраханского рая?

Учитель: Но самое большое богатство Астраханской области – это люди. Во славу предков и в пример потомству вписали свои имена в историю Астраханской губернии.

А герои Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов явились ярким примером героизма и самопожертвования, символом единства всех народов многонационального края. Свыше восьмидесяти наших земляков стали Героями Советского Союза, а бывший рабочий судоремонтного завода имени III Интернационала Николай Михайлович Скоморохов эту награду получил дважды. (Слайд №13)

В Астраханской губернии помнят и чтут подвиг наших земляков. И всегда возле памятника войнам - защитником лежат живые цветы.

Знаменита Астраханская земля и своими меценатами.

В 1802 году на пожертвования братьев Губиных (слайд №14)

была построена Астраханская Мариинская женская гимназия, 1830 год рыбопромышленник Сапожников создал приют для сирот. В 1906 - 1907 годах купец второй гильдии Григорий Косов с супругой построили на городской земле у Николаевского парка здание городской торговой школы с шестью школами, астраханская губерния и сегодня ощущает помощь меценатов. Свою лепту они вносят в реконструкцию, реставрацию соборов и жилых зданий, мостов и площадей. К 440летию Астраханской епархии был освящён храм Святого Владимира (слайд №15).

С каждым годом наш город становится краше.

Говорят, город жив, когда жива память человеческая и жива вера.

Путь человека к Богу лежит через храм. Из древних времён, несмотря на экономические трудности и вопреки им, словно утверждая свою веру и свою силу, строили храмы.

На средства администрации города и области, пожертвования жителей города на Новом русском кладбище был воздвигнут храм.
Душу выполоскать в молениях,

Чтобы свет она обрела.

Чтобы после нас поколения,
В жизнь входя, не творили зла...
Наше путешествие подошло к концу. Остаётся последнее задание: Составить донесение о путешествие к царю Петру Алексеевичу. (На столах учащихся листочки).

Донесение.

Милостивый государь Пётр Алексеевич!

Бьём челом и докладываем, что отроки 8 класса совершили путешествие и установили:

1. Астраханская губерния укреплена и надёжно охраняется.

2. Жители губернии обрабатывают пахотные земли, разводят сады и огороды, ловят рыбу. Развивают прочие ремёсла и разводят разную домашнюю живность.

3. На гербе губернии корона и меч, помещены на щите лазаревого цвета, олицетворяют не только силу и власть, но и красоту этого удивительного края.

4. Во время путешествия мы приобрели много интересных знаний о нашем крае. Тем из нас, кто показал отличные знания, присвоено звание «Титул умника».

Астрахань, тобою я горжусь

И твоим величием взволнован.

Если в этом мире повторюсь,

Повторюсь я в Астрахани снова.

(Б. Свердлов)

Учитель: Вы узнали очень много интересного об Астраханской губернии, ну а кто захочет узнать больше, советую заглянуть в нашу библиотеку. Где вы найдёте все эти удивительные книги об Астраханской губернии. Выставка книг об Астраханской губернии.

Подведение итогов урока.

Использованные источники и литература:

История Астраханского края. АГПУ. 2000 г.

Марков А.С. Пётр Первый и Астрахань. Астрахань. 1994 г.

Марков А.С. Были Астраханского края, Астрахань. 1996 г.

Протасевич Г.Н., Никифорова Н.А. Природа нашего края. Астрахань.1991 г.

Травушкин Н.С. В краю тысячи рек. Волгоград. 1988 г.

Используемые ЦОР: Презентация «Мой любимый город»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по историческому краеведению «Мой любимый город». Тема урока : «Мой любимый город» (слайд №1) iconСочинение «Город мой, город чудесный…» Учитель: Левченко Мария Ивановна...
«Город мой, город чудесный…» Это слова из «Песни о городе», ставшей неофициальным гимном города Железногорска, моего родного города,...

Разработка урока по историческому краеведению «Мой любимый город». Тема урока : «Мой любимый город» (слайд №1) iconМой любимый город

Разработка урока по историческому краеведению «Мой любимый город». Тема урока : «Мой любимый город» (слайд №1) icon2 апреля 2012 года в мдоу №99 «Почемучка» прошел смотр-конкурс чтецов...
Мдоу №99 «Почемучка» прошел смотр-конкурс чтецов среди детей «Мой любимый город»

Разработка урока по историческому краеведению «Мой любимый город». Тема урока : «Мой любимый город» (слайд №1) iconУроки, музыка, друзья и жизни бег
Мне нравится излагать свои мысли в стихах. Мои любимые темы стихов природа и мой любимый город. Мой любимый автор А. С. Пушкин. Музыка,...

Разработка урока по историческому краеведению «Мой любимый город». Тема урока : «Мой любимый город» (слайд №1) iconТема недели: «Мой дом, мой город»
Тема недели: «Мой дом, мой город». Цель: Знакомство с родным городом, его названием, основными достопримечательностями

Разработка урока по историческому краеведению «Мой любимый город». Тема урока : «Мой любимый город» (слайд №1) iconСтягова Людмила Викторовна. Нод образовательная область «познание»....
Познакомить детей с достопримечательностью города- домом- музеем им. Т. Н. Хренникова

Разработка урока по историческому краеведению «Мой любимый город». Тема урока : «Мой любимый город» (слайд №1) icon«Любимый город мой – Моздок» Стихотворение ученицы 9в класса мбоу...

Разработка урока по историческому краеведению «Мой любимый город». Тема урока : «Мой любимый город» (слайд №1) iconТема: Мой любимый писатель
Любимый край, моя Тоджа! Когда я думаю о тебе, вспоминаются строчки из моего счастливого детства

Разработка урока по историческому краеведению «Мой любимый город». Тема урока : «Мой любимый город» (слайд №1) iconМагнитогорск мой любимый город Кондрух Анастасия 2 г класс
Магнитогорск – второй по численности населения город Челябинской области (410 885 человек) один из деловых, промышленных, культурных...

Разработка урока по историческому краеведению «Мой любимый город». Тема урока : «Мой любимый город» (слайд №1) iconРайонный конкурс сочинений, посвящённый Году Учителя Мой любимый...
Прозвенел звонок, и я спешу на свой любимый урок урок литературы. Я знаю, что меня ждет удивительная встреча с миром красоты и добра....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница