Гибель парохода "Титаник", его история и уроки




НазваниеГибель парохода "Титаник", его история и уроки
страница1/13
Дата публикации28.06.2013
Размер2.05 Mb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > История > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Лоренс Бизли.
Гибель парохода "Титаник", его история и уроки.

Lawrence Beesley. The Loss of the S.S. Titanic: Its Story and Lessons.

© Houghton Mifflin, 1912.
© 2012 Предисловие, перевод с английского и приложение Дмитрия Митюкова (bigud@rambler.ru)

Предисловие.



1. Краткий библиографический обзор.
В ночь на 15 апреля 1912 г. потерпел крушение «Титаник», а вместе с ним миф о его непотопляемости. Но мифологический дух тотчас ожил, имея в лице журналистов и литераторов своих верных служителей. Инициатором культа выступило страховое общество Ллойд, издавшее по материалам своих бюллетеней том, названный: «Бессмертная история "Титаника": исчерпывающее повествование со множеством иллюстраций» (P. Gibbs. The Deathless Story of the Titanic: Complete Narrative with Many Illustrations. London: Lloyd's Weekly News, 1912). За кулисами мифотворчества были компании, озабоченные умножением лиц, разочарованных в кораблестроительных достижениях. Степень этого разочарования заметно превосходила воодушевление, отраженное двумя книгами 1910 г. издания, одинаково посвященными триумфальному развитию пароходостроения: E. Keble Chatterton. Steamships and Their Story и R.A. Fletcher. Steam-Ships. The Story of Their Development to the Present Day.
Еще недавно казалось, что мир безвозвратно изменился с 1838 г., когда маленький пароход «Сириус» безостановочно пересек Атлантику. И именно теперь, когда скоростной, вместительный и безопасный пароход олицетворял прогрессивное движение, как гром среди ясного неба раздалось известие о немыслимых жертвах, заставившее вопрошать небесного судью (A. White. The Titanic Tragedy: God Speaking to the Nations. Pentecostal Union, Bound Brook, New York, 1913). Но и ясный отклик свыше исказился бы в атмосфере невероятных слухов. Перед Комиссией Сената США исповедались десятки очевидцев, однако даже расспрошенный первым глава компании «Уайт Стар Лайн» г-н Исмей твердо знал мало что кроме номера своей каюты. Тем заметнее в кричащей разноголосице преобладали сенсации, в том числе автор книги с подзаголовком ONLY AUTHORITATIVE BOOK (ЕДИНСТВЕНННАЯ ДОСТОВЕРНАЯ КНИГА) сообщил о револьвере в руке капитана, самоубийстве первого помощника Мэрдока, опрокидывании четырех шлюпок по правому борту и др. небылицы (L. Marshall. The Sinking of the Titanic and Great Sea Disasters. Philadelphia, Pa.: The John C. Winston Co., 1912),.
С началом Первой мировой войны ажиотаж убудет, чтобы в 30-х годах «Титаник» стал индикатором грядущей мировой катастрофы. Умиротворяющих воспоминаний капитана "Карпатии" (Rostron, Captain Arthur. Home from the Sea. New York: Macmillan, 1931) было мало для успокоения европейцев ввиду беспечности вождей Англии и Франции к заклятому врагу Версальской системы А. Гитлеру. Ведь и капитан Смит беспечно читал извещения о ледовой опасности, а второй помощник Лайтоллер, клятвенно отрицавший в 1912 г. возможность наблюдения айсберга, теперь лишь повторил свое оправдание: "тогда все было против нас" (C. H. Lightoller. Titanic and Other Ships. London: Nicholson & Watson, 1935). Угодливость технократии уже не раз обличалась авторами антиутопий, и достаточно было переименовать «Титаник» в «Космос», чтобы скорее представить возобновление борьбы за мировое первенство (B. Kellermann. Das blaue band, S. Fischer, Berlin, 1938; русский перевод: Б. Келлерман. Голубая лента, М., Художественная литература, 1968). Устрашенная близкой развязкой публика охотно принимала не только поэтический взгляд на события (Pratt, E.J. The Titanic. Toronto: Macmillan, 1935), но и их совершенно фантастическую интерпретацию (Prechtl Robert. Titanic. E.P. Dutton & Co., New York, 1940).
Из Второй мировой войны цивилизация перешла к еще более интенсивным техническим усовершенствованиям, опираясь на принципы самоуправления машин и людей, основополагающие для кибернетики. Агонию «Титаника» воссоздаст У. Лорд, автор книги «Последняя ночь "Титаника"» (W. Lord. A Night to Remember. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1955), уточнивший смутные обстоятельства в контактах с живыми пассажирами и членами экипажа. Лорд обставит трагическую сцену множеством иллюстраций и укрепит справочными фактами, так что миф представится былью. Как следствие, несмотря на премированную в 1953 г. американскую картину Titanic, спустя 5 лет выйдет одноименный бестселлеру Лорда британский фильм. Много позже выйдет в свет книга Лорда: «Ночь продолжается: новые взгляды, гипотезы и откровения о "Титанике"» (W. Lord. A Night Lives On: New Thoughts, Theories and Revelations About the Titanic. New York: William Morrow, 1986). Поскольку речь шла о наиболее спорных моментах трагедии – уязвимой конструкции судна, бестолковом радиообмене, бесполезном запуске ракет, а также о безвестной траурной мелодии, – Лорд невольно облегчил дальнейшую мифологизацию «Титаника».
Бесспорно участие К. Кусслера, воззвавшего «Поднимите "Титаник"!» (Cussler, Clive, ^ Raise the Titanic! New York: Viking Press, 1976), в эпохальном свершении Р. Балларда, нашедшего через 9 лет культовые останки. Можно было не ждать откровений автора (R. Ballard. The Discovery of the Titanic. New York, Toronto: Warner Books, Madison Press, 1987), чтобы обломки трагической сцены вызвали ощутимый подъем творческих сил. Правда, судя по украшению Баллардом своей книги восхитительными картинами Кена Маршалла, от материализации «Титаника» до его фетишизации теперь был всего один шаг. Во всяком случае, литераторам стало труднее блеснуть своей оригинальностью, оценивая ли факты в свете мифа или оценивая миф в свете фактов:
М. Гарднер. «Предсказывалась ли катастрофа "Титаника"?», Нью-Йорк, Амхерст, 1986 (M. Gardner. The Wreck of the Titanic Foretold? Amherst, NY: Prometheus, 1986.)

М. Дэви. «"Титаник" – полный рассказ о трагедии», Бодли Хэд, 1986 (M. Davie. The Titanic - The Full Story of a Tragedy. Bodley Head, 1986.)

Л. Харрисон. «Из мифа о "Титанике": дело "Калифорниан"», Лондон, Уильям Кимбер, 1986 (Harrison, Leslie. A Titanic Myth: the Californian Incident. London: William Kimber, 1986.)

М. Дэви. «"Титаник": смерть и жизнь одной легенды», Нью-Йорк, Кнопф, 1987 (M. Davie. Titanic: the Death and Life of a Legend. New York: Knopf: 1987.)

Дж. П. Итон. и Ч. А. Хаас. «"Титаник": место катастрофы – легенда и реальность» Нью-Йорк, Нортон, 1987 (J. P. Eaton and C. A. Haas. Titanic: Destination Disaster - the Legend and Reality. New York: Norton, 1987.)

Ч. Р. Пеллегрино. «Его зовут "Титаник": нерассказанная история крушения и разыскания непотопляемого корабля», Нью-Йорк, МакГроу-Хилл, 1988. (C. R. Pellegrino. Her Name, Titanic: The Untold Story of the Sinking and Finding of the Unsinkable Ship. New York : McGraw-Hill, 1988.)

Д. Бристоу. «Мир праху "Титаника": рассказывают ли мертвые?», Детройт, Харло Пресс, 1989 (D. Bristow. Titanic, R.I.P. : Can dead men tell tales?. Detroit : Harlo Press, 1989)

Й. МакИннис. «Новый взгляд на "Титаник"», Шарлоттсвилль, Томассон-Гранд, 1992. (J. MacInnis. Titanic in a New Light. Thomasson-Grant, Charlottesville, VA, 1992.)

П. Бойд-Смит. «"Титаник": из малоизвестных исторических материалов», Саутгемптон, Уайт Стар, 1992. (P. Boyd-Smith. Titanic : From Rare Historical Reports. Southampton: Brooks, 1992.)

Дж. У. Хилтон. «Наследие "Титаника"», Издательство Стенфордского университета, 1995 (G. W. Hilton. Legacy of the Titanic. Stanford Univ Pr, 1995.)

Д. Бристоу. «"Титаник": легенда померкла», Центр. Калифорния. Литературная группа «Катко», 1995 (D. Bristow. Titanic: Sinking A Myth. Katco Literary Group of Central Calif., 1995.

П. Хайер. «Наследие "Титаника": катастрофа как медийное событие и миф», Уэстпорт, Прагер, 1995 (P. Heyer. Titanic Legacy: Disaster as Media Event and Myth. Westport, CT: Praeger, 1995.)
Едва ли найдется более очевидный признак устойчивости культа, отправляемого с наибольшей ревностью читателями страховых бюллетеней. В свою очередь, если "Титаник" остается жертвой случайности, неудивителен спрос на рассказы свидетелей катастрофы. В частности, книга Дж. Винокура «История "Титаника", рассказанная спасенными людьми» (J. Winocour. The Story of the Titanic: as Told by its Survivors. New York: Dover, 1960) составлена из воспоминаний пассажиров Л. Бизли и А. Грейси, радиста Х. Брайда и офицера Ч. Лайтоллера. Отдельно переиздавались многие воспоминания, и чаще всего книга Арчибальда Грейси «Правда о "Титанике"» (Gracie A. The Truth About the Titanic. Mitchell Kennerley, New York, 1913) – в 1973, 1985, 1986 и 1996 гг.
Свою книгу Лоренс Бизли писал, будучи убежденным в ответственности всего общества, а не только судовладельцев, в судьбе «Титаника». Стоит поэтому напомнить читателю социально-культурные истоки трагедии, вызвавшей до сих пор ощутимый резонанс.

2. Трагедия в одном акте с прологом.
Бурный прогресс техники в 19-м веке поощрял литераторов воображать сколь угодно дальние времена. Первым на научно-фантастическом поприще отличился Э. А. По, известивший в 1844 г. о 75-часовом перелете через Атлантику воздушного шара «Виктория». Это была очевидная "игра ума" по поводу летательной машины, движущейся к цели без особых натуг и риска. Между тем, если воздух, земля и море стали равнозначными стихиями, то завершающая фраза: "Какие великие события могут последовать, сейчас невозможно предугадать" устремляла бы внимание на космос, не буди автор интереса к подробностям сего предприятия. Конечно, будущее людей и в век машин зависело от образа их действий, выраженного отныне техническими средствами. Открывать это будущее сподручнее было изобретателям, чьи жизнеописания станут желаннее амурных авантюр. Начиная с романа «Пять недель на воздушном шаре» (1863) умами завладеет Жюль Верн, правда, его тогда же написанный роман «Париж в 20-м веке» ждал публикации 131 год, поскольку небоскребы, автомобили, факсимильные аппараты, калькуляторы, компьютеры и т.д. отражали духовный упадок современного им общества. (Издателя, отказавшегося публиковать этот прогноз, не тронули даже электрические аппараты, оживлявшие людей после катастрофического похолодания в Европе.)
Жюль Верн остережет людей от технической гонки устами Робура-авиатора: "успехи науки не должны обгонять совершенствование нравов". Чуть раньше Г. Дж. Уэллс в «Машине времени» (1895) заметит: чем большие победы над силами природы дарует нам техника, тем уязвимее мы перед силами, кроющимися внутри нас. Но сдерживать прогресс удается разве что под впечатлением от массовых человеческих жертв, недаром Лао-цзы призывал отказаться от употребления орудий редких жителей маленьких государств. Грядущая с начала 30-х годов мировая война побуждала Уэллса осветить события, предшествующие военному кризису и следующие за ним. В «Облике грядущего" (1933), коль скоро агрессор явится вооруженным газовыми авиабомбами, сгустившиеся сумерки мира рассеются искусственным светом не раньше 2055 года. То есть, лишь когда "лихорадочное напряжение" сменится "спокойной эффективностью", общество воспользуется мобильными радиотелефонами и осуществит лунную экспедицию.
Тем временем определится цена неотложного решения технических проблем в борьбой за место под первобытным солнцем. У. Лорд в предисловии к своей реконструкции трагической ночи припомнил М. Робертсона (1861-1915), автора романа «Тщета, или крушение "Титана"» (1898). Этому названному "писателем-горемыкой" человеку удалось видеть исполнение почти всех своих прогнозов после поисков счастья в качестве ковбоя, часовщика, помощника капитана и ювелира. За 19 лет было издано свыше 200 произведений Робертсона, большей частью коротких фантастических рассказов о плаваниях в трудных, а то и просто адских для моряков условиях. Выше всего его творчество оценили в компании Holland Submarine, уплатившей 50 тыс. долларов за идею перископа из книги «Истребитель подводных лодок» (M. Robertson. The Submarine Destroyer, 1905).
Немеркнущую славу Робертсона составили характеристики и обстоятельства гибели гигантского судна, причем в "Тщете" освещается и драматизм взыскания страхового вознаграждения. Схожесть гипотетического и реального кораблей феноменальна, и все же с 1907 по 1929 г. Голубую Ленту Атлантики присуждали «Лузитании» и «Мавритании». Этот успех компании «Кунард» отозвался появлением у ее конкурента «Уайт Стар Лайн» менее скоростных, но колоссальных пароходов. Здесь ощутим как классический олимпийский дух, переданный в английском языке однозначным словом "olympic", так и дух архаический (синонимы слова "titanic": колоссальный, гигантский, монументальный и т.д.). «Олимпик» и «Титаник» – третье судно собирались назвать «Гигантиком» – олицетворяли исконное стремление человека к преимуществу во всех обстоятельствах.
Одинаково судьбоносным для «Титана» и «Титаника» является айсберг – случайность тем большая, чем большей неуязвимостью наделены мореходы. Для актуализации этой опасности Уильям Стед написал фантастический рассказ «Из Старого Света в Новый» (W. T. Stead. From the Old World to the New, 1892) о пароходе «Маджестик», который с 2000 чел. на борту шел во льды ради снятия с айсберга чуть живого человека. Через 20 лет Стед погибнет вместе с «Титаником», искупив своей жизнью решение Международной Конвенции по безопасности мореплавателей учредить в 1913 г. Международный ледовый патруль (International Ice Patrol).
Если айсберги существуют, уму непостижима беспечность к ним. Остается считать катастрофы средством возбуждения публики, живущей день ото дня. Августовским вечером 1911 г. британский лайнер “Columbia” с 599 пассажирами обезобразил свой нос об айсберг в акватории о. Нью-Фаундленд, причем избежать удара не помогли ни сниженная в тумане скорость, ни команда «полный назад». К счастью, занимавшие носовой отсек мешки с песком ослабили натиск, и пассажиры сохранили спокойствие, даже получив контузии и оцарапав льдом лица. Согласно газете “The New-York Times” от 7 августа, в салоне I класса был некто Дж. Найлсон, оказавшийся также на борту корабля “City of Rome” при его столкновении с айсбергом в 1899 г. О теперешнем ударе ему напомнят одежда, запятнанная острым супом с пряностями, мороженым, кофе, жареными почками и др. кушаньями. Отужинав, посетители салона перешли в музыкальную комнату на концерт – куда менее занимательный в сравнении с пляской тарелок и бокалов в момент столкновения. Благодарные за изысканное времяпровождение господа и дамы собрали 19 долларов и разделили их между впередсмотрящим матросом, помощником боцмана и наиболее оцарапанным смазчиком машинного отделения. Последняя репетиция трагедии оставила впечатление комического зрелища, хотя инцидент настораживал тем, что свершился под отраженный от невидимого айсберга звук туманного горна, а капитана «Колумбии» оправдывал лишь 10-летний перерыв в плаваниях на севере.
Мир содрогнется известием о «Титанике», погибшем тихой ночью в первом плавании. Жертвам кораблекрушения позволяются гиперболы, соразмерные злополучному кораблю. Однако к правдивости обязывала утрата именитых пассажиров, к тому же публика ужесточала спрос с виновников катастрофы. Увы, требование правдивости во многом останется невыполнимым, поощряя мифотворчество. Лоренс Бизли осуждал домыслы, пользуясь запасом собственных впечатлений. Пусть его впечатлительность не заменяет фотоматериалы, утонувшие вместе с «Титаником», те словно всплывают благодаря воспоминаниям этого человека.
К экстренным реформам взывали люди, чьи лица и голоса оживлялись памятью Бизли. Но жертвы также оскорбительны для разума, часто выручающего и всегда отличающего людей просвещенных. На борту «Титаника» Бизли, будучи школьным учителем, привычно находил закономерности, свойственные стихиям, кораблям, небесным телам, людям, чайкам и т.д. Пусть загадки еще оставались, роковые случайности казались ему малозначительными редкостями, а колоссальные творения цивилизации мыслились неуязвимыми. Соответственно, женщины несмотря на тревогу медлили покидать плавучую "вавилонскую башню", и лишь поэтому спаслись несколько больше пассажиров-мужчин, включая Бизли. Насколько легко оказаться "за бортом" общества нарушителям действующих правил, он убедится через 46 лет, консультируя фильм "A Night to Remember". Бизли просил разрешения участвовать в финальной сцене, но получил отказ ввиду исключения съемки посторонних по правилу актерского профсоюза. Хотя он все же проник в толпу статистов переодетым, режиссер заставил его вторично сойти с тонущего «Титаника».
Останавливаясь на скандальных темах, Бизли разоблачал заблуждения, ведь пучина сногсшибательных сенсаций затрудняла жизненно необходимые усовершенствования. Поскольку действия экипажа были непоправимы, легко было выражать сочувствие капитану Смиту – тем паче, ультимативным ответом на радиограммы о льдах прямо по курсу были трубы и мачты гигантского судна, изрядно скошенные назад. Оправдать спасение Исмея было бы гораздо труднее, не окажись спасенными китайцы, неведомо откуда взявшиеся в его шлюпке. Эта снисходительность соразмерна благодарности Бизли за спасение его жизни, но он остался безутешным ввиду явного теперь крушения классического мировоззрения.
О «Титанике» напоминают все человеческие действия, устремленные к триумфальному результату, случись тот плачевным. Судя по встрече спасенных в нью-йоркской гавани, общество не спешит освещать катастрофу беспристрастно, и поэтому Бизли так обстоятельно описал трагическую сцену в лучах небесного света. К утру под угасавшими звездами сменятся декорации, и маленькая «Карпатия» благополучно выйдет из ледяного царства, оказавшегося фатальным для колосса. Стало быть, большому кораблю отвечает и катастрофа должного масштаба – безотказный стимулятор внимания к мемориальным останкам. Между тем сенсационная находка Балларда вызывает смешанные чувства. Чем дольше публика рассматривает артефакты со дна Северной Атлантики, тем более обыденными они становятся. Но даже если ущерб образу «Титаника» будет непоправимым, безусловно уникальными останутся впечатления, испытанные Бизли во время плавания легендарного парохода.


^ Гибель парохода "Титаник", его история и уроки.
Лоренс Бизли,
Один из спасенных


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гибель парохода \"Титаник\", его история и уроки iconГибель парохода "Титаник", его история и уроки
Предисловие, перевод с английского и приложение Дмитрия Митюкова ()

Гибель парохода \"Титаник\", его история и уроки iconМилош Губачек Титаник ««Титаник», 2-e издание»: Попурри; Минск; 2000; Перевод: И. Мачульская
В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года гигантское судно «Титаник» увлекло в ледяную бездну 1500 человек. Об этой одной из крупнейших...

Гибель парохода \"Титаник\", его история и уроки iconПрограмма вступительных экзаменов по закону божию священное Писание Ветхого Завета
Призвание Авраама и его переселение в обетованную землю. Явление Бога Аврааму у дуба Мамврийского. Гибель Содома и Гоморры. История...

Гибель парохода \"Титаник\", его история и уроки iconВиктория Финли Земля. Тайная история драгоценных камней
Какой камень снялся в главной роли в фильме «Титаник»? Существует ли на самом деле проклятие знаменитого алмаза «Надежда»? Прочитав...

Гибель парохода \"Титаник\", его история и уроки iconПраздник книги «Чтение – лучшее учение» Цели
Мы поговорим о роли книг в нашей жизни, о пользе чтения. «Пусть слово живое твой разум и душу разбудит, введёт тебя в мир красоты»....

Гибель парохода \"Титаник\", его история и уроки iconУчитель: Щемерова Татьяна Семёновна
На экране кадры из к/ф “ Титаник “, звучит песня “ My Heart Will Go on “. Включается свет

Гибель парохода \"Титаник\", его история и уроки iconУроки-путешествия, интегрированные уроки, уроки-конкурсы
Уровень сформированности обязательных результатов обучения через посещения уроков по программам наблюдения, проведение административных...

Гибель парохода \"Титаник\", его история и уроки iconРазмышления над книгой А. А. Зиновьева “Гибель русского коммунизма”:...
Размышления над книгой А. А. Зиновьева “Гибель русского коммунизма”: вопросы, сомнения, альтернативные интерпретации

Гибель парохода \"Титаник\", его история и уроки iconПрограмма «Школа 2100». Имеются дополнительные платные уроки развития:...
С 5 февраля 2011 года в 00 в кабинетах №15, №16, №17 начинаются подготовительные занятия будущих первоклассников и запись в первые...

Гибель парохода \"Титаник\", его история и уроки iconУроки с использованием технологии ркм история
На стадии вызова учащимся предлагается вспомнить, что им известно о реформах Петра



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница