Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления 031400. 62 «Культурология»




НазваниеПрограмма дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления 031400. 62 «Культурология»
страница1/7
Дата публикации14.05.2014
Размер0.97 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
lit-yaz.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»


Факультет философии



Программа дисциплины

Теория и история зарубежной литературы

для направления 031400.62 «Культурология»

подготовки бакалавра

Автор:

Рогинская Ольга Олеговна, к.ф.н., доц. кафедры наук о культуре

факультета философии НИУ-ВШЭ (oroginskaya@hse.ru)

^

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ 5 сентября 2011 г. (Протокол № 48) _____________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ В. А. Куренной___________________

«_____» __________________ 2011 г. «_5_»__ сентября __________ 2011 г.

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2011 г.

Москва

^ Пояснительная записка
Курс «Теория и история зарубежной литературы» читается, в соответствии с базовым учебным планом направления 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра, во 2-4 модулях на 2 курсе отделения культурологии факультета философии и коррелирует с рядом других учебных курсов, в первую очередь - с курсом «Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается на 1 курсе) и «История западной культуры» (читается на 2-3 курсах).
Продолжительность и структура курса: 25 лекций, 17 семинаров. По окончании курса студенты сдают экзамен.
Название курса («Теория и история…») требует совмещения и соотнесенности теоретического и исторического подходов. Кроме того, в рамках данного курса возникает необходимость включения в поле зрения студентов большого числа литературных произведений. При решении этой задачи преподаватель встает перед рядом трудностей. Первая - сравнительно небольшое (для курса, предполагающего большой объем текстов для чтения) количество часов, выделенных в учебном плане на данный курс. Вторая – более общего порядка - практические следствия современной культурной ситуации, породившей массовый отказ молодого поколения от старых привычек чтения и общения с книгой.

Соответственно, преподаватель стоит перед необходимостью оптимизации учебного процесса и отказа от традиционного линейного (в соответствии с хронологией) и экстенсивного (традиционные для филологических факультетов и отделений списки для чтения (лектюры)) представления материала.
В связи с этим содержание курса распределено на 4 проблемно-тематических блока.
Первый блок (8 лекций, 4 семинара) посвящен рассмотрению общих вопросов теории литературы и основных аспектов анализа литературного произведения (одновременно происходит знакомство с основными литературными теориями и научными школами литературоведения XX века): 1) научный статус литературоведения, критика и риторика, науки о литературе; 2) литература и литературность; внешние границы литературы; литература и словесность; исторический характер понятия литература; 3) внутренние границы литературы, литературные роды и жанры, высокая литература, феномен массовой литературы; 4) поэзия и проза, поэтический язык, стиль, фигуры речи; 5) повествование, интерсубъективные отношения в литературе, сюжет и фабула, точка зрения; 6) автор и герой, типы речи, несобственно-прямая речь, «поток сознания», интердискурсивные отношения в литературе, виды повествования в литературе XIX-XX вв.; 7) интертекстуальные отношения в литературе; 8) проблема читателя, герменевтические аспекты изучения литературного текста.

По окончании первого блока учащиеся пишут первую домашнюю контрольную работу, уточняющую и проверяющую освоение учащимися основ нарратологического анализа.
Второй блок (6 лекций, 6 семинаров) посвящен обсуждению основных вопросов исторической поэтики: 1) эпос и миф, миф и сказка, эпический герой; 2) эпопея и трагедия, герой эпический и герой трагический; 3) народный смех, площадной театр; ритуал, карнавал, сатира; комедия; 4) рождение романа, роман как «буржуазная эпопея Нового времени»; 5) рождение лирики, лирический мир и лирический герой, поэтическая образность; 6) литературный жанр, от нормативной поэтики к неканоническим жанрам, жанр и модальность высказывания. При этом на семинарах – под тем или иным теоретическим ракурсом - обсуждаются конкретные литературные произведения: 1) происхождение и трансформация литературно-мифологических сюжетных архетипов; 2) эпическая и драматическая поэзия, эпический сюжет и драматический конфликт, герой в эпике и в драме; 3) эпический мир и эпический герой, эпическая ретардация, предметная деталь в эпосе, эпические время и пространство; 4) от эпического мира и героя к романному, «мифологизм» в литературе XX века; 5) новелла как жанр и структура; 6) сонет как жанр и структура.
Третий блок (7 лекций, 7 семинаров) посвящен обсуждению выходящей за рамки собственно литературоведения культурологической и эстетической проблематики, в частности, рассмотрению таких понятий, как «реальное»/ «реалистичное», «страшное» («ужасное»), «смешное», «гротескное», «утопическое», «антиутопическое», «абсурдное», «ироническое». Такой принцип подхода к анализу литературного произведения представляется продуктивным, учитывая культурологическую направленность профессиональных интересов студентов. По окончании третьего блока студенты пишут вторую домашнюю контрольную работу.
Четвертый блок (4 лекции) посвящен обсуждению проблематики социологии и антропологии литературы (внешние подходы к изучению феномена литературы), что также (но уже с другой стороны) расширяет узко-специальное литературоведческое рассмотрение материала. Этот блок включает в себя следующие темы: 1) история литературы как история чтения: от сказительских практик к бумажной книге, революции чтения, история литературы как история читателей; 2) история литературы как история авторства, «биографический миф» и его роль в истории литературы и культуры; 3) литература как социальный институт; место, роль и формы литературы в культуре Нового времени; литература, женщины и дети; 4) литературная классика, культовая литература, литература и мода.
Специально разработанные задания и проверочные тесты направлены на формирование у студентов исторического восприятия материала (привычки задавать вопрос «Когда это было?» и тренировку памяти (необходимое условие эрудированности).
Работа на семинарских занятий предполагает чтение и разбор ключевых теоретических текстов, а также формирование навыков анализа художественного текста (семинары включают в себя элементы мастер-классов, групповой работы, работы в режиме close reading).
Помимо работы на лекциях и семинарах студенты пишут реферат и эссе (см. Приложения 1 – 2). Экзамен проводится в письменной форме по материалам лекций и семинаров.
^ Базовые учебники

Зенкин С.Н. Введение в литературоведение. Теория литературы. М.: РГГУ, 2000. 86 с.

Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы: Учеб. пособие. М. РГГУ, 1998.

Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. М.: Высшая школа, 1999.
Словари и энциклопедии:

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. ИНИОН РАН. М.: НПК «Интелвак», 2001.

Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М.: Intrada, 2004.

Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д.Тамарченко. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008.

Руднев В. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 2001. 608 c.

Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Сем. и практ. занятия



Программа лекций.

Блок первый.




Научный статус литературоведения. Критика и риторика. Науки о литературе.




2









Литература и литературность. Внешние границы литературы. Литература и словесность. Исторический характер понятия литература.




2










Внутренние границы литературы. Литературные роды и жанры. Высокая литература. Феномен массовой литературы.




2









Поэзия и проза. Поэтический язык. Стиль. Фигуры речи.




2









Повествование. Интерсубъективные отношения в литературе. Сюжет и фабула. Точка зрения.




2









Автор и герой. Типы речи. Несобственно-прямая речь. «Поток сознания». Интердискурсивные отношения в литературе.




2









Интертекстуальные отношения в литературе.




2









Проблема читателя.




2







Блок второй.



Эпос и миф. Миф и сказка. Эпический герой.




2







10Л

Эпопея и трагедия. Герой эпический и герой трагический.





2







11Л

Народный смех. Площадной театр. Ритуал, карнавал, сатира. Комедия.





2







12Л

Рождение романа. Роман как «буржуазная эпопея Нового времени».




2







13Л

Рождение лирики. Лирический мир и лирический герой. Поэтическая образность.





2







14Л

Литературный жанр. От нормативной поэтики к неканоническим жанрам. Жанр и модальность высказывания.





2







Блок третий.

15Л

Эффект реальности. Реалистический модус. Натурализм и реализм.





2







16Л

Гротеск. Исторические формы гротеска.




2







17Л

Дискурсы фантастического. Гротескно-фантастическое. Научная фантастика.





2







18Л

Литературная утопия. Антиутопия.




2







19Л

Страшное и ужасное в литературном тексте.





2







20Л

Ирония и абсурд.





2







21Л

Смех в литературе. Виды и формы смеха. Исторические формы комического.




2







Блок четвертый.

22Л

История литературы как история чтения: от сказительских практик к бумажной книге. Революции чтения. История литературы как история читателей.





2







23Л

История литературы как история авторства.





2







24Л

Литература как социальный институт. Место, роль и формы литературы в культуре Нового времени. Литература, женщины и дети.






2







25Л

Литературная классика. Культовая литература. Литература и мода.





2









Программа семинарских занятий и самостоятельных работ.

Блок первый



Литература и литературность.







2






Анализ поэтического текста.







2




1ДР

Анализ стихотворения. Проблема перевода стихотворного текста.










2



Повествование. Практикум по нарратологическому анализу текста.






2






Прямая и косвенная речь. Внутренний монолог. Несобственно-прямая речь. «Поток сознания». Виды повествования в литературе XIX-XX вв.








2




1КР

Повествование. Основы нарратологического анализа литературного текста.










6

Блок второй



Происхождение и трансформация литературно-мифологических сюжетных архетипов.







2






Эпическая и драматическая поэзия. Эпический сюжет и драматический конфликт. Герой в эпике и в драме.







2






Эпический мир и эпический герой. Эпическая ретардация. Предметная деталь в эпосе. Эпические время и пространство.







2







От эпического мира и героя к романному. «Мифологизм» в литературе XX века.







2






Новелла как жанр и структура.







2




10С

Сонет как жанр и структура.







2




Блок третий

11С

Реализм. Практикум по анализу текста.













12С

Гротеск в литературном произведении. Джонатан Свифт.













13С

Фантастика. Утопия и антиутопия.













14С

Страшное и ужасное в литературном тексте. «Чикамога» Амброза Бирса: анализ текста.














15С

Семинар-практикум: работа по группам. «Ворон» Эдгара По: текст и контекст.














16С

Семинар-практикум (работа по группам). «Превращение» Франца Кафки: текст и контекст.















Реферат на тему « «Превращение» Франца Кафки: pro et contra».










10

17С

«Тартюф, или Обманщик» Мольера: аспекты комического в литературном произведении.
















Всего

84

50

34






^ Программа лекций
Блок первый

Лекция 1. Статус литературоведения.

План лекции:

Рефлексия о литературе. Критика и риторика. Литературоведение как диахроническая дисциплина. Теория литературы и теория истории литературы. Историческая поэтика.

Литературоведение и смежные дисциплины: лингвистика, история, семиотика, эстетика, психоанализ. История идей, социальная история. Литературная эволюция. Горизонт ожидания. История или литература? История как литература.

Три типа анализа текстов: комментарий, интерпретация, поэтика.
Учебники:

Зенкин С.Н. Введение в литературоведение. Теория литературы. М.: РГГУ, 2000. Глава 1. Научный статус литературоведения.

URL: http://www.iek.edu.ru/publish/pult1.htm
Литература:

Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл / Пер. с франц. С.Н.Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2001. С. 228 – 260 (Гл. История).

URL: http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Compagnon_History.htm
^ Дополнительная литература:

Иглтон Т. Теория литературы. Введение (1983, 1996, 2008) / Пер. Е.Бучкиной под ред. М.Маяцкого и Д.Субботина. М.: Территория будущего, 2010. Там: Феноменология, герменевтика, рецептивная теория. С. 80-119. Структурализм и семиотика. С. 120 – 158. Постструктурализм. С. 159 – 185. Психоанализ. 186- 230. Заключение: политическая критика. С. 231 – 256.

Венедиктова Т.Д. О пользе литературной истории для жизни // НЛО, 2003, № 59.

URL: http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Vened_LitHistory.htm
Лекция 2. Литература и литературность. Внешние границы литературы. Литература и словесность. Исторический характер понятия литература.

^ План лекции:

Внешние границы литературы. Историческая обусловленность границ литературы. Литература и фольклор. Литература и словесность. Высокая и низкая литература. Литературный факт (Ю. Н. Тынянов). «Не литература, а литературность» (Р. Якобсон). Поэтическая функция высказывания. «Искусство как прием» (В. Б. Шкловский).

Конститутивный и кондициональный типы литературности (Ж. Женетт).


Учебники:

Зенкин С.Н. Введение в литературоведение. Теория литературы. М.: РГГУ, 2000. Глава 2. Понятие литературы.

URL: http://www.iek.edu.ru/publish/pult2.htm

Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. М.: Высшая школа, 1999. Там: Литературные репутации и иерархии. С. 122 – 142.


Словари и энциклопедии:

Руднев В. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 2001. Там: Остранение. С. 305.

URL: http://rudnevslovar.narod.ru/

Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д.Тамарченко. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. Там: Гюнтер Х. Остранение. С.154. Кравченко Э.Я. Речь художественная. С. 208 – 210. Тюпа В.И. Риторика и поэтика. С. 211 – 212. Фатеева Н.А. Стилистика. С. 245 – 246. Фоменко И.В. Текст художественный. С. 260 – 262.
Литература:

Иглтон Т. Теория литературы. Введение (1983, 1996, 2008) / Пер. Е.Бучкиной под ред. М.Маяцкого и Д.Субботина. М.: Территория будущего, 2010. Там: Введение: Что такое литература? С. 19 – 36.

Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл / Пер. с франц. С.Н.Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2001. С. 34 – 54 (Гл. 1. Литература).
Лекция 3. Внутренние границы литературы. Литературные роды и жанры. Высокая литература. Массовая словесность как новая область жанрового мышления.
План лекции:

Внутренние границы литературы. Литературные роды и жанры. Классификация Аристотеля («Поэтика»). Идея разного соотношения субъективного и объективного начал в искусстве у немецких романтиков (братья Шлегели, Шеллинг, Гегель). Жанр и модальность высказывания (Н. Фрай, Ж. Женетт). Идея архижанра Ж. Женетта.

Упадок жанрового мышления в литературе Нового времени. Роман как наджанровое образование. Массовая словесность как новая область жанрового сознания.
Учебники:

Зенкин С.Н. Введение в литературоведение. Теория литературы. М.: РГГУ, 2000. Глава 3. Литературные жанры.

URL: http://www.iek.edu.ru/publish/pult3.htm

Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы: Учеб. пособие. М. РГГУ, 1998. Глава 5. Массовая литература как социальный феномен.

URL: http://www.iek.edu.ru/publish/pusl5.htm
Словари и энциклопедии:

Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д.Тамарченко. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. Там: Тамарченко Н.Д. Род. С. 213 – 214. Тамарченко Н.Д. Жанр. С. 69 – 71.

Руднев В. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 2001. Там: Массовая литература. С. 221.

URL: http://rudnevslovar.narod.ru/
Литература:

Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл / Пер. с франц. С.Н.Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2001. С. 34 – 54 (Гл. 1. Литература).

Лекция 4. Поэзия и проза. Поэтический язык. Стиль. Фигуры речи.

План лекции:

Поэзия как ритмическая речь. Ритм и метр. Поэзия как исходная форма художественной речи (Ю.М.Лотман). Семантика метра (К.Ф.Тарановский, М.Л.Гаспаров). Звуковой образ поэтического текста. «Грамматика поэзии» (Р.Якобсон). Визуальная поэзия.

Поэтический язык. Стилистика. Учение о стилях в эпоху нормативной поэтики; «Вергилиево колесо». Стилистическая концепция Бюффона.

Фигуры речи. Тропы. Метафора и метонимия.
Учебники:

Зенкин С.Н. Введение в литературоведение. Теория литературы. М.: РГГУ, 2000. Глава 4. Поэзия и проза. Теория стиха. Глава 5. Поэтический язык, стиль, фигуры речи.

URL: http://www.iek.edu.ru/publish/pult4.htm

http://www.iek.edu.ru/publish/pult5.htm

Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. М.: Высшая школа, 1999. Там: Художественная речь (Стилистика). С. 226 – 240.
Словари и энциклопедии:

Руднев В. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 2001. Там: Ритм. С. 387.

URL: http://rudnevslovar.narod.ru/

Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д.Тамарченко. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. Там: Гиршман М. М. Проза. С. 188 – 191. Магомедова Д.М. Прозаизация. С. 191. Кравченко Н.Я. Прозаизм. С. 191 – 192. Тамарченко Н.Д. Прозаическое иносказание. С. 192 – 193. Гиршман М.М. Ритм. С. 210 – 211. Гиршман М.М. Ритмика. С. 211. Степанов А.Г. Рифма. С. 212- 213. Степанов А.Г. Метр. С. 121. Степанов А.Г. Стих. С. 250 – 251. Степанов А.Г. Стиховедение и поэтика. С. 251 – 252. Степанов А.Г. Язык поэтический. . 313 – 314.
Литература

Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл / Пер. с франц. С.Н.Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2001. С. 194 – 226 (Гл. 5. Стиль)

Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство-СПБ., 1996. Там: Гл. Поэзия и проза. С. 35 – 44.

URL: http://philologos.narod.ru/lotman/apt/2.htm#7
Полезные URL-ссылки:

Stéphane Mallarmè. Un сoup de dès n’abolira jamais le hazard (1897):

http://mallarme.direz.fr/Mallarme/CoupDeDes

http://mallarme.direz.fr/uploads/Mallarme/Coupde.pdf

Guillaume Apollinaire. Calligrammes: Poèmes de la paix et de la guerre 1913- 1916 (1918).

http://www.guillaume-apollinaire.fr/calligrammes.htm
Перевод поэмы Малларме "Бросок костей никогда не отменит случай на русский язык: http://ashtray.ru/main/GALERY/text%20art_calligrams/apollinaire/apollinaire.htm

Каллиграммы Аполлинера: 

http://ashtray.ru/main/GALERY/text%20art_calligrams/apollinaire/apollinaire.htm

Переводы на русский язык каллиграмм Аполлинера: 

http://lib.ru/POEZIQ/APOLLINER/apolliner1_5.txt

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»...

Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 031300. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (вторая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки
Цель освоения дисциплины «История зарубежной литературы» – сформировать у студентов

Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч....
Основная цель данного курса заключается в обобщении знаний, полученных при изучении предшествующих историко-литературных дисциплин;...

Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» (4 курс)  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины История русской музыки для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница