Предисловие Введение Глава I. Основные итоги изучения балкарского средневековья Глава II. Материальная культура и погребальный обряд




НазваниеПредисловие Введение Глава I. Основные итоги изучения балкарского средневековья Глава II. Материальная культура и погребальный обряд
страница1/17
Дата публикации14.06.2013
Размер3.17 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Балкария в XV - начале XIX вв

Батчаев В.М.



Предисловие
Введение
Глава I. Основные итоги изучения балкарского средневековья
Глава II. Материальная культура и погребальный обряд


  • Феодальные замки

  • Наземные усыпальницы (кешене)

  • Поселения и жилища

  • Погребальный обряд и вещевой материал

Глава III. Социальная структура, общественный строй, организация защиты
Глава IV. Балкария в XV – начале XIX вв. по данным письменных источников и устной традиции
Глава V. Христианство и Ислам в Балкарии
Заключение
Список сокращений




^ Приложения (Таблицы)

Таблица 1. Замок Курнаят. Юго-западная группа сооружений (частничная реконструкция с фотоснимка 1913 года и рисунка конца XIX века в альбоме Д.А.Вырубова)
^ Таблица 2-1. Башня в верховьях реки Сукансу. Ситуационный план
Таблица 2-2. Башня в верховьях реки Сукансу. План и разрез
Таблица 3. Замок Джабо-кала (разрез)
Таблица 4. Замок Джабо-кала (реконструкция по фотоснимку 1959 года)
Таблица 5. Башня Абаевых в селе Шканты (с рисунка З.П.Тулинцева, 1886 года)
Таблица 6. Башня Абаевых в селе Кюннюм (разрез и план)
Таблица 7. Усадьба князей Балкаруковых в Верхнем Чегеме (с фотоснимка 1924 года)
Таблица 8. Усыпальницы Абаевых в селе Шканты (с фотографии 1913 года и рисунка З.П.Тулинцева, 1886 года)
Таблица 9. Верхний Чегем. План некрополя Фардык
Таблица 10. Некрополь Фардык, усыпальница №1
Таблица 11. Некрополь Фардык, усыпальница №9
Таблица 12. Бескамерное сооружение в форме наземной усыпальницы. Некрополь Фардык (с фотоснимка 1924 года)
Таблица 13. Вещевые находки в укреплении Зылги (с.Верхняя Балкария)
Таблица 14. Вещевые находки во второй башне Абаевых в с.Кюннюм (1,5), замок Курнаят (2) и Джабо-кала (3-4, 6-7)
Таблица 15. Вещи из наземных усыпальниц №№2 (4), 3 (12), 5 (2, 10-11), 6 (1, 8), 9 (3, 5-7, 9) некрополя Фардык
Таблица 16. Серебряные нашивки на женскую шапочку и наземной усыпальницы близ церкви Байрым (АЭ КБНИИ 1959 г.)
Таблица 17. Инвентарь погребения №6 Кашхатауского могильника
Таблица 18. Инвентарь погребения №13 Кашхатауского могильника
Таблица 19. Одно из погребений Ташлы-Талинского могильника
Таблица 20. Одно из погребений Верхне-Холамского могильника
Таблица 21. Предметы из погребений Ташлы-Талинского могильника
Таблица 22. Вещи из семейной усыпальницы замка Усхур (1-9); из погребений Ташлы-Талинского (10), Верхне-Холамского (11-13, 15-16) и Байрымского (14) могильников
Таблица 23. Некоторые разновидности средневековых каменных надгробий (1 - Жанхотеко; 2 - Безенги; 3 - Верхний Холам; 4 - Хабаз)
^ Таблица 24-1. Христианская церковь на реке Гестенты (с фотоснимка 1913 года)
Таблица 24-2. Разновидности крестов на каменных надгробиях и стенах архитектурных сооружений
^ Таблица 25. Обследованный участок средневекового водопровода в селе Верхний Холам

Предисловие

История народов Северного Кавказа давно стала объектом изучения, но по многим важным проблемам и частным вопросам историки движутся вперед медленно и наошупь, не находя однозначных ответов и споря. Кавказоведение – наука относительно молодая и подобное положение вполне естественно при трудностях роста и ограниченности источников. Последнее, особенно характерно для северокавказских народов, не располагавших собственной письменностью и, соответственно, не создавших своей летописной традиции.

К числу таких недостаточно изученных и во многом дискуссионных проблем кавказоведения относится и средневековая история балкарцев и карачаевцев. Неясность и запутанность проблем этногенеза, культурогенеза и ранней истории этих народов способствует появлению околонаучных, дилетантских, зачастую спекулятивных теорий и концепций, получающих поддержку и широкое хождение в Балкарии и Карачае.

На наших глазах происходит процесс подмены науки, научных знаний об истории края паранаукой, читателю внушаются идеи о глубочайшей древности и историческом величии своего народа, о его связи с великими цивилизациями древности. Эти «детские болезни» искаженного исторического сознания и самоидентификации в той или иной степени присущи современной историографии всех республик Северного Кавказа и можно не сомневаться в том, что данный феномен в будущем станет предметом специального объективного исследования. Но сейчас, как ни печально об этом говорить, казалось бы, далекая от современных животрепещущих проблем история стала по существу идеологией, ангажированной политиками в политических целях. Опираясь на свойственную кавказским народам глубину исторической памяти и искреннее уважение к деяниям предков, подмастерья от науки наводняют книжный рынок и периодическую печать, телевидение «патриотической» наукообразной пропагандой.

В этих условиях «гласности» без берегов очень важно предоставить читателю возможность ознакомления и с иными, более строгими в научном отношении непопулистскими концепциями, основанными на объективных фактах и их непредвзятом анализе.

Любой народ, в том числе балкарский, должен знать свою подлинную историю, историю без грима и бутафорских декораций, какими внешне привлекательными они бы ни казались. Как тут не вспомнить слова А.С.Пушкина – «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Современному «возвышающему обману» должно быть противопоставлено научное исследование, а внимательному читателю – возможность сравнить и оценить позиции научных оппонентов.

Предлагаемая монография балкарского ученого, кандидата исторических наук В.М.Батчаева посвящена истории Балкарии XV - начала XIX веков – эпохе, очень слабо освещенной источниками и также слабо изученной. Между тем она поистине судьбоносна для балкарцев, а научное значение работы, вобравшей в себя острейшие проблемы социогенеза, глоттогенеза и культурогенеза не вызывает сомнений. Сразу же подчеркнем и острую дискуссионную направленность работы: не подверженный каким-либо конъюнктурным соображениям и модным «патриотическим» веяниям, В.М.Батчаев занимает строго научные позиции.

Монография В.М.Батчаева, написанная фундировано (в рамках существующих материалов), в то же время читается легко, интересно и доступна любому читателю, интересующемуся историческим прошлым балкарского народа.

Давая труду В.М.Батчаева общую положительную оценку, остановимся на некоторых наиболее заметных бесспорных и спорных положениях автора. К числу первых я бы отнес отстаиваемую исследователем концепцию социогенеза – общественного строя балкарцев XIV-XVIII вв., которой посвящена глава III. В настоящее время это, пожалуй, наиболее аргументированное и взвешенное изложение данной проблемы. Однако, на наш взгляд, здесь не хватает более обстоятельного и развернутого экскурса автора (возможно теоретического) о горском феодализме и его специфике в особых условиях кавказского высокогорья и безземелья. Это кажется тем более целесообразным на фоне утверждения В.М.Батчаева о синтезе на балкарском материале двух типов феодализма: степного тюркского и оседло-земледельческого. Данный тезис настолько значителен для дальнейших штудий по кавказоведению, что его было бы желательно в дальнейшем развернуть в специальное исследование, которое мы вправе ожидать от автора.

Вместе с тем отмечу неудачное, но часто повторяющееся в работе словоупотребление «балкарское средневековье», не разъясненное читателю. Речь идет о терминологической нечеткости выражения, ибо говорить следует о горском феодализме и его специфических особенностях в условиях Балкарии.

Нельзя не согласиться с заключением автора о необходимости шире использовать данные, предоставляемые нам устной, т.е. фольклорной традицией. В условиях острого дефицита письменных источников фольклорные тексты, несмотря на их нарративный характер, способны нести ценнейшую историческую информацию. И эту информацию следует извлекать, критически обрабатывать, оценивать и предоставлять ей статус дополнительного (иногда и основного) источника. Подобная практика давно существует в историографии Древней Руси (В.Я.Пропп, Б.А.Рыбаков, М.М.Плисецкий и др.). Сам В.М.Батчаев интересно и убедительно препарировал фольклорные Верхне-Чегемский и Верхне-Балкарский тексты. Очевидно, также исторически обоснована интерпретация преданий о маджарцах – выходцах из крупного золотоордынского города XIV в. Маджары на р. Куме, принесших с собой в горы огнестрельное оружие и ставших в Балкарии и Дигории местными феодалами благодаря тому же оружию. Хронологически эти вполне реальные события могут быть приурочены ко времени нашествия Тимура 1395 г. и разрушения Маджар, т.е. к началу XV в. Появление первого, примитивного огнестрельного оружия на севере Кавказа к концу XIV в. вполне вероятно (через посредство генуэзцев), но следует заметить, что этот вопрос еще специально не изучен.

В.М.Батчаев вводит в научный оборот новый этникон «маджарцы», подразумевая под ним тюркоязычное население Предкавказья, смешавшееся с ираноязычными аланами. Эта этнонимическая новация фольклорного происхождения нуждается в дополнительном осмыслении и проверке временем, но сейчас хотелось заметить, что автор излишне категорично отмежевывается от старых предположений о причастности к данному сюжету средневековых мадьяр – венгров. Дело в том, что не только Гильом Рубрук достоверно встречал в стране алан венгров (Гильом Рубрук. Путешествие в восточные страны. М., 1957, с.106,117),но генеалогические предания о венгерском происхождении зафиксированы в осетинском фольклоре, ряд осетинских фамилий, по В.И.Абаеву, имеет венгерское происхождение, отмечены явные языковые связи между осетинским и венгерским. Кроме того, версии В.М.Батчаева противоречит упоминание племени маджар византийским императором Константином Багрянородным в первой половине X в. – задолго до появления в степях Юго-Восточной Европы половцев. Безусловно, это факты, от которых нельзя отмахнуться. Они требуют объяснения.

Представляя исследование В.М.Батчаева читателю, я позволил себе остановиться лишь на некоторых построениях и выводах и дать ему общую положительную оценку. Естественно, что работой В.М.Батчаева история балкарского народа не исчерпывается и не завершается, в ней остается много нерешенных и неясных вопросов, над которыми будут работать новые поколения историков, ищущих ответа на вопрос – «откуда есть пошла балкарская земля»?

Вместе с тем книга В.М.Батчаева в наше время острой идеологической борьбы, происходящей под флагом исторической науки, является весьма своевременным ответом на поток околонаучных спекуляций. Прав В.М.Батчаев, когда он пишет: «Реальная действительность средневековья была намного сложнее и разнообразнее, чем это представляется сторонникам однозначных решений».

Мне кажется очевидным, что публикуемый труд В.М.Батчаева знаменует большой шаг в единственно верном направлении, ведущем к объективному познанию истории балкарского народа.

В.А.Кузнецов,
доктор исторических наук,
Заслуженный деятель науки
Российской федерации.

Введение

За период, истекший со времени возвращения балкарцев из изгнания и начала подготовки национальных кадров научной интеллигенции, был издан ряд сводных и монографических работ по истории этого народа, написанных как отдельными исследователями, так и авторскими коллективами. В целом они способствовали расширению наших представлений о далеком прошлом, и внесли существенный вклад в разработку узловых проблем балкарской истории.

К настоящему времени наши знания о предмете уже заметно полнее, чем, скажем, в довоенные годы. Но сказанное не подразумевает однозначно-позитивную оценку предшествующего, и особенно современного этапа балкароведения; наряду с неоспоримыми успехами здесь приходится констатировать и пробелы, и нарастание негативных тенденций.

К сожалению, многие из имеющихся пробелов связаны с отсутствием информативно полноценных письменных источников и, следовательно, невосполнимы. Но это еще не самое худшее. Худшее состоит в том, что отсутствие конкретной информации по тем или иным вопросам в прошлые десятилетия легко «компенсировались» официальными установками «марксистско-ленинской научной методологии», а в последние годы с еще большей легкостью «компенсируется» популистскими откровениями национал-патриотов от науки. Более того, при активном содействии властных структур заведомо антинаучные концепции внедряются в учебники и учебные пособия по истории края.

Таким образом, тема средневековой Балкарии продолжает оставаться в числе наиболее актуальных.

В работе, предлагаемой вниманию читателя, рассмотрены лишь некоторые из малоизученных аспектов темы. Например, вопрос о средневековой «политической» истории горских обществ как предмет специального изучения даже не ставился в науке. В настоящей работе делается попытка хотя бы отчасти восполнить этот пробел. При том дефиците источников, о котором говорилось выше, это представляет собой задачу почти неразрешимую. Неудивительно, что ее игнорирование стало такой же особенностью балкарской историографии, как и всеобщее увлечение этногенезом. Но так не может продолжаться без конца. Очевидно, это тот случай, когда даже самое неудачное начало предпочтительнее полного информационного вакуума.

Недостаточно полно разработан в литературе вопрос об особенностях социогенеза, локальной специфике и уровне развития балкарского феодализма. В большинстве случаев он рассматривается на материалах XVIII-XIX вв., а единичные экскурсы в эпоху средневековья поверхностны и небезупречны с точки зрения научной методики. Общим недостатком этих публикаций можно счесть чрезмерную архаизацию социальной структуры горцев.

К числу вопросов, затрагиваемых чаще всего вскользь, относятся также вопросы о христианстве и исламе в Балкарии, функциональных особенностях оборонных сооружений и т.д.

Между тем концентрация всего наличного фонда источников и наработок с привлечением незаслуженно забытых (или сознательно замалчиваемых) экскурсов, содержащихся в работах дореволюционных кавказоведов В.Миллера, М.Ковалевского, первого балкарского историка М.Абаева, а также анализ материала в свете наметившихся в последние годы новых подходов к решению общетеоретических проблем северокавказской медиевистики в целом – все это позволит устранить хотя бы наиболее очевидные просчеты прошлого и настоящего, конкретизировать или даже пересмотреть отдельные выводы, наметить новые направления поиска в разработке сложных и малоизученных аспектов темы.

Это и поставлено целью настоящего исследования. Работа написана на основе археологических, письменных, отчасти этнографических и фольклорных источников, опубликованных в изданиях различных лет, хранящихся в музеях и архивах КБР и России, а также добытых автором в ходе полевых археологических экспедиций 1970-2005гг. Выражаю также глубокую признательность М. Баразбиеву и Б. Кучмезову, ознакомившим меня с рядом интересных документов по истории Балкарии конца XVIII – начала XIX вв.

Слова особой признательности Бияслану Хакимовичу Атабиеву – директору ООО «Институт археологии Кавказа».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предисловие Введение Глава I. Основные итоги изучения балкарского средневековья Глава II. Материальная культура и погребальный обряд iconУчебное пособие Оглавление Введение. 2 Глава Психотерапия как медицинская...
Значение взглядов Г. Селье, И. П. Павлова, З. Фрейда на этиопатогенез и терапию неврозов. 21

Предисловие Введение Глава I. Основные итоги изучения балкарского средневековья Глава II. Материальная культура и погребальный обряд iconМифы Древнего Китая Предисловие Глава I. Введение Глава II. Как создавался мир
За последние 20-30 лет учёные создали немало исследований в этой области, на целине проторили дорогу, по которой уже можно идти,...

Предисловие Введение Глава I. Основные итоги изучения балкарского средневековья Глава II. Материальная культура и погребальный обряд iconБизнес на «том берегу» Введение Глава Офшорные мифы 21 Глава Офшоры: от древности до наших дней

Предисловие Введение Глава I. Основные итоги изучения балкарского средневековья Глава II. Материальная культура и погребальный обряд iconПрайм-еврознак
Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава Розум С. И. В частях II, IV-VIII:...

Предисловие Введение Глава I. Основные итоги изучения балкарского средневековья Глава II. Материальная культура и погребальный обряд iconКурсовая работа Оглавление Введение Глава Категория образа адресата...
Введение Глава Категория образа адресата в лингвистических исследованиях

Предисловие Введение Глава I. Основные итоги изучения балкарского средневековья Глава II. Материальная культура и погребальный обряд iconМанавадхармашастра Содержание Божественный прародитель Ману и его...
Уважаемый читатель, перед тобой открывается одна из самых почитаемых у индийцев книг. Традиция приписывает ее составление мифическому...

Предисловие Введение Глава I. Основные итоги изучения балкарского средневековья Глава II. Материальная культура и погребальный обряд iconПлан введение. Основная часть. Глава Причины кризиса протекционистской...
Борьба шла между старым и новым порядком, между старой и новой элитой. И эта борьба ''в Англии со времен хлебных законов прорывалась...

Предисловие Введение Глава I. Основные итоги изучения балкарского средневековья Глава II. Материальная культура и погребальный обряд iconЭкономика открытой экономики … 11 Глава
Контрольные задания … 44 Глава Функциональные взаимосвязи в международной экономике …

Предисловие Введение Глава I. Основные итоги изучения балкарского средневековья Глава II. Материальная культура и погребальный обряд iconКовалева Елена Введение Глава Домашние игры в ненастный день Глава Интеллектуальные игры
Мама и папа должны обязательно играть со своим ребенком, независимо от его возраста. Вспомните себя в детстве: с каким восторгом...

Предисловие Введение Глава I. Основные итоги изучения балкарского средневековья Глава II. Материальная культура и погребальный обряд iconПредисловие Введение Глава I. Юридическое значение акционерных компаний....
Сборника Государственных Знаний до окончания целого, хотя часть эта далеко не была еще отделана настолько, чтобы удовлетворить требованиям...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница