«Край, в котором я живу»




Скачать 74.89 Kb.
Название«Край, в котором я живу»
Дата публикации14.08.2014
Размер74.89 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > История > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Берсеневская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Урок мокшанского языка

« Край, в котором я живу»



Разработала: Дивеева Галина Сергеевна,
учитель начальных классов

Тема урока: «Край, в котором я живу»
Цель: создать условия для восприятия нового материала по теме урока.
Задачи:

образовательная – сформировать знания об истории родного края, отработать речевые навыки учащихся;

развивающая – развивать умение учащихся работать с текстом, дополнительным материалом, делать выводы;

воспитательная – приобщать детей к мордовскому языку, истории, этнокультуре, воспитывать у них культуру межнациональных отношений.

^ Тип урока: урок – путешествие

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, диски с аудиозаписями.
Урокть молемац / Ход урока.
1. Организационнай моментсь / Организационный момент

- Шумбратада, шабат!

- Шумбратада, вечкевикс оят!

- Шумбатада, кельгома ялгат!
^ Актуализация темы урока.

- Шабат, тячи минь мархтонт ётафттама аф совсем обычнай урок. Тячи минь ётатама краеньконь мазы вастованза; лятфтасаськ шачема – касома уженяньконь содаф ломанензонь.
^ Речевая разминка.

- Шабат, а коса эрятама мархтонт?

Ответы детей: Минь эрятама Мордовиянь республикаса;

- А коса минь шачема уженяньке?

^ Ответы детей: Лямбирскяй райононь, Берсеневка велеса.

Васенце кизефкссь, конань мон ёралень ба тейенть максомс тяфтама.

- Кода тинь шарьхкодьсасть, мезе тяфтамсь шачема, касома крайнясь? (Что такое Малая Родина?)

^ Ответы детей: Тя васта, коса шачсь ломанцть.

Тя васта, коса кассь ломанцть.

- Хотела бы добавить, что Малая Родина начинается с родного дома, с родного языка, с колыбельной песни матери.

^ Васенце станциясь: «Содама шинь уженя»
- Шабат, а коса тинь шачеде?

- Алена, коса тон шачеть?

- Мон шачень Тарасова велеса, Атяшевскяй районца.

- Кирилл, а тон коса шачеть?

- Мон шачень Рыбкина велеса, Ковылкинскяй районца.

- Владик, а тон коса шачеть?

- Мон шачень Саранск ошса.

- Наташа, а тон коса шачеть?

- Мон шачень Берсеневска велеса, Лямбирскяй районца.
^ Омбоце станциясь: «Берсеневка велесь»
- Шабат, эрьда аф ламос корхтатама Берсеневка веленконь колга.

Мезе тинь ёратада азондомс эсь веленттень колга?

(Учащиеся рассказывают о своем селе)

- Катя, а тон мезе ёрат азондомс?

(Стихотворение «Эряк и тят сиретькшне»)

- Да, шабат!

Вдь ули веле мокша – эрьзянь крайса

Берсеневка сон теенза лем макссть.

И содасы тя велеть мянь Россиясь,

Мес лама содаф ломань тяса шачсь.
^ Колмоце станциясь: «Содаф ломаттне. В. М. Чёгин»
- Шабат, а кодама содаф, знаменитай ломатть минь велесонк шачсть?

- Минь Берсеневка велесонк шачсь и кассь В. М. Чёгин.

- Шабат, В. М. Чёгин тонафнесь и аделазе минь Берсеневскяй школаньконь.

- А мезе тага содатада колганза?

- В. М. Чёгин – почетнай ломань минь республикасонк, Россиянь заслужаннай тренер, инь оцю тренерсь легкай атлетикаса – Мордовияса.

- Шабат, а кодапт сонь заслуганза?

- Сон касфтсь и тонафнесь лама чемпиотт Россияса, Европаса, Мирса и олимпийскяй чемпиотт по спортивной ходьбе.

- А кит нят?

- Тя Ольга Каниськина, Валерий Борчин, Анися Кирдяпкина, Сергей Кирдяпкин, Денис Нижегородов.

- Да, шабат, минь гордимся эсь земляконьконь мархта. Ёран азомс, што минь Лямбирский районца эряйхть и трудяйхть лама национальностень ломатть: русст, татархт, мокшет, эрзят и лият.

- Сембе ломаттне эряйхть фкя-фкянь мархта ладязь, фкя-фкяньди стака тевста лездыхть. И аф стак колганза ломаттне корхтайхть:

Благодатный мордовский край!

Это наша Малая Родина!
Шачема крайнезе – признаются в любви к нему мокшане;

Тирень ёнксонок – ласково и нежно называют его эрзяне.

Туган илемне яратам! – с любовью говорят о нем проживающие здесь татары.

^ Нилете станциясь: «Стихотвореният шачема – касома уженять колга»

- Шабат, минь тинь мархтонт тонафнеме стихотвореният шачема – касома крайнять колга. Мон ёралень ба штоба тинь лятфталесть и азондолесть.

(Учащиеся читают стихи на фоне музыки «Мокшень крайнясь»)

- Ребята, хочу вам сказать о том, где бы не был человек, куда бы не забросила его судьба, он всегда будет помнить свою Малую Родину!

^ Ветеце станциясь: «Физкультминутка»

- Шабат, тинь содасасть, что минь республиканьке ащи Мокша и Сура ляйхнень аймакса. Мокша – эрзянь народть пяк козя историяц и культурац. Пяк мазы мокша – эрзянь масторсь: луганзон, кели паксянзон, вирензон, мархта.

В мордовских лесах одним из самых прекрасных и любимых деревьев является береза. Сколько песен сложено в народе о белоствольной красавице с распущенными зелеными косами. В ее тени отдыхают, поют песни, водят хороводы.

(Учащиеся танцуют и поют песню «Луганяса келунясь» под аккомпанемент Дивеевой Г. С.)

- В зарубежных странах березу воспринимают как символ России. Береза роднит не только русские и мордовские песни и обряды, но и сами народы России и Мордовии. Тысячу лет она один из символов единства и дружбы двух народов.

^ Котоце станциясь. «Кроссвордсь»

- Ребята, я для вас приготовила кроссворд, но мы его разгадаем в том случае, если вы хорошо знаете города республики. Если мы правильно отгадаем города, то в красной линии выйдет ключевое слово.России


  1. Мордовиянь ошнень эзда, тя ошсь сембода сире. (Темников)

  2. Тя ошсь сембода од. (Ковылкино)

  3. Тя ошсь минь республикасонк инь оцю. (Саранск)

  4. Тя ошсь, райононь центра, коса шачсь С. Эрьзя. (Ардатов)

  5. Тя ошсь ащи Мокша ляйть кержи ширеса. (Краснослободск)

  6. Тя ошсь оцю железнодорожнай станция. (Рузаевка)

  7. Тя ошсь ащи Исса ляйть лангса. (Инсар)

- Так какое же слово получилось? (Мордовия)

- Молодцы, я вижу что города Мордовии вы все хорошо знаете.

- Шабат, кодама ошсь самай оцю минь республикасонк? (Саранск)

^ Сисемце станциясь: «Работа с учебником»

Морафтсаськ тексть «Ошса» (стр. 56)

Ответьте на вопросы на стр. 57

- Шабат, кунара минь тинь мархтон якаме экскурсияс Саранск ошу. Мезе тинь няеде столицаса, коса минь мархтонт улеме?

^ Ответы учащихся:

- Минь улеме Ледовай дворецса, Ушаковонь лемса соборса, Пушкинонь лемса детскяй републиканскяй библиотекаса, Национальнай театраса, Краеведческяй музейса.

Ребята, наша республика с каждым годом становится все краше, все богаче. Строятся новые дома, спортивные сооружения, театры, школы, детские сады. Саранск стал прекрасен и неузнаваем.
^ Кафксоте станциясь: «Работа в группах»

Шабат, ваность ня предложениятнень:


  1. Мон кельгса эсь

марнек Россияса

  1. Мордовияса эряйхть:

шачема краезень

  1. Минь республиканьке арась содафокс



мокшет, эрзят, русст, татархт

- Шабат, а знакомай ли теянть тя ломаньць? Кия тя?

- Тя Дмитрий Анатольевич Медведев – минь Россиянь презедентоньке;

- А тя кие?

- Тя Николай Иванович Меркушкин – минь Республикань Главаньке.
Ребята, все вы знаете, что в этом году наша республика будет отмечать знаменательную дату 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства.

(На фоне музыки учащиеся читают стихи.)
Бок о бок столетьями дружно мы жили,

Россы, мурома, чудь, пермь, мари, мордва…

Мы вместе!

Вместе мы – и есть Россия!

И в единстве этом наша сила!

Было так и будет навека!
Цвети Мордовия!

Ты сердцу всех родней!

Щедра твоя земля, прекрасны люди!

Нам греют души купала церквей,

Так было. Есть! И так навеки будет!
^ Вейхксоце станциясь: «Выводонь тиемась»
Шабат, тячи минь тинь мархтонт корхтаме эсь шачема, касома уженяньконь колга, республиканьконь колга конац канни мазы лем-Мордовия. Мон надиян, мезе минь тинь мархтонт урокса лятфтаме, иляды тинь мяльсонт.

Мне очень понравилось с вами работать. Вы молодцы. Понравилась в работе ваша активность, целеустремленность, ваш дружеский настрой в группах.

И я надеюсь, что вы еще больше будете любить и ценить родной край, в котором вы живете!

Уроконьке аделавсь. Няемозонк. Уледа шумбрат!

(Звучит песня «Вейсэ – марса»)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Край, в котором я живу» iconПоложение о проведение поэтического фестиваля «Край, в котором я...
«Край, в котором я живу», посвященного 70-летию образования Кемеровской области и 90 летию образования Прокопьевского района

«Край, в котором я живу» iconПояснительная записка Программа «Мир в котором я живу»
...

«Край, в котором я живу» iconКлассный час «Край, в котором я живу»,
Восточной Сибири к Русскому государству в конце xvi-первой трети XVII веков. Главной целью землепроходческого движения в Сибирь была...

«Край, в котором я живу» iconПрирода карелии
У тебя в руках учебник «Карелия. Край, в котором я живу». Много людей потрудилось, чтобы рассказать тебе, в каком удивительном крае...

«Край, в котором я живу» iconУрок защита проекта Тема: Край, в котором я живу
Расширить знания детей о родном крае, его природе, водном ресурсе, флоре и фауне, культурных памятниках, людях, которые прославили...

«Край, в котором я живу» iconКонспект занятия в 1 классе по курсу: «Край, в котором я живу» Тема:...
Обучающие: получение знаний о рыбах, их существенных отличительных признаках, особенностях строения, знакомство с водоемами данной...

«Край, в котором я живу» icon«В этом крае я живу, этот край я славлю» Славься край мой хлебородный
Успешное же выполнение намеченных планов невозможно без поиска новых путей и методов в работе

«Край, в котором я живу» iconКонкурс проводится по трем номинациям: Рисунок «Край, в котором я живу»
Организатором конкурса является Управление образования администрации Гурьевского муниципального района. Для проведения конкурса создается...

«Край, в котором я живу» iconПроект: «Город, в котором я живу» Актуальность
Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! В 2010 году наш город отпраздновал 60 – летие, этот проект посвящается...

«Край, в котором я живу» iconДом, в котором я живу
Открытое занятие на межрегиональном семинаре для воспитателей детских садов в старшей группе на тему



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница