Тема: нтр автор: Тулупова Татьяна Викторовна




Скачать 41.91 Kb.
НазваниеТема: нтр автор: Тулупова Татьяна Викторовна
Дата публикации16.06.2013
Размер41.91 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Журналистика > Документы
Тема: НТР

Автор: Тулупова Татьяна Викторовна

Научно-техническая революция (НТР) — понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов, свойственных современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного развития. Начало НТР принято относить к сер. 40-х — нач. 50-х гг. XX в.; обычно считают, что она продолжается и сегодня, хотя в ряде исследований говорится о наблюдающемся затухании НТР, падении темпов научно-технического прогресса [3].

Среди предпосылок НТР можно выделить две основные. составляющих: внутринаучную и социальную. Внутринаучные связаны, прежде всего, с достижениями точных и естественных наук конца прошлого — начала нынешнего столетия, совпавшие по времени с активным развитием научного позитивизма. В этот период были открыты электрон, радиоактивные элементы, превращение химических элементов, квантовая механика, теория относительности, фундаментальные клеточные процессы. Значит, успехи (обусловленные в первую очередь применением электричества) были достигнуты в развитии технических средств, прежде всего в области транспорта (автомобильный и морской транспорт, основанный на применении двигателя внутреннего сгорания, авиация), связи (телеграф, телефон, радио, позднее — телевидение), военной техники. В этот же период, под влиянием позитивистских настроений в философии и методологии, произошло существенное методологическое взаимообогащение наук, сформулированы точные основания математической логики и логики суждений. Однако фундаментальные открытия в области естествознания, охарактеризованные как “революция в естественных науках” поставили под сомнение ряд оснований науки Нового времени, и заставили обратиться к общим основаниям и механизмам построения аксиоматичных и гипотетико-дедуктивных научных теорий, а также к языковым формам представления научного знания. Дальнейшие успехи науки и техники, связанные в основном с исследованиями атомной энергии, а также с появлением и быстрым развитием кибернетики (науки об обработке информации и управлении) и автоматизированных вычислительных средств (ЭВМ), способных к выполнению логических операций, привели к существенному ускорению темпов научного прогресса [1].

В 40-х гг. исследования в области атомной энергии (а затем в освоении космоса) привели к созданию первых крупных государственных проектов в области соединения науки и промышленности, созданию масштабных научно-производственных комплексов и проектов. Это положило начало активному вниманию развитых индустриальных государств к развитию науки. Осуществление крупных государственных инвестиций в науку, развитие государственного планирования в области науки, интеграция науки с производством, а затем и с образованием способствовали не только быстрому расширению сети научно-технических учреждений, но и резкому ускорению процесса внедрения научных достижений в техническую практику, увеличению числа прикладных научных разработок, росту числа высококвалифицированных специалистов, ориентированных на научно-техническую деятельность. Существенное влияние на НТР оказало быстрое развитие электронных технологий, способствовавшее автоматизации хранения и обработки информации с помощью ЭВМ, а затем — комплексной автоматизации производственных процессов.

Анализируя развитие НТР, можно выделить ряд значимых характеристик, свойственных этому процессу:

  • превращение науки в решающий фактор общественного развития, реализующееся через непосредственное влияние научно-технических достижений на все сферы совместной деятельности людей (производство, потребление, коммуникацию, образование, рекреацию);

  • интенсификация научных исследований, взаимообмена наук, значит, усиление роли исследований прикладного характера;

  • высокая степень интеграции науки и техники, обеспечивающая ускорение темпов технического прогресса;

  • комплексная автоматизация производства, активная замена ручного труда машинным, проникновение машинной техники во все сферы деятельности (вплоть до творчества);

  • огромная роль информационных процессов, автоматизация и глобализация обмена информацией;

  • ведущая роль государства в планировании, организации и управлении научными исследованиями;

  • повышение уровня общего и специального образования, профилизация образования в соответствии с кадровыми потребностями науки и техники;

  • усиление роли социальных наук и эффективности применения их исследования в практической деятельности.

Основными направлениями реализации НТР и научно-технической деятельности стали: автоматизация производства и управления, открытие и использование новых видов энергии, создание материалов с заданными свойствами, освоение космоса, биотехнологии, электронные технологии, глобальная автоматизация информационных процессов и создание глобальных средств массовой коммуникации, создание искусственного интеллекта. НТР стала катализатором и инициатором модернизационных процессов в социокультурной сфере: урбанизации и формирования специфической социокультурной среды городов-мегаполисов, интернационализации массовой культуры и средств массовой коммуникации, возрастанию межгосударственного сотрудничества в научно-технической деятельности — явлений, в конечном счете, свидетельствующих об глобальных интеграционных процессах в культуре [2].

Преобразование индивидуальной и совместной деятельности людей в сторону интенсификации и унификации ее характера, высвобождение значительного количества свободного времени и человеческих ресурсов привели к существенным качественным изменениям в образе жизни современного человека. Именно развитие НТР в первую очередь связывается с переходом от индустриального к т.н. “постиндустриальному обществу”, для которого характерны: приоритет не производственной, а информационной и обслуживающей сфер, распространение профессионализма во всех сферах деятельности и переход от классового к профессионально стратифицированному обществу, ведущая роль научных элит в определении общественной политики и управлении, высокая степень глобальной интеграции как в области экономики, так и в культуре [1].

Список литературы

  1. Научно-техническая революция http://yanko.lib.ru/books/cultur/encyclopcultXX/n.html#BM12006

  2. Научно-техническая революция http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/080/448.htm

  3. Научно-техническая революция - Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%A2%D0%A0

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: нтр автор: Тулупова Татьяна Викторовна iconПроект «Еще раз о пользе молока»
Руководители проекта учителя начальных классов: Мельник Карина Владимировна, Фоминова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Викторовна,...

Тема: нтр автор: Тулупова Татьяна Викторовна iconМетодические указания по работе с проектом «На лесной полянке» Автор проекта
Автор проекта: Боровец Татьяна Викторовна, учитель гбоу начальная школа-детский сад №624 Адмиралтейского района спб

Тема: нтр автор: Тулупова Татьяна Викторовна iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Автор: Борисова Татьяна Викторовна, воспитатель мбдоу «Детский сад «Чайка» г. Аркадака

Тема: нтр автор: Тулупова Татьяна Викторовна iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Автор: богданова татьяна викторовна, преподаватель теоретических дисциплин мбоу дод «дши №10»

Тема: нтр автор: Тулупова Татьяна Викторовна iconУрок Тема: И. Соколов-Микитов " Зима в лесу" Автор: Киреева Елена...
Автор: Киреева Елена Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории мбоу «сош №90»

Тема: нтр автор: Тулупова Татьяна Викторовна iconМоу «сош с. Клинцовка» праздник «день птиц» проведён с учащимися...
...

Тема: нтр автор: Тулупова Татьяна Викторовна iconГод образования школы 1963
С основания школы на протяжении всей своей трудовой деятельности проработали в родной школе такие учителя, как Бармина Нина Ивановна,...

Тема: нтр автор: Тулупова Татьяна Викторовна iconМероприятия
Ответственный за работу площадок: Назарова Татьяна Викторовна, Милимбаева Оксана Николаевна

Тема: нтр автор: Тулупова Татьяна Викторовна iconРезюм е кобзан татьяна викторовна
Коломенский педагогический институт, факультет иностранных языков (французский и немецкий языки)

Тема: нтр автор: Тулупова Татьяна Викторовна iconУрока литературы 9 класс, тема: классицизм
Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, моу сош №48 г. Калининград, учитель русского языка и литературы)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница