Рабочая программа дисциплины Культура речи Направление подготовки: 050400 Педагогическое образование Профиль подготовки 021000 География Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»




НазваниеРабочая программа дисциплины Культура речи Направление подготовки: 050400 Педагогическое образование Профиль подготовки 021000 География Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
страница1/7
Дата публикации01.07.2013
Размер0.91 Mb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

Кафедра культуры русской речи

УТВЕРЖДАЮ

И.о. ректора НГПУ

___________ Л.Е.Шапошников

«____»_________2011__г.

Рабочая программа дисциплины
Культура речи

Направление подготовки: 050400 Педагогическое образование

Профиль подготовки 021000 География

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

Форма обучения: очная


Нижний Новгород

2011 год

^ 1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Культура речи» являются следующие:
1) помочь формированию личности студента, способствовать саморазвитию его личности;

2) решать комуникативно-познавательные задачи средствами родного языка; учить рефлексировать, осознавать, последовательно выражать собственную точку зрения, взгляды, оценки, отношения (усиливать диалогичность обучения, создавать для студентов условия возможности отстаивания своих взглядов, ценностных ориентаций, целей, жизненных позиций; помогать учиться осознавать себя, осмыслять свою жизненную позицию в «школе мышления»);

3) познакомить студентов с основами знаний о культуре речи, с основными нормами литературного языка, закрепить в сознании обучаемых нужные речевые навыки и ослабить ненужные;

4) научить анализировать чужую речь и свою собственную речь, опираясь на теорию коммуникативных качеств речи;

5) ориентировать студентов на изучение речи по лучшим ее образцам (художественным, научным, публицистическим);

6) содействовать воспитанию чувства личной и социальной ответственности за речевое поведение и за состояние речевой культуры того микроколлектива, в котором живет, учится и работает носитель языка.
^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина «Культура речи» входит в гуманитарный цикл дисциплин. Изучение учебной дисциплины осуществляется в 1-м семестре.
^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- ОК-16 Использование навыков публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

- ПК-3 Владение основами речевой профессиональной культуры.
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

■ структуру национального русского языка, иметь представление о границах литературного языка;

■ основные нормы литературного языка в его устной и письменной форме;

■ коммуникативные качества речи в их системе.

Уметь:

■ употреблять языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) в соответствии с требованиями ортологии - науки о правильности речи; распознавать нарушения норм и выявлять их причины;

■ пользоваться лингвистическими словарями, а также справочной литературой по русскому языку и культуре речи;

■ строить высказывания и тексты в разных стилях литературного языка ;

■ выбирать языковые средства, характерные для научного и официально-делового стилей речи;

■ создавать наиболее нужные студенту и будущему специалисту жанры (конспекты, рефераты, доклады, курсовые работы, резюме, деловые письма).

Владеть:

■ основными лингвистическими терминами;

■ основными нормами русского литературного языка как в письменной, так и в устной речи, что позволит в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

^ 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа

■ № п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая

самостоятельную работу студентов

и трудоемкость (в часах)

Формы текущего

контроля

успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной

аттестации

(по семестрам)

1.

Язык как средство коммуникации и передачи информации. Понятие культуры речи. Понятие нормы.


1

1

2




2







2.

Правильность речи как соответствие ее литературным нормам. Структурно-языковые типы норм: нормы произношения, нормы ударения,

1

2




2

2

1

Ответы по теме практического занятия

3.

Структурно-языковые типы норм: нормы словообразования, морфологические нормы, синтаксические нормы.

1

3

2




2




Работа с учебной и справочной литературой

4.

Орфографические и пунктуационные нормы.

1

4




2

2

1

Выполнение контрольной работы по теме

5.



Функциональные стили современного русского языка

1

5

2




2




Тестирование по отдельной теме дисциплины

6.

Система коммуникативных качеств речи. Точность речи.

1

6




2

2

1

Выступление с докладом, сообщением

7.

Экстралингвистические и

лингвистические условия, которые способствуют созданию точной речи

1

7

2




2




Работа с учебной и справочной литературой

8.

Логичность речи. Логичная речь и законы логики.

1

8




2

2

1

Ответы по теме практического занятия

9.

Условия логичности: экстралингвистические и собственно лингвистические.

1

9

2




2




Отбор материала по указанной теме


10.

Чистота речи. Элементы, чуждые литературному языку.

1

10




2

2

1

Выступление с докладом, сообщением

11.

Чистота речи. Элементы, отвергаемые нормами нравственности

1

11

2




2




Выполнение краткой письменной работы

12.

Выразительность речи. Выразительные средства интонации, лексики, словообразования.

1

12




2

2

1

Ответы по теме практического занятия

13.

Выразительность речи. Выразительные средства морфологии, синтаксиса.

1

13

2




2




Выполнение краткой письменной работы

14.

Богатство (разнообразие) речи: лексическое, семантическое, фразеологическое, синтаксическое.

1

14




2

2

1

Выступление с докладом, сообщением

15.

Богатство (разнообразие) речи: интонационное, стилевое, организации и динамики языковых средств в речи, богатство информационной насыщенности речи.

1

15

2




2




Выполнение типовых и творческих заданий

16.

Уместность речи: стилевая, ситуативная, личностно-психологическая.

1

16




2

2

1

Ответы по теме практического занятия

17.

Уместность речи.

Связи между коммуникативными качествами речи и стилями языка.


1

17

2




2





Работа с учебной и справочной литературой



18.

Особенностинтернет-общения один из видов видов речевой деятельности.
системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

1

18




2




1


Тестирование по курсу















18

18

36

9

ФПА


^ 5. Образовательные технологии

В процессе практических занятий организуется активная деятельность студентов, направленная на последовательное освоение общепрофессиональных умений аналитического, конструктивного, проектировочного характера. На занятиях преимущественно используются активные формы и методы обучения:

-работа с конспектами работ из списка основной и дополнительной литературы;

- выполнение аналитических заданий;

- работа в микрогруппах;

- метод проектов;

- решение практических задач и анализ конкретных ситуаций общения;

- моделирование профессиональных ситуаций в деятельности учителя;

- защита проектов и творческих работ.

Предусмотрено выполнение студентами различных видов самостоятельных работ во внеаудиторное время (см. Приложение: Рейтинг-лист по дисциплине «Культура речи»).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Виды самостоятельной работы студента:

1. Подготовка к практическим занятиям: изучение литературы по каждой теме, подготовка тезисов, конспектов, аннотаций по прочитанной литературе, выполнение практических заданий и ситуаций.

2. Подготовка к контрольным и самостоятельным работам, тестам по каждой теме.

3. Выполнение конструктивных домашних заданий: сопоставление текстов на сходную тему, но исполненную в разных «стилевых ключах».
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) основная литература:

1.Русский язык и культура речи /Под ред. В.Д. Черняк. М., 2010.

2. Культура русской речи. Учебник для вузов. Ответственные редакторы – доктор филологических наук, профессор Л.К. Граудина, доктор филологических наук, профессор Е. Н. Ширяев. М.,2003.

б) дополнительная литература:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. М., 2007.

  2. Будагов Р. А. Как мы говорим и пишем. М., 1988.

  3. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М., 1999.

  4. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. М., 2009.

  5. Васильева А. Н. Основы культуры речи. М., 1990.

  6. Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М., 2003.

  7. Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно. М., 1993.

  8. Викарская Е. Н. Выразительные средства текста. М., 1989.

  9. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1988.

  10. Головин Б. Н. Как говорить правильно: заметки о культуре русской речи. М., 1988.

  11. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

  12. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2009.

  13. Горбаневский М. В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В. М. Не говори шершавым языком. О нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ. М., 1999.

  14. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981.

  15. Грачев М.А. Язык из мрака: блатная музыка и феня. Нижний Новгород, 1992.

  16. Грачев М.А. Русское арго. Нижний Новгород, 1997.

  17. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. М., 1996.

  18. Казарцева О.М. Культура речевого общения. М., 1999.

  19. Колесов В. В. Культура речи и культура поведения. М., 1998.

  20. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб., 1999.

  21. Культура речи и эффективность общения. М., 1996.

  22. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.

  23. Петрякова А. Г. Культура речи. Практикум. М., 1996.

  24. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? М., 1979.

  25. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. М., 2009.

  26. Русский язык и культура речи. Практикум / Под редакцией В. И. Максимова. М., 2002.

  27. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? М., 1980.

  28. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. М., 1995.

  29. Солганик Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2002.

  30. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М., 1982.

  31. Чуковский К. И. Живой как жизнь. М., 1962.

  32. Язовицкий Е. В. Говорите правильно. Л., 1969.



в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

- Мультимедийные презентации

^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

- раздаточный дидактический материал в форме таблиц, схем, моделей,;

- ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийные презентации по основным темам.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Пр ООП ВПО по направлению 021000 «География»
Автор: Немова А.Н., доцент кафедры культуры русской речи НГПУ, кандидат педагогических наук.
Рецензент:

Заведующий кафедрой: кандидат педагогических наук, доцент Биктеева Л.Р.

Программа одобрена на заседании Ученого совета НГПУ от
года, протокол № .

Приложение 2

Рейтинг-план по дисциплине

^ Культура реч

(название дисциплины согласно рабочему учебному плану)

Направление, профиль подготовки _____________________________________________________________

курс ___I____________, семестр___1_______2011 /2012 гг.
Количество ЗЕ по плану _____2____. Форма промежуточной аттестации «без оценки»

Количество часов по учебному плану __72___, в т.ч. аудиторная работа __36___, самостоятельная работа _____.
Преподаватель: ^ Немова А.Н. кандидат педагогических наук, доцен

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)

Кафедра: Культуры русской речи


^ Виды учебной деятельности студентов

Балл за конкретное задание

Число заданий за семестр

Баллы

Минимальный

Максимальный

Понятие культуры речи.

Две ступени овладения литературным языком.








^ Текущий контроль













1. Ответы по теме практического занятия

1

3

5

6

Правильность речи как соответствие ее литературным нормам.







^ Текущий контроль













1. Работа с учебной и справочной литературой

3

3

9

12

^ Промежуточный (рубежный) контроль













1. Письменная контрольная работа







6

8

Система коммуникативных качеств речи







^ Текущий контроль













1. Выступление с докладом, сообщением

5

3

15

20


Функциональные стили современного русского языка







^ Текущий контроль













1. Опрос по теории

2

1

2

4

Промежуточный (рубежный) контроль













1. Тестирование по дисциплине







18

20

^ Поощрительные баллы







1.Выступление с презентацией













2.Активная работа на аудиторных занятиях













3.Участие в олимпиаде













^ Штрафные баллы







1.Отчет по домашним заданиям сдан после срока













2. Пропуск занятия по неуважительной причине













Итого:

55

70
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Культура речи Направление подготовки: 050400 Педагогическое образование Профиль подготовки 021000 География Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» iconРейтинг-план по дисциплине «Игровая деятельность дошкольника» Направление подготовки
...

Рабочая программа дисциплины Культура речи Направление подготовки: 050400 Педагогическое образование Профиль подготовки 021000 География Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» iconРейтинг-план по дисциплине «Игровая деятельность дошкольника» Направление подготовки
...

Рабочая программа дисциплины Культура речи Направление подготовки: 050400 Педагогическое образование Профиль подготовки 021000 География Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» iconУчебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ поэтических...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки – Направление: 032700. 68 «Филология». Профиль...

Рабочая программа дисциплины Культура речи Направление подготовки: 050400 Педагогическое образование Профиль подготовки 021000 География Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» iconРасписание занятий филологического факультета, 1 курс Очная форма...
Направление подготовки «Педагогическое образование». Профиль «Русский язык и литература»

Рабочая программа дисциплины Культура речи Направление подготовки: 050400 Педагогическое образование Профиль подготовки 021000 География Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» iconРейтинг-план по дисциплине «Русский язык»
Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология и педагогика начального образования»

Рабочая программа дисциплины Культура речи Направление подготовки: 050400 Педагогическое образование Профиль подготовки 021000 География Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории...

Рабочая программа дисциплины Культура речи Направление подготовки: 050400 Педагогическое образование Профиль подготовки 021000 География Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории...

Рабочая программа дисциплины Культура речи Направление подготовки: 050400 Педагогическое образование Профиль подготовки 021000 География Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» iconРабочая программа по дисциплине «Коранистика»
Направление подготовки – «Теология» (бакалавриат) Код дисциплины по учебному плану – 033400. 62 Квалификация – бакалавр

Рабочая программа дисциплины Культура речи Направление подготовки: 050400 Педагогическое образование Профиль подготовки 021000 География Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
...

Рабочая программа дисциплины Культура речи Направление подготовки: 050400 Педагогическое образование Профиль подготовки 021000 География Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» iconРабочая программа дисциплины (модуля) история русской литературы...
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница