Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура»




Скачать 280.3 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Мировая художественная культура»
страница1/2
Дата публикации15.01.2015
Размер280.3 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, примерной программы по для основного общего образования с учётом авторской программы Г.И. Даниловой Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. Учреждений. 5-11 кл. (6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2011. -190, [2] с.).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

- Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс: /Учебник для общеобразовательных учреждений / Г.И. Данилова,– М.: Дрофа, 2012г.

Рабочая программа по искусствознанию для 5-х классов рассчитана на 35 часов в год, из расчёта 1 часа в неделю.

С целью реализации практических задач курса «Искусствознание» в 5 классе специально выделены часы на уроки контроля за учебными достижениями учащихся в форме тестов в количестве 4 часов.

Другими формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются; анализ и оценка учебных, творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения искусства на данной ступени образования, изложенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по искусству.

^ Образовательные цели и задачи курса:

-изучение шедевров мирового искусства, созданных в разные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

-формирование и развитие представлений о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

-осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

-осознание единства, многообразие и национальной самобытности культур различных народов мира;

-освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

-знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

-интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

^ Воспитательные цели и задачи курса:

-помощь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

-способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

-подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному активному диалогу с произведением искусства;

-создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Обучение искусству в 5 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.

^ Актуальность программы в том, что она направлена на формирование духовной культуры учащихся, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.

Новизна данной рабочей в том, что в условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Поэтому при планировании уроков искусства в 5 классах важно учитывать не только требования к содержанию, но и к результатом образования и воспитания учащихся средствами мировой художественной культуры. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.

В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Личностные:

-формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;

-развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;

-накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;

-формирование творческого отношения к проблемам;

-развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

-гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;

-подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные:

-формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

-выявление причинно-следственных связей;

-поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;

-развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

-формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

-применение методов познания через художественный образ;

-использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

-определение целей и задач учебной деятельности;

-выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;

-самостоятельная оценка достигнутых результатов.

^ По предмету:

-наблюдение ( восприятие) объектов и явлений искусства;

-восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;

-осознание места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

-усвоение системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

-усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;

-различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественно формы от цели творческого замысла;

-классификация изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала, информации, полученной из разных источников;

-осознание ценности и места отечественного искусства; появление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

-уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;

-формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи.

-развитие индивидуального художественного вкуса; расширение своего эстетического кругозора;

-умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;

-реализация своего творческого потенциала; использование различных художественных материалов и выразительных средств искусства в своем творчестве;

^ Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;

- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
^ Основные дидактические принципы.

Рабочая программа предусматривает изучение искусствознания на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают преемственность каждого этапа. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно-эстетическом аспекте, то в 10 классе античность осознается как культурно-историческая эпоха, колыбель цивилизации.

Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс искусствознания закономерно и логично встраивается в общую систему предметов гуманитарно-эстетического цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, история, обществознание. Интегративные подходы в изучении курса позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использовать их инструментарии, понятийный аппарат, общие закономерности.

Школьники учатся сопостовлять,сравнивать разнооборазные факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, у них развивается альтернативное и вариативное мышление. В программе намечены пути объединение гуманитарных предметов посредством сквозных идей (социальных, философских, религиозных) или опирающихся на идеологическую концепцию культуры и сознания человека. Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно через использование межпредметных и внутрепредметных связей, создание интегрированных курсов и развитие проектно – исследовательской, творческой деятельности ученика.

Принцип вариативности. Реализация этого принципа в процессе изучения курса предполагает возможность педагога выбирать различные методические подходы с учётом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество),выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения.

Принцип дифферентации и индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. На протяжении всего учебного времени необходимо развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересными и вкусами. Эта особенность построения курса продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов.

^ Содержание курса

Главные приоритеты изучения искусства в 5 классе сосредоточены на решении задач наблюдения (воспитания) учащимся произведений мировой художественной культуры, раскрытие закономерностей исторического развития, понимания особенностей образного языка различных видов искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.

В курсе античной, славянской мифологии основной акцент делается на образной и сюжетно-событийной стороне изучаемых произведений, представлении системы общечеловеческих ценностей и моральных норм. выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. «Вечные образы искусства. Мифология». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальности и нравственности значимость и в наше время. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мировой художественной культуры.

Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода в соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельности.

В учебном процессе формирование указанных деятельностей происходит при изучении любой темы, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.

^ Познавательная деятельность дает возможность самостоятельно и мотивированно организовать свою деятельность, помогают исследовать несложные реальные связи. Создавать собственных произведения, идеальных и реальных моделей объектов, реализация оригинального замысла с использованием разнообразных художественных средств и мультимедийных технологий с умением импровизировать.

Информационно-коммуникативные дает возможность извлечь необходимую информацию их разных источников, умело развернуть и обосновать суждения, определения, приводить доказательства.

^ Рефлексивная деятельность дает понятие ценности образования как средства развития культуры личности. Помогает объективно оценивать свои учебные достижения, учитывать мнение других при определении собственной позиции и самооценке, уметь соотносить свои усилия с полученными результатами своей деятельности.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы: - метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод художественного, нравственно-эстетического познания искусства;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- стилевой подход;

- системный подход.

^ Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по предмету «Искусствознание» 5 класс

Требования к знаниям

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать/понимать:

  • мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров;

  • причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре.


Требования к умениям

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

уметь:

  • сравнивать мифологические сюжеты и образы и соотносить их с определенной исторической эпохой;

  • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).


Требования компетенции

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;

  • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • самостоятельного художественного творчества.


Формы контроля знаний обучающихся

В педагогической практике преподавания искусствознания существуют различные формы контроля знаний обучающихся:

  • высказывания учеников на семинаре, «круглом столе», диспуте;

  • письменные размышления по проблеме литературного, живописного, музыкального произведения;

  • составление сравнительных таблиц;

  • собственное литературное, музыкальное, художественное творчество;

  • театрализованное представление эпохи;

  • выпуск художественного альманаха.


Учебно-тематический план «Искусствознание»

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

сообщения

творческая работа

кроссворд

викторина

тесты

Тема года: Вечные образы искусства. Мифология.

1

Введение

1










^ I.Сюжеты и образы античной мифологии. 27ч.


2

Сотворение мира

1










3

Бог- громовержец Зевс

2










4

Окружение Зевса

1










5

Прометей - «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий»

2

1







6

Посейдон - владыка морей

1




1




7

Тест по теме «Сюжеты и образы античной мифологии»


1







1

8

Бог огня Гефест

1

1







9

Афина-богиня мудрости и справедливой войны.


2




1




9

Лики Аполлона.

2










10

Аполлон и музы Парнаса

1

1







11

Тест по теме «Сюжеты и образы античной мифологии»


1







1

12

Орфей и Эвридика.

1




1




13

Артемида-покровительница охоты.

1

1







14

Арес - неукротимый бог войны.

1




1




15

Триумф Диониса.

1

1







16

У истоков театрального искусства.

1

1







17

Афродита –богиня любви и красоты.

2

1







18

Нарцисс и Эхо.

1




1




19

В сетях Эрота.

1

1







20

Тест по теме «Сюжеты и образы античной мифологии»


1







1

21

Амур и Психея.

1




1




22

Богиня цветов Флора.

1

1







^ II. Мифология древних славян. 7ч.


23

Введение

1










24

Перун – бог грома и молнии. Велес.

1




1




25

Дажьбог.

1

1







26

Макошь.

1

1







27

Лада.

1

1







28

Купало, Ярило, Кострома.

1

1







29

Итоговый урок. Тест.

1







1







35









  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура» 9 класс
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» iconАвторская программа «Мировая художественная культура» (9-11 классы)...
Результатом десятилетней работы по предмету Мировая художественная культура стала авторская программа "Мировая художественная культура....

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» iconРабочая программа мхк разуваевой Г. П. II категория 9 класс 1час...
Предмет «Мировая художественная культура» рассматривает общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные...

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» iconМировая художественная культура Конспекты лекций
История художественной культуры: художественная культура первобытного общества. 26

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» iconРабочая программа составлена на основефедерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основефедерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на...

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» iconРабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на...

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» iconРабочая программа «Мировая художественная культура». 10-11 классы. 2013 -2014 учебный год
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом...

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» iconРабочая программа Пояснительная записка рабочая программа по мировой...
Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству,...

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса (Базовый уровень)
Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И....

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» iconРабочая программа объединения «православная культура»
Программа составлена на основе авторской программы Л. Л. Шевченко по учебному предмету «Православная культура». Программа разработана...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница