Семинарские занятийя по курсу «культурология» (принципы организации, структура, материалы) Учебно-методическое пособие




НазваниеСеминарские занятийя по курсу «культурология» (принципы организации, структура, материалы) Учебно-методическое пособие
страница1/5
Дата публикации03.07.2013
Размер0.66 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
lit-yaz.ru > Культура > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5


Сибирский филиал Международного института экономики и права
Отделение кафедры гуманитарных дисциплин
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЙЯ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

(принципы организации, структура, материалы)

Учебно-методическое пособие

Разработано кандидатом искусствоведения Южаковой Е.В.

Новокузнецк 2006

УДК

Рецензент:

В.О. Каледин

- доктор технических наук, профессор, декан факультета информационных технологий Новокузнецкого филиала ­

института Кемеровского государственного университета

Южакова Е.В.

Семинарские занятия по курсу «культурология» (принципы организации, структура, материалы): Методические указания / Е.В. Южакова; СФ МИ3П. ­Новокузнецк, 2006. – 42с.

В методических указаниях изложены основные принципы организации семинарских занятий по курсу «культурология», повышающие эффективность качества усвоения материала, даны подробные планы каждого занятия с прилагающимися библиографическими списками и дополнениями справочного характера. Также имеется раздел, выполняющий роль хрестоматии.

Предназначены для студентов специальностей 080105.65 «Финансы и кредит», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080507.65 «Менеджмент организации», 080111.65 «Маркетинг» всех форм обучения.

@ Южакова Е.В., 2006

@ Сибирский филиал Международного института экономики и права, 2006


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
За последние пятнадцать лет отечественная высшая школа в значительной степени ориентирована на подготовку не только узких специалистов в различных сферах профессиональной деятельности, но и людей с широким культурным кругозором, способных самостоятельно анализировать и оценивать происходящие в российском и мировом сообществе культурные процессы, понимать основные тенденции культурного развития и адекватно реагировать на них в своей трудовой и повседневной жизни. Цель курса «культурология» в высшей школе, согласно государственному стандарту, сформулирована следующим образом: «на основе полученных и имеющихся у студентов знаний выработать понятие о происхождении, сущности, структуре культуры, общих закономерностях ее развития и функционирования, специфики локальных и региональных культур, их связи и преемственности с другими культурами. Основной задачей курса, декларируемой ведущими преподавателями кафедры гуманитарных дисциплин московского МИЭП, выступает стремление помочь студенту стать подвижником идеи диалога культур и непременным участником этого диалога. Последнее заявление особенно важно, так как стать активным участником диалога очевидно можно только при условии понимания собеседника, знания его мировосприятия, его позиции в отношении интересующих собеседников проблем.

Такое общение предполагает творческий подход. Умение самостоятельно разбираться в особенностях иных культур. Как раз эти навыки студент может успешно развивать на семинарских занятиях, где ему необходимо производить определённую исследовательскую работу. Задача преподавателя, при этом, должна заключаться в том, чтобы организовать семинарское занятие наиболее благоприятным образом: дать нужные установки самостоятельной работе студента и выстроить «сценарий» самого семинарского занятия.

Цель данного учебно-методического пособия заключается:

  • во-первых – в предоставлении студентам возможности подготовки ко всем 4-ём семинарским занятиям курса с минимальным привлечением других источников;

  • во-вторых: посредством определённой тактики планирования и проведения семинара и способа постановки вопросов добиться подлинно творческого отношения студентов к занятиям;

  • в-третьих: превратить материал семинарского занятия в актив необходимых знаний по предмету, расширить кругозор и улучшить шансы на успешную сдачу зачётных испытаний.

Пособие разработано в соответствии с действующим образовательным стандартом, а также с использованием ПТК Московского МИЭП по курсу «культурология» и предназначено для студентов дневного отделения экономического и юридического факультетов 2 курса, рассчитано на 4 занятия, каждое по 2 часа.

Первое, на что необходимо обратить внимание - выбор темы семинара. Он не должен носить случайный характер, но, напротив, тщательно продуман и соотнесён с основными целями и задачами курса. С этой точки зрения выбор узкой темы, например, посвящённой отдельно взятой локальной культуре, представляется мало эффективным, поскольку количество семинарских занятий, предусмотренное учебной программой курса невелико. Поэтому целесообразно выбирать тему, которая позволила бы студентам самостоятельно и вдумчиво ознакомиться с важными аспектами культурологи, такими как: смысловая сущность культуры, её духовная и художественная сферы, её фундаментальное значение для мировосприятия человека. В данном пособии это: «Язык культуры», «Культура и религия», «Искусство как культурный феномен» и «Мир человека как культура». Как показывает практика, очевидная сложность этих тем может быть успешно преодолена студентами, благодаря детально продуманной преподавателем организации занятия. При этом естественное «сопротивление» материала послужит дополнительным стимулом для пытливого изучения, научит мыслить глобально.

В ходе подготовки к семинару студентам совершенно необходимо освоить ряд категорий и понятий, составляющих категориальный аппарат, используемый в культурологии для освещения данной проблематики. Это обеспечит формирование научного тезауруса – арсенала терминов, с помощью которых молодые люди научатся излагать своё мнение в рамках профессионального подхода к предмету. Соблюдение этого условия обязательно для всех участников занятия независимо от степени их активности (непосредственное - в качестве докладчика, или опосредованное – участие в дискуссии, обмене мнениями). Бесспорно, самостоятельная работа – главная ценность семинарских занятий, однако, во многих случаях приходится сталкиваться с нехваткой или отсутствием необходимой литературы. Помимо прочего, поиск весьма многочисленных терминов во множестве справочников способен похитить у студентов драгоценное время для подготовки к докладу. По этой причине к плану каждого семинарского занятия, помимо традиционных пунктов, выносимых на обсуждение и списка рекомендованной литературы, добавлен ещё один раздел, включающий основные термины и понятия темы. Назначение этого раздела скорее пояснительное, нежели словарное, в силу чего его упорядоченность построена по принципу развития основной идеи, а не по алфавиту.

Также обязательным для всех присутствующих на занятии представляется знание основополагающей для заявленной проблемы наукографии – так называемой «истории вопроса». Весьма полезно, чтобы, придя на семинар, студенты уже были осведомлены о хронологии, наиболее ярких персоналиях и подходах к изучению вопроса (когда, кем и в каком ключе исследовалось данное явление, как трактовалась его сущность в работах того или иного автора). С этой целью в список основных понятий и категорий, о котором говорилось выше, включены имена учёных и исследователей, выдающихся деятелей культуры отличившихся оригинальными и особо значимыми концепциями в данной сфере.

В ходе семинара студентам постепенно должно открыться культурное значение заглавного феномена, место, которое он занимает в космосе культуры, раскрыться его связи с другими культурными явлениями, находящимися на разных уровнях социо-культурной системы. Кроме того, этой же цели служат тематические подпункты, являющиеся темами отдельных докладов.

Оптимальным количеством рассматриваемых на занятии вопросов полагаю десять, при условии, что время изложения каждого не будет менее семи минут. В этом случае тема будет раскрыта более или менее полно, а отведённого на занятие времени будет вполне достаточно для того, чтобы все намеченные вопросы были изложены и обсуждены, а также для подведения результирующих, общих выводов по теме семинара. Впрочем, некоторые подпункты вполне могут быть раскрыты и в более коротком выступлении, поэтому их число возможно увеличить.

Хотелось бы в этой связи сделать несколько замечаний по поводу самого доклада, как формы семинарской работы. Подготовка доклада, так же как и написание письменной работы (реферата, курсовой) предполагает заинтересованное, вдумчивое отношение к заданию со стороны студента, активную самостоятельную поисково-научную деятельность, умение работать с разного рода источниками информации. Однако, доклад имеет ряд особенностей, отличающих его от письменного сообщения, и студентам необходимо это объяснить. Иначе семинар превратиться в простое зачитывание рефератов, а этого следует избегать. Главное, что отличает доклад от реферата - это его непосредственная живая форма, обращённая к аудитории. Соответственно, он должен быть логично построен, достаточно динамично и доступно изложен, лаконичен и последователен в развитии мысли. Желательно, чтобы сообщение не стало «вещью в себе», а имело «открытый» характер, настраивало на обмен мнениями. Поэтому будет лучше, если уже сама тема сообщения будет сформулирована с учётом этих требований, а именно, иметь форму вопроса, предполагающего несколько вариантов ответа, например: «Согласно высказыванию А.Меня: «…культура, в конечном счёте, рождается в недрах того, что можно назвать религией в широком смысле слова». Согласны ли Вы с такой схемой взаимообусловленности религии и культуры и почему?» (2.10). Подобная формулировка заставляет докладчика вкладывать в своё сообщение личное отношение, что не может не сказаться на качестве подачи информации и, в конечном итоге, стимулирует активность слушателей. Помимо прочего, разомкнутая тема доклада не позволит студенту пойти по лёгкому, но, в сущности, тупиковому пути, когда текст сообщения полностью копируется из какого-либо источника. В этом плане очень удобные возможности предоставляет современный уровень развития электронных средств массовой коммуникации и, в первую очередь, конечно, Интернет.

В данном издании существует хрестоматийный раздел, в котором наиболее значимые фрагменты из трудов разных авторов сгруппированы по темам семинарских занятий.
РАЗДЕЛ I

^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ:
Семинар №1 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ

(2 часа)

  1. На каком основании проблемы языка культуры причисляются сегодня к самым актуальным вопросам культурологической науки? Дайте определение некоторых научных дисциплин, изучающих языки культуры.

  2. В чём заключается фундаментальный характер языка культуры? Какое значение имеет этот факт для жизни человека?

  3. Приведите примеры классификаций языков культуры. Что значит «вербальный» и «не вербальный» язык?

  4. Чем различаются пиктограмма, идеограмма и буква? Назовите культуры, опиравшиеся в передаче информации на вышеназванные системы знаков.

  5. Как характеризует русский язык Вяч.Иванов? Согласны ли Вы с его тезисом о том, что изменение правописания может быть опасно для сущности языка? Иванов Вяч. Вехи. Из глубины. М.,1991. С.354-360.

  6. Какие знаки, согласно классификации Ч.Пирса относятся к иконическим, конвенциональным и индексальным? Приведите собственные примеры. Семиотика. М.,1983. С.102-118.

  7. Чем схожи и чем различны между собой «знак» и «символ»?

  8. Как бы Вы описали процесс формирования символических структур в плане взаимодействия сенсибельного и интеллигибельного планов бытия?

  9. В чём состоит специфика связи слова со смыслом в изложении Г.Шпета? Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты//Сочинения. М.,1989.С.357-558, 380-382.

  10. В чём заключается проблема понимания «чужих» культур? Предложите наиболее эффективный на Ваш взгляд вариант решения этой проблемы.


Литература:

  1. Белый А. Символизм как миропонимание. М.,1994.

  2. Гумбольдт В. Философия и язык культуры. М.,1986.

  3. Иванов Вяч. Вехи. Из глубины.М.,1991. С.354-360.

  4. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.,1976.

  5. Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Знаки и символы в живописи. Семиотика и искусствометрия. М.,1972.

  6. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.,1991.

  7. Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. Закономерности и процессы передачи информации.М.,1967.

  8. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.,1995

  9. Семиотика. М.,1983. С.102-118.

  10. Тернер В. Символ и ритуал. М.,1983.

  11. Шпет Г.Г.Эстетические фрагменты//Сочинения. М.,1989.С.357-558, 380-382.

  12. Этнопсихологические проблемы семантики. М.,1973


Термины и персоналии:

Языки культуры – способы, знаки. Символы, тексты, служащие для коммуникации людей в культурном поле, включая связь между поколениями, универсальная форма осмысления реальности, вбирающая весь предметный и идеальный космос. Различают естественные – языки разных народов (русский, английский, французский и т.д.; искусственные – языки науки и вторичные – возникшие в надречевом уровне (миф, религия, искусство).

Язык – совокупность слов или иных знаков, организованных по определённым правилам, составляющим его грамматику, т.е. любая знаковая система, с помощью которой можно передавать информацию. Я. – факт духовной культуры человечества.

вербальный и не вербальный язык – 1) знаковая система на основе слова; 2) знаковая система, использующая иные средства кодирования – жесты, мимика, математические и иные формулы и т.д.

Семиотика – (от греческого «sêmeion» - «знак», «sêmeiotikê» - «наука о знаках») – теория, исследующая свойства знаковых систем, то есть систем знаков, каждому из которых придаётся определённое значение. Достижения семиотики легли в основу многих научных теорий в культурологи, философии, искусствоведении, лингвистики, психологии и др.

Семантика – аспект семиотики, отношение знака к внезнаковой реальности, то есть, выявлением смысла.

синтактика – область семиотики, отношение знака к другому знаку.

Герменевтика – наука, появившаяся в эпоху раннего христианства для трактовки евангельских текстов. В область современной герменевтики входит интерпретация текста на основе реконструкции и конструирования его смысла с учётом контекста.

Денотат – (от лат. «denotare» - «отмечать, обозначать») – объект, имеющий в языке знаковое выражение.

Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, используемый для приобретения, хранения, переработки, передачи сообщения (информации, знаний).

Символ – условное обозначение некоего смысла, явления, свойства через знак или предмет, который устойчиво представляет обозначаемое.

Символ культурный – условный вещественный опознавательный знак для членов определённого общества или социальной группы. В роли С.К. выступают практически любые предметы, вещи, природные процессы, животные и растения Большинство С.К. многообразно и многозначно и иносказательно выражают определённое содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры.,

Лингвистика – наука, изучающая естественные языки,

Сенсибельный – «воспринимаемый чувством» - материальный аспект бытия. В культуре – овеществлённый план существования творческих идей в виде произведений искусства, зодчества, предметов сыта и т.д,

Интеллигибельный – идеальный план существования культурных объектов: идей, замыслов, проектов. Считается более совершенным, нежели сенсибильный.

^ Якобсон Роман (1896-1982) – известный лингвист, литературовед, семиотик. Окончил Лазаревский институт восточных языков и Московский университет (1918). С 1921 года работал в Праге в полпредстве РСФСР, но в СССР не вернулся. Профессор Гарвардского университета и Массачусетского технического института. Он был активным деятелем Общества по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ) в Петрограде, по его инициативе был создан Пражский лингвистический кружок, а затем и Нью-Йоркский. Р.Якобсон принадлежал к русской формальной школе, работавшей в русле структурализма, у него есть работы, написанные совместно с К.Леви-Строссом. Работа «В поисках сущности языка» представляет собой преимущественно лингвистический анализ структуры и сущности языка.

^ Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949) – поэт и драматург, религиозный мыслитель Серебряного века, историк культуры. Обучался в университетах в Москве и Берлине, много путешествовал, в Париже читал лекции об эллинской религии Диониса. Его поэтические сборники соседствуют с философско-культурологическими работами. В 1924 году Вяч.Иванов получил разрешение выехать за границу, поселился в Италии, в Риме. До 1936 года имел советское гражданство, что неоднократно мешало его преподавательской деятельности. После смерти М.Горького от гражданства отказался и стал печататься в эмигрантских изданиях. С 1936 года и до смерти занимал должность профессора русского языка и литературы в Папском Восточном институте.

^ Шпет Густав Густавович (1879-1937) - философ, феноменолог, основатель герменевтики России, один из создателей философии языка. Учился на физико-математическом и историка-филологическом факультетах Киевского университета, в 1910-13 гг. слушал курсы в ряде европейских университетов. С 1918 года – профессор Московского университета. Создал Вольную философскую ассоциацию творческой и вузовской интеллигенции (1919), вошёл в художественный совет МХАТ, в 1921023 гг. создал институт научной философии, возглавлял философское отделение Государственной академии художественных наук (ГАХН), в 1927-29 гг. – её вице-президент. В 1929 году после «чистки» была закрыта ГАХН, все её сотрудники уволены. В 1935 году Шпет был арестован и выслан в Енисейск, затем в Томск. В 1937 году второй раз был арестован по делу мифической «кадетско-монархической повстанческой организации» и расстрелян в ноябре 1937 года в посёлке Колпашево Томской области.
Семинар №2. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ.

(2 часа)

  1. Перечислите характерные признаки религиозного сознания.

  2. В чём различие религиозного и научного взгляда на мир?

  3. Дайте описание Великих мировых религий (место и время зарождения, базовые постулаты учений).

  4. Какие функции выполняет религия в культуре?

  5. Проведите сравнение ценностных доминант Христианской и Исламской культурной традиции на основании сопоставления некоторых высказываний пророка Мухаммеда и заповедей, сформулированных в Нагорной проповеди Христа.

  6. Назовите и охарактеризуйте наиболее известные теократические системы прошлого и современности.

  7. Каково влияние религии на художественные и нравственные идеалы (на примере средневекового культурно-исторического периода)?

  8. В чём, по Вашему мнению, просматриваются положительные и отрицательные моменты проявлений религиозного сознания в современном мире?

  9. С.Н.Булгаков считает, что творчество имеет религиозную ценность. Приведите доводы в пользу этого утверждения, а также противоположные аргументы. Булгаков С.Н. Избранные статьи. В 2 т. М.,1993. Т.2. С.6337-643.

  10. Согласно высказыванию А.Меня: «…культура, в конечном счёте, рождается в недрах того, что можно назвать религией в широком смысле слова». Согласны ли Вы с такой схемой взаимообусловленности религии и культуры и почему? Мень А. История религии. В поисках пути, истины и жизни. В 7 т. М., 1991. Т.1. С.27-28, 31.


Литература:

  1. Арсеньев В.Ф. Звери. Боги. Люди. М., 1991

  2. Библер В. Цивилизация и культура. М.. 1993.

  3. Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. М., 1995.

  4. Лосев А.Ф. Диалектика мифа.// Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990.

  5. Мень А. История религии. В 7 т. М., 1991.

  6. Раджабов У.А. От мифов к современным касмологическим концепциям//Философские науки. 1991, .№7.

  7. религиозные традиции мира: В 2 т. М., 1996.

  8. Тэнасе Э. Культура и религия. М., 1989.


Термины и персоналии:

Религия – (у Цицерона от лат.”relegere”, что значит «собирать», затем у христианских авторов Лактанция и Августина Аврелиана – “religare” – «вновь связывать, воссоединять», т.е. религия определялась здесь как «путь примирения человека с Богом после того, как он стал на путь греха».Религия как социальный феномен рассматривается в религиоведении по двум направлениям: содержательному (Э.Тайлор, Р.Маретт, Э.Дюркгейм) и функциональному (Р.Белл, М.Вебер).В современном религиоведении господствует понимание религии как социокультурного явления, выполняющего культуросозедательную роль.

Неофит – новообращённый, т.е. недавно вошедший в ряды приверженцев той или иной религии.

ортодокс, ортодоксальный (греч. «orthodohos» - «правоверный») – неуклонно придерживающийся определённого убеждения, направления, учения, ярый приверженец какой-либо религии.

Ритуал –комплекс магических обрядов и церемоний синкретического характера свойственный каждой религии или верованию.

^ Ссекуляризации, обмирщение – формирование мирской. Светской культуры, свободной от религиозного влияния. Процесс обмирщения культуры начинается в Европе в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) в России – в XVII в. Основные предпосылки обмирщения – развитие научных знаний, производства и торговли.

Теология – (от греч. «theos» - «бог» и «logos» - «учение») – богословие, религиозное учение о сущности и действии бога, который сообщает знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии говорят в иудаизме, христианстве и исламе.

^ Тейлор Эдуард Бернетт (1832-1917) – английский этнограф, исследователь первобытной культуры и религии. Явился, вместе с Г.Спенсером, одним из основоположников эволюционной школы в изучении истории культуры и в этнографии. Историю культуры Тайлор рассматривал как процесс поступательного развития, совершенствования различных форм культуры. Ввёл в науку понятие «пережитков», которые являются остатками культур прошлого и позволяют проследить эволюцию культуры. Развитые религии (иудаизм, христианство, ислам и т.д.) Тайлор считал результатом эволюции, начавшейся с первобытного религиозного анимизма - веры в существование душ и духов как чего-то отличного от тела.

^ Фрэзер Джеймс Джордж (1854-1941) – британский этнгограф и историк религии, шотландец по происхождению, профессор Кембриджского университета. Обладая невероятной работоспособностью и умением систематизировать колоссальное количество информации, Фрэзер создал множества научных трудов, написанных с блестящим литературным талантом. Среди них особо выделяется многотомное религиоведческое исследование «Золотая ветвь», в котором изучены (на примерах религий самых различных народов) религиозные запреты (табу), тотемизм и магические представления. Фрэзер был сторонником эволюционной теории развития культуры, основными этапами эволюции которой он считал магию, религию и науку. .
Семинар №3. ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.

(2 часа)

  1. Определите сущностные черты искусства и его отличия от других сфер культуры.

  2. Какие гипотезы происхождения искусства Вы знаете? Сторонником какой из них Вы являетесь и почему?

  3. Какие социокультурные смыслы обнаруживает искусство? В чём заключается причина его жизнестойкости?

  4. Как Вы относитесь к известному высказыванию Ф.М.Достоевского: «Красота спасёт мир»? Какие сущностные черты художественной культуры подтверждают справедливость этих слов?

  5. Поясните различия между реалистическим и условным методом в искусстве. Как Вы оцениваете актуальность каждого из них для современного человека?

  6. Известно, что в различных культурах и в разные исторические эпохи идеалы прекрасного значительно различались. Приведите примеры подобных явлений. Как Вы думаете, чем они объясняются?

  7. Что имел в виду Ортега-и-Гассет, говоря о дегуманизации современного искусства? Согласны ли Вы с его точкой зрения? Приведите Ваши аргументы. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 220-226.

  8. Можно ли говорить о прогрессе в отношении художественной культуры? Как в этом плане можно определить современное состояние художественной культуры России?

  9. Какие новые виды искусства появились в XX веке в результате научно-технического прогресса? Способствовал ли этот факт раскрытию неведомых ранее творческих способностей человека?


Литература:

  1. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М.,1988.

  2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

  3. Выготский Л.С. Психология творчества. М., 1968.

  4. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

  5. Гончаренко Н.В. Гений с искусстве и науке. М., 1991.

  6. Зись А.Я. В поисках художественного смысла. М., 1991.

  7. Искусство в системе культуры. Л., 1987.

  8. Карпушин И. Искусство и религия. М., 1991.

  9. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

  10. Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира //Вопросы философии. 1983. №7.

  11. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства //Ортека-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

  12. Фунеции художественной деятельности. М., 1985.


Термины и персоналии:

Искусство – вид духовного освоения действительности, имеющий целью формирование и развитие способности человека преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Исторически развивается как система конкретных видов искусства (музыка, литература, архитектура, изобразительное искусство и др.), в которых многообразие реального мира предстаёт во всём своём богатстве. Предполагает развитие эстетического чувства, которое универсально и реализуется в любой сфере социальной деятельности: познании, науке, политике, быту, труде и т.д.

^ Ввиды искусства – реальные формы художественной творческой деятельности различающиеся способом материального вложения художественного содержания (словесным для литературы, звуковым для музыки, объёмно-пластическим для скульптуры и т.д.). За этими внешними различиями скрываются более глубокие внутренние содержательные различия, что порождает необходимость специфических для каждого вида искусства средств материализации его особенного содержания. При этом произведение искусства одного вида не может сыть полностью адекватно передано средствами другого вида.

^ Ххудожественная культура – совокупность художественных ценностей, а также исторически определённая система их воспроизводства и функционирования в обществе. Синонимичное понятие – искусство. Имеет известную долю самостоятельности и не всегда совпадает в фазах своего расцвета и спада с аналогичными состояниями общественно-экономической системы, в рамках которой существует

Искусствоведение или искусствознание – совокупность наук, исследующих социально-эстетическую сущность искусства, его происхождение и закономерности развития, особенности и содержание видового расчленения искусства, природу художественного творчества, место искусства в социальной и духовной жизни общества, его функции, характер социально-психологического функционирования и т.д.Современное искусствознание акцентирует внимание на исследовании искусства в контексте духовной культуры. Подразделяется на общее: теория искусства, история искусства и художественная критика; и частное т.е. науки о частных видах искусства: литературоведение, театроведение, музыкознание, архитектуроведение.

Эстетика – (от греч.aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности. Термин введён в научный обиход в качестве обозначения определённой области знаний Баумгартеном в середине XVIII в. Однако, ростки эстетики появляются уже в древних мифологических текстах.

^ Художественные нормы – (от лат. Norma – руководство). Правило, образец) – исторически сложившиеся способы и правила на основании которых создаётся произведение искусства. Находят выражение в требованиях творческого метода в искусстве, стиля, жанра, способов организации пространства и времени в искусстве, соотношения пропорций и т.п.

^ Эстетическое чувство – непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности, закрепляемое эстетической деятельностью во всех её видах. В эстетическом чувстве представлен весь духовный мир человека, его индивидуальность и социальный опыт. Оно всегда имеет избирательно-оценочный характер.

Прекрасное – категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью. Явления прекрасны тогда, когда они в своей конкретно-чувственной целостности выступают как общественно-человеческие ценности, воплощающие утверждение человека в мире, свидетельствующие о расширении границ свободы общества и человека, способствующие гармоническому развитию личности.

Ссинтез искусств – (греч. Synthesis – соединение, сочетание) – органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств, в котором воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир. Реализуется в едином художественном образе или системе образов, объединяемых единством замысла, стиля, исполнения, но созданных по законам различных видов искусства.

Стиль – ( лат. Stylus, от греч. Stylos – палочка, стержень для письма) – структурное единство образной системы и приёмов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития искусства.

Жанр – (фр. Genre – род, вид) – подразделение каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности. Существуют различные принципы жанрового деления – тематические, структурные, функциональные.

^ Художественный образ – специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. Рождаясь в художественном воображении, воплощается в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-мимической, словесной) и воссоздаётся воображением воспринимающего искусство зрителя.

^ Художественное творчество – создание новых эстетических ценностей. В широком смысле это «творчество по законам красоты» присуще всем видам человеческой деятельности. В концентрированном виде находит выражение в создании (и творческом исполнении) произведений искусства.

^ Художественный канон – (греч. Kanon – норма, правило) – система правил, норм, господствующая в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющая основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Проявляется в первую очередь в Древнем и Средневековом искусстве.

^ Художественное произведение – продукт художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощён духовно- содержательный замысел его создателя – художника и который отвечает определённым критериям эстетической ценности.

^ Эстетическая ценность – особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитарными, моральными и т.п. Связь ценностей эстетических с другими классами ценностей обусловлена их общей аксиологической природой: все их характеризует значимость объекта для субъекта, которая определяется ролью данного объекта в жизни человека и общества.

Язык искусства – совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства материальных средств и приёмов создания художественного образа, т.е. изобразительно-выразительных средств. Сам термин имеет метафорический характер и основан на аналогии между изобразительно-выразительными средствами искусства и словесным языком.

^ Баумгартен Александр Готлиб (1714-1762) – немецкий философ, последователь учений Г.Лейбница и Х.Вольфа, основоположник эстетики немецкой философии. В 1735 году впервые ввёл термин «эстетика», которую понимал как философскую науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное, и выражающемся в образах искусства. Видел практический смысл эстетики в применении её в филологии. Риторике, теории музыки и т.д. Различал в эстетике эвристический («учение о вещах и предметах мысли»),. семиотический («учение об эстетических знаках») и методологический («учение об организации художественного произведения») аспекты. Целью эстетики считал выявление законов художественного творчества, воплощающихся в конкретных искусствах.

^ Винкельман Иоганн Иоахим (1717 – 1768) – немецкий исследователь истории античного искусства (искусства Древней Греции и Древнего Рима), автор труда «История искусства древности», один из главных создателей искусствоведения как науки. Развитие искусства (проходящего через стадии роста, созревания и увядания) рассматривал как результат изменения представлений об идеальной красоте человеческого тела. В истории древнегреческого искусства эти изменения привели к смене четырёх стилей: древнейшего, высокого, изящного и подражательного. Вершиной развития древнего искусства считал «высокий» идеал красоты, воплощающий благородную простоту, спокойное величие, гармоническое единство душевного и телесного начал в человеке. Идеи Винкельмана оказали огромное влияние на философов и деятелей еврапейского искусства конца XVIII – первой половины XIX вв.

^ Ортега-и-Гассет Хосе (1883 – 1955) – испанский филосов и культуролог, создатель учения рациовитализма, согласно которому культура должна быть жизненна, а жизнь – культурна.. В его взглядах сочетались идеи неокантианства, философии жизни и феноменологии. Разрабатывал концепцию элитарной и массовой культуры; считал, что критерием деления общества должно стать отношение к модернистскому искусству; кризис европейской культуры в XX веке связывал с разрушением мировоззрения, крушением ценностных оснований буржуазного общества. Основные работы: «Дегуманизация искусства», «Эссе на эстетические темы», «Восстание масс», «Искусство в настоящем и прошлом» и д.р.
Семинар №4. МИР ЧЕЛОВЕКА КАК КУЛЬТУРА.

(2 часа)

  1. Как, в понимании современной культурологии, соотносится мир культуры человека с понятием духовности?

  2. Как можно определить обусловленность типа духовности от укоренившихся представлений о душе? Поясните вашу точку зрения ссылками на высказывания о душе Аристотеля, Фараби, Авиценны. Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 65-67, 394-396.; Фараби. Существо вопросов. //Антология мировой философии: В 4 т. М.., 1969. Т. 1. Ч.2. С.728-729; Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские труды. М.,1980. С.472-478.

  3. Какова роль ценностей в культурной жизни человека?

  4. По каким критериям осуществляется классификация ценностей? Какие ценности Вы считаете приоритетными в условиях современного мира?

  5. По мнению Риккерта «относить к ценностям» и оценивать - совершенно различные по своей сути действия. Тем не менее, существуют ли, на Ваш взгляд, исторические ценности? Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.// Культурология. XX век. Антология. М.,1995. С.90-91.

  6. Как связаны между собой ценности культурные и социальные? Справедливо ли утверждать превосходство одних над другими?

  7. Что такое ценностное ядро культуры? Как изменяется оно во времени? Каково его значение для формирования культур разных типов?

  8. В чём состоит культурная ценность творчества?

  9. Как соотносится индивидуальный мир культуры и окружающий мир в различных традициях мировой культуры?

  10. С.Н.Булгаков противопоставляет «путь цивилизации» и «путь творчества», который он отождествляет с культурой. Разделяете ли Вы его мнение? Булгаков С.Н. Избранные статьи. В2 т. М., Т.2.С.637-643.


Литература:

  1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.,1992.

  2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989.

  3. Вебер М. Избранные произведения. М.1990.

  4. Гуревич П.С. Философия культуры. М. 1994.

  5. Понятие судьбы в контексте разных культур. М.,1994.

  6. Мид М. Культура и мир детства.// Избранные произведения. М.,1988.


Термины и персоналии:

Архетип – (греч. «начало» и «образ») – прообраз, первичная форма, образец В аналитической психологии К.Юнга понятие архетип соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип – это врождённые психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Согласно К.Юнгу, архетипы служат питательной почвой творчески-продуктивного, в том числе и художественного воображения и фантазии; находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественной литературы и искусства.

Гуманизм – (лат – человеческий, человечный, образованный) – прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинства и прав личности, её свободного развития, считающее благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Ментальность – мироощущение, мировосприятие формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок в недрах определённой культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания. Ментальность является очень устойчивым образованием, меняющимся медленно и незаметно для тех, кто им обладает.

Ноосфера – (греч. –«ум, разум» и «шар») – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития. В.И.Вернадский разработал учение о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Эти законы воплощаются в человеческой деятельности как определяющем факторе её развития и сопоставимой по силе воздействия на природные процессы с геологическими катаклизмами.

Прогресс – (лат.- «движение вперёд») – переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому и совершенному.

^ Аристотель (384 – 322 до н.э.) – выдающийся античный философ, выдвинувший учение о материи и форме, взаимодействие которых приводит к образованию высокоорганизованных существ (человека) и разных социальных структур: семьи, государства и др. Главные сочинения: «Метафизика», «Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика», «Политика».

^ Фараби Абу Наср Мухаммед (879 -950) – учёный энциклопедист, уроженец Фараба (Средняя Азия), один из первых арабских последователей Аристотеля (перипатетиков), сделавший значительное количество комментариев к его сочинениям и прозванный за это «Вторым учителем». Автор более ста работ, среди которых философские, математические, социально-этические, логические трактаты. Фараби оказал огромное влияние на философию и науку средневековой Западной Европы, а также на Ибн Сину, Ибн Баджу, Ибн Рушда, Ибн Туфайля.

^ Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (980 – 1037) – философ, учёный, последователь Аристотеля, известный под латинизированным именем Авиценна. Родился в Афшане около Бухары, жил в Иране и Средней Азии, занимая должность врача при различных правителях. Авиценне приписывают около четырёхсот работ по всем областям существующего на тот период знания, среди которых: «Книга исцеления», «Книга знания», «Книга указаний и наставлений».

^ Бердяев Николай Александрович (1874 - 1948) – русский религиозный философ. Большое внимание в его концепции занимают проблемы творчества. Культурный смысл истории видел в актах творчества, понимая историю как дискретный творческий процесс. Рассматривал личность как концентрацию душевных и духовных способностей человека. Основные сочинения: «Духовный кризис интеллигенции», «Смысл творчества», «О назначении человека», «Самопознание», «Смысл истории» и т.д.

^ Тейяр де Шарден Мари Жозеф Пьер (1881 – 1955) – французский антрополог, палеонтолог и теолог-космист, один из авторов теории неосферы. Он закончил иезуитский колледж, принял монашеский обет и стал членом ордена. В 1913 году начал работать в Парижском институте палеонтологии человека. В 1920 году, защитив докторскую диссертацию, становится профессором кафедры геологии Парижского католического университета, но затем, в связи с несогласием с трактовкой некоторых догматов, вынужден был уйти из университета. Он принимает участие в ряде экспедиций в Китай и Монголию, пишет множество работ в области палеонтологии. Во время, Второй мировой войны была написана сделавшая его знаменитым книга «Феномен человека», которая вышла посмертно, так как орден препятствовал её изданию.

Особенностью культурологических воззрений Тейяр де Шардена было сочетание Божественной и эволюционной теории происхождения и развития культуры. Чтобы наиболее полно воплотить замысел Бога, человек должен глубоко осознать своё предназначение, а для этого необходимо концентрация его душевных и мыслительных усилий. Главным способом достижения этой задачи, по мнению Шардена, является рефлексия.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Семинарские занятийя по курсу «культурология» (принципы организации, структура, материалы) Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по специальности...

Семинарские занятийя по курсу «культурология» (принципы организации, структура, материалы) Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие к дисциплине «Введение в специальность»
Введение в специальность. Дидактические материалы: Учебно-методическое пособие/ В. Д. Запойнов, В. И. Федин, Н. Н. Димов

Семинарские занятийя по курсу «культурология» (принципы организации, структура, материалы) Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропо­логия. Культурология и история мировой культуры; история...

Семинарские занятийя по курсу «культурология» (принципы организации, структура, материалы) Учебно-методическое пособие iconПрактикум решения задач по курсу «Основы искусственного интеллекта»...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «информатика», а также может использоваться...

Семинарские занятийя по курсу «культурология» (принципы организации, структура, материалы) Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по культурологии для студентов
Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2011

Семинарские занятийя по курсу «культурология» (принципы организации, структура, материалы) Учебно-методическое пособие iconВведение в профессию комплект методического обеспечения учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, студентов, аспирантов

Семинарские занятийя по курсу «культурология» (принципы организации, структура, материалы) Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие специальность 050104 «Безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методическое пособие / М. Б. Звонкова, А. В. Неделяева, Ю. В. Егорова, Е. Л. Агеева Н. Новгород: нгпу, 2008. 48 с

Семинарские занятийя по курсу «культурология» (принципы организации, структура, материалы) Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Н. Новгород
...

Семинарские занятийя по курсу «культурология» (принципы организации, структура, материалы) Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...

Семинарские занятийя по курсу «культурология» (принципы организации, структура, материалы) Учебно-методическое пособие iconВ сокращении Учебно-методическое пособие Томск 2008 утверждено
Учебно-методическое пособие предназначено для научных руководителей и студентов, выполняющих квалификационные работы и отчеты о нир...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница