План. Введение. Начало творческого пути. Серийное домостроение




Скачать 300.77 Kb.
НазваниеПлан. Введение. Начало творческого пути. Серийное домостроение
страница1/2
Дата публикации07.07.2013
Размер300.77 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Культура > Документы
  1   2
План.

  1. Введение.

  2. Начало творческого пути.

  3. Серийное домостроение.

  4. Революция или утопия.

  5. Ле Корбюзье – великий и ужасный.

  6. Заключение.

- 1 -


«Эстетика инженера и эстетика архитектора связаны единством, но первая из них переживает бурный расцвет, а вторая мучительно деградирует»

«Мои искания, так же как и мои чувства, сводятся к одному, к главному в жизни—к поэ­зии»



Jle Корбюзье.(«К архитектуре»)
XX век, словно ящик Пандоры, преподнес человечеству массу сюрпризов в диапозоне от короткой юбки до ядерной бомбы. Не избежал потрясений и наиболее статичный, приверженный канонам и стереотипам род искусств. В небесах героического периода архитектуры гордо реет Ле Корбюзье. «Для широкой публики вся современная живопись – это Пикассо», все произведения современной архитектуры – это Ле Корбюзье», писал в 1958 году искусствовед Мишель Рагон. Сорок лет спустя смысл этих почти нарицательных имен не потускнел. Под патиной времени обнаруживается чеканный профиль революционера Корбю в ореоле мифов и терновом венце проклятий.

В стремлении добиться нового расцвета эстетики архитектуры и в поэ­тизации этой важнейшей сферы человеческой деятельности — ключ к раскрытию творчества Ле Корбюзье — великого мастера, жизнь кото­рого связала два века в истории современной архитектуры.
-2-

Конец XIX века знаменовался небывалым размахом строительства, огромными достиже­ниями в науке и технике. Возникают новые сме­лые конструкции, применяются новые строитель­ные материалы, новая строительная технология. И наряду с этим обнаруживалась несостоятель­ность традиционных эстетических концепций в искусстве архитектуры. В архитектурной среде происходило расслоение: одни старались осмыслить новые возможности, другие вопреки конструктивной логике пытались спрятать но­вые конструкции за ложной декорацией обветша­лых архитектурных стилей.

В 1887 году в Париже началось строитель­ство Эйфелевой башни. 6 октября того же

года в горной швейцарской деревушке Ля Шо-де-Фон родился Шарль-Эдуард Жанне ре-Гри (спу­стя 33 года он возьмет имя Ле Корбюзье). В те времена, когда Адольф Лоос писал свою нашу­мевшую статью «Орнамент и преступление», юный отпрыск владельца эмалировочной мас­терской штудировал книгу Оуэна Джонса «Исто­рия орнамента" и покрывал узорами крышки ча­сов. Часы, отчеканенные пятнадцатилетним Шар­лем-Эдуардом Жаннере (будущим Ле Корбю­зье), получили почетный дип­лом Международной выс­тавки декоративных искусств в Турине в 1902 году.

Полученное по наследству ремесло могло стать занятием всей его жизни, если бы не вме­шательство директора Школы искусств Шарля Л'Эплатенье. «Он хотел сделать из меня архи­тектора. Я испытывал отвращение к архитекту­ре и архитекторам... Но мне было 16 лет, и я под­чинился", - вспоминал впоследствии Ле Корбю­зье.

«В семнадцать лет мне посчастливилось встре­тить человека без предрассудков, который пору­чил мне постройку своего дома. И в возрасте от 17 до 18 лет я построил этот дом с великим ста­ранием и целой кучей волнующих происшест­вий. Этот дом, по всей вероятности, ужасен»

Дом этот был первым и последним в творчест­ве Ле Корбюзье, выстроенным в духе декоратив­ного стиля 900-х годов модерн. Ле Корбюзье в 19 лет навсегда перевернул в сво­ем творчестве эту страницу в истории архитек­туры, чтобы никогда больше к ней не возвра­щаться.

«Но с тех пор я убедился, что дом строится из материалов, рабочими, по разработанному плану и разрезу и это определяет успех или неуспех произведения», — выводит для себя свой первый неизменный постулат будущий архитектор-новатор. Так, уже в начале века он задумывается о необходимости искать новые пути в архитектуре. Молодой Жаннере отка­зывается от канонических приемов и готовых рецептов, преподносимых в архитектурных шко­лах, от понятия о «великом вдохновении свыше», не имеющем отношения к реальности.

И в первом своем здании Ле Корбюзье уже искал эстетиче­ского единства назначения и формы, стремился поэтически осмыслить и органически включить архитектуру в окружающую природу.

«Жили­ще — это возможность свободно двигаться... отдыхать, погружаться в раздумье; возможность испытывать или вызывать присутствие среды: солнце — хозяин всего живого, движение воз­душных струй, чарующее глаз и несущее ду­шевное равновесие, зрелище трав, цветов, де­ревьев, неба, пространства».

Итак с гонораром в кар­мане, рюкзаком за спиной и блокнотом для за­рисовок в руках он спустился с гор в колыбель ро­манской цивилизации - Италию. Лихорадка пу­тешествий, прерываемая краткими периодами работы у Йозефа Гофмана в Вене, Огюста Перре в Париже, Петера Беренса в Берлине, заста­вила молодого человека исколесить полконти­нента. Это и были .его университеты. За год до смерти апостол модернизма напишет: «Архитек­тура не профессия, а состояние души». Не слу­чайно многие его работы будут выполнены в со­авторстве с двоюродным братом - архитекто­ром Пьером Жаннеро.

Он не верил учебникам, только собственным глазам: "Если вам доведется увидеть Рим как го­родской комплекс, состоящий из горизонталей, цилиндрических или полигональных призм, вам никогда больше не захочется создавать гнусные шутовские нагромождения с фронтонами, ко­лоннами, куполами etc». Римские впечатления Корбюзье не были следствием близорукости. Просто он видел то, что хотел увидеть. Это была точка зрения крепкого хозяйственника, который готовился почистить авгиевы конюшни «висящих над нами тяжелым грузом культур прошлого».

В 1917 году неугомонный паломник осел в Париже. Война шла к концу. Старушка Европа жаждала очищения и новой жизни. Пароксизмы омоложения сотрясали ее еще с конца прошло­го века. То и дело раздавался клич "долой эту за­раженную атмосферу!». Слово "новый" повторя­лось, как заклинание: новое общество, новая ре­лигия, новый стиль. Представители Ар Нуво испытывали отвращение к академизму. В свою очередь, будущий авангард c гадливостью взи­рал на чувственные формы Ар Нуво и видел в них лишь пышное надгробие ушедшей "прекрасной эпохе".

Вспышка активности Ле Корбюзье в 20-е годы была проникнута стремлением подарить свет блуждающему в потемках человечеству. Вместе с художником Амедеем Озанфаном он декларирует принципы пуризма (от фр. pur – чистый. Полотна пуристов не стали заметным явлением в живописи. Им выпала роль цветных пятен на голых и белых стенах шедевров пурист­ской архитектуры). Затем друзья издают журнал «Эспри нуво» (новый дух), очень скоро ставший трибуной Корбюзье-пророка.

Он спешит перевернуть страницу истории. Он проповедует с одержимостью, с какой Лю­тер прибивал свои тезисы к вратам церквей: "Маши­на сверкает перед нами полированными стальны­ми дисками, сферами, ци­линдрами. Все детали сде­ланы с безукоризненной, теоретически рассчитан­ной точностью, которую природа нам никогда не показывает... эти диски и сферы чем-то напоминают нам божеств древнего Египта или Конго». Отсюда неизбежно следует: "Дом - машина для жи­лья", мебель - «предме­ты-органы», картина -«машина для эмоций". Бескомпромиссный рационализм («архитектор создает гармонию, которая является чистым продуктом его разума») сочетается с наивной попыткой уберечься от катаклизмов, призвав на­роды на большую стройплощадку («архитектура или... революция»). Производная от этой веры эстетика аскетична до предела («Простые геометрические формы прекрасны, потому что они легко воспринимаются. Прямой угол имеет законное право на существование, больше того, он обязателен.»)
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План. Введение. Начало творческого пути. Серийное домостроение iconСерийное производство (149)
Слова или символы, отображаемые на экране. В том числе, это имена полей, заголовки экранов, значения кнопок, а также названия пунктов...

План. Введение. Начало творческого пути. Серийное домостроение iconСерийное производство (149)
Слова или символы, отображаемые на экране. В том числе, это имена полей, заголовки экранов, значения кнопок, а также названия пунктов...

План. Введение. Начало творческого пути. Серийное домостроение iconЛитература 17 апреля
Первоначально преобладающим было индивидуальное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное....

План. Введение. Начало творческого пути. Серийное домостроение iconПлан- график мероприятий, направленный на введение фгос
Поэтапное введение федеральных государственных стандартов (фгос) общего образования. 1 Введение фгос начального общего образования...

План. Введение. Начало творческого пути. Серийное домостроение iconПлан стр. Введение Теоретические основы проблемы развития творческого...
Понятие «Творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение,...

План. Введение. Начало творческого пути. Серийное домостроение iconПлан. Введение Структура экономической безопасности страны. Характеристика...
Экономическая безопасность включена в систему национальной безопасности вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение обороноспособности...

План. Введение. Начало творческого пути. Серийное домостроение iconО бобщающий тест
Какое литературное направление наиболее близко Пушкину в начале творческого пути?

План. Введение. Начало творческого пути. Серийное домостроение iconКакое литературное направление определило творческий метод Н. В....

План. Введение. Начало творческого пути. Серийное домостроение iconI. Походы и плавания русских мореходов в IX-XVII вв
Военно-морского устава [22]. Начало «биографии» ботика — «дедушки русского флота» [23]. Начало строительства «потешного» флота на...

План. Введение. Начало творческого пути. Серийное домостроение icon3 введение
В настоящий момент, когда Россия определяет пути своего развития, актуальным является обращение к ее



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница