Методические основы научно исследовательской подготовки студентов на современном этапе развития педагогической науки. Челтыбашев А. А




Скачать 55.65 Kb.
НазваниеМетодические основы научно исследовательской подготовки студентов на современном этапе развития педагогической науки. Челтыбашев А. А
Дата публикации10.08.2013
Размер55.65 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Культура > Документы

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.


Челтыбашев А.А.

Мурманский государственный педагогический университет

г. Мурманск. Россия,
Несмотря на то, что в настоящее время уделяется значительное внимание научно – исследовательской подготовке на разных ступенях обучения, в работах А.В. Леонтовича, Ю.В. Громыко и др. говорится о дефиците методологической культуры у большинства учителей участвующих в исследовательской деятельности [2, 3].

Говоря о методологической и методической научно – исследовательской подготовке будущих учителей технологии требуется уточнить понятие «методология научно – исследовательской деятельности» и рассмотреть используемые методы классифицируемые по самым различным основаниям (критериям). В настоящее время стало очевидным, что как система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой теоретического научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер [5].

Рассматривая общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке. Можно сделать вывод, что они являются промежуточным звеном между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "оптимальность", "вероятность" и др.

Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, интегративность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.

При использовании в научном исследовании рациональных способов решения возникающих творческих задач основанных на ТРИЗ и ФСА, одним из доминирующих методов при анализе исследовательской ситуации будет системный анализ, позволяющий более четко структурировать проблему.

Объектом методологии является вся научно – познавательная деятельность. Подразумевая под методологией систему принципов и способов организации деятельности, необходимо определиться с пониманием «организации деятельности».

Организация деятельности – это процесс, направленный на упорядочивание деятельности в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временнόй структурой (исходя из пары категорий диалектики «историческое (временнόе) и логическое»).

Логическая структура деятельности включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.

Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.

Исторически известны разные типы культуры организации деятельности. Современным является проектно-технологический тип, суть которого заключается в том, что продуктивная деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами [4].

В выбранном типе деятельности процесс ее осуществления рассматривается в рамках проекта, реализуемого в определенной временнóй последовательности по фазам, стадиям и этапам, причем последовательность эта является общей для всех видов деятельности. Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:

  • фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой системы и план ее реализации;

  • технологическая фаза, результатом которой является реализация системы;

  • рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта [5].

Данный тип организации культуры научно – исследовательской деятельности полностью вписывается в широко используемый при решении творческих технических задач Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ) [1]. Анализ соответствия между собой типа организации деятельности и АРИЗ проведен в таблице 1.

^ Таблица 1. Сравнение структур проектно – технологического типа

деятельности и АРИЗ


^ Структура проектно – технологического типа деятельности [5]

Структура АРИЗ [1]

Фазы

Стадии

Этапы

Стадии

Этапы

Фаза проектирования

Концептуальная стадия

Выявление противоречия

Аналитическая стадия

Анализ задачи


Формулирование проблемы

Определение проблематики

Определение цели


Анализ модели задачи

Выбор критериев

Стадия моделирования

Построение моделей

Оптимизация

Выбор (принятие решения)

Определение идеального конечного результата и физических противоречий

Стадия конструирования

Декомпозиция

Агрегирование

Исследование условий

Построение программы

Стадия технологической подготовки




Технологиче-ская фаза







Технологическая фаза

Мобилизация и применение вещественно – полевых ресурсов

Применение информационного фонда

Изменение или замена задачи

Разрешение имеющегося противоречия

Рефлексив-

ная фаза










Оценка решения

Развитие полученного ответа

Анализ хода решения

Сравнительный анализ структур проектно – технологического типа деятельности и АРИЗ позволяет сделать следующий вывод: по логической структуре и содержанию компонентов не смотря на ряд отличий в формулировках они практически совпадают. Это позволяет подтвердить предположение о том, что использование АРИЗ в сочетании с проектно – технологическим типом деятельности позволяет успешно решать поставленные исследовательские задачи.

 

Список литературы

  1. Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. – Петрозаводск: Карелия, 1980. – 224 с.

  2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика. Минск, 2000;

  3.  Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. «Философия для аспирантов»., Р.н.Д./ 2003 

  4.  Никитаев В.В. В поисках самостоятельности: (Технологическое развитие и инженерное образование) // Высшее образование в России. - 1994. - № 2.

  5.   Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИНТЕГ. – 668 с;

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические основы научно исследовательской подготовки студентов на современном этапе развития педагогической науки. Челтыбашев А. А iconМетодические рекомендации по курсовому проектированию (для преподавателей и студентов)
Ее написание также предусмотрено Примерным учебным планом по специальности и рабочим учебным планом педколледжа. Как правило, она...

Методические основы научно исследовательской подготовки студентов на современном этапе развития педагогической науки. Челтыбашев А. А iconПоложение поволжская научно-практическая конференция по проблемам...
Настоящее положение определяет статус, цели и задачи, порядок проведения Поволжской научно-практической конференции

Методические основы научно исследовательской подготовки студентов на современном этапе развития педагогической науки. Челтыбашев А. А iconПрограмма дисциплины «Современные проблемы науки и образования»
Умк определяются целями и задачами, стоящими перед высшей школой на современном этапе развития образования и государственными требованиями...

Методические основы научно исследовательской подготовки студентов на современном этапе развития педагогической науки. Челтыбашев А. А iconНашего исследования связана с проектированием инфраструктуры развития...
Современные педагогические исследования: взгляд в историю. Материалы Форума аспирантов и молодых исследователей Северо-Запада, участников...

Методические основы научно исследовательской подготовки студентов на современном этапе развития педагогической науки. Челтыбашев А. А iconУважаемые коллеги!
Российской Федерации 22 октября 2011 года в г. Иваново состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы...

Методические основы научно исследовательской подготовки студентов на современном этапе развития педагогической науки. Челтыбашев А. А iconРабочая программа элективного курса для 10 класса «Русский язык»...
На современном этапе развития науки о языке и речи становится недопустимым разрыв в изучении строя языка и в работе над связной речью....

Методические основы научно исследовательской подготовки студентов на современном этапе развития педагогической науки. Челтыбашев А. А iconМетодические рекомендации по подготовке магистерской диссертации...
Магистерская диссертация самостоятельная научная работа, демонстрирующая уровень квалификации соискателя магистерской степени в области...

Методические основы научно исследовательской подготовки студентов на современном этапе развития педагогической науки. Челтыбашев А. А iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Список литературы
...

Методические основы научно исследовательской подготовки студентов на современном этапе развития педагогической науки. Челтыбашев А. А iconО проведении областного конкурса на лучшую научную работу
Областной конкурс проводится в рамках открытого конкурса на лучшую работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам...

Методические основы научно исследовательской подготовки студентов на современном этапе развития педагогической науки. Челтыбашев А. А iconПрограмма всероссийской молодежной научно-практической конференции...
Актуальные вопросы межкультурной коммуникации в современном информационном пространстве



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница