Доклад заместителя директора по воспитательной работе мкоу сош №1 г. Кизилюрт рд гаджиевой А. Н




Скачать 134.9 Kb.
НазваниеДоклад заместителя директора по воспитательной работе мкоу сош №1 г. Кизилюрт рд гаджиевой А. Н
Дата публикации17.06.2013
Размер134.9 Kb.
ТипДоклад
lit-yaz.ru > Культура > Доклад
«Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях».
Доклад заместителя директора по воспитательной работе МКОУ СОШ №1 г.Кизилюрт РД Гаджиевой А.Н.

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам», так писал В.А. Сухомлинский.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско -пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным для сегодняшнего педсовета.

Несколько статистических фактов:

- в России рождается 17% детей с психическими отклонениями.

-15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков.

-На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации.

-Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков.

-В настоящее время в Дагестане более 10 000 сирот, 1000 из них брошенные родителями.

-В России 654, 4 тысячи сирот.

- 300 сирот появляются в России каждый день.

-По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации.

Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план. Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а в чём-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе.

Начнем с понятия «Воспитание».

Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер. « Знания без воспитания- это меч в руках сумашедщего.» Д.И. Менделеев.

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания.

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов.

Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект. Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и общечеловеческие ценности

  • Любовь к матери

  • Патриотизм.

  • Любовь к Родине

  • Свобода воли

  • Добро и зло

  • Самовоспитание

  • Добродетель

  • Совесть

  • Надежда

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Система нравственного воспитания включает в себя:
Во-первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.
Традиционными источниками нравственности являются:
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России. Любовь к своему народу. Любовь к своей "малой Родине". Служение Отечеству.
2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная. Доверие к людям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство.
3. Гражданственность — Правовое государство. Гражданское общество. Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок. Свобода совести и вероисповедания.
4. Семья — Любовь и верность. Здоровье. Достаток. Почитание родителей. Забота о старших и младших. Продолжение рода.
5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.
6. Наука — Познание. Истина. Научная картина мира. Экологическое сознание.
7. Искусство и литература включает ценности: Красота. Гармония. Духовный мир человека. Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие.
8. Природа — Жизнь. Родная земля. Заповедная природа. Планета Земля.
9. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.
Важно, чтобы школьники получали представление о всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее многообразии и национальном единстве. А для этого необходимо, чтобы каждая из вышеобозначенных групп составляла целевую программу воспитания.
Основные источники нравственного опыта
Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

Духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке. Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.

Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане.

В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.

Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе. В каждой семье свои устои, своя религия. В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт.. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.

-Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот, кто жить готовясь, в детстве не живёт.
Если бы в своё время по-настоящему прислушались к этим словам С.Я.Маршака, то, наверное, уже в 20 веке, а не в 21-ом в нашу школу пришли новые стандарты, поскольку именно теперь воспитание в школе рассматривается не как набор специальных мероприятий, а как совместная деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Включение учащихся в определенный вид деятельности всегда имеет конкретную цель. Озеленяя и благоустраивая школьный участок, подростки приобретают трудовой опыт. Участвуя в различных акциях, школьники учатся оценивать явления общественной жизни, у них развивается способность видеть смысл в общественно значимых делах, поступать в соответствии с целями и интересами нашего общества.

Участвуя в школьных делах, они приучаются оценивать поведение товарищей и свое собственное в соответствии с нравственными критериями.

В нашей школе нравственному воспитанию уделяется большое внимание, однако, конечный результат не всегда удовлетворительный.

-Была организована встреча с олимпийским чемпионом 2012 года выпускником нашей школы Исаевым М.;

-была организована встреча совместно с отделением молодёжного движения « Молодая гвардия» с приглашением заместителя имама Кизилюртовской джума мечети Гаджимагомедовым И.А., с олимпийским чемпионом Исаевым М. среди учащихся 9-11-ых классов:

-написаны сочинения «Мы вместе дружбою сильны»5-11классы;

-проведены во всех классах классные часы «Семья и семейные ценности», «Семья-это кристалл общества»;

- проведены классные часы, беседы, открытые уроки на тему: «Я- дагестанец», «День единства народов Дагестана», «Мы вместе дружбою сильны», «Страна гор», «Мой Дагестан» ;

-организована выставка рисунков учащихся «Мой дивный край», « Горы глазами детей»;

-проведены спортивные соревнования, посвящённые Дню гор, среди учащихся 5-11 –ых классов:

-организованы экскурсии, посещены музеи в г.Махачкала 6а класс, 5в класс;

-проведён конкурс национальных танцев и песен среди учащихся 5-11-ых классов;

-проведён конкурс « Мой удивительный город- Кизилюрт»-2-е место по городу подготовила учащихся Ахмедова С.Ш.;

-конкурс рисунков и плакатов, посвящённых Дню учителя;

-конкурс «Осенний букет», где на городском уровне школа заняла 3- место, отв. Абдулатипова Т.К.;

-конкурс «Мы дружбой народов сильны» -3-е место по городу , отв. Магомедова А.М.

-Наша школа принимала участие в городском слёте юных туристов, посвящённый Всемирному Дню туризма,отв. Магомедов Ш.М.; участие в Дне единства народов Дагестана с концертной программой;

-В начальной школе был организован прием ребят в орлята, проведён конкурс по «Правила дорожного движения»и конкурс рисунков по ПДД; отв. Гайдарбекова А.С.;

-Ст.вожатая Магомедова З.М. провела в 8классах открытые классные часы»Возмемься за руки друзья», «Неси добро и радость людям».

В первом полугодии по графику были проведены открытые мероприятия ( классные часы) следующими классными руководителями:

Расуловой М.М.в 5г классе, посвящённый Дню матери; .Булатовой Т.В.в 5в классе, посвящённый Дню матери;

Гаджиевой А.Н., Магомедовой У.Х., Калоевой А.М. совместно с Солосиной В.А. был подготовлен концерт ко Дню учителя.

Классные руководители 4-х классов Мусаева Написат Кумачевна , Мусаева Аида Алимхановна, Саидова Нурия Конакмирзаевна, Магомедова Мудрикат Ахмедиевна, Алиева Эльмира Пахуртдиновна провели интеллектуальную викторину «Талантливые, умные, задорные»; Абдурахманова Патимат Анварбековна провела открытое мероприятие «Осенний бал».

В декабре месяце должны были провести открытые мероприятия Магомедова С.А., Магомедова М.Р., Гимбатова А.М., Чагучиева С.Э., они не были проведены, хотя ещё в сентябре месяце план-график проведения открытых классных часов был обсуждён и принят но МО классных руководителей.

Очень большая работа в направлении нравственного воспитания проводится классными руководителями Беджановой А.И. с привлечением и подготовкой самих учащихся ("Здоровое и правильное питание", "Сила ума", "Счастье"и.т.д.), Ахмедовой С.Ш.("Знание-орудие, а не цель", "Ничто не научит так, как сознание своей ошибки"), Абдулатиповой Т.К ("Этот загадочный ай-кью", на классном часе классный руководитель выявил уровень интеллектуального развития учащихся, расширил представление детей об интеллектуальных способностях человека, формировал положительную нравственную оценку таких качеств как любознательность, пытливость).

Сегодня мне хотелось бы предложить вам новые воспитательные технологии по формированию нравственности, культуры и эстетического вкуса обучающихся.



  • Предложить ребятам подумать над проектом «Нравственный человек. Какой он?»;

  • Составить законы жизни каждого классного коллектива и школы в целом;

  • На основании составленных проектов составить Кодекс нравственного поведения, который будет принят на классном собрании;

  • Результативность выполнения обучающимися кодекса и нравственных законов класса обсуждать в конце каждой четверти на классных часах с помощью самооценки и оценки ребятами друг друга;

  • Обеспечить поощрения обучающихся, получивших высокую оценку, и их семей в виде благодарностей от классных руководителей и администрации школы в конце учебного года;

  • Провести классные родительские собрания по результатам подведения итогов совместно с обучающимися;

  • Фотографии лучших обучающихся разместить на сайте школы;

  • Классному руководителю знакомить родителей класса с нравственными законами, на основе которых он будет формировать нравственную атмосферу класса;

  • Эффективно использовать учебный материал по КТНД «Кодекс чести», «Честь и совесть» и.т.д.

  • Классным руководителям пытаться максимально использовать теоретические знания по нравственному воспитанию в реальных жизненных ситуациях

(экскурсии, походы, посещения кинотеатра и т.п.);

  • Организация встреч с выдающимися людьми, преодолевшими себя, состоявшимися в своей судьбе;

  • Воспитание нравственности – это воспитание, построенное на традициях коллектива, в котором никто и никогда не остаётся без внимания.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, Дагестана, о ее молодежи. Именно поэтому, сегодня на педагогическом совете мы рассмотрели проблемы нравственного воспитания школьников.

Решение педсовета:
Одобрить систему работы педагогического коллектива по изучению личности учащихся.

Классным руководителям сформировать пакет документов по проблеме духовно – нравственного воспитания (педагогические карты классов, дневники наблюдений «группы риска», банк данных родительских ресурсов, методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний), рекомендовать его к использованию в последующие годы в процессе воспитательной работы и презентовать свой опыт работы на м.о. классных руководителей, педсоветах.

Каждому учителю определить свои эффективные методы и приёмы духовно – нравственного воспитания средствами своего предмета. Обобщить опыт работы на методических объединениях, педсоветах.

Классным руководителям продолжить разработку воспитательных систем классов и рассматривать их на методическом объединении классных руководителей.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад заместителя директора по воспитательной работе мкоу сош №1 г. Кизилюрт рд гаджиевой А. Н iconАналитический отчет заместителя директора по воспитательной работе...
Воспитательная работа включает в себя взаимосвязанный процесс, охватывающий всех учащихся школы и все школьные традиции. Исходя из...

Доклад заместителя директора по воспитательной работе мкоу сош №1 г. Кизилюрт рд гаджиевой А. Н iconАналитический отчёт заместителя директора по воспитательной работе...
Аналитический отчёт заместителя директора по воспитательной работе по итогам организации процесса воспитания в моу сош №15

Доклад заместителя директора по воспитательной работе мкоу сош №1 г. Кизилюрт рд гаджиевой А. Н iconПлан работы заместителя директора по учебно воспитательной работе...
План работы заместителя директора по учебно – воспитательной работе на учебный год

Доклад заместителя директора по воспитательной работе мкоу сош №1 г. Кизилюрт рд гаджиевой А. Н iconМетодические рекомендации по разработке рабочих программ для учителей...
Разработаны и утверждены на заседании творческой группы педагогических работников в составе: Черных Е. Н. методиста имц, Жерновой...

Доклад заместителя директора по воспитательной работе мкоу сош №1 г. Кизилюрт рд гаджиевой А. Н iconПриказ от 10. 09. 2012г. №35 «а» п. «О создании в мкоу сош №9 г....
Закона РФ «Об образовании» и во исполнение Постановления главы администрации мо «Город Кизилюрт» от 20. 05. 2010 г. №12, а также...

Доклад заместителя директора по воспитательной работе мкоу сош №1 г. Кизилюрт рд гаджиевой А. Н iconСправка по состоянию контроля и руководства учебно-воспитательным...
Муртузалиевым Муртазали Курбановичем, заместителем директора по учебно-воспитательной работе Магомедгаджиевым Османом Османовичем,...

Доклад заместителя директора по воспитательной работе мкоу сош №1 г. Кизилюрт рд гаджиевой А. Н iconПубличный отчет завуча школы на 2012-2013 уч г. Магомедова Амирхана Муртазалиевича
Занимаемая должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе мкоу «Голотлинская сош»

Доклад заместителя директора по воспитательной работе мкоу сош №1 г. Кизилюрт рд гаджиевой А. Н iconПубличный доклад директора мкоу сош п. Пиляндыш по итогам работы...
Образовательное учреждение мкоу сош п. Пиляндыш в своей деятельности реализует права обучающихся на получение бесплатного качественного...

Доклад заместителя директора по воспитательной работе мкоу сош №1 г. Кизилюрт рд гаджиевой А. Н iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения...
Программу подготовили: директор школы А. Ю. Арутюнян, заместители директора по учебно-воспитательной работе С. Д. Гончарова, О. В....

Доклад заместителя директора по воспитательной работе мкоу сош №1 г. Кизилюрт рд гаджиевой А. Н iconДоклад директора мкоу «сош с. Малакановского»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Малакановского» Прохладненского муниципального...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница