Методические указания курса «культурология»




Скачать 330.3 Kb.
НазваниеМетодические указания курса «культурология»
страница1/2
Дата публикации05.09.2013
Размер330.3 Kb.
ТипМетодические указания
lit-yaz.ru > Культура > Методические указания
  1   2


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

КУРСА
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Для студентов биологического факультета

Ростов – на - Дону

2006 г

Методические указания курса «Культурология» подготовлены кандидатом философских наук, преподавателем кафедры теории культуры, этики и эстетики Е.Ю.Бабиной.


Рецензент: к.ф.н. Волошина А.С.

Печатается по решению кафедры теории культуры, этики и эстетики права Ростовского государственного университета от 24 апреля 2006 года (протокол № 7)

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
Раздел I


п/п

Наименование тем лекции

Кол-во часов

1

Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования

2

2

Понятие культуры. История развития представлений о культуре. Современные культурологические теории.

2

3

Онтология культуры. Основные функции культуры. Историческая типология культуры

2


Раздел II


4

Культурогенез. Особенности культуры первобытного общества

2

5

Культура Древнего Востока

2

6

Культура Древней Греции и Рима: основные понятия и доминанты. Историческое значение античной культуры

2

7

Культура Византии. Арабо-мусульманская культура

2

8

Культура средневековой Европы

2

9

Культура эпохи Возрождения и Реформации. Образы мира и человека в культуре Ренессанса

2

10

Основные направления и тенденции в культуре Нового времени

2

11

Особенности культуры 18 века

2

12

Европейская культура 19 века. Художественная культура рубежа 19-20 веков.

2

13

Особенности развития культуры ХХ - начала XXI веков

2

14

Основы теории российской культуры

2

15

Социодинамика русской культуры

2

16

Проблемы региональной культуры

2




ИТОГО:

32



^ ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Раздел I. Теория культуры
Тема 1. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования

Культура и науки о ней. Предпосылки возникновения и развития культурологии как самостоятельной дисциплины в кругу гуманитарных наук. Роль культурфилософии, культурантропологии, этнографии, социологии, психологии, лингвистики в формировании предмета и методов культурологических исследований. Многозначность термина.

Культура как феномен. Структура и состав современного культурологического знания: фундаментальная культурология (теория культуры), историческая культурология и прикладная культурология.

Основные проблемы культурологии: взаимосвязь культуры с природой и обществом, культурогенез и возможности управления социокультурными процессами, факторы стабильности и источники развития культуры, совместимость национальных культур и перспективы создания общечеловеческой культуры, выработка ценностно-смыслового горизонта культуры будущего, методологические проблемы социогуманитарных наук.

Методология и методика исследования культур. Методы в культурологии.

Источники культурологии: документы, архивы, музеи, памятники культуры, произведения искусства, теле - и радиоматериалы.

Современное состояние культурологии как науки и учебной дисциплины. Роль культурологии в исследовании и решении социальных, политических, педагогических и экономических проблем.
^ Тема 2. Понятие культуры. История развития представлений о культуре. Современные культурологические теории

Возникновение термина «культура» в античности. Лингвистическая многозначность термина: культура как возделывание, почитание, образ жизни, образование и развитие, совершенствование. Проблема определения сущности культуры. Культурное наследие как способ фиксации исторического сознания человечества, обеспечения устойчивости любого общества. Понимание культуры в немецкой классической философии. Основные принципы построения классической модели культуры: рационализм, историзм, гуманизм. Влияние европоцентризма на формирование «классической модели культуры».

История культурологической мысли на Западе. Теоретические аспекты в России как форма национального самосознания. Роль православия в становлении духовности русского народа. Западничество и славянофильство и выбор пути развития русской культуры. Русский религиозный и философский ренессанс конца XIX – начала XX в., его влияние на отечественную культурологическую мысль. Идеи «христианской культуры». Идея «нового средневековья» и построение новых интегральных образов культуры – Н.А.Бердяев, Г.В.Флоровский, Г.А.Федотов, И.А.Ильин. Культурологическое значение концепций «всеединства» В.Соловьева, П.Флоренского и др. Тема кризиса европейской культуры в творчестве С.Л.Франка, Л.Шестова, Н.Бердяева. Развитие исторической культурологии в России: А.С.Лаппо-Данилевский, П.Н.Милюков, П.М.Бицилли, А.Я.Гуревич. Основные направления в культурологии современной России – М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман, Н.И.Конрад, М.К.Петров, С.С.Аверинцев. Идеи Д.С.Лихачева о пространственно-временных особенностях «русского мышления».

Основные направления развития российской культурологии в 20 столетии: историко-культурные исследования общего профиля (Б.Рыбаков, Б.Егоров, А Панченко, И.Кондаков); исследования культуры ментальностей (Л.Касьянова); исследования религиозных аспектов культуры (И.Ильин, Н.Бердяев, Н.Струве); общетеоретические вопросы культуры (Л.Буева, В.Розин, В.МЕжуев, Н.Злобин, А.Шендрик); этнолингвистические и семиотические исследования (Ю.Лотман, Б.Успенский, В Иванов); история культуры и культурологии (С.Иконникова); прикладная культурология (И.Дискин, Е.Соколов).

^ Тема 3. Онтология культуры. Основные функции культуры. Историческая типология культуры


Сущность культуры. Философский анализ «культуры». Разнообразие определений культуры как отражение сложности и многозначности самого феномена. Открытость категории «культура». Понятие светскости культуры. Культура с точки зрения исторического бытия. Культура в рамках социологии. Правовая культура. Уровни культуры.

Человек, природа, общество как основная функциональная связь, определяющая целостность культуры.

Функция освоения и преобразования природы как первая и основная функция культуры. Культура как способ жизни по природе, система символов и психологических механизмов регуляции социального поведения человека по отношению к внешней природе (окружающий мир) и внутренней природе (внутренний мир). Культура как форма накопления, хранения и трансляции знания. Способы получения знания и формы его хранения и передачи. Формы естественной памяти, письменность и знание, техника и знание.

Нормативная функция. Организующая и смысложизненная функция культурных норм и их разновидности и символика. Нормы, принципы, ценности. Культура как форма социализации личности. Структура личности. Социальный характер как форма социализации личности.

Проблема исторического единства человечества и многообразия этнокультур. Теория линейной (Морган, Спенсер) и многолинейной эволюции (Ф. Боас, Дж. Мердок, Дж. Стюарт). Гегель о внутренней логике всемирного исторического процесса. Теория Маркса - формационное развитие культуры.

Философия жизни и социальный пессимизм. Кризис культуры как результат ее перехода к цивилизации (О. Шпенглер). Теория локальных цивилизаций (А. Тойнби, П. Сорокин, Н. Данилевский). Диахронический и синхронический аспекты исследования культур. Понятие исторического типа культуры: географические и хронологические рамки, особенности менталитета, стилевое многообразие и этническое (архетипное) единство. Механизмы культурно-исторического развития. Традиции и новации в культуре.

^ Раздел II. История мировой культуры.
Тема 4. Культурогенез. Особенности культуры первобытного общества

Культурное значение верхнего палеолита: экзогамия, появление рода и семьи, развитие языка, охотничья магия, пещерная живопись. “Неолитическая революция” как спонтанный технологический процесс и реакция на климато-демографические изменения, ее роль в преобразовании отношений между природой и человеком. Миф и ритуал. Родовые инициации и система имен как форма трансляции культуры. Особенности мифологического мышления. Формирование единой картины мира. Архетипы как основа общечеловеческой символики. Первобытные формы религии: анимизм, фетишизм, тотемизм, магия. Первобытное искусство: анималистический и антропоморфный циклы. Проблема возникновения искусства. Синкретизм первобытного общества.

^ Тема 5. Культура Древнего Востока

Условия возникновения и основные очаги ранних цивилизаций: Месопотамия, Древний Египет, Хараппа, Древний Китай. Великие исторические реки – “воспитатели человечества” (Л.И.Мечников). Особенности миропонимания человека Древнего Востока.

Основанием первобытного мышления является образ, задающий его целостность и чувственный характер познания. Основание цивилизованного мышления – понятие, задающее рациональность формы и прагматизм содержания. Разрушение синкретичности и целостности мифа, основанного на имени, письменностью и счетом. Возникновение эпического сознания. Ценностные ориентации цивилизованного человека, зафиксированные в “эпосе о Гильгамеше”: безбоязненное, рациональное отношение к богам, противоречивость сочетания моральный устоев и нравственных убеждений отдельного индивида, индивидуализм, осознание человеком смысла собственной жизни, стремление к бессмертию и его обретение в культурном творчестве.

Особенности культуры одной из ранних цивилизаций (по усмотрению преподавателя): система высших ценностей и смыслов, знания и представления о мире, обществе и человеке, специфика культуры человеческих отношений и материальной культуры.

^ Культура древней Месопотамии. Специфика «восточной культуры». Предпосылки и особенности формирования государства, права, политики. Города-государства Шумер и Аккад и их роль в становлении цивилизации. Социально-экономические условия формирования месопотамской цивилизации. Восточная деспотия. Рабство, Профессионализм и кастовость. Отношение к традиции. Способы трансляции материальной и духовной культуры. Письменность, архитектура, астрономия. Художественная культура.

^ Культура Древнего Египта. Особенность древнеегипетской цивилизации. Население. Становление городов и их роль в развитии культуры. Основные этапы в развитии культуры Древнего Египта. Древнеегипетская культура как типичная культура «территориального царства». Жрецы и писцы Древнего Египта. Сакрализация власти фараона – теократия и заупокойный культ. Культ мертвых и его роль в индивидуальной и общественной жизни. Пирамиды. Мифология и религия. Математика, астрономия и медицина. Религиозная и научно-практическая деятельность жрецов. Искусство и литература Древнего Египта. Пробуждение личностного начала в культуре Древнего Египта. Египетская и месопотамская культуры как культуры «доосевого времени».

^ Культура Древнего Китая. Традиционность китайской культуры. Древнекитайская государственная культура. Сохранение порядка, традиций и ритуала в социальной и политической культуре. Добродетель как проявление традиционных норм. Отсутствие жреческого сословия. Учение Конфуция о государстве. Мифология и особенности китайского рационализма. Церемониальность. Письменность. Наука. Философия и искусство. Особенности менталитета: символизм, интуитивность, идея всеобщей одушевленности природы и органического единства человека и природы, тождества физических и нравственных законов.

^ Культура Древней Индии. Особенности природного и культурного ландшафта. Древнеиндийский кастовый строй, арии и варны. Древнеиндийская письменность. «Веды», «Ригведа» – как художественное и религиозно-мифологическое видение мира. Упанишады. Философское содержание в «Махабхарате». Карма-йога в «Бхагавадгите». Брахманизм и буддизм. Эволюция буддизма. Индуизм. Научные знания. Искусство и литература. Особенности менталитета. Колесо жизни и назначение человека в этом мире.

^ Тема 6. Культура Древней Греции и Рима: основные понятия и доминанты. Историческое значение античной культуры

Черты античной культуры. Своеобразие представлений о мире в эпоху античности. Хронологическая (мифологический, космологический, антропологический, эйдологический периоды) и географическая характеристика. Крито-минойская культура - лоно европейской цивилизации. Особенности культуры Микен, ее падение. Греческий полис как основа государства. Рабство. Реформы Солона и Клисфена. Сосуществование Афин и Спарты. Античность как отправная точка развития европейской культуры: основы теоретического подхода к пониманию мира в сочетании с эмоционально-эстетическим его восприятием. Периодизация античной культуры. Основные понятия: «логос», «пайдейя», «агонистика», «полис», «калокагатия», «катарсис». Личность в античном полисе. Наука и искусство. Зарождение философии. Внимание к человеку – признак философии. Мудрецы. Умозрительность, новаторство. Математика, медицина, астрономия, география, физика. Система образования и воспитания. Софисты. Роль физкультуры и спорта. Олимпийские игры. Пайдейя. Доминирующие черты древнегреческой художественной культуры: космологизм, культ телесности, единство эстетического и утилитарного. Аполлон и Дионис. Исторические особенности культуры Древнего Рима. Полисные основы римской культуры и ее связь с греческой. Имперский характер государственности. Эволюция политической и личностной культуры: политика и право как главные достижения римской культуры, гражданственность и патриотизм. Особенности мировоззрения древнего римлянина: утилитарность, практицизм, рациональность. Мифология. Связь религии и государства. Религиозно-философские учения Рима: стоицизм, эпикуреизм. Наука в Древнем Риме. Риторика. Система образования. Золотой век литературы. Монументальное искусство. Расцвет архитектуры. Скульптурный портрет. Живопись. Музыка. Театр. Целостность античной культуры. Культурная парадигма античности: гуманизм, антропологизм, рационализм и эмоционально-эстетическое восприятие мира. Этика «нарушения нормы». Кризис полиса, рабовладения, разрушение аристотелевского космоса. Эллинистический мир.

^ Тема 7. Культура Византии. Арабо-мусульманская культура

Черты новой картины мира, формирующейся в эпоху поздней античности. Рождение христианства, его значение для последующих этапов развития искусства. Особенности формирования и периодизация культуры Византии. Основная характеристика византийской культуры: этническая и языковая составляющая, роль христианства, особенности социально-экономической организации. Особенности мировоззрения.

Идеология христианства. Отличие христианства от язычества. Роль и значение христианства для европейской культуры.

Религиозная жизнь Византии. Иконоборцы и иконопочитатели. Борьба с еретиками. Разделение христианства на католичество и православие. Влияние христианства на науку, литературу и искусство. Канонизация, традиционализм, книжная мудрость. Иконопись. Музыкально-поэтическое церковное искусство.

Особенности формирования арабо-мусульманской культуры. Объединение арабских племен. Роль торговли, ремесла. Арабский халифат как форма государственного, политического и религиозного объединения. Городской характер культуры. Феодальная теократия. Шариат. Особенности духовной культуры ислама. Пророк Мухаммед и идеология. Символы веры в исламе. Коран. Основные течения в исламе. Энциклопедизм арабской науки. Роль греческой философии в формировании арабского способа мысли. Искусство и проблема канонического идеала. Символичность художественного мышления. Орнаментализм.

Культурные парадигмы античности и исламского Востока: труд, закон, государство, личность, отношение к природе, традициям, власти, активность человека, типы мышления и деятельности.

^ Тема 8. Культура средневековой Европы

Сосуществование античного и христианского типов личности. Романское и германское начала европейской средневековой культуры. Сеньоры и вассалы. Зарождение товарно-денежных отношений, рост городов, сословно-правовые отношения. Положение личности, личность как социальная роль.

Церковь и христианский мир – особенности взаимоотношений. Церковь и государство. Крестовые походы: встреча христианского и исламского мира. Особенности символической интерпретации божественного пространства.

Главные черты духовной жизни: религиозность, традиционализм, каноничность, символизм, историзм, психологическая самоуглубленность.

Наука: приоритет иррационального познания мира, символизм и иерархическая организация познания (Бог-вещь). Потребности в опытном знании. Астрология, алхимия. Историзм и эсхатологизм. Образование религиозное и светское. Художественная культура европейского средневековья - синтез искусств в христианском храме. Искусство – библия для неграмотных. Эстетика – учение о свете и иконографический канон. Романский и готический стиль. Особенности средневековой художественной культуры: рыцарский роман и жития святых, светская музыка и литургия. Карнавал – антитеза христианскому аскетизму. Философско-богословские и эстетические учения. Философия – служанка богословия.

^ Тема 9. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Образы мира и человека в культуре Ренессанса

Хронологические рамки и географическое пространство культуры Возрождения. Культурно-историческое значение падения Константинополя. Ограниченность понимания Ренессанса как общеевропейской эпохи. Три этапа культурной реформы Европы XIV-XVI вв.: южный, трансальпийский и северный.

Социально-экономические и политические факторы Возрождения: рост буржуазных отношений в городах, укрепление светской власти, изменение социальной структуры общества и возникновение буржуазии. Человек как личность, а не как часть сообщества. Установка на саморазвитие. Смена теоцентризма антропоцентризмом.

Гуманизм и Реформация. Эволюция отношения к античности в итальянском Ренессансе: "гуманизация" христианства, антропологизация гуманизма, демонизация антропологизма. Итальянский Ренессанс как эстетическая форма перехода к Новому времени. Ренессансная наука. Новая модель человека: универсализм, полнота бытия, приоритет личных достоинств над происхождением, рационализм и свободомыслие, гедонизм, авантюризм, предприимчивость, титанизм. Формирование бюргерской культуры.

Реформация и ее культурное значение. Протест против пороков папства. Идеология М.Лютера: исключительная власть библии, личная связь человека с Богом. Эволюция лютеранства. Протестантизм: кальвинизм, пуританство. Протестантская этика и дух капитализма (М.Вебер). Трансальпийские процессы как этическая форма перехода к Новому времени. Лютер и Эразм: гуманистические парадигмы эпохи. Немецкая мистика и религиозный утопизм. Борьба за религиозную толерантность. Формирование национальной церкви.
^ Тема 10. Основные направления и тенденции в культуре Нового времени

Хронологические рамки и культурный смысл понятия «новое время». Основные черты новой культурной эпохи: формирование национальных абсолютистских государств, предпосылки слияния науки и промышленности, географические открытия, колонизация и миссионерство. Новое правосознание. Абсолютистские монархии. Становление ранних форм капитализма. Феномен политической экономии. Правовая мысль. Утопии. Английская революция как культурный феномен: этическая форма перехода к Новому времени. Наука как парадигма знания. Роль математического естествознания в формировании парадигмы. Ньютон и его картина мира. Индивидуальная ответственность и активизм как парадигма личности. "Век философов". Две модели сознания: "cogito" Декарта и "бездна" Паскаля. Борьба рационализма и эмпиризма. Синтез Лейбница. Эстетическая реформа: перспектива в живописи, классицизм и барокко, театр. Рациональная норма и динамика вещества - творческие интуиции века. Технические изобретения: ткацкий станок, прокатный стан, паровая машина. Менталитет «нового человека»: индивидуализм, оптимизм, практицизм, вера в целесообразность, естественность прав, креативность разума.


^ Тема 11. Особенности культуры 18 века

Национально-государственные формы Просвещения. Французское политическое Просвещение, теоретический характер немецкого Просвещения, социально-экономическое английское Просвещение. Энциклопедизм как культурный феномен. Масонство и оккультизм. Морфологические особенности рококо. Эволюция классицизма. Сентиментализм. История и Природа - новые мифы эпохи. Новая физическая реальность Ньютона. Просветители как миссионеры Разума. Вольтер и Руссо: гуманистические парадигмы эпохи. Персоналии: Бомарше, Давид, Дантон, Леду, Марат, Мирабо, Робеспьер.

Промышленные революции. Укрепление завоеваний буржуазных революций, бурного развития капитализма. Пуританизм как фактор экономического развития. Идеи Просвещения и НТП. Кризис рационализма и предреволюционная эпоха. Революция как культурная эпоха и "прафеномен" новейшего времени. Историческая граница между дворянской и бюргерской культурой. Культурная революция в Германии. Тезис Шлегеля о трех событиях эпохи (французская революция, наукоучение Фихте, "Вильгельм Мейстер" Гете). «Буря и натиск». Музыкальная революция Венской школы.

Немецкая классическая философия. Немецкий романтизм как общеевропейское культурное явление. Общие черты европейской культуры XVIII в.: рационализм, индивидуализм, познавательная преобразовательная деятельность человека, уникальность и суверенность личности. Европа как динамический тип культуры.


^ Тема 12. Европейская культура 19 века. Художественная культура рубежа XIX-XX веков

Капитализм и его политические структуры. Его консервативные, либеральные и радикальные оппоненты. Наполеон и наполеоновские войны: первые наброски тоталитарных моделей. От Наполеона к Священному Союзу: новый облик Европы. Россия и Европа. Феномен терроризма. Рабочее движение. Формирование “газетной империи”. Кризис рационалистического гуманизма. Реформа культурной аксиологии в 40-х гг. Зарождение редукционизма: философия жизни, антропология, позитивизм, социализм. Идея иррационального базиса как исходная интуиция эпохи. Феномен европейского романа. Психологизм и историзм. Технические открытия века и их влияние на культурное сознание. Всемирные выставки. Экспансия музыки. Феномен европейского романа. Психологизм и историзм. Романтизм как культурно-исторический тип. Кризис культуры. Человек, природа, разум и идея прогресса в культуре 19 в.

Культурные идеалы и культурная практика. Переоценка ценностей в философии и искусстве. Человек и мир в культуре романтизма. Основные черты романтического мировидения: индивидуалистический субъективизм, культ эмоциональности, воображения, интуиции; ирония, двоемирие. Идея художественного синтеза как преодоление фрагментарности, расколотости бытия: синтез философии и искусства, синтез видов и жанров искусства. Поздний романтизм, натурализм, бидермейер. Эклектизм и неостили.

Кризис буржуазного либерализма и рационализма. Развитие научно-технической революции в к.19 века. Переломные феномены века: Вагнер, Ницше, франко-прусская война, Парижская коммуна. "Конец века". Морфология его культурного сознания. Модерн. Русская революция 1905 г. как общеевропейский симптом. Эволюция науки. Кризис классической физики. Теория относительности. Генетика. Теория множеств. Развитие информационной, коммуникационной и военной техники. Неокантианство и культура. Философия жизни. Феноменология. Психоанализ. Художественный авангард начала XX в. Кризис романа: Пруст, Джойс, Андрей Белый. Рождение кинематографа. Союз архитектуры и техники.

^ Тема 13. Особенности развития культуры ХХ-начала XXI веков


Первая мировая война как общеевропейский культурный кризис. Новый тип милитаризма как сознание и поведение. Позиция "отчуждения". Столкновение рационализма и неомифологии. Распад империй. Осмысление трагедии: 20-е гг. Кризис классических структур западной цивилизации. Первые шаги тоталитаризма: Россия, Германия, Италия. Культурная мифология тоталитарных режимов.

Культура Европы второй половины XX в. Послевоенная Европа и ее культурные ценности. Новые феномены: культура потребления, масса и индивидуум, индустрия развлечений, средства массовой информации, транснациональный капитал, планетарная техника. Контркультура и молодежные движения. Коммерциализация авангарда. Психология военно-политического противостояния. Оружие массового уничтожения и его культурно-психологический эффект. Выход в космос. Распад колониальной системы. Экуменизм и синкретизм религиозных движений. Неоконсерватизм. Правозащитное движение. Постмодерн.

Основные тенденции мировой цивилизации в XXI в. Научно-техническая цивилизация и духовная культура. Технический прогресс как средство усовершенствования общества. Эстетика модернизма: основные течения и направления (кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, концептуализм). Основные проблемы культуры 20 века: многообразие ликов культуры, интеграционные процессы и национальная специфика, менталитет; массовая и элитарная культура. Культуриндустрия: превращение искусства в товар и потребительская психология. Средства массовой информации и художественное творчество. Понятие «постмодерн» в философии, искусстве, религии. Постмодерн как феномен культуры 20-21 веков.

Основные угрозы и опасности для культуры в ХХI веке. Культура и глобальные проблемы современности (экологический кризис, перенаселенность, новые болезни, международный политический терроризм, национальные конфликты, углубление экономического неравенства, некомпетентность и конкуренция правящих политических элит, отсутствие единой идеологии и стратегии мирового культурного развития). Перспективы взаимодействия культуры и природы в ХХI веке.
^ Тема 14. Основы теории российской культуры

Региональная и историческая технология русской культуры. Понятие культурной самобытности. Соотношение культурной традиции и культурной преемственности с культурным обновлением. Русь и Византия. Софийское начало в русской культуре. Православие и его значение для формирования народного и государственного менталитета, национального самосознания. Право и справедливость в софийском контексте.

Русь и Великая Степь. Идеи Л.Н. Гумилева об этногенезе и культуре. Восток - Запад - Россия как историко-культурная проблема и ее современное значение для цивилизационного самоопределения России. Концепция России как промежуточной стадии цивилизации А. Ахиезера.

Концепция влияния языка на самобытность русской культуры. Идеи Д.С. Лихачева о пространственно-временных особенностях “русского мышления”.

^ Тема 15. Социодинамика русской культуры

Особенности развития культуры в Киевской Руси до принятия христианства. Язычество, его место и роль в истории культуры восточных славян. Роль Византии и принятия православия в формировании культуры Древней Руси. Христианское мировоззрение. Двоеверие и его культурно-мировоззренческое содержание.

Быт и нравы Древней Руси. Философия, право, мораль в культуре Древней Руси. Традиции народной культуры в средневековой Руси. Скоморошничество как культурно-исторический феномен.

Средневековое русское искусство. Древнерусский фольклор. Героический былинный эпос – вершина устного народного творчества. Летописание на Руси. «Слово о полку Игореве» и древнерусская литература. «Повесть временных лет» Нестора. Житийная литература. Древнерусская живопись. Икона как особый вид сакрального искусства. Художественное наследие А.Рублева. Храм как средоточие духовно-культурной жизни. Архитектура древнерусских храмов.

Культура Московской Руси в контексте общеевропейской культуры. Москва и Московская Русь: особенности культуры и тенденции ее развития. Объединение русских земель вокруг Москвы. Вклад итальянских мастеров Аристотеля Фиорованти, Антона Фрязина, Марко Руффо в формирование общерусского архитектурного стиля. Идея «Москва – Третий Рим» монаха Филофея и ее роль в русской культуре. Церковь и государство. Культурная роль русского монашества. Ереси и еретические учения на Руси. Царствование Ивана Грозного как раскол политической культуры России. Религиозный раскол XVII в. Оформление и укрепление специфических черт русского быта. «Домострой». Путешествия и контакты с миром.

Петровские реформы: несоответствие шага времени шагу пространства.

Просвещение в России: общее и особенное.

Основные черты и особенности культуры России XIX века: развитие естественных наук, техники и изобретательства; философские дискуссии, литературная борьба, политическая мысль. Реформы в области образования. Золотой век русской литературы, поэзии и музыки. Рассвет классического романа, повести, общественной драматургии и театрального искусства. Сентиментализм, романтизм и реализм в русской культуре. Образ жизни различных социальных слоев города и деревни.

Общественные настроения и их отражение в развитии культуры конца XIX века. Опыт аграрных реформ и культура в пореформенный период. Новые люди и политическая борьба. Появление народнической доктрины в общественно-политической жизни страны. А.Герцен, Н.Чернышевский и формирование разночинской интеллигенции. Традиции русского либерализма.

Общественное сознание 80-х годов и его характерные черты, порожденные неэффективностью политической борьбы. «Больная совесть» как душевное состояние интеллигенции. Критика русской интеллигенции Ф.М.Достоевским.

Культура России начала ХХ века и отражение в ней сложности и противоречивости интеллектуальной и идейной жизни русского общества рубежа столетий. Понятие «серебряного века» как духовного ренессанса русской культуры. Религиозно-философские искания научной и художественной интеллигенции. Труды В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, Г.П.Федотова, И.А.Ильина и др. и их вклад в развитие культуры серебряного века.

Понятия «декаденство» и «модернизм». Характерные черты искусства: синтез, опосредованное отражение жизни, распространение неоромантизма.

Роль русской литературы в культурной жизни страны. Роман Л.Н.Толстого «Воскресение» как протест против общественного зла и социальной несправедливости. Ожидание новой, лучшей жизни в творчестве А.П.Чехова. Гимн «безумству храбрых»; появление темы пролетариата как нового эстетического принципа воспроизведения жизни в творчестве А.М.Горького. Творчество писателей реалистической литературы И.А.Бунина, А.И.Куприна.

Возрастание роли театра в общественной жизни. К.С.Станиславский и В.И. Немирович-Данченко о необходимости демократизации театра и сближения его с жизнью.

Появление кинематоргафа. Первый русский кинопредприниматель А.А.Ханжонков. Первые отечественные игровые фильмы.

Изменения в музыкальной культуре, повышение интереса к внутреннему миру человека, усиление лирических начал в музыкальных произведениях. Творчество С.В.Рахманинова, А.Н.Скрябина, С.И.Танеева.

Русская вокальная школа: Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, А.В.Нежданова. Новые искания в русской живописи: М.Н.Врубель, К.А.Коровин, М.В.Нестеров, В.А.Серов.

Появление идейно-художественного течения «Мир искусства», его роль в пропаганде творчества русских художников, провозглашение новых эстетических принципов. Появление модернистских течений: «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост».

Русский авангард как творческое искание русских художников: К.Малевича, В.Кандинского, К.Петрова-Водкина, М.Шагала, П.Филонова и др.

Новые течения в русской поэзии: символизм, акмеизм, футуризм. Появление новокрестьянской поэзии.

Социокультурное размежевание в социалистической революции. Роль Пролеткульта в создании новой «пролетарской культуры». Развитие агитационных форм работы в искусстве; массовые театрализованные праздники, развитие монументальной пропаганды, создание памятников выдающимся революционерам. Партийное руководство литературой и искусством. Создание революционных театров, новаторские поиски Мейерхольда. Появление первых советских пьес.

Русская эмиграция и ее культура. Продолжение традиций дореволюционной культуры: охранение русского языка, православной веры. Философия и литература русской эмиграции. Творческий путь и судьба К.Бальмонта, И.Бунина, М.Цветаевой, А.Толстого, Н. Бердяева, Н.Лосского, П.Сорокина и др. Появление идеи евразийства – П.Н. Савицкий, П.П.Сувчанский, Н.С.Трубецкой, Г.В.Флоровский. Расцвет литературы русского зарубежья, первые романы В.Набокова, Д.Мережковского, поэзия М.Цветаевой. Духовные поиски русской эмиграции Г.Федотов, С.Булгаков, Н.Бердяев.

Культура советской эпохи как особый вид цивилизации. Противоречия модернизации. Значение российского опыта социальных преобразований, советского тоталитаризма и культа личности, застоя в советском обществе и попыток культурного обновления перестроечного и постперестроечного периода для понимания и прогнозирования судеб мировой культуры в ХХI веке.
^ Тема 16. Проблемы региональной культуры

Духовный фундамент региональной культуры. Культурная политика как совокупность установок и це5нностей, обусловленных интересами людей и государства. Культурно-антропологические особенности региональной культуры. Структура духовной жизни общества. Всеобъемлющий характер духовности. Культурное наследие как способ фиксации исторического сознания человечества, обеспечение устойчивости региональной культуры. Религиозные аспекты развития духовной культуры в мультикультурных регионах. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Культура Донского края.
Литература к курсу «Культурология»
Обязательная литература:
1. Культурология. Учебное пособие. Москва. Альфа-М, 2003. -462 с.

2. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. проф. Г.В.Драча. Ростов н/Д: Феникс, 2003. -576 с.

3. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. /Под ред. проф. Г.В.Драча. М.: Гардарики, 1999.-336 с.

4. Культурология. 20 век. Антология. М.: Юрист, 1995. -703 с. / Лики культуры/.

5. Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2001.-192 с. -/Словари 21 века/.

6. Учебный курс по культурологии. /Под научн. ред. проф. Г.В.Драча. Ростов н/Д: Феникс, 2002, -576 с.
Дополнительная литература

Античная цивилизация. М: Мысль, 1973 – 572с.

Антология исследований культуры. СПб: Университетская книга, 1997. – 727с.

Боннар А. Греческая цивилизация. М: Мысль. 1992 – 527с.

Васильев Л.Г. История религий Востока. М: Высшая школа, 1990 – 527с.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М: Мысль, 1994. – 427с.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М: Политиздат, 1992 – 239с.

Грюнебаум Г. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М: Восточная литература, 1981 – 231с.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М: Искусство, 1972. – 350с.

Драч Г.В. Античная культура. Ростов-на-Дону: Изд. РГУ, 1992 – 87с.

Древние цивилизации. М: Наука, 1989. – 350с.

Западноевропейская художественная культура 18 века. М: Искусство, 1980. – 325с.

История Древнего Востока. М: Высшая школа, 1979 – 517с.

История средних веков. М: Наука, 1990 – 343с.

Кассирер Э. Опыт о человеке // Проблема человека в западной философии. М: Наука. 1988 – 523с.

Кнышенко Ю.В, История первобытного общества. Ростов-на-Дону: Книга, 1973 – 328с.

Культура Византии. В трех тт. Л: Университетская книга, 1984 – 243с., 1989 – 315с., 1991 – 273с.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М: Мысль, 1992. – 368с. С. 124 - 351.

Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный: Интер-пресс, 1997. – 357с.

Левек П. Эллинистический мир. М: Наука, 1989. – 182с.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М: Мысль,1983. – 357с. С. 8 - 90, 208 - 215, 245 - 339.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М: Языки русской культуры, 1992. – 359с.

Массон В.М. Первые цивилизации. М: Восточная литература, 1989. – 418с.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М: Наука, 1986. – 329с.

Мифологии древнего мира. М: Мысль, 1977. – 217с.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М: Наука, 1991. – 421с.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л: Изд. ЛГУ, 1986. – 346с.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М: Наука, 1992. – 359с.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. М: Прогресс, 1991. – 728с.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М: Мысль, 1987. – 326с.

Тэрнер В. Символ и ритуал. М: Наука, 1983. – 418с. Гл.3,4,5

Фрейденберг О.Я. Миф и литература древности. М: Наука, 1978. – 428с.

Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М: Политиздат, 1980. – 782с.

Фуко М. Археология знания. Киев: Наукова Думка, 1996. – 426с.

Хейзинга Й. Homo Ludens. М: Наука, 1992. – 420с.

Хейзинга Й. Осень Средневековья. М: Наука, 1988. – 418с.

Шпенглер О. Закат Европы. М: Мысль, 1993. – 728с.

Юматов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М: Высшая школа, 1991 – 231с.

Юнг К.Г. Душа и миф. М: Мысль, 1992 – 326с.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. М: Наука, 1991. – 425с.


^ Тематическая программа семинарских занятий


п/п

Тема семинара

Кол-во часов

1

Проблема культурогенеза и особенности первобытной культуры

2

2

Культура доосевых цивилизаций (Шумер, Египет, Индия, Китай)

4

3

Культура Древней Греции и Рима

4

4

Культура средневековой Европы

2

5

Сущность и специфика культуры эпохи Ренессанса

2

6

Культура Европы Нового времени и Просвещения

4

7

Древнерусская культура и культура московской Руси

4

8

Особенности культурной революции Петра I

2

9

XIX век в истории европейской цивилизации

4

10

Мировая цивилизации на рубеже XX-XXI веков. Проблемы и пути решения.


4




Итого:

32


Примерные планы семинарских занятий

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания курса «культурология» iconМетодические указания по изучению курса Для специальности 031001 Филология (Русский язык)
История и теория русской литературной критики [Текст]: методические указания по изучению курса. / З. Ж. Кудаева – Нальчик: Каб. Балк...

Методические указания курса «культурология» iconПрограмма ознакомительной практики (Методические указания для 2 курса...
Методические указания предназначены для студентов 2-го курса дневной и 3-го курса заочной форм обучения, специальности «Бухгалтерский...

Методические указания курса «культурология» iconМетодические указания по изучению курса Для специальности 131001 Филология (Русский язык)
Издание содержит методические указания по изучению курса «Русское устное народное творчество», рекомендуемую литературу и вопросы...

Методические указания курса «культурология» iconМетодические указания по анализу финансового 12 состояния организации 12
Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» для студентов...

Методические указания курса «культурология» iconПрограмма ознакомительной практики (Методические указания для 2 курса) chisinau 2011
Программа ознакомительной практики. Методические указания для 2 курса / Под рук д-ра хабилитат, проф. Н. И. Бурлаку. – Кишинев, улим,...

Методические указания курса «культурология» iconПрограмма курса и методические указания для студентов специальностей 031401 «Культурология»
Целью настоящего курса является рассмотрение теоретических положений литературоведения, а также закономерных особенностей становления...

Методические указания курса «культурология» iconМетодические указания Нижний Новгород 2011 ббк 620. 9 Ж 87 Транспортная...
Методические указания предназначены для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности 190701. 65 Организация перевозок...

Методические указания курса «культурология» iconМетодические указания и контрольные задания к выполнению контрольных...
В методических указаниях приведены программа изучения курса, контрольные вопросы, контрольные задания и методические указания по...

Методические указания курса «культурология» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов технических...
Методические указания предназначены для студентов-заочников первого курса технических специальностей

Методические указания курса «культурология» iconМетодические указания по практике немецкого языка (как второго иностранного)...
Методические указания предназначены для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики ргу, романо-германского отделения,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница