Докладчик: Бондаренко Светлана Валентиновна, заместитель директора мбоу дод цртдю «Светлячок» по увр




Скачать 146.76 Kb.
НазваниеДокладчик: Бондаренко Светлана Валентиновна, заместитель директора мбоу дод цртдю «Светлячок» по увр
Дата публикации18.06.2013
Размер146.76 Kb.
ТипДоклад
lit-yaz.ru > Культура > Доклад
Опыт работы Центра развития творчества детей и юношества «Светлячок» по социальной адаптации школьников

Докладчик: Бондаренко Светлана Валентиновна, заместитель директора МБОУ ДОД ЦРТДЮ «Светлячок» по УВР
Развитие социальной активности подрастающего поколения Российской Федерации становится важной проблемой современности, решающим фактором прогрессивного социального развития. Сегодня даже при самых благоприятных условиях жизни подрастающее поколение часто бывает инертной, не заинтересованной в самостоятельной деятельности, способной лишь усваивать сложившийся опыт, не прилагая  усилий для преобразования окружающей действительности.

С одной стороны, в соответствии со своими возрастными особенностями, подростки стремятся быть значимыми, заметными, самовыразиться, выделиться, привлечь к себе внимание через общение, общественно-полезную деятельность.

С другой стороны, они не могут достичь высокого уровня социальной активности взрослого человека, так как нет достаточного жизненного опыта, не владеют большинством видов и форм развития социальной активности, помогающих адаптироваться к жизненным ситуациям. А некоторые, по разным причинам, боятся выделяться из общей массы.

Социальная активность подростков является динамичным образованием и может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность. Развивается социальная активность подростков в деятельности под влиянием среды и взаимодействий со сверстниками, взрослыми.

Современное дополнительное образование детей имеет значительные возможности в наполнении воспитательно-образовательной и культурно-досуговой деятельности детей и подростков социально значимым содержанием.

Оба направления являются целенаправленным процессом создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, определяемой представленными возможностями и интересами. И воспитательно-образовательная и культурно-досуговая деятельность призвана решать важнейшие социальные задачи. В их числе изучение, удовлетворение и возвышение духовных потребностей и интересов личности, формирование ее общественно значимых качеств, развитие творческих способностей человека, создание благоприятной культурной макро- и микросреды, утверждение общечеловеческих культурных норм и ценностей.

Понимая это, педагогический коллектив МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» взял за основу формирования и реализации общей стратегии социальной адаптации детей и подростков партнерство с социальными объектами воспитания: территориальным управлением ж.р.Кедровка, Промышленновский, Союзом Молодежи Кузбасса, Советом ветеранов жилого района Кедровка г.Кемерово, Центром социального обслуживания населения, Центром по работе с населением «Кедр», отделением милиции №9 ж.р.Кедровка, разрезом «Кедровский», УК «Мегаполис» (жилищно-коммунальное предприятие), детской областной газетой «Свежий ветер», общеобразовательными школами.

В совместной работе выделяется несколько основополагающих ориентиров, формирующих единое пространство социальной адаптации района:

- совместное комплексное взаимодействие (характер данного вида деятельности выражается в сочетании обучения с просвещением и распространением российской культуры, сохранением исторической памяти: работа в музее «Край родной», реализация городской программы «С любовью к городу», реализация программы учреждения по патриотическому воспитанию «Из поколения в поколение»);

- стимулирование самообразования и общественной деятельности социальной-патриотической направленности (организация и проведение акций «Тепло наших рук», «Примите наши поздравления» - проведение выездных мини-концертов для не мобильных людей по месту жительства, для ветеранов войн в Областном госпитале);

- создание условий для наиболее полного удовлетворения творческих и образовательных запросов обучающихся в объединениях по интересам (ежегодное анкетирование родителей и обучающихся с целью изучения образовательных потребностей и в последующем внесение корректировок в учебный план учреждения);

- кадровое обеспечение деятельности воспитательно-образовательных комплексов (подготовка, переподготовка актива детских общественных объединений, проведение встреч, сборов, семинаров, профильных смен);

- подготовка программ и учебно-методических пособий, информационных материалов по организации патриотического воспитания;

- развитие органов ученического самоуправления, детских общественных объединений и организаций, поддержание молодежных инициатив (сотрудничество с Союзом Молодежи Кузбасса, совместное проведение мероприятий, организация работы трудовых объединений старшеклассников, органов ученического самоуправления).

Широкие возможности развития социальной активности воспитанников открывает использование новых информационных технологий, которые не просто создают дополнительные средства, но особую воспитательную среду – виртуальное воспитательное и образовательное пространство. Целенаправленная организация этого пространства на основе информационных технологий позволяет быстро и эффективно решать ряд задач воспитательной деятельности, которые трудно реализовать в условиях обычной образовательной среды. Подростки совместно с педагогами снимают видеоролики на злободневные темы, в которых освещают проблемы здоровьесбережения, экологической безопасности, сохранения культурных традиций. Используя материалы съемок, проводят пропагандистскую работу в образовательных учреждениях, поднимают социально-значимые вопросы в периодических печатных изданиях - детской областной газете «Свежий ветер» и районной газете «Кедровский вестник».

Большую роль в социальной адаптации подростков ж.р.Кедровка играет сотрудничество с разрезом «Кедровский». Работники разреза своим отношением показывает пример уважения к старшему поколению: не оставляют своих работников один на один с трудной жизненной ситуацией, показывая пример взаимовыручки. Доброй традицией разреза является преемственность поколений, уважительное и бережное отношение к семейным династиям, общение с подрастающим поколением на равных. Дети, видя это, стремятся выглядеть достойными своих родителей: активно принимают участие в весенне-осенний период, практически в еженедельных акциях «Чистый двор - чистая улица - чистый район» по уборке территории, в озеленении улиц ж.р.Кедровка, рекультивации земель, нарушенных горными выработками. И когда люди, приезжающие в ж.р.Кедровка в качестве гостей восхищенно говорят: «Какой чистый и красивый поселок!», не раз приходилось видеть гордость в глазах подростков от осознания того, что и они к этому причастны.

Большую роль в развитии положительных социальных ориентиров играет совместная работа с отделением полиции ж.р.Кедровка. Совместное взаимодействие включает в себя не только просветительскую и профилактическую работу по правонарушениям, моральному облику подрастающего поколения, но и традиционное мероприятие «Я – гражданин России» по вручению первого паспорта подросткам. Мероприятие проходит с обязательным приглашением родителей, ветеранов войны и труда, видных общественных деятелей района. В ходе него рассказывается о значении паспорта, символике России, Кемеровской области, г.Кемерово, гражданском долге.

Совместная комплексная работа различных, по сути организаций действенна. Поскольку, поднимает содержание и цели воспитательной работы на общественно-нравственную высоту. Появляется возможность понять и зафиксировать прямую связь между тем, что мы хотим получить в результате такого воспитания (коллективизм, ориентация на общественные интересы, единство и консолидацию общества) и тем, что можем и должны предпринять для достижения этих результатов (создать необходимый нравственно-психологический климат).

Говоря о социальной адаптации и преемственности нельзя не сказать об экологическом образовании подрастающего поколения.

За 14 лет работы объединений эколого-биологической направленности в ЦРТДЮ «Светлячок», не смотря на то, что по данному направлению работают всего два педагога дополнительного образования, деятельность по экологическому образованию в ж.р.Кедровка приобрела разветвленную структуру, которая обеспечивает потребность в реализации личностных и интеллектуальных возможностей детей и имеет широкий спектр методов, средств, организационных форм. Работа ведется по трем основным направлениям:

1. ^ Исследовательская деятельность - в рамках данного направления ежегодно организуется работа летней экологической школы «Зеленый дом», где собирается бесценный материал, проводятся экологические разведки, не менее 10 экскурсий в природу. В учреждении сложились приоритетные направления в исследовательской деятельности по изучению состояния экологии ж.р.Кедровка, как территории характеризующейся близким расположением разреза «Кедровский» - мощного антропогенного фактора. Результаты исследований учащиеся представляют на ежегодных НПК школьников городского, областного, Всероссийского уровней. Большое внимание в экологическом образовании отводится проектной деятельности: обучающимися объединений работа по экологическому проекту «Экологическое благополучие родного города в руках юннатов» проводится круглогодично в соответствии с разработанным планом мероприятий.

^ 2. Природоохранная деятельность. Природоохранные мероприятия разрабатываются как самими школьниками, основывающимися на существующих местных экологических проблемах, так и на основании плана проведения городских и областных акций.

Так, в рамках областных мероприятий включены акции: «Родничок», «Посади дерево», «Сохраним биоразнообразие Кузбасса!». В рамках городских – «Новый год для елочки», «Зеленая планета глазами детей».

Все мероприятия условно можно разделить на традиционные и текущие.

К традиционным (проводятся не менее 3-х лет подряд) относятся акции: «Новый год для елочки», «Чистый двор - чистый район - чистый город», «Посади дерево», «Родничок», «Подарок городу», «Сохраним красоту первоцветов!», «Сохраним Землю для потомков!».

К текущим (к настоящему времени проводились не более одного раза) относятся акции: «Барбарис». Большой интерес вызвали экологические игры и рисование на асфальте на экологическую тематику, которые проводились в рамках празднования Дня Шахтера.

Вся деятельность юннатов, носит открытый характер. С целью достижения наилучшего результата и увеличения рядов защитников природы обучающиеся детских объединений эколого-биологической направленности Центра творчества привлекают школьников ж.р.Кедровка, Промышленновский к участию в акциях и конкурсах.

3. ^ Просветительская деятельность осуществляется через проведение занятий на базе школ района, проведение акций по защите природы («ЭкоВелоПробег», «Реки просят защиты», фотовыставка «Человек природе Друг?»). Также воспитанники объединений публикуют статьи по экологической проблематике в СМИ : детской областной газете «Свежий ветер» и местных газетах «Кедровский вестник» и «Моя Кедровка».

Нельзя назвать человека, который варварски, небрежно относится к природе, окружающей среде настоящим гражданином. Поэтому каждое из проводимых мероприятий несет не только образовательную, но и большую воспитательную нагрузку. Большое значение в этом плане отводится воспитанию бережного отношения к природе в целом и экологии мест проживания в частности, развитию у обучающихся коммуникативных навыков взаимодействия с жителями района при решении экологических проблем, что позволяет доносить до масс населения проблему охраны окружающего нас мира. Эта работа осуществляется через непосредственное вовлечение школьников к участию в мероприятиях, где они не сторонние наблюдатели, а активные участники. Только так возможно понимание значимости деятельности.

Большое значение в данной работе уделяется взаимодействию детей со взрослыми. К акциям привлекаются руководители структурных подразделений предприятий ж.р.Кедровка: к акции «5-я трудовая» - представители жилищно-коммунального хозяйства, акции «Чистый двор-чистая улица-чистый район» и «Посади дерево» проводятся с непосредственным участием Совета ветеранов ж.р.Кедровка и работниками разреза «Кедровкий». Кроме того, взрослое население были охвачено анкетированием, становилось благополучателями результатов работы, невольным участником акций (могли видеть листовки на дверях подъезда и информационных досках, аншлаги, призывающие к защите природы).

Практика подтверждает, что дополнительное образование с его открытой, гибкой и щадящей системой деятельности, как никакое другое помогает ребенку лучше социально адаптироваться к требованиям современной жизни, получить социальный опыт деятельности, приводящий к успеху. И не важно, является ли ребенок успешным в общеобразовательном учреждении, ведь зачастую успешные в учреждении дополнительного образования дети, далеко не отличники в учебе и активисты в школе.

В связи с этим в современных рыночных условиях на учреждения дополнительного образования возлагается очень важная миссия – построение профессиональной карьеры подростка.

В МОУ ДОД «ЦРТДЮ «Светлячок» работа по профессиональному самоопределению старших школьников является одним из приоритетных видов деятельности и ведется по трем направлениям:

- профориентационная работа с обучающимися ;

- совершенствование ВОП;

- работа с социумом.

Чтобы деятельность по ориентированию подростков на выбор будущей профессии была целенаправленной и действенной необходимо совершенствование воспитательно-образовательного процесса. С этой целью постоянно ведется корректировка и разработка учебно-программного комплекса, направленного на расширение профориентационной работы с обучающимися. В соответствии с нормативными документами педагогами вносятся изменения в дополнительные образовательные программы:

- так, увеличен срок реализации дополнительных образовательных программ «Пресс-клуб «Облачко» и «Зеленый дом» с 2-х до 4-х лет за счет включения разделов по профориентированию и развитию навыков ведения учебно-исследовательской работы;

- введение в 2010-2011 уч.году дополнительных 30-ти учебных часов, а в 2012-2013у.г. 32 учебных часов позволило включить в учебный план к реализации две дополнительные образовательные программы: дополнительная образовательная программа эстрадного жанра «Ве stер» и дополнительная образовательная программа вокально-инструментальной студии «Квинта». Обе программы ориентированы на обучающихся в возрасте от 14-18 лет. Данная возрастная группа как никакая другая нуждается в реализации своих возможностей, самоутверждении. А предлагаемые виды деятельности способны удовлетворить эти потребности. Включение данных программ основано на изучении потребностей социума;

- все дополнительные образовательные программы являются интегрированными, имеют внутреннюю и внешнюю рецензию, обеспечены учебно-методическим комплексом.

Главной задачей при пересмотре дополнительных образовательных программ и включение в них разделов по профориентации является обеспечение социальной защищенности за счет получения подростками прочных профессиональных знаний и умений, позволяющих быть более социально адаптированными и защищенными.

Получение качественного образования не возможно без современного оснащения учебного процесса. Этому вопросу администрация учреждения уделяет серьезное внимание: произведена реконструкция спортивного зала (что позволило привлечь к занятиям дополнительное число детей, проводить большее количество спортивно-оздоровительных мероприятий), в учебном кабинете юных журналистов установлено 4 компьютера, при помощи которых юнкоры совершенствуют свои навыки; в кабинете юных исследователей природы – 2 компьютера, что позволяет качественно оформлять результаты исследовательской деятельности; приобретены специализированные компьютерные программы для творческого объединения «Аэробика», оснащен специализированным оборудованием учебный кабинет творческого объединения «Квинта».

Все эти мероприятия дают стабильно высокие результаты:

- пресс-клуб «Облачко» радует победами в профильных конкурсах и ежегодным поступлением выпускников на бюджетные места факультета журналистики и смежные специальности в ВУЗы г.Кемерово, Томска, Новосибирска (с 2005г – 14 человек поступили и обучаются по настоящее время по профилю, среди наших выпускников популярный ведущий телевидения Виталий Скоредин, преподаватель факультета журналистики КемГУ – Нина Обелюнас, начинающий радиоведущий – Кирилл Чащин). Достигать таких успехов помогает учет возраста обучающихся и верно подобранные в соответствии с ним методики преподаваемого предмета, уровень и полнота информированности обучающихся о профессии. Разнообразны методы и формы работы: индивидуальные и групповые занятия, игры, конкурсы, школы журналистского мастерства, выездные пленэры, интервьюирование и т.д. Все это способствует развитию специализированных журналистских навыков, создает ситуацию успеха и позволяет ориентироваться в обществе, привлекает обучающихся к занятиям, позволяет сохранить укомплектованность учебных групп;

- высок интерес детей к занятиям в объединениях эколого-биологической направленности. Объединения «Юные натуралисты» и «Зеленый дом» уникальны: на территории района ни одно образовательное учреждение не предлагает подобного вида образовательных услуг и не имеет базы, позволяющей обучающимся работать с живыми природными объектами, вести глубокую исследовательскую работу. Обучающиеся творческого объединения «Зеленый дом» показывают стабильно высокие результаты: ежегодно становятся победителями и призерами конкурсов от городского до Всероссийского уровня. Наиболее успешные обучающиеся приглашены для внеконкурсного поступления в профильные ВУЗы области и г.Москвы, в физико-математическую школу г.Новосибирска. С 2010г трое выпускников т\о «Зеленый дом» поступили в профильные ВУЗы г.Кемерово и г.Томска на бюджетной основе.

На основании высоких результатов работы объединений «Пресс-клуб «Облачко» и «Зелёный дом» для проведения более глубокой профориентационной работы разработаны индивидуальные образовательные маршруты для наиболее заинтересованных и одаренных детей.

Большое значение в профориентационной работе уделяется взаимодействию с социумом жилого района Кедровка, которое осуществляется через участие граждан и организаций в тематических экскурсиях, встречах, беседах, проведении встреч трудовых династий района. Заключенны договоры о сотрудничестве. С учетом изучения общественного мнения, потребностей социума, рекомендаций родителей обучающихся корректируется план воспитательной и учебной деятельности учреждения.

Вся система мероприятий МБОУ ДОД «ЦРТДЮ «Светлячок» по профессиональному ориентированию старших школьников направлена на психолого-педагогическую поддержку воспитанников в процессе его самоопределения, расширение возможностей, формирование мотивации к дальнейшему профессиональному обучению и желанию трудиться.

Важным направлением работы учреждения по социальной адаптации детей и подростков в учреждении является здоровьесбережение.

Большое внимание при этом уделяется исследованиям образовательных потребностей обучающихся и их родителей. На основе их анализа был пересмотрен учебный план и срок реализации дополнительных образовательных программ физкультурно-спортивной направленности в сторону увеличения курса обучения.

Так, в 2005-2006 уч.году в учреждении реализовывалась одна дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности – «Аэробика», где в 4-х учебных группах занималось 46 обучающихся. В 2012-2013 уч.году в учреждении реализуется 3 дополнительных образовательных программы физкультурно-спортивной направленности и одно детское творческое объединение эстрадного жанра «Ве step», в 11 учебных группах которых занимается 157 обучающихся. Всего на данное направление отведено 63 учебных часа.

Открытие оборудованного спортивого зала в 2009-2010 уч.году позволило расширить работу по оздоровлению и обеспечить стабильный заинтересованный контингент детей в учреждении. Благодаря вводу в эксплуатацию нового зала:

- увеличилось число учебных занятий в вечернее, более удобное для большинства детей время;

- увеличилось количество проводимых массовых спортивных мероприятий, в том числе и с участием родителей;

- открылась «Группа здоровья», где занимаются работники учреждения и родители.

В объединениях физкультурно-спортивной направленности ведется мониторинг физического развития воспитанников, индивидуальные карты освоения образовательных программ обучающимися. С целью стремления достичь более высоких результатов в объединении «Настольный теннис» раз в четверть проводятся спортивные соревнования на звание «Лучшего теннисиста», а объединения «Аэробика» и «Гармония» организуют показательные выступления к Дню Матери, Дню защитника Отечества, Дню семьи.

Большое внимание здоровьесбережению уделяется во всех объединениях учреждения: строго соблюдается режим труда и отдыха, расписание составлено с учетом требований СанПин, во время занятий проводятся физкультминутки и динамические паузы, часы здоровья. В апреле традиционной стало проведение «Недели здоровья», в рамках которой организуются спортивные соревнования, беседы по развитию профилактического мышления, выставки специализированной литературы, встречи со специалистами: наркологом, инспектором ПДН, педиатром.

Работа по пропаганде здорового образа жизни и здоровьесбережению в учреждении ведётся не только во время занятий, но и во внеучебное время. Это всевозможные экскурсии, многодневные и однодневные походы, выездные профильные смены журналистов, экологические школы, соревнования, работа на экологических тропах, катание на лыжах и коньках. Все эти мероприятия проводятся с обязательным участием родителей, поэтому способствуют не только укреплению физического здоровья его участников, но и укреплению семейных традиций, воспитывают уважение к старшему поколению, поскольку дети для себя зачастую открывают родителей в новых условиях с другой стороны. Такие мероприятия обеспечивают крепкое здоровье, двигательную культуру, физическое совершенство, является живым источником для умственной работоспособности.

Все эти мероприятия направлены не только на то, чтобы сформировать у ребёнка собственную ответственность за своё здоровье и развить устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни: имеющих вредные привычки – научить получать удовольствие от усталости похода, от окрыления победой в спортивном соревновании, наслаждения природой во время экскурсии; домоседа – привлечь к активному отдыху; пессимиста – видеть положительное, но и помочь ему социализироваться.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Докладчик: Бондаренко Светлана Валентиновна, заместитель директора мбоу дод цртдю «Светлячок» по увр iconПартнерство мбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества...
В статье автор делится опытом работы учреждения дополнительного образования с предприятиями и организациями различного уровня подчинения...

Докладчик: Бондаренко Светлана Валентиновна, заместитель директора мбоу дод цртдю «Светлячок» по увр iconМбоу дод «цртдю «Светлячок»
Организация работы моу дод «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» по здоровьесбережению обучающихся

Докладчик: Бондаренко Светлана Валентиновна, заместитель директора мбоу дод цртдю «Светлячок» по увр iconДополнительного образования детей «центр развития творчества детей...
План районных мероприятий по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма

Докладчик: Бондаренко Светлана Валентиновна, заместитель директора мбоу дод цртдю «Светлячок» по увр iconНаправления работы мбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества...
Сти, основы работы и реализации предпрофильного образования как системного элемента учреждения. Вниманию читателя предлагается опыт...

Докладчик: Бондаренко Светлана Валентиновна, заместитель директора мбоу дод цртдю «Светлячок» по увр iconРождественские чтения как основа формирования духовно – нравственной...
...

Докладчик: Бондаренко Светлана Валентиновна, заместитель директора мбоу дод цртдю «Светлячок» по увр iconПротокол №5
Заместитель директора по увр мбоу «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Белгорода»

Докладчик: Бондаренко Светлана Валентиновна, заместитель директора мбоу дод цртдю «Светлячок» по увр iconПротокол №1
Заместитель директора по увр мбоу «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Белгорода»

Докладчик: Бондаренко Светлана Валентиновна, заместитель директора мбоу дод цртдю «Светлячок» по увр iconОтчет о деятельности мбоу дод «цртдю «Светлячок»
В 2012-2013 учебном году учебным планом были запланированы занятия для 639 обучающихся, фактическая наполняемость творческих объединений...

Докладчик: Бондаренко Светлана Валентиновна, заместитель директора мбоу дод цртдю «Светлячок» по увр iconЗаконченность
Андрианова Людмила Валентиновна, заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №5» г. Северодвинска...

Докладчик: Бондаренко Светлана Валентиновна, заместитель директора мбоу дод цртдю «Светлячок» по увр iconПрограмма "Мы вместе"
Мбоу сош №4 им. Ф. Н. Красовского г. Галича. Авторский коллектив: Шувалова М. Н. – директор, Туманова Е. В. – зам директора по увр,...



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница