Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа учебной дисциплины




Скачать 400.03 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа учебной дисциплины
страница1/4
Дата публикации15.09.2013
Размер400.03 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3.В.10 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ




ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) 5

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование
Профили подготовки: Изобразительное искусство и Мировая художественная культура
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
^ 1. Цели изучения дисциплины
Курс теории и истории искусства предусматривает изучение основных этапов развития искусства европейской и внеевропейской традиций от древнейших времен до конца ХХ века. Данный курс формирует у студента умение профессионально разбираться в ценностях мирового художественного наследия, в современной художественно-культурной ситуации, вырабатывает установку на осознание художественно-исторического процесса как целостного явления, в основе которого лежит смена исторических систем мышления, проявляющая в смене художественных стилей и методов.

Курс теории и истории искусств призван вооружить студентов способами анализа явлений искусства в соответствии с актуальными проблемами современного искусствознания и теории культуры.

^ Цель курса — оснащение будущих специалистов в области изобразительного искусства и мировой художественной культуры знаниями основ теории искусства, закономерностей и особенностей развития художественной культуры и искусства.

Основными задачами курса является формирование у студентов:

- концептуального аппарата и методов современного искусствознания;

- знаний об искусстве как форме культуры и системе художественной выразительности;

- знаний общих закономерностей и исторической логики развития мировой художественной культуры и европейского искусства, в частности;

- представлений о художественных традициях, творческих методах, течениях, направлениях и школах в искусстве в их историческом развитии;

- знания изучаемых произведений искусства,

- представлений о жизни и творчестве выдающихся деятелей мирового искусства.
^ 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Теория и история искусств» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы (ООП). Для освоения этой дисциплины необходимы знания средней школы по мировой истории, истории России.

Курс «Теория и история искусств» является базой при изучении целого ряда дисциплин, где необходимо знание основных принципов решения различных художественных задач. К таким дисциплинам относятся: «Живопись», «Рисунок», «Композиция».
^ 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует следующие компетенции:

общекультурные:

  • способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей профессиональной деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

  • готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

профессиональные:

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

  • владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

  • способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

  • способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

По завершении изучения дисциплины студент должен иметь профессиональные знания об искусстве как явлении культуры, о функциях, идейном содержании и морфологии искусства как системы выразительных средств; знать особенности выразительных средств различных видов искусства; владеть понятийным языком современного искусствознания и эстетики; понимать закономерности стилеобразования в искусстве в целом и в различных видах искусства, в частности; знать основы периодизации истории искусства, особенности каждого исторического этапа развития европейского искусства во взаимосвязи с социальными, идейными и эстетическими концепциями; разбираться в исторической эволюции системы видов, жанров и родов искусства; знать и уметь анализировать конкретные художественные произведения; давать историко-искусствоведческий комментарий к художественным произведениям различных стран и эпох.
^ 4. Общая трудоемкость дисциплины 5 зачетных единиц и виды учебной работы


Виды учебной работы

Трудоемкость (час)

Распределение по семестрам

Всего

1 семестр

Аудиторные занятия

76

76

Лекции

38

38

Практические занятия







Семинары

38

38

Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ







Другие виды работ







Самостоятельная работа

77

77

Курсовой проект (работа)







Реферат







Расчетно-графические работы







Формы текущего контроля







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

экзамен (27)

экзамен (27)


^ 5. Содержание учебной дисциплины

Основы теории искусства, искусство как феномен культуры; виды и формы искусств; понятие художественной культуры.

Ранние синкретические формы искусства. Основные памятники архитектуры и искусства Востока. Античная скульптура, живопись, мозаика. История искусства средневековья. Своеобразие иконописи в средневековом мире. Своеобразие иконописи Византии и России. Художественная культура Возрождения. Основные художественные стили в искусстве Нового времени. Ведущие направления и проблемы искусства в ХХ веке. Модернизм и постмодернизм в искусстве.

Теоретико-методологические подходы к изучению искусств в Новое и Новейшее время. Характеристика направлений и школ в искусствознании 19-20 вв.
5.1. Разделы учебной дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы

лекции

практические (семинары)

лабораторные работы

самостоятельные

I.

Основы теории искусства













1.

Искусство как феномен культуры

4

4




8

2.

Система видов, жанров и родов искусства

2

2




4

3.

Язык искусства и закономерности его развития

2

2




4

II.

История искусства: страны и эпохи













4.

Проблема возникновения искусства в первобытной культуре

2







2

5.

Искусство цивилизаций Ближнего Востока: Месопотамия, Египет, Палестина, Персия

2

4




6

6.

Искусство Античности

2

2




4

7.

Искусство Китая и Японии

2

2




4

8.

Искусство и художественная культура Южной Азии и стран исламского мира.

2

2




4

9.

Искусство и художественная культура Византии

2

2




4

10.

Искусство западноевропейского Средневековья

2

2




4

11.

Древнерусское искусство

2

2




4

12.

Европейское искусство эпохи Возрождения

2

2




4

13.

Искусство Европы 17-18 вв.

2

2




4

14.

Направления в европейском искусстве 19 в.

2

2




4

15.

Развитие русского искусства в 18-20 вв.

2

2




4

16.

Тенденции художественного развития в 20 в.

2

2




4

III.

История и методология искусствознания













17.

История европейского искусствознания

2

2




5

18.

Методологические проблемы и возможности искусствознания

2

2




4



^ 5.2. Содержание разделов дисциплины
ЛЕКЦИИ
Раздел I. Основы теории искусства
Тема 1. Искусство как феномен культуры

Понятия искусства и художественной культуры. Искусство в системе культуры: специфическое значение и многообразные функции. Проблема объяснения природы искусства: искусство как способ познания, искусство как генератор ценностных образцов, искусство как средство идейного общения. Художественность и утилитарность в генезисе искусства. Искусство как мастерство. Искусство и техника.

Искусство как психологический феномен. Серьезное и легкое искусство.

Эстетическая природа и социальные роли искусства. Внешние границы в внутренние грани феномена искусства. Искусство и эстетическое сознание. Эстетические ценности в искусстве. Категории эстетического и художественного.

Искусство и другие формы сознания. Концепции специфической роли искусства. Проблема художественной правды. Взаимодействие искусства и других форм сознания. Искусство и нравственность, искусство и воспитание.

Искусство как система выразительности (языковая система).

Искусство как деятельность. Произведение искусства. Художественная образность. Искусство и воображение. Художественное творчество. Условность в искусстве: художественная дистанция, наивное искусство, художественная иллюзия. Эстетика практического творчества и искусство.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа учебной дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Знание видов однородных и смешанных ансамблей и тембровой характеристики инструментов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа учебной дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа учебной дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа учебной дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа учебной дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Цель курса – обучение основам хорового искусства, хормейстерская подготовка студентов к работе в общеобразовательной школе на уроке...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа учебной дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Цели и задачи дисциплины. Цель курса углубление представлений о содержательной и формальной специфике лирики как литературного рода,...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа учебной дисциплины iconXx XIV международных толстовских чтениях
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа учебной дисциплины iconXx XIV международных толстовских чтениях
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа учебной дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница