Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 040100. 62 «Социология»




Скачать 229.08 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 040100. 62 «Социология»
Дата публикации18.09.2013
Размер229.08 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
lit-yaz.ru > Культура > Программа дисциплины

Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 040100.62 «Социология», подготовка бакалавра

Правительство Российской Федерации
Федеральное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»
Санкт-Петербургский филиал
Факультет социологии
Программа дисциплины

«Русский язык и культура письменной речи»



для направления 040100.62 Социология подготовки бакалавра

Курс 1

Модуль: 1-4 модули 2012/2013 уч.г.

Авторы программы:

Баранова В. В., канд. истор. н., доцент, vbaranova@hse.spb.ru

Куприянов А. В., канд. биол. н., доцент, alexei.kouprianov@hse.ru



Одобрена на заседании кафедры гуманитарных наук «___»____________ 2012 г.

Зав. кафедрой Ж.В. Кормина _____________________
Согласована УМО «___»____________ 2012 г.

Начальник УМО ______________________
Утверждена Советом Факультета «___»____________ 2012 г.

Председатель ______________________
Санкт-Петербург

2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы

^

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа по предмету «Русский язык и культура речи» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 "Социология" подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с:

  1. ОС НИУ ВШЭ для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра http://www.hse.ru/data/2012/07/26/1257346946/standart-040100-62.pdf

  2. Образовательной программой для направления 040100.62 "Социология" подготовки бакалавра

  3. Рабочим учебным планом университета для направления 040100.62 "Социология" подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.


^

2. Цели курса


Первая часть курса «Русский язык и культура речи» состоит из двух разделов. Цель раздела «Культура речи» — ознакомить студентов с нормами современного русского языка в области стилистики, повторить нормы фонетики, лексикологии, морфологии и синтаксиса. В задачи курса входит знакомство студентов с основными правилами написания письменного текста в научном стиле: оформление работы, стилистическое соответствие, правильное построение аргументации. Цель раздела «Академическое письмо» — сформировать навыки анализа композиции научных статей, составления резюме научных текстов, написания исследовательских работ (прежде всего, с ориентацией на эмпирические исследования).
^

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • получить представление о нормах современного русского языка;

  • уметь выстраивать письменный и устный тексты в соответствии с этими нормами;

  • получить представление об основных положениях современной стилистики, учении о функциональных стилях языка, основных лингвистических понятиях;

  • усвоить практические навыки написания и стилистической правки текста;

  • усвоить навыки анализа композиции научных статей, составления резюме научных текстов;

  • уметь выстраивать научную аргументацию, усвоить основные принципы, которыми следует руководствоваться при написании исследовательских работ и составлении презентаций к докладам.

Таким образом, в ходе курса формируются значимые общенаучные компетенции построения грамотного письменного и устного текста в научном стиле, инструментальные компетенции создания справочно-библиографических материалов к научному тексту и навыков работы с официальными документами, социально-личностные и общекультурные компетенции грамотного устного выступления и аргументации речи.

В результате освоения дисциплины студент направления 040100.62 "Социология" подготовки бакалавра осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-1

Студент умеет обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений

Участие в исследовательских проектах в рамках курса, дискуссия во время семинаров

умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

Студент правильно дает определения понятиям и правильно их применяет в рассуждении, не нарушает правила и законы логики, в состоянии четко сформулировать и оценить альтернативную точку зрения по конкретной проблеме

Свободная дискуссия во время лекций и семинаров, чтение литературы к семинарам, участие в исследовательских проектах в рамках курса

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления

информацией

ОК-13

Студент способен использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации

Участие в исследовательских проектах в рамках курса

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК-14

Студент знает как и где быстро найти необходимую информацию в глобальной сети

Участие в исследовательских проектах в рамках курса

владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации

ОК-15

Студент способен читать и схватывать «с листа», «с экрана», общий смысл текстов на иностранном языке

Чтение литературы к семинарам, участие в исследовательских проектах в рамках курса



^

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров.

Для направления 040100.62 "Социология" для подготовки бакалавров настоящая дисциплина является базовой.

Для успешного освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и навыками:

  • владеть навыками конспектирования, работы с компьютером;

  • владеть элементарными навыками деловой переписки;

  • владеть начальными навыками работы в компьютерной сети СПбФ НИУ ВШЭ;

  • владеть начальными навыками работы с простейшими офисными приложениями, с их наиболее базовыми функциями (в особенности это касается MS Word / OO Writer, MS Excel / OO Calc и MS Power Point / OO Impress);

  • уметь самостоятельно работать с учебной и справочной литературой.

Выработанные в результате усвоения дисциплины навыки могут быть использованы в дальнейшем при изучении различных гуманитарных и социально-экономических дисциплин (история, социология, экономика, философия и др., а также спецкурсов и факультативов) и в ходе самостоятельной научной работы студентов над эссе, курсовыми работами и выпускной квалификационной работой бакалавра.
^

5. Тематический план учебной дисциплины
«Русский язык и культура речи»






^ Название разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

семинары

1

Русский язык. Функциональные стили языка

13

1

4

8

2

Официально-деловой и публицистический стиль

14

2

4

10

3

Научный стиль и аргументация

14

2

4

8

4

Разговорная речь. Внелитературные подсистемы языка

14

2

4

8

5

Стилистика частей речи

14

2

4

8

6

Синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, омонимы. Стилистические функции

14

2

4

8

7

Синтаксическая стилистика

14

2

4

10

8

Введение в раздел «Академическое письмо»

3

3







9

Композиция научной статьи

26

2

6

16

10

Визуальная презентация данных

26

2

6

16

11

Написание текста

28

2

10

16




Итого

180

22

50

108


^

6. Формы контроля знаний студентов


Для направления 040100.62 "Социология" подготовки бакалавров

^ Тип контроля

Форма контроля

1-й год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Текущий контроль - контрольная работа, эссе, составление презентации, домашнее задание

*

*

*




Участие в презентации работы в группах на семинаре, своевременное выполнение домашних заданий по сбору материала, подготовка эссе

Итоговый

Экзамен










*

Экзамен и презентация эссе на основе творческого задания по анализу эмпирического материала, порядка 3 тыс. слов (20 тыс. знаков), с выраженной структурой отчета об эмпирическом исследовании.



^

6.1. Критерии оценки знаний, навыков


Критерии оценки контрольной работы
За каждое верно выполненное тестовое задание выставляется 1 балл, за неверно выполненное тестовое задание – 0 баллов.
Критерии оценки эссе


Критерий

Требования к студенту

^ Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала.

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;

- используемые понятия строго соответствуют теме;

- самостоятельность выполнения работы.

3 балла

Сбор данных, анализ полученного материала

- ищет новый материал, использует уже существующие базы данных и вносит дополнения;

- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;

- обобщает полученные результаты, рассматривает их в контексте общесоциологического подхода;

5 баллов

Оформление работы

- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;

- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;

- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;

- соответствие формальным требованиям.

2 балла












Критерии оценки выступления с результатами эссе
Составление презентации (К оценивания = 0,33)

Устное выступление (К оценивания = 0,33)

Полнота и грамотность ответов на вопросы, участие в дискуссии (К оценивания = 0,33)
Критерии оценки домашней реботы

Самостоятельность выполнения работы (К оценивания = 0,5)

Качество выполнения работы (К оценивания = 0,5)

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
^

6.2 Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: выполнение упражнений, ответы на вопросы, обсуждение сложных случаев в домашней работе, активное участие в работе группы, выступления с мини-докладами. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем.

Преподаватель, оценивает самостоятельную работу студентов, включая домашнюю работу. Результирующая оценка за самостоятельную работу по 10-ти балльной шкале за различные самостоятельные задания определяется перед итоговым контролем – Осам. работа. Учитывается правильность и своевременность выполнения заданий для самостоятельной работы. Оценки за самостоятельно выполненные задания выставляется в рабочую ведомость.

Результат округляется до целого значения по правилам округления после сложения всех компонентов оценки. Шкала пересчета баллов в пятибалльные оценки: 1-3=2 (неудовлетворительно / незачет); 4-5=3 (удовлетворительно / зачет); 6-7=4 (хорошо / зачет); 8-10=5 (отлично / зачет).

Преподаватель, оценивая работу студентов на семинарских занятиях, учитывает активность студентов в дискуссиях и качество презентаций. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка за работу на семинарских занятиях по 10-ти балльной шкале определяется перед итоговым контролем — Оаудиторная.

Формула для вычисления накопленной оценки

Онакопленная= 0,5* Отекущий + 0,25* Оауд + 0,25* Осам.работа
где Отекущий представляет собой результат обобщения трех промежуточных контрольных работ по формуле: Отекущий = 0,33*контр1+ = 0,33*контр2= 0,33*контр3.
Oаудиторная рассчитывается как средняя по результатам работы на протяжении всего курса (т.е. представляет собой сложение и округление полученного результата до целого Oаудиторной по разделу «Русский язык» и разделу «Академическое письмо»).
Осам работа складывается из сложения Oсам по разделу «Русский язык» и Осам работа по разделу «Академическое письмо», которые определяются как средние арифметические оценки, полученный результат округляется до целого).

  1. Накопленная оценка сообщается студенту перед экзаменом. Результаты экзамена = Оитоговый контроль




  1. В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

  2. Орезульт = 0,7·Онакопл + 0,3·Оитоговый контроль

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине арифметический.
^

7. Содержание дисциплины

Раздел «Культура речи»

Тема 1. Русский язык. Функциональные стили языка.


Кодификация языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Социальная, территориальная вариативность. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.
^

Тема 2. Официально-деловой и публицистический стиль


Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Основные речевые жанры официально-делового стиля, упражнения в написании актов, договоров и др. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория.
^

Тема 3. Научный стиль и аргументация


Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Речевые жанры научного стиля: эссе, диплом / курсовая работа /диссертация, резюме, аннотация, статья, рецензия, тезисы, обоснование проекта. Принципы оформления сносок и ссылок в научном тексте. Оформление справочно-библиографических ссылок. ГОСТ, «оксфордская система» и др.
^

Тема 4. Разговорная речь. Внелитературные подсистемы языка.


Основные особенности разговорной речи носителей литературной нормы. Жаргон, сленг, арго. Язык эмигрантов.
^

Тема 5. Стилистика частей речи


Стилистическая характеристика категории рода, числа у имени. Стилистическая характеристика вариантных форм глагола. Стилистическая характеристика наречий. Стилистическая характеристика вариантных форм местоимений. Особенности склонения числительных.
^

Тема 6. Синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, омонимы. Стилистические функции


Системные связи русской лексики. Стилистические функции синонимов и антонимов. Градация. Антитеза. Ошибки, вызванные смешением паронимов. Многозначность слова как причина неточности высказывания.
^

Тема 7. Синтаксическая стилистика.


Вариации грамматической координации форм подлежащего и сказуемого. Стилистическая оценка вариантов управления. Использование различных типов сложного предложения.
^

Раздел «Академическое письмо»

Тема 8. Введение


Цели и задачи раздела, требования и формы контроля. Научные статьи как особый жанр литературы и необходимый элемент научной коммуникации. Научные журналы, система peer-review. Наука как система трансляции и репрезентации «природы». Основные элементы сети трансляции.

Литература: Booth et al., 2003: Ch. 1 – 2 (Мышление и письменная речь. Связь с читателем, работа над текстом в группах). Эко, 2006: гл. III (Сбор материала).
^

Тема 9. Композиция научной статьи


Стандартный план эмпирической научной статьи (введение, материалы и методы, результаты, обсуждение, выводы). Функциональная нагрузка разделов статьи. Тонкая структура введения: формирование контекста и постановка исследовательской задачи. Соотношение ведения и выводов. Порядок чтения статьи при беглом просмотре.

Структура аргумента: тезис (claim), обоснование (reason) и эмпирические доказательства (evidence), признание проблем (acknowledgement and response), общие принципы (warrants). Отличия книги и статьи. Курсовая работа как статья, а не мини-книга. Типы центральных тезисов. постановка исследовательских вопросов. Прикладные и фундаментальные исследования. Формулирование широкой проблемы и ее постепенное сужение. Формулировка исследовательских вопросов и оценка возможностей ответить на них в приемлемые сроки. Обоснования и эмпирические доказательства, формы представления эмпирических данных, цитирование. Проверка прочности аргумента: поиск альтернативных объяснений и возможных возражений. Ответы на возможные возражения как самостоятельные аргументы.

Варианты расположения элементов аргумента в теле статьи (тезис впереди эмпирических данных vs. эмпирические данные впереди тезиса). Выбор композиционного решения. Анализ удачных примеров композиции научной статьи. Анализ неудачных примеров. Типичные ошибки: отсутствие центрального тезиса, отсутствие адекватного обоснования, отсутствие связи между тезисом и эмпирическими доказательствами.

Литература: Booth et al., 2003: Ch. 3–4 (От тем к вопросам. От вопросов к проблемам), Ch. 5–6 (От проблем к источникам. Использование источников). Эко, 2006: гл. I.4. (Четыре простейших правила), гл. II (Выбор темы диплома). Booth et al., 2003: Ch. 7–9 (Композиция аргумента. Тезис. Обоснование и эмпирические доказательства), Ch. 10–11 (Признание проблем и ответ на возражения. Общие принципы), Ch. 14 (Введения и заключения).
^

Тема 10. Визуальная презентация данных


Различные типы визуальной презентации: таблицы и графики. Разнообразие типов графиков. Выбор типа графика в зависимости от характера представляемых данных. Подписи к иллюстрациям и таблицам как самостоятельный элемент научного текста. Визуальное сопровождение устных докладов. Основные принципы составления презентаций, наиболее важные типичные ошибки. Разнообразие стратегий презентации. Визуальная риторика, связь графической презентации и текста выступления.

Литература: Booth et al., 2003: Ch. 15 (Визуальная презентация данных). Alley, 2003.
^

Тема 11. Написание текста


Написание черновиков: разные стратегии. Стандартные ошибки: буквальное следование заданию, пересказ источников и «диктат данных», изложение историй о ходе исследования. Плагиат: рабочее определение. Плагиат: как избежать случайных заимствований. Политика нетерпимости к плагиату.

Введения и заключения: как помочь читателю двигаться по тексту работы. Важность вводных и заключительных разделов в статье в целом, в ее отдельных главах. Как научиться «думать как читатель»: несколько советов (дружеский peer-review, общеобразовательный уровень как точка отсчета).

Литература: Booth et al., 2003: Ch. 12 – 14 (План и черновик. Анализ аргументации и общая организация текста. Введения и заключения). Эко, 2006: гл. IV (План работы, разметка и конспектирование), гл. V (Как писать текст).
^

8. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Примеры практических заданий, выполняемых в аудитории


Написать резюме объемом в 100-200 слов к предварительно прочитанной статье объемом в 1–2 а. л. на выбор преподавателя. Подобрать заголовок и ключевые слова к тексту. Оценка этих заданий производится путем взаимного рецензирования студентами с последующей проверкой результатов преподавателем.
^

Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы/задания для домашнего задания:

1. Укажите ошибки в образовании деепричастий и употреблении их в речи; отредактируйте предложения. Меньшой-Додонов строил фразу, пиша фельетоны, с теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жизни. 2. Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев в возрасте тридцати шести лет. 3. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли.

2. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа: автор, адрес, бухгалтер, век, год, директор, джемпер, договор… и др.

3. Можно ли считать следующие группы слов синонимами? Всадник, конник, верховой, конный. Слепой, слепец, незрячий.
^

Примеры заданий для контрольных работ

1. Дайте определения понятиям «функциональный стиль», «жанр». Как связаны эти понятия?


2. В какой сфере общественной деятельности функционирует официально-деловой стиль? Назовите его основные черты.

Найдите синтаксические ошибки, исправьте предложения

3.Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами.

4. Необходимо гораздо больше внимания уделять на повышение культурного уровня современной молодежи.

5. По сообщения газет, вскоре граждане будут оплачивать за квартиру значительно больше, чем сейчас.

6. У нас еще осталось много вопросов о приватизации жилья, но об этом мы продолжим тему в следующий раз.

7.Читая газетную заметку, у неё появилось желание написать автору рубрики.

В данных примерах найдите случаи неправильного выбора форм числительных, исправьте предложения

8.На занятиях не было обоих сестер.

9. Четверо журналисток были направлены на место событий.

10. Записали программу с помощью двоих дисков.

Укажите верное значение заимствованного слова

Апокриф

1. произведение с неподтвержденным авторством

2. надпись на памятнике

3. посвящение

Альтернатива

1. чередование

2. переменная

3. взаимоисключающие возможности

Исправьте ошибки:

1. Создано три звена по три доярки в каждом, из кторых двое работают, а одна отдыхает.

2. Перед нами были два крепких, сльных мужчины, вернувшихся с работы.

3. В предложениях определите субъект действия для сказуемого и для деепричастия. Объясните, в чем состоят ошибки в построении деепричастных оборотов; отредактируйте предложения. 1. Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени. 2. Рассуждая таким образом, постепенно отпадали различные варианты. 3. Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется.
^

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.

Контрольные вопросы по курсу «Русский язык и культура речи»:

  1. Назовите функциональные стили русского языка.

  2. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

  3. Дайте определение понятию «речевой жанр», приведите примеры.

  4. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

  5. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов.

  6. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

  7. Назовите основные языковые черты разговорной речи.

  8. Дайте определения синонимам, антонимам, омонимам, паронимам. Приведите примеры.

  9. Что такое заимствования, варваризмы?

  10. В какие эпохи наиболее интенсивно шел процесс заимствования иноязычной лексики в русский язык?

  11. Дайте определения неологизмам, устаревшей лексике. Укажите основные типы устаревших слов.

  12. Какие варианты находятся вне системы функциональных стилей (иди за пределами литературной нормы)? Дайте определение понятиям профессиональная лексика, диалект, социальный диалект, жаргон, сленг, арго.

  13. Перечислите основные разряды числительных в русском языке, укажите их грамматические особенности.

  14. Основные грамматические категории имени существительного, использование вариантных форм в разных стилях.

  15. Использование деепричастных и причастных оборотов в различных текстах.

  16. Принципы построения эссе.


^

9. Образовательные технологии


Во время учебной работы предполагаются интерактивные формы проведения занятий – дискуссии, комментарии к текстам из учебной литературы, анализ композиции научных статей, комментарии по результатам проверки домашних заданий и по результатам выступлений аналитических групп (об аналитических группах подробнее см. ниже).

На семинарах, посвященных анализу композиции научных статей, работа с текстами идет в группах. Время занятия распределяется между работой в группах и общей дискуссией в зависимости от характера текста и задач конкретного семинара (обычно на общее обсуждение отводится не менее трети времени). На семинарах, посвященных презентации промежуточных отчетов аналитических групп по ходу подготовки текстов эссе, группы выступают по очереди с презентациями, выполненными в MS PowerPoint, Open Office Impress и аналогичных программах. Каждое выступление сопровождается общим обсуждением и комментариями преподавателя. Такой формат работы задает предел численности групп для семинаров приблизительно в 20 студентов, поскольку за 80 минут, отведенных на семинар, невозможно заслушать и обсудить должным образом более шести — семи сообщений.

Письменные домашние задания проверяются по мере поступления и письменно комментируются преподавателем. В отдельных случаях практикуется взаимная проверка заданий студентами на занятии, с последующими комментариями преподавателя.

Один из важнейших компонентов работы по данному разделу курса — самостоятельная исследовательская работа по проекту, которая создает основу для работы над итоговым эссе. Творческие проектные задания меняются год от года.

Для работы над одним творческим заданием создается аналитическая группа, в распоряжение которой поступает определенный массив информации. Размеры аналитической группы — от одного до трех человек. Схема сбора информации организована следующим образом: каждый студент выполняет небольшое по объему задание на наблюдение или на сбор эмпирических данных в общедоступных источниках. Затем собранные данные пересылаются в аналитические группы. Таким образом каждая аналитическая группа получает в распоряжение заметно больший массив информации, чем тот, который она могла бы собрать, опираясь исключительно на свои силы. Формулировки заданий по сбору материала меняются от года к году. Каждая аналитическая группа снабжается дополнительными методическими указаниями по выполняемому проекту.

За несколько лет удалось собрать несколько различных по природе массивов эмпирических данных. Имеющиеся массивы содержат данные по социологии города (данные о жизни маршрутных такси и водителях легковых автомобилей), исторической социологии науки и библиометрии (система баз данных по социальной истории науки в Раннее Новое Время, система баз данных по советской научной периодике, система баз данных по современной науковедческой периодике). Планируется постепенное пополнение имеющихся баз данных и увеличение их разнообразия.
^

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

10.1 Базовые учебники


Практикум по культуре речи / Под. ред. А. И. Левинзон и др. М.: ИД НИУ ВШЭ, 2010.
^

10.2 Дополнительные учебные пособия


Booth W. C., Colomb G. G., Williams J. M. The Craft of Research. 3nd Edn. Chicago; London: University of Chicago Press, 2008. XVI, 229 p.

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов / Пер. с англ. А. Станиславского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2007.

Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис-Пресс, 2010.

Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 16. С. 217-237.

Земская Е. А. Активные процессы в русском языке последнего десятилетия ХХ века // Русский язык конца XX века. М., 2001

Земская Е. А. Русская разговорная речь. М., 1973.

Клубков П. А. Говорите, пожалуйста, правильно. СПб, 2000.

Радаев В. В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. 203 с.

Эко У. Как написать дипломную работу: Гуманитарные науки. Учебно-методическое пособие. / Пер. с ит. Е. Костюкович. М.: Книжный дом «Университет», 2001. 238 с.; издание 2-е, переработанное: СПб.: «Симпозиум», 2006. 301 с.

Alley M. The craft of scientific presentations : critical steps to succeed and critical errors to avoid. New York: Springer, 2003. XVI, 241 p.
^

10.3 Рекомендуемая литература (дополнительная):


Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2009.

Розенталь Д. И. Русский язык. М., 1992. С. 55-63.

Упражнения по стилистике русского языка. М., 1997.

Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987
^

10.4 Справочная литература


Большой орфографический словарь русского языка / Ред. С. Г. Бархударов и др. М., 1999

Крысин А. П. Толковый словарь

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.

10.5 Интернет-ресурсы


Куприянов А. В. Ресурсная страница курса в интернете
http://dhhse.narod.ru/syllabi/writing/
^

10.6 Статьи для обсуждения на семинарах


Состав статей для обсуждения на семинарах может меняться год от года, конкретные названия представлены здесь только для примера.

Грехем Л. Устойчива ли наука к стрессу? // Вопросы истории естествознания и техники. 1988. No. 4. С. 3-17.

Кременцов Н. Л. Принцип конкурентного исключения // На переломе: советская биология в 20-х — 30-х гг. Вып. 1. / Под ред. Э. И. Колчинского. СПб., 1997. С. 107-164.

Коуз Р. Маяк в экономической теории // Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. С. 177-201.

Miner H. Body Ritual among the Nacirema // American Anthropologist. 1956. Vol. 58, No. 3. Pp. 503-507.

Rau W., Durand A. The Academic Ethic and College Grades: Does Hard Work Help Students to "Make the Grade"? // Sociology of Education. 2000. Vol. 73, No. 1. Pp. 19-38.

Текст из пула статей, поступивших на рецензию и отвергнутых (меняется год от года). Текст дается студентам «вслепую»: без указания автора и с измененным названием.

10.7 Материально-техническое обеспечение дисциплины


На занятиях используются компьютер и проектор для презентаций.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 040100. 62 «Социология» iconПримерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется...
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,...

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 040100. 62 «Социология» iconПримерная программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства»...
«Социология предпринимательства» является дисциплиной по выбору вариативной части, VII семестр

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 040100. 62 «Социология» iconРабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи»
Курс «Русский язык и культура речи (для нефилологов)» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным...

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 040100. 62 «Социология» iconПримерная программа Наименование дисциплины «История» Рекомендуется...
Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т ч и защите национальных интересов России

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 040100. 62 «Социология» iconУчебник построен в соответствии с новыми функциональными ориентациями...
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений по дисциплине «Русский язык и культура речи». Книга может быть полезна...

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 040100. 62 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 040100. 62 «Социология» iconРабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины обще гуманитарного и социально-экономического цикла студентам очной формы...

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 040100. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Нижний Новгород
Трофимова Л. И. Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи». – Н. Новгород: вгипу, 2009. с

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 040100. 62 «Социология» iconВысшего профессионального образования «красноярский государственный...
Адреса сайтов для преподавателей и студентов, изучающих дисциплины: «литература», «русский язык», «русский язык и культура деловой...

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 040100. 62 «Социология» iconРусский язык и культура речи
Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница