Рабочая программа курса. Лекционный курс посвящен социокультурной специфике «новых медиа»




Скачать 39.48 Kb.
НазваниеРабочая программа курса. Лекционный курс посвящен социокультурной специфике «новых медиа»
Дата публикации20.09.2013
Размер39.48 Kb.
ТипРабочая программа курса
lit-yaz.ru > Культура > Рабочая программа курса
Лапина-Кратасюк Е.Г.,

канд. культурологии,

доцент кафедры истории и теории культуры РГГУ,

со-редактор международного электронного журнала Russian Cyberspace Journal http://www.russian-cyberspace.com/
Новые медиа: введение в историю и теорию сетевых (со) обществ.

Рабочая программа курса.
Лекционный курс посвящен социокультурной специфике «новых медиа»: прежде всего, Интернету, но также и другим формам современной массовой коммуникации, таким как интранеты и локальные сети, обмен сообщениями СМС и ММС и т.п., т.е таким СМК, в которых каждый получатель сообщений может быть одновременно и их создателем. Понятие «новых медиа» охватывает не столько конкретный технический способ распространения информации (по этому принципу определялись традиционные медиа – пресса, радио, телевидение), сколько новую ситуацию коммуникации, в которой активное включения большинства в формирование контента новых медиа приводит к стиранию границ между информацией и коммуникацией, приватным и публичным, трансформирует привычные ограничения, накладываемые пространственно-временными характеристиками. Поэтому в определении новых медиа важную роль играет характеристика «мобильности» носителя: миникамеры, коммуникаторы, многофункциональные мобильные телефоны, а также распространение Wi Fi являются необходимым условием существования новых медиа. Иногда к новым медиа относят и сети скрытых видеокамер слежения – как адаптированный к новой коммуникативной ситуации способ контроля.

Цель курса: познакомить слушателей с основными направлениями исследований новых медиа. Среди задач курса: изучение «событийной» истории новых медиа, рассмотрение социокультурной специфики современной медиасферы через призму теории сетевого общества, анализ трансформации понятия культурной идентичности (в понимании С. Холла и школы британских культурных исследований») в ситуации новых медиа.

Курс является теоретическим введением в тему и построен как обзорное изучение названных выше проблем. Тем не менее, в рамках курса предполагается чтения ряда ключевых текстов, а также ознакомление слушателей с некоторыми методами проведения исследований в области новых медиа.

Каждая тема предполагает проведение одной-двух лекций и семинара. Формы контроля знаний слушателей: работа на семинарах и доклад на заключительном коллоквиуме.
Тема 1. Информационное общество – сетевое общество: новая инфраструктура. «Старые» медиа – новые медиа. Обзор основных методологических подходов к исследованию новых медиа.

Тема 2. История новых медиа: технологический аспект. История Глобальной сети от АPRANET до Web 2.0.

Тема 3. История новых медиа: социокультурный аспект. История Интернета как жанр (исследовательской) работы. Мифологизация новых медиа.

Тема 4. Экономика в эпоху новых медиа. Рынки и сети. Общество потребления: изменение потребителя. Трансформации в сфере занятости как ключевой аспект теорий сетевого общества.

Тема 5. Политика и контроль в сетевых обществах. Гражданское общество и новые медиа. Власть: распространение и концентрация. Уязвимость сетей. Контроль в интранетах.

Тема 6. Сеть и закон. Копирайт в Интернете. Проблемы сохранения приватности в сети. Новые виды преступлений. Новые медиа и проблема насилия в обществе.

Тема 7. Интернет и проблемы культурной идентичности. Сообщества и формы их коммуникации в Интернете (форумы, блоги, социальные сети). Нестабильность сетевых сообществ.

Тема 8. Социо-психологические аспекты новых медиа. Проблемы «виртуальных личностей». Новые способы кодирования эмоций: психология СМС-сообщений.
Литература:
Основная:

Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория (при участии издательства Гуманитарного университета), 2004.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.:ГУ-ВШЭ, 2000.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества М., 2004.

Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Культурная революция; Республика. – 2006. – 269с.;

Hall S.(ed.) Questions of Cultural Identity. N.Y.,2007.

Hall S. (ed.) Representation: Cultural Representations and Signifying Practices. L.: SAGE publications, 2007.

Rettberg J.W. Blogging. Cambridge:Polity press, 2008.

Dijk J.v. The Network Society. L.:SAGE Publications, 2006.
Дополнительная:

Карпентье Н., Ли Р., Сервэ Я. Медиа в малых сообществах: заглушенный демократический дискурс? // Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ (Серия «Дискурсология»). – Екатеринбург: Дискурс-Пи, 2006

Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество. Материалы конференции: Россия в конце XX века. 5–7 ноября 1998.

Кастельс М. Становление общества сетевых структур В: Новая постиндустриальная волна на Западе. Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. с.494-505.

Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция^ . М.: ФАИР ПРЕСС, 2006.
Энрика Шмидт, Кати Тойбинер, Нильс Цуравски. Виртуальное (вос)соединение? Культуры русской диаспоры в Интернете // Наталья Конрадова, Кати Тойбинер, Энрика Шмидт (2007): Control + Shift. Публичное и личное в русском Интернете. 2006. http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/library/texts/ru/control_shift.htm

Наталья Соколова. Рунет для телефанатов: пространство (без) политики // Russian Cyberspace Journal. 2009. №1. http://www.russian-cyberspace.com/issue1/natalia-sokolova.php?lng=English

Роман Лейбов. Экспертные сообщества в русском Интернете: типология и история // Наталья Конрадова, Кати Тойбинер, Энрика Шмидт (2007): Control + Shift. Публичное и личное в русском Интернете. 2006. http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/library/texts/ru/control_shift.htm

Ольга Горюнова. «Мужская литература» Удаффкома и другие художественные практики культурного сопротивления // Наталья Конрадова, Кати Тойбинер, Энрика Шмидт (2007): Control + Shift. Публичное и личное в русском Интернете. 2006. http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/library/texts/ru/control_shift.htm

Андрей Горных, Альмира Усманова. Эстетика Интернета и визуальное потребление:
к вопросу о сущности и специфике Рунета // Наталья Конрадова, Кати Тойбинер, Энрика Шмидт (2007): Control + Shift. Публичное и личное в русском Интернете. 2006. http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/library/texts/ru/control_shift.htm

Rutten E. More Than a Poet? Why Russian Writers Didn't Blog on the 2008 Elections // Russian Cyberspace Journal. 2009. №1. http://www.russian-cyberspace.com/issue1/natalia-sokolova.php?lng=English

Strukov V. Possessive and Superlative: On the Simulation of Democracy and Nationhood in Russia // Russian Cyberspace Journal. 2009. №1. http://www.russian-cyberspace.com/issue1/natalia-sokolova.php?lng=English

Saunders R. Wiring the Second World:The Geopolitics of Information and Communications Technology in Post-Totalitarian Eurasia // Russian Cyberspace Journal. 2009. №1. http://www.russian-cyberspace.com/issue1/natalia-sokolova.php?lng=English






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса. Лекционный курс посвящен социокультурной специфике «новых медиа» iconРабочая учебная программа дисциплины > Цели и задачи курса Курс «Лакановский психоанализ»
Лакана переосмыслить фундамент психоанализа, разработанный Фрейдом. С другой стороны, курс в одной своей части захватывает анализ...

Рабочая программа курса. Лекционный курс посвящен социокультурной специфике «новых медиа» iconПояснительная записка рабочая программа к учебному курсу по немецкому...
Садомовой. В умк входят учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя. На учебных занятиях используются дополнительные материалы, статьи...

Рабочая программа курса. Лекционный курс посвящен социокультурной специфике «новых медиа» iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена...
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...

Рабочая программа курса. Лекционный курс посвящен социокультурной специфике «новых медиа» iconРабочая программа лекционно-практического курса «История русской...
Хх века. Революция и гражданская война вносят коррективы в судьбы и творчество писателей, влияет на формирование новых тенденций...

Рабочая программа курса. Лекционный курс посвящен социокультурной специфике «новых медиа» iconРабочая программа лекционно-практического курса «История русской...
Хх века. Революция и гражданская война вносят коррективы в судьбы и творчество писателей, влияет на формирование новых тенденций...

Рабочая программа курса. Лекционный курс посвящен социокультурной специфике «новых медиа» iconЛекционный курс теория и методология истории
Тема историческое и естественнонаучное познание. Природа исторического творчества: субъектно-объектные отношения 22

Рабочая программа курса. Лекционный курс посвящен социокультурной специфике «новых медиа» iconПрограмма элективного (факультативного) курса по русскому языку для...
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся посвящён одной из важных задач филологического образования в школе формированию...

Рабочая программа курса. Лекционный курс посвящен социокультурной специфике «новых медиа» iconПрограмма курса Курс лекций по грамматике Лексические темы курса
Рекомендуемая литература

Рабочая программа курса. Лекционный курс посвящен социокультурной специфике «новых медиа» iconРабочая программа элективного курса «Обучение сочинению-рассуждению»
Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс

Рабочая программа курса. Лекционный курс посвящен социокультурной специфике «новых медиа» iconРабочая программа элективного курса по алгебре
Данный элективный курс «Решение математических задач» своим содержанием может привлечь внимание учащихся 7 классов



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница