Исследовательская работа Мифологические образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»




Скачать 158.54 Kb.
НазваниеИсследовательская работа Мифологические образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Дата публикации23.11.2013
Размер158.54 Kb.
ТипИсследовательская работа
lit-yaz.ru > Культура > Исследовательская работа

Фестиваль Русского языка 2012
Номинация «Научное исследование»
Исследовательская работа

Мифологические образы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Полушина Елизавета Васильевна, 10 класс

Направляющая организация:

«МБОУ “Лицей №9 им. А. С. Пушкина”»


Научный руководитель:

Тычкина И.А.


г.Москва, 2012г.

Оглавление


Вступление. 3

Глава 1. 5

Глава 2. 7

Примеры словарных статей. 8

^ Глава 3. 11

Классификация мифологических образов. 11


Заключение. 13

Список использованной литературы. 14


Вступление.


«Видно, мифологические предания счастливее для меня

воспоминаний исторических».

(Пушкин А.С., «Отрывок из письма к Д.». 1824)
Чтобы прочесть книгу, надо знать как минимум азбуку. Чтобы читать книгу мировой культуры, необходимо знать смысл тех или иных символов, имен, сюжетов. Персонажи античной и библейской мифологии для нас - та же азбука. Не зная ее, невозможно прочитать и по - настоящему осмыслить ни Данте, ни Шекспира, ни Пушкина, ни Мандельштама. Античные и библейские герои укоренились в нашем сознании и стали источником творчества не только для поэтов и художников, но и для ученых, исследователей целого ряда областей - от астрономии до медицины.
Объектом исследования данной работы является роман в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

За видимой простотой «Евгения Онегина», за кажущейся ясностью и лёгкостью стиха скрывается большая сложность: понять «Евгения Онегина», не зная окружающей Пушкина жизни, культуры, быта, истоков литературного вдохновения, – невозможно. В.Я.Брюсов довольно ясно очертил проблемный треугольник, т.е. три элемента «непонятности»:

Во-первых, чтобы вполне понимать Пушкина, необходимо хорошо знать его эпоху, исторические факты, подробности биографии поэта…

Во-вторых, необходимо знать язык Пушкина, его словоупотребление…

В-третьих, необходимо знать всё миросозерцание Пушкина, чтобы не ошибиться в толковании…»

Пушкин, создавая в романе атмосферу намёка, делит читателей на «своих» и «чужих», а текст строит по принципу «кому надо, тот поймет». Тем, кто хочет чувствовать себя «своим», а не «чужим» в романе «Евгений Онегин», будет полезным и интересным лингвокультурологический словарь - комментарий в форме моей исследовательской работы по теме «Мифологические образы в романе Пушкина «Евгений Онегин».
Актуальность данной работы заключается в том, что современная литература не может существовать без фундамента, который зиждется на античной мифологии. Иначе говоря, без прошлого нет настоящего и, уж тем более, нет будущего. Знания, заложенные в бесхитростных древних легендах и мифах, оказались универсальными и актуальными и по сей день.
Мифологических словарей сравнительно мало, и они, зачастую, объемные. Не в каждой семейной библиотеке имеется такая книга. Чаще всего словари написаны сухим, научным языком, что вызывает затруднение для понимания. Поэтому автор данной работы в качестве одной из главных целей поставил перед собой составить краткий, доступный словарь с лингвокультурологическими комментариями по произведению Пушкина «Евгений Онегин», чтобы читатель, прикоснувшись к «Энциклопедии русской жизни», смог понять и осмыслить роль встретившихся у Пушкина мифологических образов. Этому посвящена вторая глава доклада.
Практическая направленность работы состоит в том, что при изучении романа «Евгений Онегин» встречающиеся иносказания могут затруднить восприятие и понимание текста. Не зная смысла представления мифологических героев, трудно улавливать скрытую в тексте информацию, адекватно декодировать её, чтобы в результате наиболее полно представить себе воспроизведённую картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. Сжатая, но содержательная информация о мифологических образах и их стилистической роли в тексте, помогут увидеть более ярко и образно всю художественную и историческую ценность произведения, которую хотел донести до нас Пушкин.

Однако поэт, как известно многим из нас, не был первопроходцем в обращении к образам античности. Поэтому для более глубокого понимания роли мифологических героев в романе «Евгений Онегин» я сочла необходимым рассмотреть влияние античных мотивов на творчество русских писателей и поэтов. Этому посвящена 1 глава доклада.

Глава 1.


Теоретические сведения.

Миф стоит у истоков философии и искусства, представляя собой мировоззрение, систему понимания мира, основанную, на чувственно-эмоциональном отражении окружающей действительности и духовного бытия человека.

Мифология как наука о мифах имеет богатую и продолжительную историю. Первые попытки переосмысления мифологического материала были предприняты еще в античности. Во всех произведениях русских и зарубежных писателей можно встретить античные мотивы.

На Запад античность оказывала более мощное, постоянное влияние, давшее жизнь западноевропейской культуре и самой цивилизации, подпитывавшее ее на протяжении многих столетий. В России этот процесс начался позже, и до XVIII века не образовывал постоянно действующего фактора с петровской эпохи — античное влияние проявляется резко и сильно.

Начало творческой деятельности В.А.Жуковского приходится на время, когда античность еще была живой темой, интерес к которой поддерживался традициями классицизма и новыми романтическими веяниями. Античные образы - обязательный атрибут всех ранних произведений Жуковского: од, посланий и даже песен. В первом из дошедших до нас стихотворений - "Майское утро"

(1797) - читаем:

Феб златозарный,

Лик свой явивши,

Все оживил.
В Греции Жуковский искал идеал гармонических взаимоотношений между человеком и миром.

Таким образом, и героические натуры, бунтари-одиночки, были близки поэту, которого упрекали за воспевание лишь "идеальной Аркадии". Правда, таких героев в поэзии Жуковского, как и в жизни, немного. Одного из них поэт нашел в античности и по-своему интерпретировал "вечный образ" (Ахилл).

Однако полного расцвета античное влияние достигло в творчестве А.С.Пушкина. Особенно тщательно исследованы пушкинские связи с античностью — как античные мотивы в его творчестве в целом, так и отдельные переводы, и собственно антологические стихотворения. Яркий тому пример – роман «Евгений Онегин» (см. глава 2).
Античные писатели оставили богатейшее наследие в виде различных легенд о богах и героях. Толстой Л.Н., как и Гончаров, Тургенев и множество его предшественников, использует античные мотивы и античный символизм. Это проявляется в описании деталей и в перекличке с сюжетами из античной литературы. Персонажем, очень похожим на героиню из “Одиссеи”, является Элен (у Гомера — Прекрасная Елена). Толстой пишет о ее античной красоте, у нее были золотые волосы, как и у Прекрасной Елены. Она является как бы напоминанием о Троянской войне, Троянская война была войной между царями. Война 1805 года тоже была войной между двумя императорами.

Важнейшее место в “Войне и мире” занимают облака. По античным преданиям, побеждал в войне тот, кто дружил с облаками. Существовала Нефела — богиня облаков. А князь Андрей любил облака, и потому удача сопутствовала князю Андрею в войне. Русские в Аустерлице проиграли из-за того, что был туман, а туман возникает при облаках. Значит, в тот момент Наполеон дружил с облаками.

Они служат для обрисовки персонажей при изображении войны, мира, судьбы, жизни и смерти. Кроме того, античные мотивы осуществляют связь “Войны и мира” с современностью и делают роман вневременным произведением.
1840-е годы были отмечены новой вспышкой интереса к античности. В первую очередь это связано с именами А.А.Фета, несколько позже - Н.Ф.Щербины и Л.А.Мея. Отзвуки антологического жанра выявляются в творчестве Я.П.Полонского и А.К.Толстого.

Становится возможным травестирование, снижение высоких античных образов и тем (как это происходит в пародиях К.Пруткова), и в то же время обыденное, соприкоснувшись с универсальным, пройдя сквозь призму античных ассоциаций, возвышается до бытийного, чему пример - воплощение античной тематики и образности в поэзии Тютчева и Фета.
Обращение Ф.И.Тютчева к античности – даже если в ряде случаев оно было опосредствовано западноевропейской культурой – почти всегда связано с мировосприятием и с глубочайшими переживаниями поэта; поэтому общему анализу его творчества нередко сопутствует также частичный анализ античной струи в его поэзии.
По количеству античных мотивов Тютчев далеко уступает своим старшим и младшим современникам: ему одинаково чужды и мир условной античности Батюшкова, и насыщенность античными реминисценциями, свойственная некоторым стихотворениям Пушкина, и обилие антологических мотивов, характерное для Майкова и Щербины.

Древность для Тютчева – мир, наполненный «златокрылыми мечтами», «чертог волшебный добрых фей», в противоположность «убогой хижине» рационализма, принесенного веком Просвещения. И в дальнейшем своем творчестве сокровища этого чертога Тютчева используют для того, чтобы выразить свою жизненную философию. Опоэтизированные образы античности содержатся главным образом в стихотворениях конца 20-х и начала 30-х годов, и более редко появляются в стихах последнего периода.

Однако у Тютчева эти образы подвергаются собственному поэтическому осмыслению, которое приводит к некоторым нарушениям мифологических традиций. Целиком вымышлен Тютчевым эпизод с богиней юности, вызывающей грозу:

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
(«Весенняя гроза», 1830)

По сохранившимся же версиям мифов, молнии на землю мог посылать только сам Зевс или его орел.
Изучение русской классической литературы в свете основополагающих для европейской культуры античных традиций имеет важный смысл и в историко-литературном и в теоретическом плане.

Выявление роли античности в русском литературном процессе, а также способов усвоения античных традиций, способствует уяснению своеобразия русской литературы.

Глава 2.


Лингвокультурологический комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (в форме словаря).
Строение словарной статьи:

1. Цитата из произведения «Евгений Онегин», где употреблено имя мифологического героя с указанием главы, строфы.

2. Характеристика мифологического героя (образа).

3. Стилистическая роль мифологического образа в романе «Евгений Онегин».

Словарь содержит толкования более 30 встретившихся в романе мифологических образов, размещённых в алфавитном порядке. Некоторые словарные статьи снабжены иллюстрациями.
^

Примеры словарных статей.


Аврора

1. Дверь отворилась. Ольга к ней,

Авроры северной алей

И легче ласточки, влетает

(гл.5, XXI)
2. Аврора — в др.-римск. мифологии богиня утренней зари (в др.-греч. — Эос). Изображалась в виде прекрасной женщины с длинными золотистыми волосами и розовыми перстами (в др.-греч. мифах — розовоперстая Эос). Одевалась в одежды желто-оранжевого цвета, голову украшала сверкающей короной, накидывала плащ, усыпанный звездами. Эос (Аврора) каждый день открывает серебряные врата, через которые выходит на небосклон Солнце. Она усыпает небесный путь Солнца розами (отсюда — утреннее небо розового цвета на востоке). Из золотого сосуда богиня льет на землю росу. Аврора (поэт.) — утренняя заря, рассвет. У Пушкина сочетание «северная Аврора» встречается еще в стихотворении «Зимнее утро».
3. В данной строфе обращение к мифологическому образу Авроры помогает Пушкину в создании портретной характеристики Ольги. Поэт, используя метафору «Ольга… Авроры…алей» заменяет богиней утренней зари собственную характеристику героини. Таким образом, мы видим авторскую непричастность, равнодушие к Ольге.
Амур

1. Ещё Амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шутят;

Ещё усталые лакеи

На шубах у подъезда спят,..

А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он.

(гл.1, XXII)





2. Амур (лат. Amor - букв, «любовь»; Cupido — «сильная страсть»; греч. Eros — букв, «любовь») – божество любви, изображенное в виде мальчика с крылышками, вооружённого колчаном с луками. Римский Амур, Купидон, греческий Эрос, Эрот.

P.S. Пушкин имеет в виду большой китайский балет Шарля Дидло «Хензи и Тао», или «Красавица и Чудовище», написанный на бродячий сказочный сюжет, но которому герой, превращенный в чудовище злой колдуньей, благодаря преданной любви героини обретает прежнее обличье (на русской почве это сказка «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова).

Премьера балета состоялась 30 августа 1819 г. По немногим сохранившимся свидетельствам, этот балет был единственным в первой трети XIX в., где китайцы выступали рядом с амурами и змеями в большом празднестве в финале. Из черновиков и вариантов беловых рукописей видно, что слово «амуры» возникает в тексте не сразу. Первоначальными вариантами строки были: Еще медведи, боги, змеи Еще на сцене боги, змеи или

Еще китайцы, черти, змеи

В окончательном тексте слово «амуры» появилось вместо «медведи» и «китайцы», а слово «боги» превратилось в «черти». Такое изменение не могло быть случайным, тем более что непосредственно по сюжету

Участие амуров в данном балете не требовалось. Сходство с прославленной танцовщицей петербургского балета, даёт представление об источнике происхождение слова «амуры».

В романе Пушкина и балете Дидло просматривается общая нравственная линия: герой очищается любовью героини и, в конце концов, своей ответной любовью к ней. Онегину словно предоставлена возможность увидеть на балетной сцене свою будущую судьбу, но этой возможностью он пренебрегает. В слове «амуры» скрыт намек на предстоящую в реальной жизни любовь Онегина, у которой будет вовсе не мелодраматическая развязка.

Это самый юный из богов, сын Афродиты. Начиная с эллинистической поэзии, приобретает устойчивый в мировой литературе изящный, легкомысленный и капризный облик. С незапамятных времен, ещё до того как греки заняли свои позднейшие территории, ему поклонялся какой – то малоизвестный народ, который жил в беотийских Феспиях, в Париуме у Геллеспонта и в Левктрах в Лаконии – там повсюду встречаются следы древнейшего культа Эрота. Позднее утвердилась древняя легенда. Эрот стал сыном и неразлучным спутником Афродиты. С тех пор его считали самым младшим из богов, который никогда не имел времени вырасти и созреть: он навсегда остался маленьким мальчиком и проказливым шалуном. Предвидя каверзную натуру Эрота, Зевс хотел его умертвить, как только он родился, но Афродита спрятала ребёнка в лесах, где он питался молоком львицы и тигрицы. В изобразительном искусстве Эрот появился только в 5 веке до н.э. Сначала его изображают отроком, ещё без крыльев, с цветком, лирой или венком. Позднее у него появились крылья, лук и стрелы. С конца 4 века он превращается в мальчика.
3. Обращаясь к излюбленному образу Амура в начале романа, Пушкин использует антитезу («Ещё Амуры …скачут.., а уж Онегин вышел…»), показывая безразличие героя к любви, тем самым предсказывая безответную любовь Татьяны.
Аполлон (Феб)

1. Адриатические волны,

О Брента! нет, увижу вас

И вдохновенья снова полный,

Услышу ваш волшебный глас!

Он свят для внуков Аполлона,

По гордой лире Альбиона

Он мне знаком, он мне родной.

Ночей Италии златой

Я негой наслажусь на воле,

С венецианскою младой,

То говорливой, то немой,

Плывя в таинственной гондоле;

С ней обретут уста мои

Язык Петрарки и любви.

(гл.1, XLIX)
2. Аполлон (Феб) в греческой мифологии и религии – сын Зевса, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой. Аполлон – бог света, солнца, покровитель стад, охранитель дорог, бог-врачеватель.

^ Рождение Аполлона.

Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая богиней Герой, нигде не могла найти приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнам бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где стоит и до сих пор. Вокруг Делоса шумело море. Угрюмо вздымались скалы острова, обнаженные, без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили здесь приют. Но вот родился бог света Аполлон, и все засияло и зацвело. Засверкали прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море.

Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амброзию и нектар. Вся природа ликовала вместе с богинями.

Феб – второе имя бога Аполлона.
Друзья мои, что ж толку в этом?

Быть может волею небес,

Я перестану быть поэтом,

В меня вселился новый бес,

И, Фебовы, презрев угрозы,

Унижусь до смиренной прозы;

Тогда роман на старый лад

Займет веселый мой закат.

Не муки тайные злодейства

Я грозно в нем изображу,

Но просто вам перескажу

Преданья русского семейства,

Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.

(гл.3, XIII)
3. Говоря о «Фебовых угрозах», Пушкин подразумевал то, что, не писав стихи и уйдя с этого поприща, он заслужит гнев своего правителя – Аполлона (Феба).

Пушкин, говоря о внуках Аполлона, вносит иносказательный смысл, отождествляя внуков Аполлона с поэтами. Очевидно изменение внутреннего состояния поэта из возвышенного (в первой главе, где мифологический образ Аполлона используется в прямом значении) в приземленное.

^

Глава 3.

Классификация мифологических образов.


На страницах романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» автор часто употребляет различные мифологические образы.
Муза – 6

Венера – 4

Гименей – 4

Терпсихора – 4

Диана – 3

Лета – 3

Аполлон – 2

Зевс – 2

Клеопатра – 2

Аврора – 1

Амур – 1

Вакх – 1

Грации – 1

Дриада – 1

Лель – 1

Марс – 1

Мельпомена – 1

Морфей – 1

Нереида – 1

Орфей – 1

Парис – 1

Пенаты – 1

Ромул – 1

Талия – 1

Федра – 1

Флора – 1

Фортуна – 1

Цирцея – 1

Эва – 1

Эол – 1
В процессе исследования мною было выявлено 30 мифологических образов в 50 контекстах. Выполнив их классификацию, получила 7 групп:

^ 1. Верховный бог:

Зевс.

2. Образы искусства:

Аполлон,

Нереида,

муза,

Орфей, хронотоп – театр.

Терпсихора,

Талия,

Мельпомена,

Федра,

Парис,

Цирцея.

3. Боги любви и красоты:

Амур,

Венера, любовный треугольник

Аполлон,

Грации,

Лель.

4. Мрачный мир:

Марс,

Лета,

Эва.

5. Земные правители:

Клеопатра,

Ромул.

6. Боги природы:

Диана,

Флора,

Эол, хронотоп - деревня

Дриады,

Вакх,

Аврора.

7. Домашние боги

(Охранители): Морфей,

Фортуна.

Пенаты, хронотоп - дом

Гименей.

^ 1. Верховный бог

Гимена хлопоты, печали

Зевоты хладная чреда

Ему не снились никогда.

Меж тем как мы, враги Гимена,

В домашней жизни зрим один

Ряд утомительных картин,

Роман во вкусе Лафонтена...

Заключение.


В заключении я хочу объяснить, для чего Пушкин употребляет все мифологические образы в романе «Евгений Онегин».

Миф, использованный автором в произведении, приобретает новые черты и значения. Авторское мышление накладывается на мышление мифопоэтическое, рождая, по сути, новый миф, несколько отличимый от своего прототипа. Именно в разнице между первичным и вторичным (авторским мифом) кроется заложенный Пушкиным смысл, подтекст, ради выражения которого он воспользовался мифом.

Пушкин использует мифологические образы, чтобы лучше, ярче и колоритнее раскрыть характеры главных героев:

Он три часа, по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере,

Когда, надев мужской наряд,

Богиня едет в маскарад.
Таким образом, ясно, что миф становится связующим звеном: во-первых, между поэтом и народом, во-вторых, между народом и поэзией («народ именно через миф становится создателем искусства»).
Использование мифологических образов помогает Пушкину:

Во-первых, в создании портретной характеристики героев (Ольга, Онегин).

Во-вторых, раскрытию внутреннего мира и поступков героя (Ленский, Татьяна, Онегин).

Чаще всего мифологический герой используется как организующее начало в создании художественного средства. А также образы античной мифологии участвуют в раскрытии авторского отношения к герою.

И в лирических отступлениях встречаются мифологические образы, которые помогают нам увидеть настоящего Пушкина.
Как часто летнею порою,

Когда прозрачно и светло

Ночное небо над Невою

И вод веселое стекло

Не отражает лик Дианы,

Воспомня прежних лет романы,

Воспомня прежнюю любовь,

Чувствительны, беспечны вновь,

Дыханьем ночи благосклонной

Безмолвно упивались мы!

(гл.1, XLVII)
По словам В.Г.Белинского, « «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотой, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы».

^

Список использованной литературы.





  1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды. Мифологический словарь // М. 1993г.


2. Бродский Н.Л. роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» // М, Просвещение, 1964, - 414 стр.


  1. Иллюстрированный мифологический словарь // СПБ, 1994г, - 327 стр.




  1. Кибальник С.А. «Художественная философия Пушкина». // Санкт – Петербург, 1999г, - 198 стр.




  1. Кун И. А. Легенды и мифы Древней Греции // М, 1975г. 250 стр.




  1. Лотман Ю. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий // Л: Просвещение, 1983г, - 213 стр.


6. Лотман Ю.М. Пушкин. Биография писателя. Статьи и заметки 1960 – 1990. «Евгений Онегин». Комментарий // СПБ, «Искусство СПБ», 1995г, - 847 стр.


  1. Михайлова Н. И. Роман «Евгений Онегин» в движении времени: Проблемы комментария // Пушкин и современная культура – М.Наука, 1996г, - 136 стр.




  1. Пушкин А. С. Собрание сочинений в 2 – ух томах // «Фолио» Харьков, 1999г, - 607 стр.




  1. Салимова Л. М. Учебный словарь – комментарий // М. Оникс 21 век. Мир и Образование. 2005г, 351 стр.




  1. Соловей Н.Я. роман Пушкина «Евгений Онегин». // Москва. Высшая школа. 1981г, - 106 стр.




  1. Шанский Н. М. Учебный словарь античных имен в русской поэзии // Ашхабад, 1990г, 211 стр.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа Мифологические образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» iconIii республиканские Онегинские чтения Протокол работы секций
Валеева Алина мбоу лицей №9 имени А,С,Пушкина г. Зеленодольск 11 кл учитель Тычкина И. А. «Мифологические образы в романе «Евгений...

Исследовательская работа Мифологические образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» iconУрок литературы в 9 классе «А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
А. С. Пушкина, роман «Евгений Онегин»; экран, проектор, компьютер, презентация «В обители пустынных вьюг и хлада…» (А. С. Пушкин...

Исследовательская работа Мифологические образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» iconИсследовательская работа на тему: «Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А. С. Пушкина»
«Сон», «Вновь я посетил тот уголок земли», «Зимний вечер», «Свят Иван, как пить мы станем…» Арина Родионовна стала прототипом старой...

Исследовательская работа Мифологические образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» iconУрок обобщения по роману «Евгений Онегин»
Тема урока: Урок обобщения по роману «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни»

Исследовательская работа Мифологические образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» iconЛюбви в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Исследовательская работа Мифологические образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» iconРусская дуэль. Феномен русской дуэли
Дуэль Онегина и Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831 гг.)

Исследовательская работа Мифологические образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» iconПленительный женский образ в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Муниципальное образовательное учреждение Нагорьевская средняя общеобразовательная школа Переславского муниципального района Ярославской...

Исследовательская работа Мифологические образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» iconАлександр Сергеевич Пушкин Евгений Онегин
Роман в стихах «Евгений Онегин» стал центральным событием в литературной жизни пушкинской поры. И с тех пор шедевр А. С. Пушкина...

Исследовательская работа Мифологические образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» iconУрок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество...
Анализ эпизода. Исследование образного строя, композиционной и смысловой роли сна Татьяны в романе

Исследовательская работа Мифологические образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» iconУрок русского языка в 9 классе
Цель: совершенствовать навыки учащихся в определении придаточных подлежащных и сказуемных в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»;...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница