Пояснительная записка Программа «Мой мир»




НазваниеПояснительная записка Программа «Мой мир»
страница1/4
Дата публикации04.12.2013
Размер0.69 Mb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 города Липецка

Утверждаю:

Заведующая ДОУ

___________В.М. Белкина

ПРИНЯТО

на педагогическом

Совещании

Протокол от 31.08.2011 № 1



духовно – нравственной воспитания

"МОЙ МИР"

(для детей подготовительной группы (7 лет))

Автор: заместитель заведующей

Белоусова О.А.

2011 год

Пояснительная записка

Программа «Мой мир» разработана в соответствии с требованиями к разработке дополнительной образовательной программы дошкольного образования, разделом «Социально – личностное развитие» и направлена на реализацию поставленных в нем целей и задач.

Программа «Мой мир» направлена на воспитание у детей подготовительной к школе группы основ эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, культурологических представлений, развитие связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой, на основе Библейских легенд.

Данная программа рассчитана на один год обучения.

Данная тема очень актуальна на современном этапе. Российское общество переживает в настоящее время духовно – нравственный кризис. В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Вопрос о духовно - нравственном воспитании представляется особо значимым сейчас потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.             

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
            Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Дошкольный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором развиваются основные принципы гуманной жизни.

Многие праздники, такие как «Святая Пасха», «Рождество Христово», Праздник Казанской Божьей Матери, Сочельник и другие тесно вошли в нашу жизнь, поэтому необходимо научить ребенка видеть красоту мира, заложить духовные, нравственные качества, основу понимания взаимосвязи красоты и добра в мире, сотворенном по Божиему замыслу. Развивать эстетическое восприятие, а так же способность к сопереживанию эстетических чувств, в процессе собственного даже самого элементарного творчества. Умение видеть красоту Мира (Божиего) не дано человеку от рождения. Однако душа ребенка, способна откликнуться на отражение Красоты (божественной) окружающего мира при условии развития у него нравственных и эстетических чувств. Материал программы закладывает основу для развития этих способностей.

Цель программы «Мой мир» - заложить, у детей подготовительной к школе группы, начальные нравственные и эстетические чувства на основе восприятия и осознания духовного начала каждого человека, красоту окружающего мира через ознакомления дошкольника с различными видами православной культуры.

Программное содержание выстроено с учетом возможностей обучения старших дошкольников и предназначена для использования в подготовительной группе детского сада любого типа.

В каждом квартале рассматриваются новые аспекты основной темы года.

В программе «Мой мир» выделены два раздела, на основе которых организуется, проводится рекомендуемое содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:

  1. Связь православной культуры с жизнью современного ребенка.

  2. Опора на образно-эмоциональные качества образовательного материала.

В соответствии с этим разработаны задачи обучения:

  • Установление личных связей ребенка с православной культурой.

  • Формирование нравственно – духовного опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

  • Развитие способности эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • Воспитание уважительного отношения к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • Развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира.

  • Формирование первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире, в поведении и поступках людей;

  • Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.

Такой подход дает большие возможности для духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников. В программе интегрируются такие образовательные области, как «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация».

Принципами отбора материала для программы являются:

  • принцип нравственной значимости и художественности материала;

  • принцип привлекательности и доступности для детей;

  • принцип педагогической емкости (возможности использования одного и того же содержательного ядра: это может быть эпизод из текста Священного Писания, отрывок из литературного произведения, образец художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач).


Нельзя торопить ребенка с осознанием понятий православной культуры. Восприятие детей должно быть постепенно подготовлено к общению с ее глубоким содержанием. Наиболее удобная форма введения дошкольника в православную культуру — через знакомые представления и образы, в которых он учится видеть проявление красоты в окружающем мире. Развитие эстетического (художественного) восприятия красивого сочетается с развитием творческой деятельности: надо учиться не только правильно видеть, но и создавать красивое. Развитие в непосредственно – образовательной деятельности умения "творить" самостоятельно, создавать красивое, постепенно подводит детей к осознанию сложности мира и разнообразию форм присутствующей в нем красоты.

Чтобы дети полноценно воспринимали православную культуру, они должны научиться понимать ее язык. Поэтому в программе рекомендуются произведения, которые дают основу для всестороннего ознакомления детей с различными видами православной культуры. Это религиозная символика и религиозный канон; изобразительное и декоративно-прикладное искусство; филология; музыкальное искусство. Соответственно с требованиями программы дети получат элементарные базовые знания (представления) о православной культуре на основе художественных впечатлений, научатся разбираться в ее разных формах и видах, в различных выразительных средствах. Для этого их восприятие должно содержать эмоциональный и логический компоненты. Осознание православной культуры теснейшим образом связано с образно-эмоциональным восприятием, умениями видеть изображение и слышать музыку, поскольку нельзя осознать то, чего не увидел и не услышал. Чтобы полнее воспринять православную культуру, дети должны научиться осознавать свои эстетические впечатления. Поэтому, знакомя детей с каждой новой темой, педагог прежде всего должен стремиться к тому, чтобы они получили яркое эстетическое впечатление. А затем, объясняя содержание темы, он должен развивать нравственное чувство сопереживания и на этой основе учить детей понимать содержание и язык православной культуры как нерасторжимое единство.

С учетом высоких воспитательных возможностей программы ведущими общепедагогическими принципами при решении образовательных и воспитательных задач в подготовительной группе были определены принцип опоры на положительное в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.

Непременным условием формирования восприятия детей является применение методов работы, пробуждающих творческую активность. Важно, чтобы в процессе обучения создавалась "поисковая ситуация", при которой дети учились бы вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный и музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя и знакомое, оценивать нравственную и художественную стороны явления (в этом случае начинают развиваться способность сопереживания и художественный вкус).

Так как, одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то прежде всего в программе решается задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умения ребенка смотреть на окружающую его жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстетического восприятия. Но к этому ребенка следует подводить, опираясь на имеющиеся у него возможности. Так как программа «Мой мир» относится к образовательным областям "Познавательно – речевое развитие", "Художественно – эстетическое развитие" и "Социально – личностное развитие", то она, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания.

Таким образом, исходя из особенностей и возможностей детского восприятия православной культуры определяется тематика подготовительной группы: это годовой круг — календарь основных православных праздников, отразивших христианскую идею спасения в религиозных, художественных и бытовых формах и рассмотренных через восприятие ребенка.

В соответствии со специфическими компонентами содержания, программа «Мой мир» предполагает три направления ее постижения:

  1. Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение дошкольниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.

  2. Православная культура, как творческая деятельность предполагает деятельность детей по освоению образовательных областей (рисование, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) — создателей объектов православной культуры.

  3. Православная культура, как язык православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов — цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях музыкального искусства — жанров, интонации; религии — через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения.

Материал программы включает компоненты всех трех направлений и по уровню сложности соответствует возможностям дошкольников. Материал отобран с учетом возрастных ценностных ориентации и психологических особенностей дошкольников, для которых главными ценностями являются семья и любовь. Исходя из этого в качестве ведущих понятий изучаются такие, как Бог-Творец, творение, красота. Они являются интегрирующими при организации основных образовательных элементов содержания, состав которой определен в программе „Мой мир".

В методическом плане освоение образовательных областей оформляется в виде занятий-"путешествий" по историческим периодам православной культуры и сопровождаются в качестве ведущего музыкального оформления каждой темы музыкой пьесы М.П. Мусоргского "Прогулка" из цикла "Картинки с выставки" (начало, конец и переходы внутри к разным подтемам и видам деятельности). Итоговые тематические эпизоды сопровождаются музыкой "Богатырские ворота" из того же цикла.

Методической структурой деятельности по освоению образовательных областей являются: задачи, ход и содержание работы, методы и средства обучения.

Обязательными средствами дидактического обеспечения деятельности являются иллюстрации (Наглядное пособие "Иллюстрации") и музыкальное сопровождение (Музыкальное пособие "Звуковая палитра").

Содержание программы и разработки предполагают творческий подход педагога при обязательном сохранении основной части: общей динамики развития задач программы и тем всех кварталов и учебного года. Материал, представленный в разработках, может быть использован либо в полном объеме, либо в сокращении, что определяется индивидуальными возможностями его усвоения дошкольниками.

Занятия проходят 2 раза в месяц по 30 минут - 6 занятий в квартал. Итого 18 занятий в год. Мониторинг усвоения детьми программного материала проходит в начале обучения на первом занятии и в конце обучения в форме итогового занятия.

Виды деятельности педагога и ребенка: рисование, пение, ритмические движения, игры, чтение, сочинение сказок, лепка, слушание рассказа педагога, обсуждение, деятельность на природе, экскурсии, проведение праздников.
Учебно – тематический план программы «Мой мир»




п/п

Месяц

Темы занятий

Количество занятий

1 квартал

"Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем"





Сентябрь




  1. «Красота в звуках, красках, формах окружающего мира. Мониторинг»;

  2. «Поиски красивого вокруг себя: рукотворный и нерукотворный мир»;


1

1



Октябрь

  1. «Краски и гармония природы»;

  2. «Бог – творец красивого мира»

1
1



Ноябрь

  1. «Сотворение человека»;

  2. «Правила жизни»

1
1

2 квартал

«В ожидании Рождества - самого красивого события зимы"





Декабрь




  1. «Как изобразить доброго и красивого человека?»;

  2. «Как Адам и Ева ушли из Рая»;


1

1



Январь

  1. «Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира»;

  2. «Добрые и злые люди»;

1

1



Февраль

  1. «За что Бог наказал людей»;

  2. «Как Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария»

1
1

3 квартал

"Праздники радости. Пасха: цвета и звуки весны"



Март

1.«Праздник Благовещенье;

2. «Как готовится к Празднованию Пасхи»

1

1



Апрель

  1. «Какого цвета Пасха»;

  2. «Праздник Дня Победы»;

1
1



Май

  1. «Родословная моей семьи»;

  2. «Мои обязанности»;

1
1



Июнь

1. Повторение. Мониторинг.

1



Итого:




19


Содержание программы
Раздел № 1.

Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем

Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Бог — Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.
Раздел № 2.

^ В ожидании Рождества — самого красивого события зимы. Праздники-радости.

Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия. Непослушание. Печаль. Болезнь. Смерть. Мои поступки. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Может ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования у человека печали в сотворенном Богом красивом мире.  Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Пресвятая Богородица.

Рождество Христово — самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России? Святочные обычаи. Наше участие в православных праздниках. Праздники в нашем доме: день рождения, Новый год, Масленица. Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. День Ангела. Добрые и злые ангелы. Ангел-хранитель. Твой святой покровитель. Имя человека. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Дмитрий Донской.
Раздел № 3.

^ Пасха: цвета и звуки весны

Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности человека-христианина. Обязанности по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность человека — сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?
Программа «Мой мир» предполагает, что к концу обучения у детей будут сформированы:


  • Нравственные качества личности;

  • Навыки и привычки нравственного поведения;

  • Знания моральных норм и культуры общения;

  • Эмоциональная отзывчивость и нравственные чувства на произведение живописи, музыки, архитектуры; обогащение эмоционального мира нравственными переживаниями;

  • Милосердие и толерантность;

  • Культура поведения, эстетический вкус;

  • Познавательный и коммуникативный потенциал личности.


Достижение планируемых результатов может быть отслежено педагогом, родителями на основе наблюдения за следующими изменениями;

    1. Изменения в поведении дошкольника:

  • проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (умение добавить, привести пример, аргумент, высказать свое суждение, анализировать высказывания собеседников и т.п.) и в монологе (создание собственного текста, творческая работа и т.д.);

  • соблюдение культуры поведения и общения, проявление доброжелательности, сочувствия, сопереживания, стремление к взаимопомощи;

  • проявление самостоятельности, инициативы и лидерских качеств;

    1. Изменение объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

  • использование информации, полученной в образовательной деятельности;

  • осознанное понимание необходимости следовать общечеловеческим идеалам и ценностям, их понимание;

  • способность к оценке поведения героев художественных произведений, реальных лиц с точки зрения соответствия нравственным ценностям, принятым ребенком.

    1. Изменения в мотивационной сфере личности:

  • способность оценивать собственное поведение с точки зрения понятых и принятых нравственных ценностей;

  • сформированность самоконтроля и самооценки;

  • мотивация поведения и поступков.


Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут следующие:

  • экспертные суждения (педагога, родителей, воспитанников);

  • тесты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности (тестирование проводится совместно с педагогом – психологом); 

  • самооценочные  суждения  детей. 

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений  дошкольников, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды и др.);

  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).



^ Методическое обеспечение.
I квартал

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа «Мой мир» iconПрограмма «Мой мир»
Цель программы «Мой мир» – формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности...

Пояснительная записка Программа «Мой мир» iconПояснительная записка Программа «Мир в котором я живу»
...

Пояснительная записка Программа «Мой мир» iconПояснительная записка. Пояснительная записка Данная рабочая учебная...
Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного...

Пояснительная записка Программа «Мой мир» iconНиколай коляда полонез огинского
Нет. Не встречусь. Я и не хочу ни с кем встречаться. Не надо мне никого. Потому что со мной идет во мне Мой Мир, где много людей,...

Пояснительная записка Программа «Мой мир» iconПрограмма внеурочной деятельности «мой мир»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы внеурочной деятельности...

Пояснительная записка Программа «Мой мир» iconПояснительная записка Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки
Во-вторых, образовательные программы отводят этой теме очень небольшое количество часов. Новейшую литературу школьнику приходится...

Пояснительная записка Программа «Мой мир» iconПояснительная записка При составлении рабочей программы календарно...
Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Климанова Л. Ф., Романина В. И., Борейко Л. Н. Пропись Рисуй, думай,...

Пояснительная записка Программа «Мой мир» iconПримерная программа по литературе 11 класс Пояснительная записка
Программа 11 класса концентрирует внимание на актуальных для конца ХХI и ХХ веков проблемах социального, нравственного философского...

Пояснительная записка Программа «Мой мир» iconРабочая программа по музыке Пояснительная записка
Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию...

Пояснительная записка Программа «Мой мир» iconЭссе «Мой мир» «Этот мир не станет лучше
За это время я многого достигла, и все свои успехи я посвящаю Вам. Совсем недавно я одержала победу на районном Дне науки творчества,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница