Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе Учитель: Ошуркова Н. А. Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе. Программа «Художественная культура народов мира»




Скачать 126.78 Kb.
НазваниеКалендарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе Учитель: Ошуркова Н. А. Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе. Программа «Художественная культура народов мира»
Дата публикации17.12.2013
Размер126.78 Kb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
lit-yaz.ru > Культура > Календарно-тематическое планирование

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

________________/Э.Н.Кузнецов/

«_____»_____________2009 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ № 38

_______________/Л.Л. Реунова/

«____»______________2009г.



Календарно-тематическое планирование

уроков мировой художественной культуры

в 8 классе
Учитель: Ошуркова Н.А.

Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе. Программа «Художественная культура народов мира».

Дата

№ урока

Тема

Содержание

Коли-чество часов

^ В мире художественной культуры




1

Художественные символы народов мира.

Зримые образы египетских пирамид, Эйфелевой башни в Париже, американской статуи Свободы, Московского Кремля, Императорского дворца в Пекине. Сакура — художественный символ Японии, Береза как художественный символ России.

1




2

Единство мировой культуры.

Культура народов мира — общее достояние человечества. Выдающиеся творения великих мастеров, созданные в различные исторические эпохи. Образ Мирового Древа в шумерском эпосе о Гильгамеше и «Старшей Эдде» — выдающемся памятнике древнеисландского эпоса. Представления древних славянских народов об устройстве мира на материале книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни» и стихотворения К. Бальмонта «Славянское древо». Славянское древо — основа духовной жизни человека.

1




3

Многообразие и национальная самобытность культуры.

Национальная самобытность и ее воплощение в

культуре разных народов, стран и континентов. Основные критерии, определяющие национальную самобытность народа и его культуры. Образы и мотивы национального искусства Японии. Искусство чайной цере-

монии, расстановки цветов в вазах (икебана) и его символический характер. Красота недосказанности в искусстве японских садов.

1

^ Своеобразие литературных традиций




4

Героический эпос народов мира.

Шедевры народного эпоса: «Песнь о нибелунгах» (Германия), «Песнь о Роланде» (Франция). Армянский героический эпос «Давид Сасунский» и эпос киргизского народа «Манас». Литературные интерпретации народного эпоса. Поэма грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в

тигровой шкуре» и «Песнь о Гайавате» американскоro поэта Г. Лонгфелло.

Развитие эпических традиций в русской музы-

кальной культуре. Эпическая песенная симфония:А. Бородина «Богатырская», эпические оперы М. Мусоргского «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оперы-былины и оперы-сказки Н. Римского-Корсакова «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и

деве Февронии», «Псковитянка» (по выбору).

Эпическая тема в произведениях русской живописи (В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих, К. Коровин, Е. Кибрик и К. Воробьев).

1




5

Герои и темы народного эпоса.

Сюжет сотворения мира и его воплощение в исландском эпосе «Старшая Эдда». Выразительность и поэтичность легенд о сотворении мира в славянском и индийском эпосе.

1




6

Шедевры народного эпоса.

«Эпос о Гильгамеше» (Месопотамия) — выдаю-

щийся памятник мировой литературы. Сказание о царе Гильгамеше, сумевшем постичь и обрести мудрость, счастье и бессмертие. Гильгамеш — смелый и отважный воин, надежный и верный друг. Искушение любовью богини Иштар. Поэтическое своеобразие

произведения.

1

^ Архитектура народов мира




7,8

Храмовая архитектура.

Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека о строении мироздания. Базилика — основа католического христианского

храма, ее структура и назначение. Распространение на Руси крестово-купольного типа храма как символа христианского православия. Традиции буддийской храмовой архитектуры. Культовые постройки ислама.

2




9

Дом — жилище человека.

Древнейшие дома человека, обнаруженные археологами в Месопотамии, Древнем Египте и Греции. Инсулы. Изба. Иглу. Юрты. Яранги.

Жилища народов Африки. Традиционные конструкции японского дома.

1

^ Изобразительное искусство народов мира




10

Древнерусская иконопись.

Художественный мир иконы и его символическое звучание. Представления о времени и пространстве. Принцип «обратной перспективы», особая роль света и цвета.

Икона — коллективное творчество многих мастеров. Процесс создания иконы и его основные этапы.

1




11

Книжная миниатюра Востока.

Создание книжной миниатюры. Условный и декоративный характер искусства

книжной миниатюры, особенности изображения человека. Шедевры художника К. Бехзада, создавшего утонченный декоративный язык миниатюрной живописи.

1




12

Скульптура Тропической и Южной Африки.

Самобытность культуры народов Африки. Деревянная скульптура как воплощение народных представлений о жизни в ее настоящем и прошлом. Традиционные маски народов Африки, их символическое значение, отражающее религиозные представления о мире. Скульптурные произведения Бенина и города-государства Ифе (Нигерия).

1

^ Декоративно-прикладное искусство




13

Традиции народного орнамента.

Как и почему возник орнамент. Его отличие от живописи. Элементы-мотивы древнейших орнаментов: круг, квадрат, ромб, волнистые линии (меандр, спираль). Орнаментальный ритм как своеобразное отражение важнейших природных процессов. Единство мотивов и ритмов. Роль орнаментального декора в культуре Древнего Египта. Орнаментальное искусство Древней Греции. «Дивное узорочье» русских народных вышивок, павловских головных платков и жостовских подносов.

1




14,15

Игрушки народов мира.

Игрушки народов мира, отражение в них своеобразия национальных традиций. Японские традиционные куклы, связанные с праздниками и обычаями народа. Русская народная игрушка как отражение народных представлений о мире, добре и красоте. Содержание, форма и декор народной игрушки, отражение в ней древнейших представлений и верований русского человека. Каргопольская игрушка народных мастеров Севера. Особенности колорита и разнообразие типажей дымковской игрушки. Филимоновская глиняная игрушка, ее характерные особенности и постоянные образы. Матрешка. История создания, разнообразные решения образа. Условность и обобщенный характер одежды, цветовые контрасты и гармония.

2




16,17

Художественные промыслы России.

Народное искусство как основа национальной культуры, память человечества о своем прошлом. Кузнечных дел мастера. Художественные изделия из металла мастеров Великого Устюга (серебро с чернью). Выразительность силуэта, декоративность

рисунка, изящество линий. Кубачи — ювелирный центр Дагестана. Узоры златоустовской гравюры на стали (образцы холодного оружия). Резьба по кости народов Севера, ее основные сюжеты и образы.

Гончарное искусство Гжели, гармония синего и белого цветов, связь декора с формой украшаемой посуды. Лаковая миниатюра Палеха, Федоскино, Мстеры и Холуя, их основные образы и сюжеты.

2

^ Праздники и обряды народов мира




18,19

Всякая душа празднику рада.

Праздник — неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры. Религиоз-

ные, семейно-бытовые, календарные и общественно-политические праздники, их особая значимость и своеобразие.

2




20,21

Религиозные праздники и обряды.

Крещение Руси, следование византийским традициям церковного богослужения. Православное богослужение и особый порядок его проведения. Церковная служба как своеобразный синтез искусств, «храмовое

действо». Понятие о трех «кругах времени» и недельном круге в православном богослужении. Внутреннее убранство храма (иконы, фрески, предметы церковной утвари), вокальная и хоровая музыка, колокольные звоны. Особое значение и роль священного слова молитвы. «Двунадесятые» праздники православия.

Паломничество в Мекку (хадж) — особый обряд поклонения главным святыням ислама. Основные этапы ритуала хаджа и его символическое значение. Буддийские праздники и обряды, их своеобразие и богатство традиций.

2




22

Ах, карнавал! Удивительный мир...

Происхождение карнавала в странах Западной Европы, его традиции в средние века и в эпоху Возрождения. Италия — родина карнавальных шествий. Наиболее популярные герои итальянского карнавала. Традиции проведения венецианских карнавалов. Бразильские карнавальные шествия, их особая зрелищность и театрализация. Сочетание индейских,

португальских и негритянских традиций.

1

^ Театр народов мира




23

Идут по Руси скоморохи...

Народное искусство скоморохов — странствующих актеров и музыкантов. Первые упоминания о скоморохах в «Повести временных лет» и в произведениях устного народного творчества (былинах, исторических песнях). Историческая судьба скоморошества на Руси, его отношения с представителями церковной власти. Тема скоморошества в различных видах искусства.

Оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» (реплики скоморохов Скулы и Ерошки), Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» («небылица в лицах») и «Снегурочка» (пляска скоморохов), музыка к балету Г. Свиридова «Петрушка», В. Гаврилин «Скоморошьи игрища» (по выбору). Стихотворение Д. Самойлова «По тусклым дорогам идут скоморохи... » и поэма А. Горелова «Скоморохи» (по выбору).

1




24

Пекинская народная опера.

Пекинская музыкальная драма — уникальное явление мировой художественной культуры, воплотившее лучшие традиции китайского народа. История создания и основные этапы развития. Условный характер театральных декораций и реквизита. Символическое звучание музыкальных инструментов. Символика традиционных костюмов и театрального грима. Синтетический характер Пекинской музыкальной драмы.

1




25

Искусство кукольного театра.

История происхождения кукольного театра. Раз-

нообразие типов кукольного театра в Древних Греции, Риме и Китае. Традиции кукольного театра в средние века и эпоху Возрождения.

Любимые герои кукольного театра (Пульчинелла, Полишинель, Панч, Гансвурст, Карагез — по выбору). Петрушка — наиболее популярный герой кукольного театра в России. Традиции представления русского бродячего кукольного театра.

1

^ Музыка народов мира




26,27

Музыкальные инструменты народов мира.

Музыкальные инструменты народов Европы,

Азии, Африки и Латинской Америки, своеобразие форм, оригинальность используемых материалов, декоративное убранство. Европейские духовые, струнные смычковые и щипковые инструменты. Древнейшие музыкальные инструменты Арабского Востока. Популярные инструменты Японии, Китая и стран Южной и Юго-Восточной Азии. Латиноамериканские музыкальные инструменты индейского, европейского и африканского происхождения. Обилие ударно-шумовых инструментов в музыкальной культуре Африки.Русские народные музыкальные инструменты.

Возникновение и история развития русской инструментальной культуры. Художественные свидетельства древнейшего русского инструментария. Сопель, гусли, бубен, волынка — наиболее популярные инструменты, сопровождающие народные игрища и

празднества. Использование ударных и духовых инструментов (барабанов, бубнов, накр, набатов, труб) во время военных походов и ратных подвигов.

2




28,29

Музыка в храме.

Особое эмоциональное воздействие на человека музыки, звучащей в храме. Музыка как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо. Церковное пение как выражение стремления к гармоническому единству человека и Бога. Выдающиеся композиторы русской церковной музыки: Д. Бортнянский, А. Гречанинов, П. Чесноков, П. Чайковский и С. Рахманинов.

Культовая музыка ислама, ее строгий регламентированный характер.Мелодичные декламации священного Корана — особый вид культовой музыки.

Характерные особенности буддийской музыки.

Особое отношение к звуку в буддийской религии. Музыкальные инструменты буддийского богослужения.

2




30

Копокопьные звоны Руси.

Русская колокольная музыка как часть православной культуры. Виды колокольных звонов: благовест, трезвон, набат, малиновый. История знаменитых русских колоколов. Современное искусство колокольных звонарей.

Дальнейшее развитие темы колокольного звона в операх М. Глинки «Иван Сусанин» и М. Мусоргского «Борис Годунов» (сцена венчания на царство), в произведениях С. Рахманинова и А. Шнитке.

1

^ Самобытность танцевальной культуры




31

Радуга русского танца.

Русский танец — один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая история и традиции. Широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, скромность, простота и чувство собственного достоинства — характерные черты русского народного танца. Языческие игрища, выступления странствующих скоморохов — основы развития искусства русского танца. Хоровод — простейшая форма народного танца. Сочетание пения и драматического действия. Девичьи хороводы и их характерные особенности. Сеяние и обработка льна, прядение и ткачество — тради-

ционные сюжеты девичьих хороводов. Ведущая и организующая роль «хороводницы». Разнообразие рисунков хоровода («репье, «змейка», «витье веревки», «крест» и полукруг»). Пляски-кадрили и переплясы — вольные импровизированные танцы. Трепак — популярная мужская пляска и ее характерные особенности.

1




32

Искусство индийского танца.

Древнейшее происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Росписи пещерного храма в Аджанте, отражающие изысканные изображения апсар — небесных танцовщиц. Привилегированное положение танцора в индийском обществе. Мудра — танцевальный язык жестов танцора, его богатая мимика. Танец как составная часть храмовых обрядов, постепенная утрата ритуального значения. Светский, придворный характер современного индийского танца.

1




33

Страстные ритмы фламенко.

Фламенко — своеобразный художественный символ Испании. Основные версии происхождения танца. Музыкальное сопровождение на гитаре.

Болеро, сегидилья и хота — наиболее популярные испанские танцы.

1




34

Под звуки тамтамов.

Традиционные танцы народов Африки — неотъемлемая часть их образа жизни.

Африканский танец — синтез многих искусств.

Коллективный характер африканского танца, особенности его исполнения. Разнообразие видов и форм танцев («танцы отдыха», развлекательные соревнования-игрища, танцы ремесленников, магические, ритуальные танцы-заклинания от злых духов). Магические обрядовые танцы народов Центральной Африки. Символические танцы-перевоплощения в животных.

1




35

Подведение итогов.

Творческая работа.

1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе Учитель: Ошуркова Н. А. Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе. Программа «Художественная культура народов мира» iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
Ние. Художественная литература как составная часть мировой культуры. Литература как искусство слова. Роль литературы среди других...

Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе Учитель: Ошуркова Н. А. Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе. Программа «Художественная культура народов мира» iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся контексте мировой...

Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе Учитель: Ошуркова Н. А. Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе. Программа «Художественная культура народов мира» iconКалендарно-тематическое планирование по «мировой художественной культуре»...
Календарно-тематическое планирование по «мировой художественной культуре» Учитель Борисова О. В

Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе Учитель: Ошуркова Н. А. Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе. Программа «Художественная культура народов мира» iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к учебнику под редакцией В. Я. Коровиной. (68 часов)

Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе Учитель: Ошуркова Н. А. Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе. Программа «Художественная культура народов мира» iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2013-2014 учебный год

Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе Учитель: Ошуркова Н. А. Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе. Программа «Художественная культура народов мира» iconКалендарно-тематическое планирование уроков мхк в 11 классе
Романтизм в художественной культуре Европы XIX века: открытие «внутреннего человека»

Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе Учитель: Ошуркова Н. А. Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе. Программа «Художественная культура народов мира» iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
Календарно–тематическое планирование уроков литературы в 7 классе (2 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе Учитель: Ошуркова Н. А. Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе. Программа «Художественная культура народов мира» iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе (1 час в неделю)

Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе Учитель: Ошуркова Н. А. Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе. Программа «Художественная культура народов мира» iconКалендарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре 9 класс

Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе Учитель: Ошуркова Н. А. Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе. Программа «Художественная культура народов мира» iconКалендарно-тематическое планирование уроков Художественной культуры...
Составлено на основе программы ««Художественная культура», авт. Л. Масол, Н. Миропольская



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница