Кафедра наук о культуре




Скачать 261.53 Kb.
НазваниеКафедра наук о культуре
страница1/3
Дата публикации28.12.2013
Размер261.53 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет философский

Кафедра наук о культуре
Программа дисциплины
«Мастер-класс по креативному письму»
для направления 031400.62
«Культурология» -- подготовка бакалавра

Автор -- И.В. Кукулин,

кандидат филологических наук

(ikukulin@yandex.ru)

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ наук о культуре отделения куль-

турологии философского

факультета ГУ—ВШЭ

^ Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ В.А. Куренной

«_____» __________________ 2011 г. «___» ____________ 2011 г.

Утверждена УС факультета
_________________________________
^ Пояснительная записка
Данный курс является синтетическим: он объединяет собственно мастер-класс по креативному письму и лекционный курс, чьей задачей является сообщение знаний о критике как важнейшем культурном медиа современного общества. Это необходимо для того, чтобы дать слушателям курса не только собственно навыки неакадемического письма, но и объяснить социальные функции этого типа письма, и место критики в системе актуальной культуры. Мастер-класс по креативному письму предлагается студентам второго курса бакалавриата, он является продолжением курса по академическому письму, который студенты бакалавриата отделения культурологи НИУ—ВШЭ слушают на первом курсе.

Под «креативным письмом» в этой программе понимается прежде всего 1) письмо неакадемическое, то есть написание рецензий, обзоров и статей для популярных и неспециальных изданий, сотрудничество академических ученых и/или экспертов в области культурной политики или экономики культуры с Интернет-медиа, радио, телевидением, государственными структурами, НПО и т.п.; и 2) сфера пересечения учебного, академического и неакадемического письма, то есть общие и особенные характеристики этих трех типов письма, которые требуется знать для их адекватного различения.

Целью данного курса является подготовка «контекстно информированного» читателя, и, в идеале, потенциального автора критических текстов, способного применять полученные навыки при работе в медиа различного типа, а также использовать полученные навыки при иных формах обращения к неспециализированной аудитории: составление экспертных записок и заключений, чтение публичных лекций, участие в публичных дискуссиях на культурно-значимые темы и т.п. Проблемы освещения культурного процесса на телевидении, в связи с множеством институциональных и технологических особенностей тележурналистики, потребовали бы другого курса как минимум такого же объема и поэтому обсуждаются в этом курсе только в ознакомительном порядке. В план семинарских занятий по курсу включены элементарные знания о навыках рецензирования произведений различных видов искусств: визуального искусства, кино, телесериалов и т.п.

Задачи курса: 1) сообщить аудитории общие представления о типах критического письма, которые могут не зависеть от конкретного объекта описания; и 2) дать студентам навыки, которые могут быть использованы в обсуждении культурологических проблем в неспециализированной аудитории.





Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятель-ная работа







Лекции

Сем. и практ. занятия





1

Место неспециализированного письма в ряду других видов письма.















2

Культурологическое письмо как интерпретативная работа. Общие для академического и неакадемического письма принципы сбора и обработки информации. Самосознание автора неакадемического письма













3

Роль и значение критики и публичной экспертизы в культуре модернизирующегося общества.

Критика и публичная экспертиза как типы медиа и их история в качестве медиа













4

Стратегии, жанры и типы критического высказывания













5

Критические высказывания об основных видах современного искусства













6

Российское критическое и экспертное письмо в инокультурном (западноевропейском и североамериканском) контексте













7

Критика в системе других дискурсов журналистики и интеллектуального письма («высказываний о современности»). Новые тенденции и возможное будущее культурной журналистики.














^ Форма отчетности:
Каждый студент должен для допуска к зачету сдать минимум пять эссе – точнее, текстов тех типов и жанров, которые будут разбираться на семинарах, и посвященных тем книгам, фильмам или событиям, которые будут обсуждаться на семинарах. Объем каждой работы – 8--12 тыс. знаков с пробелами. Если уровень письма и мышления в этих текстах, а также работа на семинарах будут удовлетворительными, зачет ставится автоматически. Если уровень текстов не удовлетворяет экзаменатора, студент должен пройти дополнительный, устный, зачет по материалам и литературе лекционного курса. Итоговая оценка по результатам мастер-класса учитывает работу студента на семинарских занятиях. Форма основного зачета – устная.

^ Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • Работа на практических занятиях (обсуждения, устное реферирование литературы по курсу) – 30 % итоговой оценки

  • 5 (минимум 4) письменных домашних работ, рецензий на произведения искусства различных типов – 30--50 % итоговой оценки (в зависимости от числа и качества работ).

  • Устный или письменный зачет (120 мин.) – 20% (в случае сдачи 5 работ) – 40% (в случае сдачи 3 работ) итоговой оценки.

(В различные годы зачеты принимались устно или письменно в зависимости от количества студентов.)
^ Базовый учебник или ридеры:
Адекватные базовые учебники на русском языке по данной дисциплине отсутствуют. В качестве ридеров используются издания из серии «Библиотека русской критики» (вышла в 2003—2005 гг.) и книга «Война из-за “Войны и мира”: Роман Л.Н. Толстого “Война и мир” в русской критике и литературоведении» (СПб., 2002).
В качестве дополнительного учебного пособия в курсе может быть использована книга: История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи / Под ред. Е. Добренко, Г. Тиханова. — М.: Новое литературное обозрение, 2011.
План занятий:
Тема 1. Место неспециализированного письма в ряду других видов письма.
Лекция 1. Чем различаются учебная работа, научная статья и критическое эссе. Что у них общего? Учебная работа как «самопреодолевающий» жанр. Чем Вам могут впоследствии пригодиться Ваши собственные учебные работы? В работе необходимо сформулировать, на какой вопрос Вы отвечаете. Отказ от готовых ответов. Значение и соблазны иронической интонации.
Семинар 1. Почему нужно писать текст о других текстах, музыке, кино? Почему произведение не может говорить само за себя? Не обедняет ли анализ наше понимание? В каких случаях мы «вчитываем» в произведение новые смыслы, а в каких – помогаем себе и другим его понять?
Тема 2. Культурологическое письмо как интерпретативная работа. Общие для академического и неакадемического письма принципы сбора и обработки информации. Самосознание автора неакадемического письма
Лекция 2. Как собирать информацию для работы: в Интернете «вообще», в базах данных, в архивах и в библиотеках. Эко: возможность и необходимость контекстуализации и историзации самых острых и новых тем (мой пример – реплика Мартина Паульсена: Интернет как письменные источники или как специфический источник).

Вычленение ключевых слов. Работа с энциклопедиями. Изучение истории вопроса; библиографические указатели по темам. Необходимость ознакомиться с его нынешним состоянием. Вычленение «центров цитирования» и отбор ключевых авторов (известные Вам мультидисциплинарии; те, на кого «все» ссылаются). Как работать с этой информацией. Первичные и вторичные источники и теоретические тексты. Возвращение к уточнению темы на основе новой информации. Зачем и когда нужна архивная информация (в идеале хорошо бы проверять, не опубликован ли документ). Работа в архиве – описи, аннотированные указатели. Разные значения слова «библиография». Где и когда нужна библиография? Нужна ли она в критическом тексте, а если да, то в каких случаях? (Не нужна в статье, нужна в ЖЗЛ и т.п.) Использование гиперссылок в Интернет-публикациях.
Семинар 2. Что в интеллектуальном тексте нужно придумать «из головы», а что брать из книг. Как и зачем нужно цитировать. Что такое плагиат и почему это плохо? Границы плагиата. Зачем нужны сноски. Первостепенная и второстепенная информация. «Многосюжетность» мысли: когда это полезно, а когда нет?
Лекция 3. Личное, политическое и интеллектуальное «измерения» темы и их соотношение в тексте; исторические примеры. Создавая работу, мы изменяем себя и размышляем о своем месте (не обязательно роли!) в обществе и в истории. Интеллектуал (эксперт, журналист etc.) как публичная фигура. Особая роль литературы и литературной критики в российском и советском обществе и ее изменение в постсоветский период. Соотношение личного, политического и интеллектуального в критическом тексте, написанном в диверсифицированном интеллектуальном пространстве.
Семинар 3. Границы самоутверждения интерпретатора. Что можно, а чего нельзя вычитать в тексте? По каким критериям мы определяем интерпретацию как натяжку или подтасовку? Что делает интерпретацию убедительной или неубедительной? Насколько допустимо проявлять в работе свои религиозные и политические взгляды? Как писать эссе? Общие черты статьи и эссе.
Тема 3. Роль и значение критики и публичной экспертизы в культуре модернизирующегося общества. Критика и публичная экспертиза как типы медиа и их история в качестве медиа
Лекция 4. Зачем нужна критика (газетная, журнальная и интернетовская), какова задача критика. Диалектическое сочетание индивидуального вкуса (по Канту) и общественной вовлеченности критика. Три типа критики (по Б. Менцель). Задачи критика (по Фраю и др.). Взаимоотношение культурной критики с социальным и политическим анализом. Возможность и взаимодополнительность разных прочтений одной книги (фильма, спектакля и т.п.). Значение опыта работы предшественников (непосредственных и отдаленных) для критика. Что должен знать критик? Необходимость общих познаний в филологии, киноведении, искусствоведении и т.п. Адресация критики: писателю, неспециализированным читателям, литературному сообществу, «критическому цеху». Чем отличается и в каких случаях нужны статьи/рецензии о книгах (фильмах и т.п.), которые читатель, скорее всего не читал, и об известных многим. Разные позиции критика: ориентация на неосведомленного и осведомленного читателя, позиция «культуролога» и «социолога». Критик как просветитель. Критика как медиа, структурирующее (гражданское) общество. Литературная и художественная критика (Вазари) как источник жанрово-стилистических образцов для других типов критики.

Типы литературы: авангардная, «сложная», «формульная» (по Дж. Кавелти). Понятие литературного поля. «Разметка поля» как культурная задача.
Семинар 4. Как писать рецензию на книгу художественной литературы? Отличие рецензии на книгу от записи в блоге (адресация, структура, степень аналитичности). Что должно присутствовать в рецензии? Как должны соотноситься в рецензии оценки романа/книги стихов/книги рассказов и общие суждения об авторе? Чем отличается рецензия на стихи от рецензии на прозу? Как писать рецензию на книгу, которая нам не понравилась? Нужно ли знать иностранный язык при рецензировании иностранной книги? Что делать, если Вы не знаете языка или не можете ознакомиться с полным текстом оригинала? Сходство и различия проблем, возникающих в академическом и критическом письме при невозможности доступа к иноязычному оригиналу.
Лекция 5. План и структура рецензии. Сбор сведений о книге, об авторе и т.п. Какие еще сведения могут понадобиться? (Исторические, географические, политические и пр.) PR-поддержка новых книг: что нужно учитывать при чтении пресс-релизов, а что – пропускать? Как быстро составить себе общее представление о книге (автор, издательство, тема и аннотация как маркировки) и что делать с книгой дальше? Составление графика работы в условиях спешки. Нужно ли ходить на пресс-конференции авторов и издателей? Какие вопросы имеет смысл задавать на пресс-конференциях и в интервью по случаю выхода новой книги? Важность названия статьи. Примеры удачных названий.
Семинар 5. Рецензия на книги non-fiction: зачем они нужны в неспециальных изданиях? Какими должны быть пределы профессиональной компетенции критика в специальных вопросах? Чем должны различаться научная и популярная/неспециализированная рецензии? На какие книги non-fiction нужны рецензии «простому читателю»? Основные типы и жанры non-fiction. Лекционный фрагмент: мемуары и биографии как трудный для рецензирования жанр. Роль серии «ЖЗЛ». Книга журналиста или политика.
Лекция 6. Необходимость общих книговедческих сведений. Понятие культуры книгоиздания. Специальная терминология (фронтиспис, авантитул и т.д.). Работа редактора, научного редактора, корректора, дизайнера, издательства в целом. Значение примечаний, указателей, предисловий. Двуязычные издания стихов. Репринты (А. Сумароков издательства ОГИ, прижизненные публикации Пушкина – современное комментированное издание под редакцией Д. Бетеа). Чью работу мы оцениваем, говоря о книге? Семиотика книжного дизайна, серии и т.п. Предложить студентам принести 5—6 новых книг и показать, как собирать о них данные путем беглого просмотра.
Семинар 6. Как изменяется значение книги как материального объекта и единицы общения в эпоху Интернета? Какие функции, как ожидается, разделят электронные и бумажные книги? Что лучше читать в ридере, а что – на бумаге? Что мы видим, когда работаем с pdf-файлом не в ридере, а в «нормальном» компьютере? Какие режимы чтения соотносятся с чтением критики?
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра наук о культуре iconКафедра наук о культуре
Это необходимо для того, чтобы дать слушателям курса не только собственно навыки литературно-критического письма, но и объяснить...

Кафедра наук о культуре iconКафедра наук о культуре
Сша, определяются многие политические, эстетические и общественные движения, актуальные вплоть до настоящего момента; более того,...

Кафедра наук о культуре iconСотрудники кафедры участвуют в ежегодных научных конференциях Республики и СНГ
Ургенчском факультете Ташкентского архитектурно–строительного факультета, на базе «Основы проектирования». В период образования,...

Кафедра наук о культуре iconПарадигма философско-культурологический альманах
Редакционная коллегия: д-р филос наук Н. В. Голик; д-р филос наук П. М. Колычев; д-р филос наук Б. В. Марков; д-р филос наук В. Н....

Кафедра наук о культуре iconПарадигма
Редакционная коллегия номера: д-р филос наук Н. В. Голик; д-р филос наук Б. В. Марков; д-р филос наук Е. Г. Соколов; д-р филос наук...

Кафедра наук о культуре iconПарадигма
Н. В. Голик; д-р филос наук П. М. Колычев; д-р филос наук Н. Х. Орлова (зам отв редактора); д-р филос наук В. Н. Сагатовский; д-р...

Кафедра наук о культуре iconОбщеобразовательная программа дошкольного образования Авторский коллектив
Н., канд пед наук, Дякина А. А., доктор филол наук, Евтушенко И. Н., канд пед наук, Каменская В. Г., доктор псих наук, Кузьмишина...

Кафедра наук о культуре iconКафедра онкологии, маммологии, лучевой терапии
Заслуженный деятель рк, Академик Международной Академии Информатизации, Член-Корр. Амн рк, доктор медицинских наук, профессор А....

Кафедра наук о культуре iconОбразовательная программа дошкольного образования Москва «Просвещение»
Т. И. Ерофеева, канд пед наук; В. Г. Каменская, доктор псих наук; Т. Л. Кузьмишина, канд псих наук; М. Ю. Парамонова; О. Н. Сомкова,...

Кафедра наук о культуре iconСанкт-петербургский государственный университет философский факультет Кафедра культурологии
Отделение русистики и славистики и Центр русистики факультета гуманитарных наук Латвийского университета, Латвия



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница