Нашего вечера, посвященного творчеству А. Фета




Скачать 122.29 Kb.
НазваниеНашего вечера, посвященного творчеству А. Фета
Дата публикации29.12.2013
Размер122.29 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Культура > Документы
С Ц Е Н А Р И Й

ПОЭТИЧЕСКОГО ВЕЧЕРА, ПОСВЯЩЕННОГО

ТВОРЧЕСТВУ А.А. ФЕТА



Оформление: портреты и фотографии А. Фета, кластер «Характерные черты творчества А.Фета, иллюстрации картин Дега, Моне, Ренуара. Музыка Бетховена, Чайковского, современных композиторов.

Вечер проходит при свечах, участники и зрители находятся в пространстве круга.

Звучит «Лунная сонатаЛ.Бетховена

1ведущий: Тема нашего вечера, посвященного творчеству А. Фета:

П Р И Р О Д А. М У З Ы К А. Л Ю Б О В Ь.

2 ведущий: В лирике Фета с самого начала и до самого конца имеется определенный отбор тем, которые можно обозначить в три поэтических предмета: ПРИРОДА, МУЗЫКА, ЛЮБОВЬ.

Они не только соприкасаются, но и тесно взаимосвязаны, образуя единый художественный мир – фетовскую Вселенную красоты.

3 ведущий: Фет – поэт-живописец, причем не обычный художник света и цвета – слово его передает запахи, звуки, музыкальные тона, световые и цветовые впечатления. Он – поэт-импрессионист.

4 ведущий: Чтобы понять это, обратимся к некоторым особенностям творчества французских художников – импрессионистов.

Во второй половине XIX века во Франции художники Мане, Дега, Поль Гоген, Ренуар, Ван-Гог, Сислей, Сезанн, Писарро внесли новое в живопись, используя открытия в области оптики, разложили свет и цвет, в результате на картинах появились основные цвета спектра. Они хотели запечатлеть видимый мир, а так как мир изменяется каждый миг, импрессионисты стремились запечатлеть мгновенное впечатление от увиденного ( импрессион – впечатление).

5 ведущий: ЭДУАРД МАНЕ

Он стремился не к драматизму, а к повествовательности изображения, используя чередования различных цветовых пятен. Для него характерны вибрирующие цвета, светлые краски, красота сверкающего цвета, переливающиеся всеми цветами радуги предметы.

В его картине «Железная дорога» изображены девочка и молодая женщина. Мане схватывает то мгновение, когда девочка, держась за решетку, смотрит вслед тающему белому дыму ушедшего поезда. Этот дым как будто символизирует быстротечность мгновения, внезапность и непостоянство ощущений. Контрастом этому убегающему времени является неподвижность молодой женщины, девочки и отдыхающего щенка, а главным образом, прочность и постоянство чугунной решетки. Неповторимое обаяние этой картины родилось именно из этого противоречия. И оно ещё подчеркнуто такими тонкими деталями, как контраст цвета двух платьев, распущенных волос женщины и собранных в прическу волос девочки.



6 ведущий: ЭДГАР ДЕГА

Свои зрительные впечатления более всего собирал в театре, в самом динамичном и живом жанре – балете. Его картина «Оперный оркестр» изображает выхваченный из жизни эпизод, который каждый зритель может наблюдать, глядя на сцену из темноты зала. Композиционно картина делится на несколько эпизодов, разделенных горизонтальными полосами. На переднем плане протянута полоса красного бархатного барьера. Вторую, более широкую образуют фигуры музыкантов в черных фраках. В верхней части картины изображены динамично движущиеся на сцене фигуры балерин. Как в моментальном снимке запечатлел он мгновенность движения феерию цвета, ритм движения балерин



7 Ведущий: ОГЮСТ РЕНУАР

Ренуара захватила идея плэнерной живописи. Он стремился запечатлеть, зафиксировать быстро меняющиеся пятна цвета и света, вибрирующую поверхность воды. Он заставляет зрителя ощутить, что предметы окружены воздухом, который лишает их точных очертаний. Он передает личные, непосредственные впечатления от увиденных им форм и цветов. «Лягушатник» На этой картине все изгибы реки, каждая ива напоминает нам лето. Радостную игру солнечных лучей на яркой зелени листвы.

Зелень пейзажа «перекрасила» всё окружающее: воду, лодки, тени. В вибрирующих цветных пятнах света и теней растворяются фигуры людей, окутанных влажным летним воздухом. Неожиданно яркие цветные пятна: цвета дамских платьев, красная тень внутри одной лодки, лиловый цвет площадки над водой – еще больше подчеркивают впечатление от общей гармонии зеленого.



1 ведущий: Все, что вы поняли, запечатлели в картинах импрессионистов, поможет вам понять поэзию А.Фета

2 ведущий: «Я, наконец, познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливается в звук…» - восторженно писал о Фете его современник А.К.Толстой.

2 ведущий:

Как нежишь ты, серебряная ночь,

В душе рассвет немой и тайной силы!

О! окрыли – и дай мне превозмочь

Весь этот тлен, бездушный и унылый.

Какая ночь! Алмазная роса

Живым огнем с огнями неба в споре.
Как океан, разверзлись небеса,

И спит земля – и теплится, как море.

Мой дух, о ночь! Как падший серафим,

Признал родство с нетленной жизнью звездной,

^ И ,окрылен дыханием твоим,

Готов лететь над этой тайной бездной.

3 ведущий:
Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней.

^ Длинные тени вдали потонули в ложбине.
В этой ночи, как в желаниях, все беспредельно,

Крылья растут у каких-то воздушных стремлений,

Взял бы тебя и помчался бы так же бесцельно,

^ Свет унося, покидая неверные тени.
Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине?

Как не забыть хоть на время, язвительных терний?

Травы степные сверкают росою вечерней,

^ Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне.

9 ведущий: Судьба поэта.

С самого рождения его преследовали неудачи. Отец оказывается вовсе не отец, с матерью разлучен с самого детства. Фамилии, дворянства лишен в 14 лет. Поклялся вернуть имя и титул и почти 50 лет потратил в погоне за неуловимым. Когда же добился и титула, и фамилии – Шеншин -, Тургенев поразил его фразой, сводящей на нет все его усилия:

- Как Фет вы имели Имя, как Шеншин вы имеете только фамилию.

^ 4 ведущий: Был ли он счастлив в любви?

«Я встретил существо, которое люблю»,- написал он о Марии Лазич. А через год: «Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прервать наших отношений». Расставшись с Фетом, Лазич сгорела от неосторожно брошенной спички. Возможно, это было самоубийством…

5 ведущий: Лазич умерла ужасной смертью, тайна её так до конца и не раскрыта. По официальной версии, на ней загорелось платье от случайно брошенной спички. Но есть основания думать, что это было сделано намеренно. Охваченная пламенем, она воскликнула: «Ради Бога, спасите письма (Фета к ней)»- бросилась по ступеням в сад. Там, пробежав, насколько хватило сил, она упала, вся обгоревшая. Спасти её уже было невозможно, и в страшных мучениях через 4 дня она скончалась. Последние слова умирающей были: «Не он виноват, - а я».

9 ведущий: В 1890 году, будучи глубоко пожилым человеком, он вспоминает события этих, проливающих некоторый свет на историю их отношений:

^ Запретили тебе выходить,

Запретили и мне приближаться,

Запретили, должны мы признаться,

Нам с тобою друг друга любить.

Но чего нам нельзя запретить,

Что с запретом всего несовместней –

Это песня: с крылатою песней

Будем вечно и явно любить.

10 ведущий: В его последующих стихах мы найдем постоянно испытываемое им чувство невозвратимости счастья, желание вернуть прошлое. Именно памятью о Марии Лазич дышит одно из самых благоуханных созданий мировой любовной лирики. Сотканное из лунного света, соловьиных трелей, зыбкой и таинственной ночной светотени и торжествующей утренней зари.



^ Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

11 ведущий: Жизнь не принесла ему радости, счастья: все он либо терял, либо не мог догнать. И это была бы судьба неудачника, заурядного человека, если бы не поэзия, дар красоты, которые ему были даны, за которые он благодарил Бога.

П Р И Р О Д А

12 ведущий: Весной 1854 года полк Фета расположился в Эстонии, на Балтийском побережье. Каждый день, любуясь заливом, поэт научился различать малейшие оттенки и настроения грозной и ласковой стихии. Он говорил, что «его покорила красота моря и море красоты». Талант его живо откликнулся на новые впечатления. В одном из стихов о море он окидывает взглядом всю широкую картину воды и неба. Мелкие детали пока не подмечены. Перед нами огромность пространства.

^ Ночь весенней негой дышит,

Ветер взморья не колышет,

Весь залив блестит, как сталь,

И над морем облаками,

Как ползущими горами

Разукрасилася даль.

Постепенно глазу и пониманию поэта становятся доступны и подробности жизни приморской природы, смена времени дня и настроения морской стихии, появляются маленькие представители живой природы:

^ Засверкал огонь зарницы,

На гнезде умолкли птицы,

Тишина леса объемлет,

День бледнеет понемногу,

Вышла жаба на дорогу.

Море дарит впечатления дня и ночи, раскрывает свою душу, учит чувствовать и видеть взаимосвязь всего живого на земле:

^ Ночь светлеет и светлеет,

Под луною море млеет.

Различишь прилежным взглядом,

Как две чайки, сидя рядом,

Там, на взгорье плоскодонном,

Спят на камне озаренном.

13 ведущий: Фет – живописец заставляет двигаться, вибрировать даже неподвижные предметы. Они колеблются, дрожат, трепещут.

«Как это воздушно!» - сказал о его стихах Ф. Тютчев. В стихах Фета действительно бездна синевы и лазури – воздуха и неба.

Эпитеты воздушный, крылатый; глаголы лететь, парить, окрыляться, мчаться на воздушной ладье, взлетать над землей, подняться в жизнь иную... Страхов (русский критик) сказал о нем: «Каждый стих у него с крыльями, каждый сразу поднимает вас в область поэзии».

14 ведущий: Многое в поэзии Фета роднит его с импрессионистами. Природа в его стихах живая, предметы движутся, всё тянется ввысь. Как у художника, в его пейзажах есть источник света: это луна или снега, звезды, гладь озера, «отблеск утренней зари», «лампа тихая», «река, как зеркало, и вся блестит звездами. Как и художник, он любит отражать предметы в воде: «над озером лес зубцами вершин в заре потонул». Ему необходимы контрасты света и тени:

^ Вечерние тени – блеск реки,

Серебристый путь шаткая тень,

Белее лишь блеск – чернее тень.

И. наконец, - новый поэтический мир поэта – импрессиониста: слово его передает запахи и звуки, музыкальные тона, световые и цветовые впечатления. Он передает впечатления от мгновения (импрессион).

Звучат стихотворения:

«Над озером лебедь в тростник протянул..»

«Любо мне в комнате…»

«Благословенная ночь, благодатная ночь!..»

«Если хочешь ты душу мою разгадать…»

«Какая ночь! Во всем такая нега!..»

15 ведущий: Особенно выразительно впечатление от ночного свидания передано в стихотворении «Шёпот,робкое дыханье» (оно уже звучало сегодня). Это одно восклицательное предложение! Движение жизни поэт рисует существительными. Мы видим сменяющие друг друга картины:

^ 1 строфа. Начало свидания. Ночной мир природы.

2 строфа. Сквозь туманные расплывчатые образы волшебно изменяется лицо любимой.

3 строфа. Всё сливается в единое счастливое ощущение – небо, слезы, поцелуи.

В последней строфе мы слышим апофеоз счастья: «И заря, заря!»

Звуки в начале свидания (шёпот, трели) уступают место цвету. Человек оглох, его переполняет напряженный мир чувств, но глаза ясно зацепляют странные краски ночи: серебро ручья, свет ночной, тени, затем приходят краски наступающего утра: пурпур, янтарь, огонь зари.

Одно предложение, один миг. Но сколько прожито в этот миг!

М У З Ы К А

1 ведущий: Художники видят в нем собрата – живописца. Музыканты слышат в его стихах мелодию жизни.

П.И.Чайковский утверждает: «Это поэт - музыкант, как бы избегающий таких тем, которые легко поддаются выражением словом». Он считает Фета поэтом, безусловно, гениальным : «Часто Фет напоминает мне Бетховена. Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам… его часто не понимают, а есть даже и такие господа, которые смеются над ним, утверждая, что стихотворение «Уноси мое сердце в звенящую даль» есть бессмыслица. Для человека ограниченного и в особенности немузыкального, пожалуй, это и бессмыслица».

Звучат стихотворения:

«Уноси мое сердце в звенящую даль…»

«Сияла ночь…»

Затем звучит «Лунная соната» (1 часть)

16 ведущий: Вот как воспринимал Фет «Лунную сонату»: «Вот молодая, свежая, могучая, страстная душа! Моральное потрясение вывело её из обычного покоя. Равновесие потеряно. Зеркальная поверхность покрывается узорчатой рябью. Рябь переходит в зыбь. Волнение увеличивается.

Волна витает вослед волне во всей прихотливой прелести мельчайших подробностей. Берег – безграничность; предел – беспредельность! Страстное волнение все растет, поднимая со дна души все заветные тайны, то мрачные и безысходные, то светлые, как мечты серафима. Умереть- или высказаться. Всё. Все высказать со всей точностью! Но какой язык человеческий способен всецельно заговорить всем этим? Бессильное слово коснеет…»

17 ведущий: Так глубоко понимать музыкальное произведение может лишь музыкально одаренный человек! Звук он умеет описать так, как никто не опишет:

^ Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Вы догадались, услышали? Да, это гроза с громом (звуки про- про- про и зв – зв ,им вторят раскаты р –у , р – у, р –у.

А в звуках за и све и сь - свист ветра и мгновение молнии.

. . .

^ Что за звук в полумраке вечернем?

Бог весть! –

То кулик простонал или сыч.

Расставанье в нем есть и страданье

В нем есть,

И далекий неведомый клич.

Точно грезы больные бессонных ночей

В этом плачущем звуке слиты…

Прислушаемся и услышим звуки ночного леса.

Умение озвучить природу – замечательное свойство музыкального дара Фета. В его стихах она не только блещет красой, но поет ею.

Звучит романс Варламова на стихи Фета «На заре ты её не буди».

Л Ю Б О В Ь

1 ведущий : ^ ПРИРОДА. МУЗЫКА. ЛЮБОВЬ.

Эти три поэтических предмета создают мир фетовской лирики.

Особенно ярко зазвучала тема любви на склоне лет. Оказалось, он помнит свою юношескую любовь до мельчайших оттенков чувств.

^ 18 ведущий: Как-то Фета спросили, как он может в его годы (70 лет) так по-юношески писать о любви. Он ответил : по памяти.

Яркий пример – стихотворение «На качелях», помеченном датой 26 марта 1890 года. Сам поэт рассказывает о поводе, давшем толчок к написанию этого стихотворения: «Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой. Стоя на доске, а платье ее трещало от ветра»

^ Звучит стихотворение «На качелях»

19 ведущий: Для Тютчева, который на склоне лет пережил тягчайшую потерю – смерть самой дорогой и близкой ему женщины, было невыносимее всего, страшнее самой смерти ощущать, как в его душе заживо вымирают «все лучшие воспоминанья». Примерно такой же по силе тяжести потеря была для Фета трагическая смерть Марии Лазич.

Так сложился целый ряд стихов Фета об его утренней заре – первой настоящей большой любви.

Причем больше всего и проникновеннее всего писал Фет об этом именно в последние годы, в период создания сборника «Вечерние огни».

Звучат стихотворения:

«Ты отстрадала, я ещё страдаю»

«Alter ego»,

«В тиши и мраке таинственной ночи»

Фет ощущает себя и любимую женщину (второе я) всегда нераздельно слитыми в одном «двойном бытии», реально продолжающемся в мире прекрасного – поэзии.

20 ведущий: Л.Н.Толстой предсказывал Фету: «Коли оно (стихотворение «Далекий друг, пойми мои рыданья») когда-нибудь разобьется и засыплется развалинами. И найдут только отломанный кусочек: «в нем слишком много слез», то и этот кусочек поставят в музей и по нему будут учиться».

То же самое можно сказать о любом стихотворении Фета.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

1 ведущий : Ах, он любил как в наши лета

Уже не любят, как одна

Безумная душа поэта

Ещё любить осуждена.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Эти строки Пушкина о своем герое – поэте романтике Ленском, при всем отличии от него поэта - романтика Фета, можно полным правом отнести и к его любовной лирике:

Я знаю, жизнь не даст ответа

^ Твоим несбыточным местам

И лишь одна душа поэта -

Их вечно празднующий храм.

А эпитет безумный - один из наиболее повторяющихся в его любовной лирике : безумная любовь, безумная мечта, безумные сны, безумные стихи, безумные слова.

Для безумца вечного- поэта любовь, любимая – это все.

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер.

Только в мире и есть, что лучистый

Детский задумчивый взор.

Толь в мире и есть, что душистый

Милой головки убор.

Только в мире и есть этот чистый

Влево бегущий пробор

.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нашего вечера, посвященного творчеству А. Фета iconМетодические рекомендации к проведению литературного вечера, посвящённого...
Эпиграфом проводимого вечера можно взять слова Ф. Шиллера: “Willst du die andern verstehen, blick in dein eigenes Herz.”

Нашего вечера, посвященного творчеству А. Фета iconМастерская по творчеству А. А. Фета
Учитель читает стихотворения Фета «Жизнь пронеслась без явного следа…» и «Я пришел к тебе с приветом…»

Нашего вечера, посвященного творчеству А. Фета iconТест по творчеству А. А. Фета (разработан учеником 10 класса Умурзаковым Владимиром)
...

Нашего вечера, посвященного творчеству А. Фета iconСценарий вечера, посвященного жизни и творчеству В. Высоцкого "Не кричи нежных слов, не кричи"

Нашего вечера, посвященного творчеству А. Фета iconБазовый лист контроля по творчеству А. А. Фета. 10 класс. Материал по учебнику
Материал по учебнику: краткая биография А. А. Фета (основные даты), этапы творческого пути

Нашего вечера, посвященного творчеству А. Фета iconСценарий тематического вечера, посвященного 90-летию Народного художника России
Разрешите начать этот вечер, нашу встречу, посвященную творчеству великого калмыцкого художника Гарри Олеговича Рокчинского

Нашего вечера, посвященного творчеству А. Фета iconСценарий вечера, посвященного выпуску
...

Нашего вечера, посвященного творчеству А. Фета iconСценарий вечера, посвящённого жизни и творчеству В. С. Высоцкого «Мне есть что спеть»
Цели мероприятия: познакомить с интересными фактами биографии В. С. Высоцкого; развивать творческие способности обучающихся, коммуникативные...

Нашего вечера, посвященного творчеству А. Фета iconСценарий вечера посвященного дню рождения К. И. Чуковского «В гостях у дедушки Корнея»
Конспект сценария вечера представлен на конкурсе: «Инновационные технологии на интегрированных уроках»

Нашего вечера, посвященного творчеству А. Фета iconГбоу спо «Суражский педагогический колледж им. А. С. Пушкина» сценарий...
Ведущий Располагайтесь поудобнее. Силами нашего могучего коллектива и лучшими его представителями подготовлена концертная программа!...



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница