Заместитель директора по воспитательной работе гбоу сош №1307 Парфенова Наталья Александровна




Скачать 213.03 Kb.
НазваниеЗаместитель директора по воспитательной работе гбоу сош №1307 Парфенова Наталья Александровна
Дата публикации06.01.2014
Размер213.03 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Культура > Документы

Из опыта работы образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию детей
Заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ СОШ № 1307 Парфенова Наталья Александровна


В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.
Отсюда вопрос, как сделать так, чтобы бездуховность современной молодёжи, её нигилизм, понятный в условиях современных реалий смены общественных парадигм, был заменён духовностью внутреннего опыта, нравственностью и интеллигентностью?

  В документе Министерства образования Российской Федерации «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» записано: «Воспитание следует понимать как создание условий для развития личности, ее духовно-нравственного становления».

Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, и даже дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении
Личностно-ориентированное образование – это образование, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной активной личностью. При этом объединяющим фактором выступает система воспитательной работы.
 Для начала, несколько слов о ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ нашей школы.

^ Цели и задачи, которые мы выделяем.

  •  Облагораживание души и сердца ребёнка, направленное на достижение высокого уровня духовного, интеллектуального и нравственного развития личности.

  • Максимальная самореализация личности с учётом её склонностей и способностей.

  • Будущая успешная социализация личности, ориентированная на высшие ценности и идеалы.


Целепологание и ценностные ориентиры воспитательной системы.

  • Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для интеллектуального, спортивно-оздоровительного и культурно-эстетического развития на основе свободы выбора учащимися траектории своего развития.

  • Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива, воспитанию гражданской позиции и патриотических чувств.

  • Усиление профилактической работы в борьбе с табакокурением и сквернословием, повышение уровня этической культуры и социальной ответственности учащихся.

  • Совершенствование методического мастерства классных руководителей, овладение диагностикой как средством для улучшения учебно-воспитательной работы, как инструмент, обеспечивающий обратную связь.


Принцыпы, лежащие в основе воспитательной системы.

  • Учёт психосоматических особенностей учащихся

  • Интеграция учащихся с разными возможностями в воспитательную систему

  • Принцип партнерства у педагогов, учащихся и родителей (общественный договор)


Пути решения задачи воспитательной системы.

  • Создание условий:

- Кадровые (психологи, дефектологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования)

- Материально-технические условия

- Научно-педагогические (деятельностный подход, личностно-ориентированная педагогика, событийная педагогика, теория коллективных творческих дел)

Система воспитательной работы школы строится через духовно -нравственное воспитание.

Задача: формирование ценностных ориентаций личности в духовно-нравственной сфере.

  • Ребёнок не только готовится к жизни, он уже живёт.

Прежде всего необходимо воспитать гражданина страны, что является одним из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Традиции.

    Для успешной работы в рамках заявленной темы у нас созданы условия, по формирование ценностных ориентаций личности в духовно-нравственной сфере.

1. Приоритетными направлениями ВР являются традиции школы, которые выполняют две важные функции:

во-первых, формируют общие интересы, воспитывают корпоративную культуру, придают определенную прочность жизнедеятельности школе, надежность и постоянство;

во-вторых, придают школе то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других, тем самым сплачивает школьный коллектив и обогащает его жизнь.

Хотелось бы остановиться на нескольких праздниках, являющихся особо показательными и нетрадиционными, а именно:

- День рождения 5-ых классов

- Театральный фестиваль искусств на нём я чуть позже остановлюсь подробнее.


Все классы помимо подготовки непосредственного выступления посещают театры, где смотрят спектакли с участием профессиональных актёров (которые в скором времени им самим придётся играть на сцене), посещают музеи и выставки, просматривают кинофильмы и т.д. По возможности организуются встречи с театральными критиками, писателями, журналистами. Одним словом действует метод полного погружения и максимального охвата. Отсюда…

  • Цели и задачи фестиваля:

1. Формирование у детей и подростков подлинного интереса к чтению высокохудожественной прозы и поэзии.

2. Пробуждение и укрепление в сердцах и сознании учащихся значимости овладения духовными ценностями.

3.   Популяризация искусства художественного воплощения образа на сцене.

4.   Привлечение к участию в фестивале наибольшего количества участников всех возрастов.

5.   Создание и укрепление базы как творческой лаборатории для учителей и учащихся.

  • Подготовка и распределение ролей:

В рамках каждого класса выделяются группы учащихся отвечающих за определённые направления работы:

1. Оформление театральной программки и информационной афиши.

2. Фотокорреспонденты (2-3 человека) для фотосессий во время репетиций и на выступление.

3. Группа актёров.

4. Группа, осветителей (2 человека) и группа, отвечающая за музыкальное сопровождение.

5. Группа художников – оформителей (декораторов).

6. Разработчики костюмов (собственный дизайн или заказ).

7. Группа, подготавливающая презентацию (слайд шоу).

8. Группа, отвечающая за выпуск газеты после завершения выступления класса.

  • Критерии оценки:

Театральный фестиваль будет оцениваться по пятибалльной шкале в разных номинациях:

1. Актёрское мастерство при исполнении (умение донести созданный образ до зрителя).

2. Подбор музыкального сопровождения.

3. Декорации.

4. Использование любых других средств, помогающих в раскрытии художественных образов (игра на музыкальных инструментов, песни в исполнении участников, танцевальные композиции и т.д.).

5. Художественное исполнение афиши, программки и пригласительных билетов.

6. Обязательная работа фотокорреспондента во время репетиций и выступления класса (фото отчёт о подготовке к выступлению и о самом выступлении в виде газеты).

  • Итоги театрального фестиваля:

1. Оформление выставочных стендов каждого класса

2. Торжественное награждение победителей
Целевые программы для классов

Системообразующие компоненты воспитательной работы, непосредственно способствующие духовно-нравственному воспитанию молодёжи. С этой целью разработаны и разрабатываются целевые программы для классов с учётов возрастных особенностей учащихся по следующим направлениям:

  • «Растим патриотов России»,

  • «Милосердие»

  • «Моя малая Родина»

  • «Музеи, театры и выставки Москвы»

  • Трудовое воспитание


«Растим патриотов России»

На базе школы создан и успешно работает с 1976 года музей боевой славы 182 Дновской стрелковой дивизии. Руководители музея организуют встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны, проводят тематические вечера, готовят праздники. На базе музея работает кружок «Наше наследие», в котором занимается свыше 50 детей. Ребята вместе с ветеранами обновляют выставочные экспозиции, готовят персональные и тематические выставки, сами проводят экскурсии для своих сверстников. Старшеклассники записывают воспоминания ветеранов и тружеников тыла, создавая таким образом «Книгу памяти огненных лет», которую планируется опубликовать к 65-летию Победы и преподнести в дар нашим ветеранам.

Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
«Милосердие»

Милосердие одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел - это добродетель сердца. Милосердие, на наш взгляд, одно из главных в наше время нравственных понятий. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.
«Моя малая Родина»

Любовь и уважение к своей Отчизне невозможны без любви и уважения к своей малой Родине, без знаний истории и традиций своего района (микрорайона). Зачастую любовь к изучению истории начинается с изучения небольшой церквушки, которая видна из окна школы.
«Музеи, театры и выставки Москвы»

Театры, музеи, выставки– это составляющие духовной жизни человека. Это другой мир, другие эмоции, ощущения, другое восприятие мира. Роль искусства в процессе формирования личности можно определять как корректирующую, обогащающую, усиливающую нравственно-эстетическое и творческое восприятие окружающих условий. Формируется целостное отношение человека к миру, накладывается отпечаток на все стороны его жизни и деятельности, на отношения, понимание цели и смысла жизни. Искусство обостряет ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет кругозор.
^ Трудовое воспитание

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития.

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Мы связываем трудовую деятельность с развитием гражданского сознания школьников, патриотических чувств и понимания своего общественного долга.

Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности.

Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система. Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой созидательной деятельностью, направленной на благо.

Летняя трудовая практика, профориентация учащихся, навыки овладения профессиями «Школа художественных ремёсел».
Система дополнительного образования

Учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности, поэтому особую роль в формировании духовно-нравственных качеств, призвана сыграть система дополнительного образования детей, одна из основных задач которой - раскрыть внутренний, творческий потенциал ребенка, «усилить» его природные способности.

В системе дополнительного образования занимается дети от 6 до 16-17 лет начиная с д/с и заканчивая 11-ым классом.

Системообразующие компоненты воспитательной системы дополнительного образования направлены на ориентированного и не ориентированного на конкретный предмет ребёнка.

Таким образом, все ранее перечисленное позволяет сделать акцент на ряде новых возможностей:

  1. Взаимодействие, кооперация, интеграция усилий педагогов основного и дополнительного образования.

  2. Возможность выстраивать и реализовывать вместе с другими подразделениями школы единую стратегию духовно-нравственного развития личности ребенка

  3. Возможность совместно со специалистами других модулей, включая медиков, психологов, дефектологов, отслеживать личностный рост ребенка, а в случае необходимости своими средствами осуществлять коррекционно-развивающую работу.


Школьное самоуправление – это сложная система взаимоотношений, в результате которых развивается способность коллектива самостоятельно ставить цели и реализовывать их.

Руководящим органом является Актив школы – особое социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединившихся для реализации индивидуальных и социальных потребностей.

Актив школы – является одним из основных компонентов системы гражданского и духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении, координирующим органом работы учащихся.
^ Цели и задачи деятельности:

- Содействие естественному стремлению учащихся к самоорганизации, самореализации и саморазвитию на основе осуществления многоплановой деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных интересов детей, защиту их прав и потребностей; 

- Социальное становление подрастающего поколения, приобретение практического опыта; 

- Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности учащихся; 

- Содействие духовно-нравственному развитию, а так же занятости детей и подростков в свободное время.

 

   ^ Предмет деятельности:

- Разработка социальных проектов и программ; 

- Организация благотворительных акций; 

- Организация трудовых акций по благоустройству школы и прилегающей территории; 

- Выпуск школьной газеты, работа по созданию собственного сайта в Интернете; 

- Организация досуга учащихся; 

- Организация работы гостиной для «трудных» подростков, дискуссионного клуба.



Воспитание корпоративной культуры учащихся.

Создана эстетическая среда: уютно оформлены классы, в рекреациях созданы зоны отдыха, одна из которых является частью культурологического проекта «Арбат на Юго-западе», в коридораж деиствют сменные художественно-графические выставки, библиотека всегда рада принять ребенка и предоставить ему различные виды деятельности.

  В создании развивающей среды дети и родители принимают самое активное участие: перед школой разбит удивительный цветник, собраны экспонаты школьного музея, приобретены комнатные и декоративные растения.

В школе действует принцип «Чисто не там где убирают, а там где не мусорят».

  • С этой целью разработаны Обязанности дежурного класса в школе

  • Одной из обязанностей совета школы является контроль за работой старостата(уборка помещений и территории школы).


Вместо заключения (взаимодействие с родителями).

  В нашей школе бережно хранится связь поколений: мы помним всех выпускников школы, собираем и храним их работы, приглашаем на праздники.

В школе разработаны и запущены в действие: концепция духовно-нравственного воспитания школьников, определена миссия педагогического коллектива, разработана модель родительского образования, проводится мониторинг родительского образования.

  Для корректировки взаимодействия родителей и школы используется новая форма «открытое письмо» непосредственно директору школу, представителю администрации или преподавателю-предметнику на электронный адрес.

    Помня о такой христианской заповеди, как «чти мать и отца своего», в школе уделяется много внимания теме материнства и отцовства. В классах и в школе проводятся совместные праздники родителей и детей. Особенно хочется отметить такую форму, ставшую уже традиционной для нашего учреждения, как День семьи, когда в стенах школы собираются мамы, папы и дети всех возрастов, чтобы пообщаться, побыть вместе, поучаствовать в различных мероприятиях.

  Для формирования общественного мнения об общечеловеческих ценностях счастливой семьи в нашем учреждении есть стенд «О родителях и для родителей». Там мы размещаем итоги опросов родителей, детей, педагогов на разные темы. Там же можно увидеть фоторепортажи о семьях, советы родителям, дайджесты «Хорошим родителям стоит почитать».

  Для того чтобы поднять ценность семьи, ребята основной  школы создали электронные презентации, посвященные своим семьям, где представили кто исторические корни своего рода, кто семейные увлечения и традиции.

  Вся эта работа оказалась возможной благодаря целенаправленной творческой работе педагогического коллектива. Педагоги постоянно занимаются самосовершенствованием и по-настоящему любят детей, отдавая им то лучшее, что имеют сами. Работая по теме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, ориентиром в деятельности им служат слова Януша Корчака, который говорил: «Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен найти его в своей душе. Не даем родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даем вам одно – даем стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, в жизни по правде и справедливости. И может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине и Любви». 

Вот на этой возвышенной ноте я и хотела бы закончить своё выступление.

^ 6. Ожидаемые результаты

  1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

  2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

  3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

  4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

  5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

  6. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

  7. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.

^ 9. Работа с родителями

Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование

  • беседа

  • консультации

  • родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.


^ "О МИЛОСЕРДИИ"

(беседа)
Цель: усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".

Зигфрид Ленц

  • Помнящий добро никогда не сотворит зла.

  • Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет.

  • Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.

  • Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.

  • Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

"Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает - не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее".

Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.
Как вы понимаете значение слова "милосердие"?

Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.
^ Идет беседа

Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Милосердие - традиционная черта россиян.

"Вернемся" на столетие назад.
В 1890 - 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:

  • в Санкт-Петербурге - 1981327 рублей;

  • в Москве - 1813060 рублей;

  • в Одессе - 709863 рубля;

  • в Риге - 504556 рублей.

Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля тоже:

  • 7- 9 рублей стоила корова;

  • 3 - 5 рублей - костюм тройка;

  • 25- 40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.

В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

А сколько их интересно сегодня?

Кому они помогают?
^ Идет беседа
Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий. А что это за понятия, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина (чтение очерка Д.Гранина «О милосердии).

  • Почему мог произойти такой случай?

  • Откуда же в людях равнодушие?

  • Почему бездушие, жестокость стали нормальными?

  • Почему утрачивается чувство милосердия?

Беседа по содержанию

    • Какую проблему поднимает Д. Гранин?

    • По какому поводу собирается он бить тревогу?

    • Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (милосердие).

    • Как вы понимаете значение этого слова?

(несколько ответов)

    • Найдем синонимы к слову «милосердие»

    • Подбор антонимов

    • А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».

Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Беседа «Нужно ли милосердие в наше время?»

    • Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?

    • Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?

    • Нужно ли милосердие в наше время?

    • В чем оно проявляется? Примеры.

    • В чем причины людского равнодушия и невнимания?

    • Можно ли воспитать милосердие в себе?


Домашнее задание учащимся: Прочитайте материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям. Кратко рассказать о них.

Мать Тереза

Императрица Александра Федоровна (стихотворение Есенина)

Движение сестер милосердия

Красный крест

Доктор Л. Рошаль
Термин "милосердие" несколько не популярен сегодня. "Сестра милосердия", "Брат милосердия" в словаре даны как устаревшие сочетания слов.
- Нужно ли милосердие сегодня?
Идет беседа

Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.
Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?" Врач - целитель страшно удивился: "Живу так, а не иначе, не потому что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей".
Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.
Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации.
- Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?

- Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?
^ Идет беседа
Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.
Ученик читает стихотворение Э. Асадова.
Падает снег, падает снег –

Тысячи белых ежат…

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль.

Лицо человека – обида и боль.

В зрачках два черных тревожных

флажка

Выбросила тоска
Измена? Мечты ли разбитой зов?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

Случилась катастрофа, пожар, беда –

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И «Скорая помощь» тоже.
А если просто падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?
А если в глазах у него тоска –

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!
И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет, к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным…
И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!
- Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?

- А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

- Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?

Идет беседа
Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.
^

ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ»


( Перечень примерный, каждый кл.руководитель самостоятельно прорабатывает памятку с классом)


  1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

  2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

  3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

  4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

  5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

  6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

  7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.


Предлагаю продолжить работу по теме классного часа.
1 группа

    • Прочитать материал о сестрах милосердия. Кратко рассказать о них.

    • Вспомнить стихотворение И.С. Тургенева «Два бочага».

    • Как вы его понимаете?

2 группа

    • Прочитать продолжение статьи Д. Гранина «О милосердии».

    • Какой совет дает он читателю?

3 группа

    • Прочитать цитаты, пословицы, поговорки.

    • Обдумайте их. Объясните значение.

4 группа

    • Составить памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.


«О МИЛОСЕРДИИ» Д. Гранин

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи...
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил «меня это не касается» стало чувством привычным?
С горечью, вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и ее? мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.
Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.
Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)

      • Ответьте на вопрос: «В чем вы видите причины «снижения нашей отзывчивости»?»

      • Как бы вы ответили на вопрос, заданный Д. Граниным: «Что сделать, чтобы милосердие согревало"








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Заместитель директора по воспитательной работе гбоу сош №1307 Парфенова Наталья Александровна iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения...
Программу подготовили: директор школы А. Ю. Арутюнян, заместители директора по учебно-воспитательной работе С. Д. Гончарова, О. В....

Заместитель директора по воспитательной работе гбоу сош №1307 Парфенова Наталья Александровна iconКлассный час из серии: «Размышляем вместе…»
Автор: заместитель директора по воспитательной работе мбоу «Новосокольническая сош», классный руководитель 7 «а» класса Рачеева Светлана...

Заместитель директора по воспитательной работе гбоу сош №1307 Парфенова Наталья Александровна iconРеализация регионального проекта «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни»
Бойкова Елена Александровна, заместитель директора по воспитательной работе мбоу сош №8, Калининский район, город Новосибирск

Заместитель директора по воспитательной работе гбоу сош №1307 Парфенова Наталья Александровна iconВоспитание ценности семьи в обучении географии
...

Заместитель директора по воспитательной работе гбоу сош №1307 Парфенова Наталья Александровна iconУчебник ( комплекс учебников ): «Английский с удовольствием»
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Директор мбоу сош№1 г. Советский

Заместитель директора по воспитательной работе гбоу сош №1307 Парфенова Наталья Александровна iconЗаместитель директора по воспитательной работе Маслова И. Г. Моу...

Заместитель директора по воспитательной работе гбоу сош №1307 Парфенова Наталья Александровна icon«Бал старшеклассниц»
Подготовила Е. А. Гусарова, заместитель директора по воспитательной работе моу контеевской сош буйского муниципального района Костромской...

Заместитель директора по воспитательной работе гбоу сош №1307 Парфенова Наталья Александровна iconПубличный отчет завуча школы на 2012-2013 уч г. Магомедова Амирхана Муртазалиевича
Занимаемая должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе мкоу «Голотлинская сош»

Заместитель директора по воспитательной работе гбоу сош №1307 Парфенова Наталья Александровна iconОписание передового педагогического опыта Описание передового педагогического...
Рудь Светлана Александровна, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного...

Заместитель директора по воспитательной работе гбоу сош №1307 Парфенова Наталья Александровна iconСправка по состоянию контроля и руководства учебно-воспитательным...
Муртузалиевым Муртазали Курбановичем, заместителем директора по учебно-воспитательной работе Магомедгаджиевым Османом Османовичем,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница