Программа по искусству (базовый уровень)




Скачать 385.64 Kb.
НазваниеПрограмма по искусству (базовый уровень)
страница1/4
Дата публикации14.01.2014
Размер385.64 Kb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель научно-методической кафедры гуманитарного цикла

____________/Ульюк В.И./

Протокол № ___

от «__»__________200_г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель руководителя по УМР МБОУ «Лицей»

_____________/Лебедева Е.В./

«__»___________20___г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Лицей»

___________/ Кащеева Т.М./

Приказ № ___

от «__»__________20___г.


ПРОГРАММА

^ ПО ИСКУССТВУ

(базовый уровень)

8-9 класс

основная ступень среднего общего образования

68 часов (1 час в неделю)

Авторы:

Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.

УЧИТЕЛЬ

Ольховская Валентина Николаевна.

2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка

Программа соответствует Государственному стандарту общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство», составлена на основе базисного учебного плана Московской области, утвержденного приказом министра образования Московской области от 02.08.2013г. № 2958, а также учебного плана МБОУ «Лицей» на 2013-2014 учебный год и на основе авторской программы «Искусство. 8-9 классы». Авторы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. «Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы» Сборник программ для общеобразовательных учреждений : – М.: Просвещение, 2009.

^ Общая характеристика предмета

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социальное и культурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи.

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, B.Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

  1. развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности,  художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

  2. воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра;

  3. освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  4. приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

  5. овладение умениями и навыками разнообразной художественной  деятельности;   предоставление   возможности  для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.


^ Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном  пространстве,  наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие  интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение   культурно-познавательной,   коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.


^ Специфика программы. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить свое конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом, все науки» (Л. В. Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму и композицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы.

На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. — становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства искусства в своем творчестве.

^ Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство» Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественным опытом школьников.

^ Место предмета в учебном плане.

Программа по «Искусству» для 8-9 классов составлена в соответствии с количеством часов МБОУ «Лицей» и рассчитана на 68 учебных часов, в том числе 8 класс – 34 часа (1 час в неделю), 9 класс -34 часа (1 час в неделю). Программа рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах.

^ Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять при роду многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания — выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает
стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры.

^ Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8-9 классов:

  • эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

  • осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

  • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

  • личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

  • перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.


^ Результаты освоения программы «Искусство» Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест

Требования к уровню подготовки учащихся
8 класс

  • Иметь представление о значении искусства в жизни человека;

  • понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

  • рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

  • размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентирующей, эстетической);

  • иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино;

  • использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.


9 класс

  • представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;

  • понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);

  • ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;

  • понимать особенности художественного языка разных видов искусства;

  • осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;

  • выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;

  • использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.



^ Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

8 класс

1

Искусство в жизни современного человека

2

2

Искусство открывает новые грани мира

7

3

Искусство как универсальный способ общения

7

4

Красота в искусстве и в жизни

11

5

Прекрасное пробуждает доброе

7







Итого: 34 ч.

9 класс

6

Воздействующая сила искусства

9

7

Искусство предвосхищает будущее

7

8

Дар созидания. Практическая функция

10

9

Искусство и открытие мира для себя

8







Итого: 34 ч.

Всего часов:

68

^ Содержание программы «Искусство 8-9 класс».
8 класс.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по искусству (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе для 5 б класса (уровень базовый)
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (базовый уровень)\Под редакцией В. Я. Коровиной, 11-е издание....

Программа по искусству (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе для средней общеобразовательной школы...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) и Программы общеобразовательных учреждений...

Программа по искусству (базовый уровень) iconРабочая учебная программа Литература (наименование учебного предмета) Базовый уровень, 11 класс
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. В. Агеносова «Литература 10-11 классы...

Программа по искусству (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе, 7 класс, базовый уровень, Бельчиковой Надежды Сергеевны
Коровиной В. Я. (Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень)10-11 (профильный). В. Я. Коровина,...

Программа по искусству (базовый уровень) iconВ. Г. Маранцман Литература (базовый уровень)
Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Матвеев А. И. /Под ред. Боголюбова Л. Н. Обществознание (базовый уровень)

Программа по искусству (базовый уровень) iconУчебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных...
Программа: Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Просвещение, 2006

Программа по искусству (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе Программы...
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11 классы (Профильный уровень) Под ред. В....

Программа по искусству (базовый уровень) iconРабочая программа учебного курса «Литература 11 класс» разработана...
Коровиной В. Я. ( Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) 10-11 классы (Профильный уровень)...

Программа по искусству (базовый уровень) iconРабочая программа учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского,...

Программа по искусству (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
Примерной программы общеобразовательных учреждений по литературе (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Программа рассчитана...



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница