Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах Из опыта работы учителя начальных классов




Скачать 278.25 Kb.
НазваниеИспользование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах Из опыта работы учителя начальных классов
страница1/3
Дата публикации04.02.2014
Размер278.25 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Культура > Документы
  1   2   3
Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Из опыта работы учителя начальных классов

Учитель: Бабина Нина Юрьевна, учитель начальных классов, г. Новодвинск, Архангельская область, М.О.У. «СОШ №7».

Предлагаю материал из своего опыта работы с детьми 1-4 классов начальной школы, по формированию правильного культурного поведения. Это система работы для всего периода обучения в начальной школе. Дети с удовольствием воспринимают данный вид работы, которая делает учение в школе интересным и более успешным.

Одним из важнейших разделов в воспитательной работе с детьми, является работа по духовно-нравственному воспитанию. Вместо скучных назидательных нравоучений и бесед, я использую замечательные стихи детских поэтов-классиков: С.. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, А. Бар-то, Б. Заходера и других.

Я работаю в специально-коррекционных начальных классах 7 вида. Данный вид работы считаю актуальным и ценным. Дети, в силу своего возраста, не всегда видят свои отрицательные стороны поведения, не знают, как поступать правильно, как оценивать свои поступки и поступки других, не знают критерии оценки, с чем надо сравнивать.

В замечательных стихах детских поэтов есть советы и ответы: как избавиться от недостатков, как стать настоящим учеником, другом. Через весёлые стихи ученики могут увидеть и понять, «что такое хорошо и что такое плохо», научиться правильно себя вести. Данная работа способствует развитию учебной деятельности каждого ученика.

Цели: развитие духовно – нравственных качеств учащихся, способствующих формированию социально – активной личности, усвоение учащимися норм культурного поведения, умение оценивать поступки свои и других.

Задачи: - общее развитии учащихся : их интеллектуальных и творческих способностей;

- развитие важных психических процессов: памяти, внимания, воображения и др.

-развитие речи, расширение представлений об окружающем, расширение словарного запаса, приобщение к чтению и литературному русскому языку.

- через совместную деятельность научить общению, взаимодействию, ответственности, работе в группе, умению публично выступать перед другими.

^ Система работы: 1. Стихи заучиваем в рамках какого-нибудь коллективно - творческого дела( к. т.д.), проводимого в классе по плану воспитательной программы.

В результате: выступление перед родителями, а затем обязательно выступаем в других начальных классах. Нас всегда очень хорошо принимают, даже если класс по возрасту старше. К концу 4 класса все ученики свободно выступают, а главное очень любят это делать. Мы называем это «гастроли.»

2. Обязательное условие, что выступают всегда все (в классе 12 человек.) Стихи читают коллективно, по цепочке, по 1-2 четверостишия, поэтому произведение все всегда выучивают полностью и всегда любого могут заменить.

1 класс - к. т. д. «Мы теперь ученики.» С первых дней в 1 классе начинаем усваивать школьные правила со стихами С. Маршака -«Школьнику на память». В дальнейшем много напоминать о том, как надо себя вести уже не приходиться . Стоит только произнести 1-2 слова из стиха, как дети сами уже хором договаривают. Например, я говорю: «парта-это …» .Дети продолжают: « ..не кровать и на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно и веди себя, достойно …».Таким образом, раскрывается понятие, как это «достойно» и усваиваются правила посадки и поведения.

На первых уроках обучения грамоте в Азбуке есть иллюстрации к сказкам: « Репка», «Теремок», « Колобок». Замечательный материал для того, чтобы детям начать общаться, говорить вслух, побороть неловкость и стеснение. Играем все сказки. Сначала некоторые отказываются, но потом, глядя на других - соглашаются. Играем без костюмов, просто в школьной форме, т. к. дети, особенно с зпр, очень осторожно относятся ко всяким изменениям, их это может вспугнуть, оттолкнуть.

Работаем так: - у каждого своя роль. Он должен выйти, произнести все слова из сказки за своего героя и свои действия . Например:. 1).- Выходит дед, выводит репку, « садит» её на стул и говорит: «Посадил дед репку» .

2)-Репка поднимает руки вверх и говорит: « Выросла репка большая – пребольшая». - Дед уходит.

3)-Затем снова выходит дед, произносит слова: « Стал дед репку тянуть; тянет - потянет, вытянуть не может.» «Позвал дед бабку. Бабка иди репку тянуть.»

4) - Выходит бабка, берётся за дедку и говорит: «Бабка за дедку».

Дед говорит: «Дедка за репку», И говорят вместе с бабкой : « Тяну т- потянут, вытянуть не могут.»

5) - Говорит бабка: « Внучка иди репку тянуть» и т. д. Выбегая, дети звуками обозначают героев ( кошка мяукает, мышка пищит и т. д.), проговаривают свои действия, слова, хором говорят «тянут- потянут, вытянуть не могут» и т. д.

По такому же принципу разыгрываем другие сказки. Цель одна - это помочь детям скорее адаптироваться в школе.

Сказки, стихи Маршака, про школьные правила, а также стихи Маршака « Веселый счёт», (про цифры), показываем родителям в конце сентября, на празднике « День рождения класса» ,который затем проводим ежегодно.

Октябрь- к.т.д.- « Школа вежливых наук». Узнаём о вежливых словах и их применении.

По итогам к.т.д. -(это окончание 1 четверти), праздник с родителями, с чаепитием ; разыгрываем сценку «Вежливое слово» Э. Мошковской. . (Приложение 1.)

Во 2 четверти отрабатываем понятия « хорошо и плохо», под эти понятия подводим все обсуждаемые поступки. Произведение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» разыгрываем опять как коллективное чтение, но уже в руках детей иллюстрации к каждому эпизоду стихотворения.

В 3 четверти разучиваем стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр» рассказываем с иллюстрациями. (Приложение 2).

Во 2-4 классах продолжается данная работа. Выступления готовим ко Дню рождения класса, который всегда отмечаем с родителями по окончанию 1 четверти. Родители активно помогают, с удовольствием приходят в класс на праздники т.к. видят как развивается их ребёнок.

2 класс - к.т.д-. « Замечательный наш класс очень вежливых ребят». Разыгрываем стихотворение Б.Заходера «Буква Я.» и Михалков С. «А что у вас?». Приложение 3

3класс- к.т.д.- « Как не надо себя вести.» Выступление на тему:

« Мы расскажем про ребят, но это только не о нас.» Разучиваем стихи детских поэтов по группам. Приложение 4

Стихи: А. Барто - « Любочка», « Сонечка».

С.Маршак- «Ежели вы вежливы» . Б. Заходер - « Перемена».

В. Лифшиц - « Неряха», «Перчатки» . С.Михалков « Одна рифма»,

4 класс- к.т.д - « Учись-учиться.» Разучиваем стихи: Приложение 5

С. Маршак– « Кот и лодыри.», «Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать.», «Угомон»

А. Барто - « Серёжа учит уроки», « Лёшенька», «Почему занят телефон».

Сценка «Помогла» . Г. Ладонщиков.

Приложения

Приложение 1. С.Маршак « Школьнику на память».

  1. Учитель входит - надо встать.

  2. Когда он сесть позволит— сядь.

  3. Ответить хочешь- не кричи,

  4. А только руку подними.

  5. Парта – это не кровать

  6. И на ней нельзя лежать.

  7. Ты сиди за партой стройно

  8. И веди себя достойно.

  9. На уроке не болтай,

  10. Как заморский попугай.

  11. В нашей школе есть закон-

  12. Вход неряхам запрещён.

С.Маршак

«Веселый счет»

Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два.
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой – посмотри-
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков-
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра шесть - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять иль девятка,
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Цифра вроде буквы О-
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это - десять.

Мошковская Э. «Волшебное слово» Сказка-сценка.

1 ведущий- Театр открывается к началу всё готово!

Билеты предлагаются за вежливое слово.

2 ведущий—В три часа открылась касса, собралась народу масса

Даже ЁЖИК пожилой притащился чуть живой..

^ Кассир--Подходите ЁЖИК, ЁЖИК-

вам билет в каком ряду?

Ёжик -Мне поближе, плохо вижу.

Вот СПАСИБО, ну пойду. (спасибо напечатано на листочке ,как билет)

^ 1.вед. Говорит ОВЕЧКА:

Овечка -Мне- одно местечко!

Вот моё БЛАГОДАРЮ -доброе словечко.

2 вед. - Утка.

Утка-- -Кряк целый ряд для меня и для ребят!

И достала утка—Доброе утро.

^ 1вед. - А Олень:

Олень- ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Если только вам не лень,

Уважаемый кассир, я бы очень попросил

Мне, жене и дочке во втором рядочке

Дайте лучшие места, вот моё- ПОЖАЛУЙСТА!

^ 2 вед. - Говорит дворовый пёс:

Пёс— Поглядите, что принёс! Вот моё ЗДОРОВО-

Вежливое слово!

Кассир- Вежливое слово? Нет у вас другого?

Вижу в вашей пасти ЗДРАВСТВУЙТЕ,

А ЗДОРОВО - бросьте, бросьте!

Пёс- - Бросил.бросил!

1 вед. -И вдруг отпихнув старух, стариков,

Петухов ,Барсуков…

^ 2 вед. -Вдруг ворвался Косолапый, отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

Медведь---- Касса выдай мне билет!

Кассир---- Ваше вежливое слово?

^ Медведь— У меня такого нет.

Кассир— Ах, у вас такого нет? Не получите билет!

Медведь-- Мне билет1

Кассир-- Нет и нет!

Медведь- -Мне- билет!

Кассир-- Нет и нет!

Не стучите- мой ответ. Не рычите -мой совет.

Не стучите. Не рычите. ДО СВИДАНИЯ ,ПРИВЕТ!

^ 1 вед.— Ничего кассир не дал .Косолапый зарыдал.. И ушёл он со слезами, и пришёл к мохнатой маме.

2 вед— Мама шлёпнула сынка и достала из комода

Очень пыльные слова.

^ Мама -Ах, слова какие были! Мы совсем о них забыли!

ИЗВИНИТЕ и ПРОСТИТЕ, РАЗРЕШИТЕ, ДОБРЫЙ ДЕНЬ и ДОБРЫЙ ЧАС!

Мама— На, сыночек, дорогой, и всегда носи с собой!

Приложение 2

^ К. И. Чуковский

«Мойдодыр»

Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та - бежать.И вприпрыжку
Под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Что такое?
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком -
Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник и качает головой:
"Ах ты, гадкий, ах ты грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут -
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!"
Он ударил в медный таз
И вскричал: "Кара-барас!"
И сейчас же щётки, щётки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
"Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!"
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:
"Уходи-ка ты домой,
Говорит,
Да лицо своё умой,
Говорит,
А не то как налечу,
Говорит,
Растопчу и проглочу!" -
Говорит.
Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять.
Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица.
И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ними пирожок:
"Ну-ка, съешь меня, дружок!"
А за ним и бутерброд:
Подскочил - и прямо в рот!
Вот и книжка воротилась,
Воротилася тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.
Тут великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:
"Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!"
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам -
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!


^ Что такое хорошо и что такое плохо?

Крошка сын

к отцу пришел,

и спросила кроха:

— Что такое

хорошо

и что такое

плохо? —

У меня

секретов нет,—

слушайте, детишки,—

папы этого

ответ

помещаю

в книжке.
— Если ветер

крыши рвет,

если

град загрохал,—

каждый знает —

это вот

для прогулок

плохо.

Дождь покапал

и прошел.

Солнце

в целом свете.

Это —

очень хорошо

и большим

и детям.
Если

сын

чернее ночи,

грязь лежит

на рожице,—

ясно,

это

плохо очень

для ребячьей кожицы.
Если

мальчик

любит мыло

и зубной порошок,

этот мальчик

очень милый,

поступает хорошо.
Если бьет

дрянной драчун

слабого мальчишку,

я такого

не хочу

даже

вставить в книжку.
Этот вот кричит:

— Не трожь

тех,

кто меньше ростом! —

Этот мальчик

так хорош,

загляденье просто!
Если ты

порвал подряд

книжицу

и мячик,

октябрята говорят:

плоховатый мальчик.
Если мальчик

любит труд,

тычет

в книжку

пальчик,

про такого

пишут тут:

он

хороший мальчик.
От вороны

карапуз

убежал, заохав.

Мальчик этот

просто трус.

Это

очень плохо.
Этот,

хоть и сам с вершок,

спорит

с грозной птицей.

Храбрый мальчик,

хорошо,

в жизни

пригодится.
Этот

в грязь полез

и рад.

что грязна рубаха.

Про такого

говорят:

он плохой,

неряха.

Этот

чистит валенки,

моет

сам

галоши.

Он

хотя и маленький,

но вполне хороший.
Помни

это

каждый сын.

Знай

любой ребенок:

вырастет

из сына

cвин,

если сын —

свиненок,

Мальчик

радостный пошел,

и решила кроха:

«Буду

делать хорошо,

и не буду —

плохо».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах Из опыта работы учителя начальных классов iconПубличное представление собственного педагогического опыта работы...
Публичное представление собственного педагогического опыта работы Крымовой Людмилы Ивановны учителя начальных классов мбоу «Комсомольская...

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах Из опыта работы учителя начальных классов iconАнализ работы мо учителей начальных классов за 1 четверть 2012-2013 уч год
Мо учителей начальных классов состоит из 10 человек, которые работают в 13 классах-комплектах (учитель Самойленко О. Д. преподаёт...

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах Из опыта работы учителя начальных классов icon«Масленица» ( в начальных классах.) Подготовила: учитель начальных классов высшей категории
Совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах Из опыта работы учителя начальных классов iconКурьинский район моу «трусовская средняя общеобразовательная школа»...
Опыт формировался в условиях сельской общеобразовательной школы, которая функционирует с 1979 года. Работаю учителем начальных классов....

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах Из опыта работы учителя начальных классов iconОписание передового педагогического опыта Описание передового педагогического...
Рудь Светлана Александровна, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного...

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах Из опыта работы учителя начальных классов iconОтчет о проведении Недели начальных классов
Согласно плану учебно-воспитательной работы школы на 2013-2014 учебный год с 25 ноября по 29 ноября 2013 г в школе прошла Неделя...

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах Из опыта работы учителя начальных классов iconДоклад на тему: «использование информационных и коммуникационных...
«использование информационных и коммуникационных технологий во внеклассной деятельности учителя начальных классов»

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах Из опыта работы учителя начальных классов iconПраздник Русская матрёшка символ любви и дружбы\ Авторы составители:...
Авторы составители: Школина Г. В., Григоревская Н. В., учителя начальных классов, Умерова З. А., заместитель директора по внеклассной...

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах Из опыта работы учителя начальных классов iconЕ. В. Трухан, заместитель директора по учебно-воспитательной работе,...
Опыт работы с одарёнными детьми в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах Из опыта работы учителя начальных классов iconПрограмма воспитательной работы с учащимися школы I ступени Автор-...
Программа воспитательной работы «Школа добрых волшебников» представляет собой целостную систему проектной деятельности. Проектная...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница